Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Все мы, православные христиане, ходим в храм: кто-то чаще, кто-то реже, кто-то раз в год...
– Кто-то только на крестины и отпевание.
Храм присутствует в жизни каждого человека – даже неверующего. Священники нам говорят, что храм – дом Божий. Человек думает: «Если это дом Божий, зачем мне туда? Я настолько грешен – что называется, мерзость пред Богом. Зачем мне ходить в храм?».
– Но ведь Господь пришел взыскать и спасти погибшее. Поэтому нам есть место в Божием доме.
Есть такое выражение: суббота для человека, а не человек для субботы. Возникает вопрос: человек для храма или храм для человека?
– Начнем с самого начала. Для кого и для чего Бог сотворил наш мир? Наш мир человек получил в дар от Бога. Мир сотворен для человека, мы приглашены к жизни в этом мире. В этом мире мы можем встретить Бога, ибо этот мир Бог посетил Своим Воплощением.
Митрополит Антоний Сурожский когда-то заметил: Христос был гоним в Своей земной жизни, и когда мы строим, созидаем и посвящаем Ему храм на земле, мы словно даем Богу место в этом мире, в нашей жизни. Все мы, православные христиане, обращаясь к Небесному Богу Отцу, просим, чтобы здесь, в этом мире, святилось Его имя. Храм являет собой живое присутствие Бога посреди нас.
Когда-то вероопределение VII Вселенского Собора говорило об иконах, что они должны быть в домах, на дорогах, путях, перекрестках: чтобы, взирая на них, мы устремляли свой духовный взор, свою память к Богу и воздавали Ему должное славословие. Бог сотворил для нас мир, а мы строим для Него храм, Божий дом.
Божий дом – это все люди, которые в этом доме собраны, ибо Бог обитает не в каменном, деревянном пространстве: Бог может обитать в сердце человека. Царствие Божие внутрь вас есть – так учит нас Господь. Храм – место, выделенное из всей окружающей среды, чтобы на этом месте мы Бога славословили, Богу в этом месте поклонялись и участвовали в церковных таинствах. Потому что мы не просто призваны обращаться к Богу и восходить к Нему духовно в молитве, но Сам Бог снисходит к нам: так же, как Он когда-то снизошел в рождестве, так силою Святого Духа Он снисходит в таинстве Святого Причащения, даруя нам Самого Себя.
Поэтому молитва, богопоклонение, участие в церковных таинствах необходимы для человека: он существо не автономное – он сотворен для Бога, и истинное призвание, а значит, истинное счастье человека – стремиться к богообщению, искать Бога в своей жизни. И помнить слова апостола Павла, которые он говорил жителям Афин, обращая их к жителям всего мира: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»». Это мы по своей жизни, по своим делам далеки от Него, – но Он ждет нашего обращения к Нему.
Когда мы предпринимаем усилия по созиданию храма материального, храма как прихода, как Божия дома, мы еще трудимся над храмом своей собственной души. Мы помним, что Господь должен обитать и посреди нас, и даже в нас. Так высоко значение храма в нашей жизни.
Вы упомянули, что наша община храма Святых Равноапостольных Константина и Елены на улице Доблести теперь строит еще один храм. Один храм – деревянный, другой – каменный. Совсем недавно на этом храме были возведены купола и установлены кресты. Какая радость! Вы, Глеб, это видели. Можно спросить Вас об ощущениях: насколько это красиво?
Каждый раз на таком событии возникает ощущение, будто сам возносишься на небеса. Мне очень нравится традиция: перед тем как будут вознесены купол и крест, люди подходят и целуют их. Потом, проходя мимо этого храма, каждый будет думать, что он был участником этого события.
– Участником Божия чуда, ведь возведение храма – это всегда чудо, а когда это совершается в условиях пандемии, экономического кризиса, который нас никогда не оставлял и не оставляет, поистине удивляешься Божию милосердию, величию и уникальной возможности стать свидетелем и даже участником этого Божия дела.
В чистом виде чудо: на какие средства возводятся храмы? Откуда берутся эти средства?
– Их не было и нет, а храмы возводятся. Чудо – это то, что не объяснить с позиции видимого мира, с позиции экономики в данном случае.
Очень много людей приходят на такое событие. Люди из близстоящих домов смотрели в окна, как это происходит, фотографировали – всегда кажется, что на следующий день или в ближайшее воскресенье храм будет полон… Но этого не происходит.
– Это произойдет рано или поздно. Самое важное – люди видят красоту храма. Это не просто церковь, а совершенно изумительный по своей архитектуре храм. Изумительные разноцветные купола, изумительные кресты в виде якорей. Люди останавливаются, спрашивают строителей, когда же здесь начнется богослужение. Люди ждут.
Все-таки проповедь о Христе Спасителе, проповедь о Боге, проповедь Евангелия может иметь самые разные формы. И созидание красивого храма в таком сверхсовременном районе, где стоят 25-этажные здания, есть свидетельство о Божией любви, о красоте Божия мира. Это тоже проповедь.
Человек и храм… Мне кажется, это очень сложный процесс, который меняет всю нашу жизнь.
– И всю жизнь мы этому учимся. Это не то, чего мы достигли и теперь носим с собой в кармане: мы должны обретать это постоянно – каждый день, каждую неделю, каждый месяц, каждый период Великого поста...
Такой вопрос. Есть слова молитвы: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Мы не всегда ходим в храм со страхом, с трепетом – мы в храме ведем себя так: «А, привет! Я здесь...» (к сожалению, я это вижу довольно часто).
– Я не стал бы грустить об этом.
Думаю, невозможно человеку искусственно разделить свою жизнь на сакральное и бытовое. Мы одновременно сакральны, ибо духовны, трансцендентны – мы превосходим нашу биологическую, физическую природу, – и вместе с тем мы материальные люди, живущие в материальном мире.
Не стоит надевать на себя маску благочестия, не имея подлинного благочестия. Надо быть человеком общительным, открытым, иногда и в храме спросить о детях, о работе, о том, что действительно важно: все в нас перемешано, мы духовны и материальны.
Разделение – всегда процесс негативный. Человек в идеале должен быть цельным. Если мы будем себя разделять, получается, что, когда мы читаем молитвы, – мы одни, почитали молитвы – переключились, стали обычными людьми, но это же неправда.
Вся наша жизнь должна быть пронизана памятью о Боге, освящением себя Богом. Поэтому при любом бытовом деле можно всегда творить краткую молитву: как говорил святитель Григорий Богослов, никакое хорошее дело не мешает помнить о Боге, не мешает Бога любить, не мешает Богу молиться. Поэтому, мне кажется, такого искусственного разделения не должно быть.
Конечно, бывают люди духовно сосредоточенные, которые могут отключиться от окружающей обстановки, от человеческих связей и полностью предать себя молитве, но их мало.
Когда власти пытались захватить Александро-Невскую лавру, где мы сейчас находимся, люди вышли на улицы. В Петербурге жило тогда примерно два с половиной миллиона человек, и 500 000 вышли на защиту лавры – это была серьезная сила. Тогда власти, наверное, поняли, что разрушить храмы – это самое простое, а вот людей не разрушишь: храм «не в бревнах, а в ребрах»… Сейчас у нас сложности в связи с пандемией. На Ваш взгляд, это усилило Церковь или ослабило ее?
– Я думаю, результаты того, что происходит в последний год, мы будем еще изучать. Как говорит апостол Павел, я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Эта любовь проявляется в том числе любовью к храму.
Вы сказали, что защищать лавру вышло 500 000 человек – четверть населения. В чем беда современного мира? Современные люди разделены, их мало что объединяет. Современный мир (под миром мы понимаем совокупность греха) делает так, что люди разделены на группы: вот эти – верующие, те – неверующие, эти – за одну футбольную команду, те – за другую, и так далее. В людях нет консолидации. Но это черта всего нашего современного мира.
В любом случае Церковь врата ада не одолеют...
– В истории Церкви было так, что, например, в России на свободе оставалось только 4 епископа – люди, которые могут сохранять апостольскую преемственность, рукополагая новых священников. В Албании на свободе не осталось вообще ни одного православного священника. Тем не менее врата ада не одолеют Церковь – об этом сказал Господь, а все, что сказал Он, есть слово истинное. Каким образом это будет свершаться и свершается, – от нас закрыто.
Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Святитель Игнатий (Брянчанинов) всегда говорит: учитесь молиться. Сейчас из-за пандемии в храм мы не идем. Раньше в храме из ста прихожан хоть кто-то молился, и Господь в храме слышал эти молитвы. А сейчас дома мы просто вычитываем молитвы. Выходит, наши молитвы – только до потолка? Господь нас хоть слышит?».
– Если мы трудные времена принимаем не только с мужеством, но еще и с благодарностью, то переживем эти трудные времена с пользой для себя: как учит апостол, любящим Бога все содействует ко благу.
Если мы находим возможность благодарить Бога даже за немощи и невзгоды, тогда, конечно, наша молитва не только будет принята и услышана (ибо Бог все слышит, Ему все ведомо), но наполнится смыслом, искренностью, радостью и любовью.
Я не знаю, какова ситуация с карантинными ограничениями в том регионе, где вы живете, – она везде разная. Но когда у человека нет возможности прийти в храм, он должен об этом плакать, но не отчаиваться. Он должен принимать ситуацию как попущенную Богом.
Для чего? Для самых разных вещей: чтобы мы научились просто радоваться возможности спокойно прийти в храм, чтобы учились домашней молитве.
Есть молитва общая, храмовая – она дается нам гораздо легче. Но каждый человек призван учиться молиться: я всегда говорю прихожанам, что мы не столько молимся, сколько учимся молиться. На этом пути у нас бывают неудачи, но бывают и некоторые маленькие свершения.
И если мы учимся в трудной ситуации (а ситуация, естественно, такой трудной никогда не была), если в такой непростой ситуации будем Бога благодарить (мы же доверяем Ему больше, чем себе, ведь Он знает, чем закончится вся эта ситуация), тогда действительно будем подлинно учиться возносить молитву Богу.
Вы мне сейчас напомнили одну из проповедей митрополита Варсонофия, в которой он говорил, что Господь посещает нас скорбями, немощами. Он посетил нас, и я совсем иначе начал представлять себе эти проблемы.
– Человек считает себя самодостаточным именно тогда, когда у него все хорошо. А он должен нуждаться в Боге, он должен понимать свою немощь… Когда возникает эпидемия, болезнь, мы вспоминаем, для чего мы вообще живем. Мы живем не просто чтобы быть счастливыми (хотя человек призван быть счастливым), но чтобы войти в вечную жизнь.
Помогает ли человеку внешнее благолепие на его пути к осознанию собственной веры в Господа?
– Если человек имеет абсолютный музыкальный слух, ему дискомфортно, когда хор поет мимо нот. Если я глуховат, мне это абсолютно все равно. Если у человека развиты эстетические, художественные чувства, конечно, ему очень важно благолепие храма: это помогает осознать красоту Божия мира через красоту мира видимого... Это может быть плюсом, может быть минусом и может быть совершенно нейтральным.
Конечно, все храмы разные. Очень здорово, что все храмы, хоть и созданы по некоему образцу, канону, разные художественно, архитектурно, везде разное пение, разная иконопись, разная проповедь – это замечательно (но проповедь – об одном и том же, как и иконопись, и песнопения).
Должен ли человек искать «свой» храм?
– Человек должен искать себя. Мы же всю жизнь ищем себя, правда?
И мы себя находим. Но завтра мы меняемся и ищем себя снова. Конечно, хорошо, когда у человека есть свой родной храм, где его любят, знают, где у него есть братья и сестры во Христе. Это замечательно, но всегда ли так бывает? Не всегда.
Хорошо иметь духовника? Хорошо. Всегда ли это бывает? Нет. Страдает ли такой человек? Он не должен страдать: он может и должен учиться через святоотеческое чтение, через наш замечательный телеканал.
А меняется ли для нас храм во время Великого поста?
– Абсолютно меняется: меняется сам характер служб, меняется все в Церкви – в ее богослужении, в календаре, в том, как богослужение проводится, что говорится нам о покаянии. Чтобы встретить Воскресшего Христа Бога, необходим молитвенный покаянный труд. Конечно, жизнь Церкви меняется, меняется и жизнь христиан.
Другое дело, что пост надо воспринимать именно как дорогу к Богу, как нашу усиленную молитву – не как время особого кулинарного внимания, что находится в продуктах, а как время, благоприятное для покаяния, духовного возрастания. Пост – прежде всего молитва: и личная, келейная, и церковная, общая, богослужебная.
В Великий пост нам говорят, что мы должны посещать храм как можно чаще.
– Не «должны»: не нравится слово «призваны» – нас призывают.
А если рабочий человек очень занят, как можно помочь ему чаще бывать в храме?
– Я думаю, все должно быть разумно. Человек не должен убегать с работы. Он не должен, если он находится на тяжелой физической работе, так обременять себя постом, что не сможет копать траншею или окоп. Человек должен все делать разумно.
И, слава Богу, у нас есть православные интернет-ресурсы, телеканалы, радиостанции – они в современном мире могут помочь человеку, который очень и очень занят, наполнить свою жизнь памятью о Боге, молитвой, могут научить человека и придать ему новую осмысленность на пути к Богу.
Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.