Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1099) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: О чуде

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: О чуде

№10 (1099) / 8 марта ‘21

Архипастырь

Предлагаю сегодня поговорить на тему, которая, быть может, не очень острая, но все-таки актуальная, − о чуде: например, встречи с человеком, на лице которого можно увидеть печать Духа Святого, как говорили святые отцы. Вам в жизни с такими людьми доводилось встречаться?

− Да, слава Богу. Я надеюсь, что на жизненном пути каждого человека встречались люди, которые оставляли неизгладимый отпечаток в его душе и жизни. Слава Богу, были такие и в моей жизни, и немало. Наверное, во многом моя жизнь стала такой, какая она есть, благодаря им.

Прежде всего хотелось бы вспомнить своего духовника старца Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова), который недавно ушел в вечность. Он действительно был человеком святой жизни. Каждый раз, как я его вспоминаю, у меня в памяти всплывает отрывок из письма Льва Николаевича Толстого одному из его знакомых после посещения Оптиной пустыни, где он побывал у известного старца оптинского Амвросия: Лев Николаевич писал, что «воистину этот старик – великий святой, потому что, когда я находился в его келии, я чувствовал там присутствие Бога». И отец Кирилл был таким же духоносным старцем: когда мы находились рядом с ним, то ощущали не только его глубокую любовь по отношению к каждому человеку, но и присутствие Бога, Который всегда очевидно для всех пребывал в сердце, душе и жизни самого отца Кирилла.

Это был человек непростой судьбы, прошедший всю Великую Отечественную войну. Он был одним из защитников Сталинграда и был представлен к званию Героя Советского Союза, но поскольку он уже тогда был глубоко религиозным человеком, его из этого списка вычеркнули. В настоящее время исследователи отыскали военную карточку отца Кирилла, на которой сверху написано «Герой Советского Союза» – и эта надпись зачеркнута. Мы знаем из рассказов самого отца Кирилла, почему так произошло: именно потому, что он отказался вступать в ряды компартии по религиозным соображениям, а это начальству казалось несовместимым со званием Героя Советского Союза. Когда отец Кирилл вернулся с войны, то сменил звание воина земного на звание воина Небесного. Он принял постриг в Троице-Сергиевой лавре по окончании Московской духовной семинарии и академии и всю свою жизнь прожил в Троице-Сергиевой лавре, достиг великих духовных высот и стал своего рода маяком для тысяч людей, которые приезжали в Троице-Сергиеву лавру со всех концов Земли, чтобы пообщаться со старцем Кириллом, получить его наставление, благословение, попросить его святых молитв.

Старец Кирилл для всех сделался всем, и мне бы хотелось привести несколько удивительных случаев, очевидцем которых я был, – когда даже после кратковременного общения с отцом Кириллом менялись судьбы людей.

Когда я был еще молодым начинающим священником (служил я тогда в Троице-Сергиевой лавре), ко мне на Исповедь из Москвы стал приезжать один молодой человек, который заканчивал обучение в школе, и ему предстояло сделать выбор дальнейшего жизненного пути. Он очень хотел посвятить себя служению Богу – он к тому времени стал уже глубоко верующим человеком, он желал поступить в духовную семинарию и затем принять сан священника. Но его родители были людьми нецерковными, по сути атеистами, и категорически не желали, чтобы их сын пошел по пути духовного служения. Они настаивали, чтобы после школы молодой человек поступил в светский вуз и стал светским человеком. И вот когда откладывать решение этого вопроса уже было нельзя, он обратился ко мне за советом как к своему духовнику. Я, честно говоря, не находил ответа на этот вопрос. Если я благословлю ему поступать в семинарию (как он того желает), значит, внесу разлад в его семью, а это чревато большими потрясениями, скандалами, а, может, даже и разрывом между сыном и родителями. Если же я займу сторону родителей и скажу, что лучше поступить в светский вуз (как они советуют), это сломает судьбу самого молодого человека, ведь его сердце давным-давно уже лежит к другому.

Не находя ответ на этот вопрос, я отвел молодого человека к отцу Кириллу (у него в Троице-Сергиевой лавре была комнатка, где он принимал мирян для духовных бесед). Отец Кирилл помолился и сказал: «Я вижу, что твой путь − служение Церкви Христовой в священном сане. Поэтому ничего не бойся (в том числе и как твои родители на это отреагируют) и поступай в духовную семинарию». Молодой человек спросил: «Как мне это сообщить родителям?» – «А вот сегодня, − говорит отец Кирилл, − приедешь из лавры домой, прямо и скажи: „Папа, мама, я поступаю в духовную семинарию“». Так молодой человек и сделал. Он приехал домой на электричке из Сергиева Посада (тогда Загорска) и говорит родителям: «Я был в Троице-Сергиевой лавре, беседовал со старцем и получил благословение поступать в духовную семинарию». Сказать, что родители пришли в гнев, – это ничего не сказать: они рвали и метали, говорили много нелестных слов в адрес отца Кирилла. В гневе они побежали на вокзал купить билеты на электричку, чтобы поехать в лавру разобраться с отцом Кириллом, может быть, даже и побить его, как они тогда в сердцах говорили. И тогда испуганный молодой человек побежал вперед родителей на вокзал, успел в предыдущую электричку, прибежал в лавру, зашел ко мне дрожащий, перепуганный. Я спросил у него, что же случилось, и он мне рассказал эту истории. Что делать? Я тоже был в недоумении.

Тогда мы с ним снова пошли к отцу Кириллу: «Батюшка, что делать? Вот так ситуация сложилась». Отец Кирилл очень спокойно сказал: «Как родители приедут в лавру, сразу ведите их ко мне». Мы так и сделали: встретили их у святых ворот, проводили в келью старца Кирилла и с замиранием сердца стали слушать, что же там будет происходить, − очевидно, гром и молнии... Но в келье тишина, покой. Проходит 5, 10 минут… Через полчаса выходят заплаканные родители молодого человека и говорят: «Такого человека мы первый раз в своей жизни увидели».

О чем уж они говорили, я не знаю, это осталось тайной, но полчаса беседы с отцом Кириллом перевернули их жизнь, они коренным образом изменили свое отношение к жизни. И таких людей на моей практике было очень и очень много.

Отец Кирилл часто по вечерам перед отходом ко сну читал в своей келье отрывки из Священного Писания и «Добротолюбия» (сборник святоотеческих поучений). Мы (и молодые монахи, и послушники, да и старцы тоже) собирались в келье отца Кирилла, чтобы послушать эти наставления (обычно мы их называли «чтения»). Отец Кирилл мало что говорил от себя: он читал только Священное Писание и «Добротолюбие». Казалось бы, каждый из нас, имея у себя в келье эти книги, мог бы почитать их и сам, но нас всех тянуло в келью отца Кирилла. Почему? Потому что даже одно присутствие там окрыляло, одухотворяло и питало нас духовной силой.

Отец Кирилл действительно был духоносным старцем, который многим оступившимся людям и тем, кто потерял Христа в своей жизни, помог исправить жизнь и обрести путь ко Христу. Подобных отцу Кириллу людей не очень много, но когда такие люди в нашей жизни есть, это великий дар Божий, великое счастье. Одним из таких духоносных людей я считаю отца Кирилла и счастлив, что, когда настал момент моего монашеского пострига, отец Кирилл был моим восприемником – старцем, который принял меня при постриге и стал моим духовным руководителем в монашестве.

Другой человек, о котором хотелось бы сегодня поведать, − это митрополит Алексий (Коноплев). Многие из молодежи вряд ли помнят этого убеленного сединами почтенного старца митрополита, ушедшего в вечность сравнительно давно. Он был митрополитом Калининским и Кашинским. Когда я вернулся со службы в армии, поступать в семинарию было уже поздно – я был осеннего призыва. Нужно было ждать следующего года, и я поехал по совету своего приходского священника в Калинин (так назывался при советской власти город Тверь). Там я был принят митрополитом Алексием в качестве его иподиакона, а потом в течение года был его келейником, то есть жил вместе с ним в доме, помогал по хозяйству. Таким образом я мог изнутри видеть жизнь этого великого святителя: когда мы приходим в храм, то видим священника чаще всего с его «парадной» стороны и не знаем, как строится быт священнослужителей, в том числе и таких высоких иерархов.

Я был, честно говоря, потрясен особой скромностью и смирением великого старца Алексия в обычной жизни. Он вставал рано утром и начинал каждый день с молитвы: становился перед святыми иконами, и несколько часов проходило его живое общение с Богом. После этого он приступал к работе. У него рядом с домом (а жил он в частном доме) был небольшой сарайчик-мастерская. Там митрополит занимался столярным делом и другими хозяйственными делами. Каждый день он что-то выпиливал, рубил, высекал. Так что первая половина дня проходила у него в молитве и труде, и только обед был первым приемом пищи. Каждый день он говел, то есть воздерживался от пищи вплоть до обеда как истинный монах. Он был человеком очень незлобивым, терпеливым. Когда я оказался его келейником, мне впервые пришлось готовить трапезу (до того момента я никогда не готовил), причем не только для себя, но и для митрополита. Конечно, мне хотелось порадовать старца чем-то особенным, я нашел какую-то поварскую книгу и решил сделать солянку. Я начал ее готовить, но, не имея опыта, положил слишком много соли, и она оказалась пересоленная.

Я предложил Владыке эту еду, не успев ее попробовать. Владыка смиренно ел солянку, в конце концов смог одолеть только половину тарелки, а потом сказал: «Ой, прости, больше я не могу». Когда я попробовал ее, оказалось, что там одна соль. Какая же любовь была у этого человека! Чтобы не обидеть меня, он готов был с благодарением есть эту, по сути, непригодную пищу, видя, что я старался.

Этот человек прожил очень непростую жизнь, имел очень сложную судьбу. Еще до Великой Отечественной войны как человек религиозный и активно участвующий в приходской жизни он был репрессирован, отбывал несколько лет в заключении, потом вернулся и снова прилепился к Церкви Божией, продолжая быть активным прихожанином.

Когда наступил трагический 1941 год, его призвали в ряды действующей армии. Он прошел всю войну, был удостоен многих государственных наград. Он был уже священнослужителем, митрополитом, и даже в советские годы, когда выезд за границу для граждан нашей страны был крайне ограничен, его каждый год приглашали в Югославию (она хоть и была одной из социалистических республик, но все-таки зарубежное государство).

Владыка митрополит в свое время участвовал в боях за освобождение Белграда от фашистов, и поэтому каждый год участвовал в Параде Победы в Белграде, всегда стоял на трибуне вместе с первыми лицами государства Югославия.

Конечно же, он был очень почитаем и в нашей стране. Я помню, что в День Победы, единственный день в году, он приезжал на богослужение, и на рясе его, кроме панагии, было еще множество, в том числе, и боевых наград, за которыми стоял тот подвиг, который он совершал в годы Великой Отечественной войны.

Конечно же, жизнь, подвиги, колоритность этих личностей оставили глубокий неизгладимый след в моей душе, и поэтому во многом и сегодня, принимая те или другие решения, определяя те или иные поступки в своей жизни, я думаю, как поступили бы старец отец архимандрит Кирилл и приснопамятный митрополит Алексий (Коноплев) – они во многом являются для меня образцами, как нужно жить и как поступать в той или другой ситуации.

Владыка, у нас еще остались блиц-вопросы. Первый – как мне кажется, достаточно сложный для восприятия: «Владыка, как быть, если жизнь потеряла смысл? Дети живут своей жизнью, жена – своей, здоровье подводит, и все вокруг идет наперекосяк. Вокруг люди, но ты одинок. Молитва не помогает…».

– Молитва не может не помочь. Господь может медлить с исполнением этой молитвы. Вспомним, в каком недоумении однажды оказались апостолы – ученики Иисуса Христа, после того как Господь говорил им о том, что нужно делать, чтобы спастись. И вот после одной из реплик, когда Господь сказал «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное», – апостолы спросили: «Так кто же может спастись?». И Господь ответил: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Вот мы говорим: «Молитва не помогает». Но молитва – это же не какое-то снадобье, которое может помочь или не помочь. Молитва – наше обращение к Богу, и получается, что это Бог помогает либо не помогает. А если Он не помогает, то для чего? Не чтобы нам навредить, но, конечно же, чтобы нас спасти и нам помочь.

Поэтому либо мы недостаточно надеемся на Бога, а больше надеемся на себя, и даже когда молимся, думаем, что мы помолимся, и молитва будет иметь какую-то силу, и от такой самонадеянности не получаем должной пользы от молитвы, либо молимся с недостаточной верой.

Господь говорит: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам, если это, конечно, не навредит нашей душе и нашей духовной жизни. И поэтому, когда наша жизнь начинает рассыпаться, когда мы не видим успешности каких-то мероприятий, нужно возложить наше усердие не на самих себя, а на Бога: нужно вспомнить о Господе и просить, чтобы Господь Сам проявил внимание к нашей жизни и Сам управил так, как это полезно и спасительно для нас. И тогда придет мир, успокоение и упорядочение нашей жизни. Но оно может прийти не сразу.

Часто ко мне обращаются родители с вопросами о своих детях, которые сбились с пути, ведут непутевый образ жизни. Они говорят: «Что делать? Мы молимся, хотим им помочь, но они не слушают наших советов, и молитва вроде бы не производит каких-то внешних действий».

Мне вспоминается эпизод жизни древнего святого – блаженного Августина, который тоже сбился с пути истинного. У него была очень благочестивая мать, блаженная Моника, и она молилась за своего сына: «Господи, вразуми его, наставь, упорядочи все». Но Моника умерла, так и не увидев, как ее сын встал на путь спасения: уже после кончины своей матери ее дитя Августин взялся за ум, стал служителем Церкви, потом стал епископом Церкви Иппонийской, а потом даже стал святым.

Поэтому нужно не терять веру и с надеждой на милосердие Божие пребывать, быть устойчивым в молитве.

Есть ли человек или люди не из святых, которым Вы хотели бы подражать в детстве или сейчас?

– Мне хотелось бы вспомнить сейчас свою бабушку, которая меня и воспитала, собственно говоря. Она воспитывала меня не словами, у нее таких возможностей не было. Родители мои тогда были нецерковными, а бабушка была церковной. Глядя на нее, я видел, какими глубоко верующими бывают люди, и сам стал верующим, стал христианином и, до сих пор вспоминая ее пример, я извлекаю для себя духовные уроки.

Записали:
Наталья Богданова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Покаяние даровано нам Самим Господом

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее подготовительное воскресенье к Великому посту именуется Неделей о блудном сыне, потому что именно в этот день мы читаем хорошо известную притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11–32). О том самом сыне, который, забрав полагающуюся ему часть имения, ушел на страну далече, и там, погрязнув в грехах, распутстве, пьянстве, извел все свое имущество. А когда оказался на грани жизни и смерти от голода, истощения, вероятно, болезней – хотя Евангелие об этом не говорит, но ведь всякое истощение сопровождается потерей здоровья, – вот тогда и вернулся к отцу, памятуя о том, что даже слуги отца питаются лучше, чем он, и живут куда лучше, чем он.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Михаил Браверман: Человек и храм

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс