Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Великий пост в этом году начнется 15 марта. Ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем их смысл и какова особенность этих дней?
– Поскольку человек душевно-телесное существо, ему нужно определенное время, чтобы раскачаться. Говорят, что всякая привычка формируется 21 день. Примерно столько Церковь полагает на то, чтобы мы настроили свои ум, сердце, волю и тело на подвиг.
Великий пост, Святая Четыредесятница – это определенный подвиг, движение навстречу Христу, Его Воскресению. И чтобы не совершать резких движений в духовной жизни (да и в обычной жизни резкие движения ни к чему), Церковь нас плавно подводит к мысли, что наступает пора покаянная. Все подготовительные недели – о Закхее, о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде – говорят именно об этом.
В Неделю о мытаре и фарисее в первый день седмицы читается Евангелие на определенную тему, и вся неделя получает определенное название. Очень интересная история о мытаре и фарисее – она касается каждого из нас без исключения. История про двух людей, которые молились Богу. Первый молился очень уверенно (у него были, как ему казалось, определенные гарантии, что Господь обеспечит его всем необходимым): «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю».
В Евангелии от Матфея Господь говорит: говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Так что до фарисея нужно еще дорасти – это на самом деле были очень серьезные подвижники веры, Закона: они искренне старались, трудились над собой. Но их труды были больше внешними: апостол Павел говорит, что внешнее благочестие мало полезно. Когда человек много сил тратит на внешнее (пост, поклоны, всенощное бдение), но не уделяет внимание внутреннему (молитве, покаянию, смирению, сердечному сокрушению, что, собственно, и составляет суть духовной жизни), то у него постепенно растет надмевание – он начинает смотреть на людей немножко свысока. Например, человек постится и видит другого, который ест мороженое. У него внутри сразу мысль: «А я не такой, как прочие – я молодец».
Пока фарисей не сказал слов, касающихся личности конкретного человека, все было допустимо – не было греха: по сути, он благодарил Бога за то, что Господь ему дает. Но безумные глаголы – когда он сказал, что он не такой, как сей мытарь. Вот этот грех осуждения другого есть мерзость перед Богом: ничто так не уничижает человека в глазах Божиих, как самовозвышение, самовозвеличивание. Бог противится гордым, а осуждение – тяжелейший симптом этой смертельной болезни. Человек, осуждая другого, всегда пытается его опустить, унизить, а на его фоне приподняться.
Огромный духовный труд – научиться не осуждать. Чтобы не осуждать, надо всегда видеть свое состояние. У нас зрение устроено таким образом, что может быть сфокусировано только на одном: или я вижу другого с его грехами и особенностями, или вижу себя. Если я не сфокусируюсь на себе, сразу начинаю замечать грехи вокруг. Поэтому огромный аскетический подвиг – учиться не осуждать; для этого нужно учиться другого оправдывать.
Паисий Святогорец говорит, что мы должны открыть фабрику добрых помыслов и упражняться в этом. Когда внутри возникают какие-то лукавые помыслы о том, что Вася сделал или что Маша сказала, строго себе скажи: «Какое мое дело? У меня своих проблем нет?». И когда слышишь другого человека, который говорит, что кто-то такой-сякой, оправдай его: он говорит это по немощи, по недоразумению. Вот так каждый раз перебивать помысел осуждения – это полезно.
Вернемся к притче о мытаре и фарисее. Мытарь стоял, бил себя в грудь и молил: «Боже, милостив буди мне, грешному». И эта кратенькая молитва привлекла милость Божию к грешнику. Ну а кто из нас без греха? Кто из нас может сказать, что он освобожден от этого? Поэтому мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот.
Вы сказали о покаянии. В чем сила покаяния? Не просто же так мы об этом говорим...
– Господь, конечно, видит и внешнее, но сквозь нашу одежду (а тело – в каком-то смысле одежда души) Он видит наше сердце. Бога не проведешь. Есть такие слова у апостола Павла: имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Очень часто мы хватаемся за какое-то внешнее делание, на него напираем, но важно то, что происходит в сердце.
Покаяние – это сила со стороны человека, которая привлекает Божественную благодать. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Покаяние – невидимый процесс, хотя иногда и видимыйибо сопровождается и переживаниями, и стенаниями, и слезами. Важно, чтобы человек умел плакать.
У нас очень много людей, особенно мужчин, умирает от сердечно-сосудистых заболеваний. Почему это происходит? Потому, что «мужчины не плачут – мужчины огорчаются»: мужчинам вроде как неудобно, не к лицу, неприлично плакать, нужно скрепя сердце держаться. А что тут такого – поплакать перед Богом, свое сердце развернуть к Богу и сокрушаться: «Боже, милостив буди мне, грешнику»? Женщинам плакать проще, они сердечнее: поплакали – давление упало, сосудики пришли в норму. А мужик все терпит, терпит, терпит, а потом инсульт или инфаркт. Поплакать перед Богом в молитве – в этом ничего постыдного нет: и Давид плакал, и Моисей, и Авраам...
Меня всегда удивляло: цари, повелители народов, воинов, допускали слезы...
– Слезы – это признак жизни, признак сердечности. Если человек способен к сочувствию, состраданию, сокрушению о своем недостоинстве перед Богом, то, во-первых, он способен на живые чувства, во-вторых, ощущает себя перед Богом. Есть Господь, Отец Небесный, перед Которым не стыдно преклонить колени и не стыдно, прочитав псалмы царя и пророка Давида, сердцем и глазами источить слезы.
Следующая неделя будет посвящена притче о блудном сыне. История разноплановая, в ней очень много смыслов. Еще один год прошел, и мы вновь возвращаемся к этим Евангельским историям. Можно спросить себя: кто ты? что изменилось за этот год?
Вновь будем слушать историю про сына, который, взяв у отца часть имения, полагавшуюся ему после смерти отца, ушел в страну далече и расточил все, живя блудно. Так часто бывает и в нашей жизни: что имеем – не храним, потерявши – плачем. И плакать мы порой начинаем не перед Богом, а от боли, голода, отчаяния, от того, что оказались на краю гибели. Но этот сын, младшенький, в этот самый момент вспомнил про отца: он развернулся от бездны отчаяния, от пропасти, куда его увлек враг рода человеческого, решил пойти к отцу и сказать: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Происходит важный момент – покаяние. Это не просто сетование, не просто мечта, что он начнет новую жизнь с понедельника.
Мы часто на этом и останавливаемся: вроде о чем-то попереживаем, даже признаем свою ошибку, но на этом останавливаемся. Когда человек признает свою ошибку, ему сразу становится легче дышать – как груз сваливается. Покаяние дает человеку легкость, способность дышать, но одного этого переживания недостаточно: необходимо принести плоды покаяния – необходимо не просто сердцем измениться, но совершить дела, противные греху. У блудного сына это получается: он разворачивается на 180◦. Как сказано в Евангелии: встал и пошел к отцу своему.
Есть удивительная песня, называется «Гимн жизни». Кому интересно – поищите в интернете. Ею можно вдохновляться – это как зарядка для унылых и печальных людей.
Блудный сын возвращается к отцу. Отец его принимает, возвращает ему его достоинство, его права (и материальные, и семейные).
Мы часто обращаем внимание на младшего сына, но старший сын – не менее интересный персонаж. Он всю жизнь прожил в доме отца, ни в чем не нуждался, получал от отца достаточно заботы и внимания. Когда он, возвращаясь с поля, услышал вдруг, что в доме праздник, позвал слугу и спросил, что происходит. Слуга ответил: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». И старший сын опечалился, в его сердце прокрались и зависть, и недовольство, и презрение. Когда отец среди гостей и родни не увидел своего старшего сына, забеспокоился, вышел на улицу и стал просить его зайти. А сын говорит ему: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец ему говорит: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Так часто бывает. Человек прошел по кромке греха, сильно не запачкался, дошел до Церкви, занял там свое какое-то положение, привык к этому положению, и ему кажется недостойным, чтобы в этом сообществе были вот эти и вот те, что «они не того уровня». Он начинает распоряжаться, осуждать, смотреть свысока.
Но парадокс этой жизни в том, что на самом деле отец был нужен младшему сыну, он по нему тосковал, его любил. А старший сын был наемником, но отца так и не понял, не почувствовал его сердцем.
Можно и в Церкви прожить жизнь таким образом: все правильно делать, быть на хорошем счету, но Христа не возжелать всем сердцем, всем умом, не почувствовать Его. Это потому, что не было боли потери и обретения вновь, возвращения. У отцов встречается такая мысль: лучше, согрешив, покаяться, нежели, не согрешая, не обрести опыта покаяния. Человеку очень важно почувствовать нужду в Спасителе, а это бывает, когда он ощущает свое недостоинство – свою греховность, свою гибель.
Следующий вопрос. Смотришь какие-то успешные проекты в интернете, и задаешься вопросом: как это все происходит? Страницы социальных сетей, различных групп, объединений, сообществ пестрят успешными молодыми людьми, богатыми, у которых все есть и все прекрасно, а ценности, которые они транслируют широкой аудитории, оставляют много вопросов и лично у меня чаще вызывают внутреннее несогласие. Но обычно молодой человек смотрит эту картинку, потом от нее отрывается и что видит вокруг себя? Несправедливость, свойственную нашей жизни. Трудности, с которыми все мы встречаемся. Сложности, перед которыми мы часто пасуем, обыденность, которая затягивает, как болото. Ему хочется уйти от этого, и он вновь возвращается на страницы богатых и успешных и ориентируется на это. Он не хочет ориентироваться на своих родителей, не хочет жить, как они, в хрущевке на 20 квадратных метрах. Он хочет жить по-другому, как тот успешный мальчик, которому 19: он живет в центре Москвы, у него свой бизнес и он занимается всем, чем хочет, а большую часть времени проводит за рубежом...
– Слышали мы историю про девочку, которая в 18 лет имела много денег, на Бали отдыхала, купила себе дорогой мотоцикл и потом на нем разбилась. Даже не было возможности привезти ее на Родину и похоронить: начались карантинные процессы. Очень трагичная история...
Это фабрика грез, мечты, иллюзии, миражи, на которые покупаются неокрепшие души. Души, которые не приучились трудиться, работать. В юности вообще очень свойственно мечтать, что-то сравнивать. Слава Богу, в нашей юности не было таких возможностей, мы были более приземленными, нам гораздо интереснее было вживую пообщаться, посмеяться, подурачиться, просто погулять, спортом позаниматься. А сейчас – мир грез, который навязывает систему жизненных ценностей и ориентиров.
У нас с дочкой совсем недавно был разговор. После очередного просмотра какой-то счастливой истории она сказала: «Мне 20 лет, а я еще ничего не успела, у меня ничего не получается, я ни в чем не состоялась». На что я ей сказал: «Стоп. Вообще, успешных на самом деле единицы. Чаще всего это просто камуфляж, косметика, все это приукрашено. В реальности богатство – не гарантия счастья. А ведь часто ставится знак равенства: счастливый – успешный, богатый человек».
Я дочери сказал: «Давай поговорим о тебе – нам неинтересны истории красивых девчонок и мальчишек. Давай поговорим о тебе, какая ты здесь и сейчас. Во-первых, у тебя есть вера во Христа, ты знаешь Бога, Его Церковь, ты Его любишь и искренне в Него веришь. Это сокровище, которое далеко не каждый человек может найти в жизни. Когда сердце занято другим сокровищем, сложно в нем совместить любовь ко Христу и что-то еще. Невозможно служить двум господам. У тебя есть это сокровище, значит, в любом месте земного шара, в любом состоянии у тебя всегда есть возможность быть внутренне спокойной, устойчивой, сориентированной. Царь Вселенной – твой Друг, твой знакомый, твой близкий. Во-вторых, у тебя есть семья, которая всегда будет твоим надежным тылом; что бы ни случилось, семья всегда поддержит, поможет. В-третьих, у тебя есть любящий супруг – подарок от Бога, который не так просто в жизни найти. Очень многие люди, зацикленные на успехе, проходят мимо простого женского человеческого счастья». Ну и еще какие-то вещи ей обозначил.
Дальше я ей сказал: «Это ведь не просто на тебя свалилось – это дано потому, что ты такая, твой муж такой: у вас есть послушание, доверие, искренность. Вы это все получили потому, что у вас есть определенные внутренние характеристики, которые гораздо ценнее внешних благ».
Обычно мы это воспринимаем как что-то обычное и вроде как этим пренебрегаем. Мол, ну и что такого: здоровье, семья... Нам все время хочется журавля в небе, а на самом деле надо просто спокойно жить своей жизнью: не мечтой, не фантазиями, а своей жизнью – потихонечку, шаг за шагом. И Господь все даст. Может быть, не на Бали, а в обычном городе Екатеринбурге, но все будет в свое время. Просто надо терпеливо и планомерно трудиться в этом направлении.
Следующий вопрос. Телезрительница пишет: «Серьезно согрешила, уклонившись на 2 года в движение непоминающих после Гаванской декларации. В Церковь вернулась, покаялась, но чувство богооставленности не покидает. Иногда есть ощущение, что могу сойти с ума. При этом регулярно исповедуюсь и причащаюсь».
– Надо потерпеть: любой яд, особенно яд вольнодумства, гордости, отречения, ухода из Церкви, – это тяжелейшая интоксикация, отравление. Когда человек попадает в какую-то секту или увлекается идеей типа «спаси себя сам», «исцели себя сам» – это тяжелейшее повреждение души, которое так просто не уходит.
Во-первых, нужно время. Во-вторых, нужна епитимья. Для исцеления любого тяжкого, смертного греха недостаточно просто Исповеди и Причастия – необходим определенный покаянный труд. Надо прийти к своему духовнику и попросить, чтобы батюшка дал епитимью: например, можно на год взять чтение Псалтири, ежедневно по кафизме. Понятно, что не всегда будет получаться, но должен быть какой-то долгий, на определенное время молитвенный труд или, например, служение милосердия – например можно ухаживать за пожилым человеком, заботиться о нем. В течение года (или полугода, как батюшка благословит) понести какой-то труд. Епитимья необходима, чтобы примириться с собственной совестью (есть такой аскетический термин): да, с Богом примирились, а собственная совесть, которая отравилась этим ядом, требует времени на покаяние. Время и труд все перетрут.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.