Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1100) → Священник Олег Патрикеев: В чем нужно каяться?

Священник Олег Патрикеев: В чем нужно каяться?

№11 (1100) / 15 марта ‘21

Беседы с батюшкой

Сегодня мы будем говорить на очень интересную тему – в период Великого поста она очень важна.

Мы привыкли к выражению «нужно покаяться». Но во время Великого поста вопрос, как нужно каяться, стоит особо. Тем более возникает конкретный вопрос: в чем нужно каяться?

– Вы всегда задаете очень трудные вопросы. Спроси у ребенка: «В чем тебе нужно покаяться?», он с недоумением посмотрит и скажет: «Пап, все конфеты на месте».

Ваши вопросы всегда звучат как лично для меня, и я всегда говорю, что готовлюсь к этим передачам, как к своей Исповеди.

Покаяние вернуло меня в лоно Церкви, к Отцу. Идет неделя о блудном сыне, которую важно завершить именно покаянием. Евангельская история заканчивается покаянием сына, который возвращается к отцу. Сколько длится его возвращение? Сколько длится возврат от жизни со свиньями? Мы не можем об этом знать. Возможно, это вся жизнь. А может быть и мгновение. Это может быть, как у апостола Павла: встретив Христа, он получил прощение. У каждого человека свой крестный путь, по которому он идет.

В чем каяться? Сразу всплывает в памяти множество наименований грехов, которые есть в православных книгах о том, как подготовиться к Исповеди. В вечерних молитвах на церковнославянском языке мы читаем такие грехи, которые нам даже на ум не приходят – например мшелоимство. Много анекдотов есть на эту тему, но не будем сейчас веселить наших зрителей.

Начать надо с Адама – он первым согрешил, и представить себя на его месте: все мы – Адам. Он согрешил, вместе с Евой. Надо рассмотреть, в чем же он согрешил, ведь чтобы каяться, нужно понять, в чем ты согрешил. Любое покаяние означает осознание греха. Если я каюсь – значит, знаю, что такое грех. Если я каюсь просто в каком-то облачном призыве, потому что это делают все, – покаяние будет просто галочкой в моей жизни. Поэтому мы должны вспомнить, в чем же согрешил Адам.

Это очень древняя история. Есть даже хорошие детские православные мультфильмы про грехопадение Адама. Когда деткам показываешь, им очень интересно посмотреть визуальную сторону этого процесса, как происходило на самом деле. У детей психология игровая, они все видят через призму игры. Это у взрослых логика включается: мы начинаем судорожно вспоминать, в чем согрешил Адам, какой он съел плод, – яблоко или апельсин...

Вернемся к Адаму, который согрешил вместе с Евой, и посмотрим, в чем он мог бы покаяться. Согрешил он очень серьезно: у него были последствия грехопадения, и он о них знал, но сознательно пошел на грех... Если рассматривать грехопадение Адама и Евы глубоко, то мы видим сильнейший разрыв – это просто развод с таким грохотом, с таким хлопаньем дверью, что просто Вселенная вздрогнула.

Казалось бы: ну съел яблочко – и что такого? Это просто образ, визуальное видение. И сейчас люди думают: подумаешь, поел скоромного в пост – ничего страшного, это как бы ни о чем. Но надо увидеть глубину разрыва с Тем, Кто тебя сотворил, Кто тебя любит и дал тебе жизнь.

И здесь мы вспоминаем притчу о блудном сыне, который говорит: «Я ухожу от тебя, отец». Он ушел не потому, что ему было скучно (хотя, может быть, было скучно). Он уходит потому, что так захотел, а это своеволие.

И он не просто ушел, но еще потребовал часть наследства.

– Да. Так и Адам: он ведь не просто ушел, и он не умер. Если бы он сразу умер, то получил бы сразу воздаяние за грех. Но он взял жизнь, взял дыхание Божие, взял продолжение рода, взял благословение на то первоевангелие, которое Бог дал в раю Адаму и Еве. Это вроде бы благословение на возврат в рай. О чем это говорит? О том, что Отец его ждал.

На вопрос: «Адам, где ты?» надо ответить каждому из нас. Вопрос именно в этом: «Где я сейчас? Вернулся ли я? Или только собираюсь вернуться? Или я еще пока отложил эту встречу? Или я пока не готов к ней?». Ведь что такое встреча с Отцом? Это смерть.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Евангелии Христос все время говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мне интересно, что Он имел в виду под этим: есть 2 примера в Евангелии – богатый юноша и Закхей. Вот юноша, так сказать, исповедовался, а когда Христос предложил ему покаяться, мы знаем, чем это кончилось. Закхей ничего не рассказывал о своих грехах – он сказал, что конкретно сделает, и Христос его похвалил. Мы можем всю жизнь рассказывать о своих грехах, плакать во всеуслышание, но если ничего конкретного не делаем, то это будет просто словоблудие, но покаяния не будет. Так в чем же суть покаяния?».

– Вы абсолютно правильно заметили о покаянии Закхея делами. Закхей при встрече с Христом увидел свою жизнь, прожитую до Христа. «Свет Христов» осиял его жизнь – он увидел всю ее некрасивость, все свои обманы и ужаснулся. Увидев Лицо Христа, он воскликнул: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Он понимал, что пришла расплата. Он готов был все отдать (наверное, практически все и отдал), чтобы только получить прощение. И он его получил, потому что Христос сказал: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама».

С юношей было немножко по-другому. Юноша не исповедовался – он просто рассказал, что исполняет заповеди. Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Взять крест в то время – это страшная казнь. То есть: возьми то, что тебя убьет, на чем ты будешь распят. Христос уже тогда проповедовал крест, Он знал, что будет распят на Кресте, поэтому потихоньку готовил людей к несению креста. И Он спросил: «Готов ты пойти за Мною, раздав все свое имущество?». Богатство, о котором стал сожалеть юноша, не дало ему возможности пойти за Христом, хотя он был близок к тому, чтобы стать апостолом. Евангелие умалчивает о жизни этого юноши, но мы понимаем, что его сердце было близко ко Христу.

Поэтому, думаю, покаяние должно обязательно сопровождаться делами. Невозможно обидеть человека, отнять у него что-то, а потом просто сказать: «Прости». Я недавно с детьми разговаривал о покаянии, объяснял им. Например, ты отнял у кого-то яблоко – тебе очень захотелось, и, доедая его, просто говоришь: «Прости меня»? Этого недостаточно: ты должен возместить человеку, хотя это и ветхий Закон. И человек должен тебя простить.

Ведь пока человек что-то на тебя имеет, твои молитвы Господь не примет. Сказано в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Например, тебе кто-то должен 100 долларов, и ты никак не можешь простить ему, что он долг не возвращает, но при этом идешь в храм к Богу за прощением грехов… Пока ты не примиришься с человеком, не простишь его, все будет бесполезно: ты не проявил любовь – и тебе не видать любви.

Получается интересная штука: каждый раз, когда мы слышим какое-то Евангельское повествование, притчи, мы понимаем: вот так нужно жить, – но мы живем как-то вопреки, что удивительно. Вы приняли уже тысячи Исповедей, люди приходят, что-то говорят, в чем-то каются. Наверное, после этого кажется, что все ужасно: люди злые, грешные, кошмарные. Но в глазах священников все равно радость. Почему?

– Священник – как рыбак. И ловим мы не чистые красивые мысли людей или их благие поступки, но вылавливаем как раз грязное бельишко. Я себя сравниваю со стиральным порошком «Tide»: я стираю – не я лично, но та благодать, которая дана священнику.

Епитрахиль, которую мы носим, это символ вод иорданских: входя под нее, человек дает обещание Богу. Как когда-то люди шли с Исповедью к Иоанну Крестителю, и он крестил их в Иордане с прощением их грехов. Это прообраз, что из-под епитрахили выходит новый человек.

Это даже прообраз Крещения: покаяние есть второе Крещение. Иногда человека омывают водой при Крещении, а он не понимает сути этого. Да, он радостный, происходит какое-то воздействие, но человек не понимает всей глубины происходящего.

Меня, например, крестили в детстве, и я не помню этого преображения. Я все время мечтал креститься еще раз. Я однажды подошел к батюшке и сказал: «Знаете, я не помню, чтобы меня крестили. Крестите меня, пожалуйста, еще раз – я очень хочу быть крещеным по-настоящему, с полным погружением, чтобы, погрузившись в воду, прочувствовать, что я умер со Христом, а вышел из воды новым человеком. Очень этого хочу». Священник сказал, что в принципе, если я не помню, что был крещен и нет свидетелей, есть такая формула: «Аще не крещен...», – и происходит Крещение.

Но потом я поразмыслил и решил посоветоваться с Евангелием (я люблю советоваться с Евангелием) – открыл Первое Послание апостола Петра: «Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» – вот что такое Крещение. Я должен под епитрахилью сделать такую генеральную Исповедь, чтобы умереть, чтобы все грехи были смыты с меня в покаянии с моими слезами.

Захожу к нему: «Знаете, я хотел бы второй раз креститься». Он говорит: «Крещение – это не омытие, а обещание Богу доброй совести». И все совпало. Я понял, что мне нужна просто Исповедь – настоящая Исповедь, чтобы очистить себя от этой греховной грязи: как в стиральной машинке, чтобы все вытянуло.

Возвращаясь к вопросу, в чем каяться: должен ли я каяться в тех грехах, смысл которых не понимаю, но которые прописаны в том числе в пособии, как нужно каяться?

– Я думаю, что книги, которые описывают уровень грехов, можно не читать: грех познается не чтением этих книг. Невозможно разогнать темноту в темной комнате белым покрывалом. Только свет Христов, который освящает всех и вся, может аккуратно приоткрыть тебе тайну твоего грехопадения. Как любящая мать, когда включает свет, закрывает ребеночку глазки, чтобы свет не сразу попадал ему в глаза, иначе он будет жмуриться, плакать. Так и Господь: Он как бы прикрывает наши глаза. Мы бы ужаснулись, если бы все увидели в одночасье – того ужасного человечка в себе, которого мы всю жизнь кормили, поили, лелеяли, и вдруг увидели его воочию. Я бы просто сошел с ума мгновенно от ужаса.

Поэтому здесь происходит такое: как раскопки города, который когда-то был красив. Когда мы были крещены, мы были сыновьями Божиими – когда нас крестили, мы были святыми без дел, мы были маленькими святыми детьми. У нас ореольчик, который пишется на иконах, присутствовал в то мгновение, когда были крещены, помазаны святым миром. Эти печати Святого Духа почивали на нас, и мы были святыми.

Но потом постепенно святость уходила, и я начал, как блудный сын, расточать ее направо и налево непонятно с кем. И потом, оказавшись в полном непонимании происходящего, ты начинаешь думать: «А что я здесь делаю? Как я оказался на этом месте?». И когда человек осознает свое глубокое падение, начинается искание выхода (как мышь в мышеловке – она ищет, где выйти, куда нырнуть, куда убежать). А выход один – Христос.

Клетка открыта, мы сами в ней сидим. Мы свою клеточку уже реставрировали, повесили даже иконочки, но мы сидим в ней и не выходим из нее: не то главное, что мы сделали снаружи, а главное, что у нас будет внутри. И, выходя из этого свиного положения к Отцу, мы должны знать из Евангелия, чем закончится эта встреча. Мы не должны бояться Исповеди.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Как правильно называть грехи на Исповеди?».

– Каждый грех имеет свое имя. И здесь мы подходим к той лестнице из 10-ти заповедей, о которой говорит Иоанн (Крестьянкин), построивший опыт Исповеди по этим критериям. Но он начинает с 1-й заповеди, сразу вводя человека в такое состояние, что он Бога не любит, как и я исповедовался.

А я подумал: а если начать с последней заповеди? Если начать с малого? Как раскопки – потихонечку очищая то сокровище, которое было заложено при Крещении, тот образ и подобие, которые Господь дал нам. И первой будет 10-я заповедь – «не пожелай». Потом «не завидуй». Начнем с малого: «Разве я не завидовал? Разве я не желал чужого?» – начинаю вспоминать. Увидели в себе это – вот уже пятнышко, как будто пятно грязи на твоей душе (а душа чистая – это необыкновенная красота!). И это пятнышко держишь в уме.

Можно записать. Очень хорошо записывать свои грехи, но никому не показывать, кроме священника. Запишите, чтобы не забыть: я позавидовал. Вот оно – зависть. Не надо рассказывать, кому и в какое время завидовал. Здесь просто мое сердце упало в зависть. Потом дальше: «не обманывай». И переходим дальше: – «не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй». И вот с нижних заповедей потихоньку поднимаемся. Рассмотрите свой день именно в этом ракурсе, по всем заповедям. Это будет калька, это будет вашей шкалой – и она сама вам подскажет, где вы согрешили.

Если ты почитаешь родителей своих, любишь их безгранично, отвечаешь на их звонки, приезжаешь к ним – в этом каяться не нужно. Но если в сердце твоем находится: «Вот, опять мама звонит, опять надо ехать туда-то...» – это и есть грех, он совершается в сердце. Есть мысль, которая опережает наше действие: я еду, но нехотя, иду, жертвую, но не желаю жертвовать, тихонечко это делаю, лишь бы отстали. Вот это мое внутреннее «я» нужно из себя вытащить – этого грязного, никчемного, ненужного человечка вытащить и показать его Христу: «Господи, избавь меня от него, от этих грехов, забери их» – ибо Господь пришел взять грехи наши, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту, чтобы мы не срывали эти грехи снова. Они на Кресте находятся.

Вы так хорошо об этом сказали. Но мы должны будем свое сердце в этом смысле еще и исповедовать... Что самое главное, если мы можем добраться до последнего (вернее, до первого) греха?

– Да, это будет тяжелая работа. Поэтому нам не нужно исповедоваться в тех грехах, которые мы не понимаем. Иногда ты не чувствуешь за собой греха, если ты сказал громко что-то своим детям, а они на тебя обиделись. Мы не чувствуем обиды своей жены, когда в чем-то ее упрекнули: недосолен суп – а она обиделась. Ведь это тоже грех, если так глубоко рассмотреть. Мы же обидели человека. Чем? Суп несоленый, а ты потерпи, досоли сам. Когда ты этого не видишь, значит, ты пока еще слепенький. Ты каешься в больших своих грехах, а мелких грехов не видишь… Но в этом вся суть – увидеть в себе мелкую грязь, мелкие крапинки: из мелочей составляется наш характер. Как раз в таких мелочах проверяется человек: если ты можешь все время улыбаться, а один раз сделаешь что-то плохое – это все, это будет показывать, что ты все время улыбался просто так.

Бывает, что человек падает, грешит против тебя. Но мы должны это воспринимать за попущение Божие… Мы должны понять, что сейчас, в этот момент, он лишился благодати, которая его поддерживала, как вожжи, которыми поддерживают малыша, который ходит: он думает, что сам ходит, а это просто его папа держит на вожжах и радуется. А малыш-то смеется: «Это я, я пошел». Папа эти вожжи отпустил, он тюк носом – больно, нету папы, благодать кончилась. Надо срочно искать благодать.

Значит, мы что делаем? «Покаянием отверзи нам, Богородица, двери царские»: мы начинаем покаянием привлекать к себе благодать. Ведь мы не можем сами с этими грехами справиться. Мы для чего приходим исповедоваться? Чтобы получить прощение, благодать, которая даст нам возможность действовать – это сверхлекарство против греха: мы благодатью спасены – не просто нам прощаются грехи, мы в этой благодати начинаем творить все новое, мы радуемся, торжествуем. Это торжество Православия. Рождается новый человек в покаянии.

Да, он потом может снова упасть, но именно об этом речь у святых отцов: от падения до падения идет человек к Богу. И «не отчаивайся, держа свой ум во аде», как говорит Силуан Афонский: как бы принижай себя. Ум мой всегда будет понимать свое греховное состояние, а душа будет рваться к Господу.

Благословите наших телезрителей на такое доброделание во время Великого поста.

– Это великое счастье. Я жду Великого поста как манны небесной: для меня это просто начало новой жизни. Я через пост пришел к вере. Пост освободил меня от многих лишних фобий, страхов. Я в посту познал любовь Бога. Пост является сильнейшим действием для души. Он утончает наше тело, оно становится послушным. Только через пост и молитву мы можем хотя бы немного приподняться над землей: птица имеет два крыла, и нам Святая Церковь говорит, что наши крылья – пост и молитва.

Помощи вам Божией в посту. И помните, что пост это сугубо личное отношение к своему телу. Не нужно делать какие-то уклонения. Берите благословение у священника – он знает ваши силы. И самый лучший пост – поменьше смотрите рекламы.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс