Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1096) → Священник Олег Герасимов: Трудные вопросы Евангелия

Священник Олег Герасимов: Трудные вопросы Евангелия

№7 (1096) / 15 февраля ‘21

Беседы с батюшкой

Сегодня мы будем обсуждать тему, которая составлена по вашим вопросам. Для начала обсудим самый, наверное, парадоксальный отрывок из Евангелия, где Господь говорит: не мир пришел Я принести, но меч... Для меня он стал самым искусительным, и благодаря именно этому отрывку я начал читать Евангелие. У меня был протест от слов: «Кто любит отца и мать больше, чем Меня, недостоин Меня» – мне казалось, что это просто вопиющая несправедливость, ведь всем нам с самого детства говорили, и мы так считали, что ничего более святого, чем мать, нет. Слова Евангелия «не мир пришел Я принести, но меч», и враги человеку домашние его» для многих людей до сих пор остаются искусительными... Вас это никогда не заставляло задуматься, что в этом есть какая-то несправедливость?

– Заставляло, конечно. Если это прочитать в отрыве от контекста, получается, что здесь действительно несправедливость. Помню, однажды подошла ко мне одна прихожанка и с негодованием высказывалась по поводу притчи о блудном сыне: мол, он тунеядец, а его так в итоге обласкали! С одной стороны, очень здорово, что человек принимает Евангелие так близко к сердцу, есть основание надеяться, что это побудит вчитаться в него.

Любую мысль можно извратить, если вырвать ее из контекста. У одного из святых описывается такой эпизод. К нему тоже подошли со сложными вопросами Евангелия. А он сказал: «В Евангелии написано, что Иуда пошел и удавился. А ниже написано: иди и ты твори такожде. И то, и другое написано в Евангелии». Вот это яркий пример, как можно выдернуть две фразы из контекста, поставить их вместе – и получить нонсенс, хотя и то, и другое написано в Евангелии. Это заставляет в таких вопросах, которые вызывают недоумение, вчитываться глубже в контекст.

Сказано: не мир пришел Я принести, но меч. На первый взгляд кажется: мол, идите и мечом машите. Но давайте вспомним, когда Господь это сказал. Он сказал это, посылая Своих учеников на проповедь. Он им не дал индульгенции всех разить мечом, но предупредил: вы придете с добром, с Благой Вестью, но то, как вас будут встречать, пусть не вызывает у вас недоумения – вас встретят мечом, вас не будут понимать. В другом Евангелии сказано, что будут гнать, неправедно злословить за Христа, убивать, и  всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. К этому надо быть готовыми.

Поэтому слова «не мир пришел Я принести, но меч» – это такая горькая правда, которую каждый из нас, к сожалению, так или иначе испытывает на себе.

Казалось бы, что плохого делают христиане или православные люди? Они творят добро, кому-то помогают. Но и в жизни, и в интернете столько ожесточенных нападок на их благие порывы! Это странно. Почему так? Казалось бы, человек же ничего плохого не делает. По-моему, у митрополита Антония Сурожского я читал мысль, что люди нападают на тех, кто чище, красивее, добрее: они создают невыгодный для этих людей контраст – на их фоне те выглядят уродливыми. Поэтому есть 2 варианта: или самим попробовать стать красивыми, или красоту попытаться заштриховать.

Так что на призыв к добру, справедливости, к Царствию Божию придется встречать негативное, мягко говоря, отношение, и именно к этому Господь готовит Своих учеников. Поэтому Он говорит: если вы будете проповедовать Евангелие, не думайте, что все вас встретят с распростертыми объятиями, даже ваши близкие не будут вас понимать...

Это актуально во все времена. Было сказано 2 000 лет назад, но и сейчас подтверждается. А что изменилось? Да, технологии. Кто-то очень остроумно заметил: сказать бы кому лет 30–40 назад, что у каждого в кармане будет лежать коробочка, в которой будет собрана вся мудрость мира, а этой коробочкой человек будет пользоваться, чтобы рассматривать котиков...

К сожалению, технологии не делают человека лучше – они делают его изощреннее. Если то, что Господь говорил 2 000 лет назад, применить к современным людям, то, к сожалению, придется констатировать, что мы не только не стали лучше за 2 000 лет, но, дай Бог, чтобы хуже не стали. Эти слова очень актуальны сейчас.

Мы читаем в Евангелии, что враги человеку – домашние его. Мы понимаем Священное Писание очень утилитарно и конкретно. Сказано: заботьтесь о близких ваших. И вместе с этим сказано: и враги человеку – домашние его…

– Как раз на этом контрасте и можно понять, что Господь не призывает враждовать со своими близкими – Он предупреждает, что будут враждовать с нами, но, несмотря на это, все равно нужно делать добро для своих близких.

Помните, некий законник спросил Господа: «Кто мой ближний?». Господь, рассказывая притчу о милосердном самарянине, этот вопрос выворачивает так, что ответ получается не кто мой ближний, а для кого ты должен стать ближним.

Все знают эту притчу. Но задан был вопрос: кто мой ближний? А ответ Господа был: вот для этого человека, пострадавшего от разбойников, будь ближним – не важно, ближний ли он тебе, ты для него будь ближним.

Следующий отрывок из Евангелия: «Кто любит мать и отца больше, чем Меня, тот недостоин Меня». Здесь говорится о совершенно конкретных людях, для каждого человека мать и отец – близкие люди. И вдруг Господь так говорит… Ведь в наше время, в прошлом веке, проблема была в том, что мы о Боге знали меньше всего и самое главное проявление нашей любви было по отношению к матери и отцу.

– Сложные вопросы на то и сложные. Я могу предложить только одну интерпретацию (наверняка будут и какие-то другие). Мне кажется, здесь надо вспомнить, что Господь говорил это апостолам, посылая их на проповедь. И тут можно порассуждать, что Он имел в виду (хотя трудно сказать, что Он имел в виду): идя на проповедь, ты должен понимать, что это сейчас самое важное дело твоей жизни и здесь надо пренебречь тем, что у тебя есть какие-то домашние заботы, привязанности.

Сравните – в другом Евангелии Господь говорит: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия – это было сказано Господом, когда к Нему подошли с вопросом, можно ли пойти и похоронить отца своего. Но это не говорит о пренебрежении к отцу, за которым надо ухаживать и похоронить его. Это испытание меры готовности человека идти за Христом до конца – если ты уже пошел за Христом, надо понимать: если стоит выбор, идти проповедовать или оглянуться назад, выбор должен быть однозначным.

Это вовсе не означает, что ты вообще должен забыть своих родителей. Кстати, в Евангелии хорошо показано, как Господь относился и к Своей Матери, и к Своим ученикам. Он отнюдь не демонстрировал к ним какого-то пренебрежения. Просто именно в тот конкретный момент Он хотел этими словами показать им, что дело, на которое Он их направляет, настолько важно, что сравнимо с любовью к своим родителям.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Господь говорит: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Что Господь говорит лично мне этими словами? Что нужно просить только о духовном, полезном для своей души, а о материальном не просить? Как это понять? Наверное, нельзя Господа просить о материальном?».

– Хороший вопрос. Однажды я читал интересную мысль у кого-то из святых: если ты придешь к царю и попросишь у него грязи, то это не сделает чести ни тебе, ни царю.

Получается, когда мы приходим к Богу со своими земными просьбами, которые, конечно же, нас тревожат, беспокоят, занимают все наши мысли, то, если задуматься, как раз этим мы просим у Бога грязи.

Конечно, Господь слушает нас всех и сопереживает нашей боли, нашему горю, которое побудило нас обратиться к Нему с просьбой, но мы наблюдаем, как тактично Он дает нам понять: то, что мы сейчас просим, для нас неполезно.

Вот вы спросили, о чем надо просить Господа: о духовном или о земном? Думаю, просить надо о том, что беспокоит, и очень внимательно прислушиваться... Если Господь медлит с тем, чтобы исполнить нашу просьбу, вполне возможно, что Он не только испытывает наше терпение и смирение, но дает понять, что этого нам не надо и, наверное, это и есть та самая грязь, которая не делает чести ни нам, ни Царю. Он делает это очень тактично, давая понять, что есть вещи гораздо более важные, чем то, чем мы сейчас озабочены. Задумываясь о своей жизни, мы сами должны прийти к тому, что просить у Бога не зазорно.

Есть то, что мы все равно просим, – здоровья для наших детей, или больше денег, или хорошую работу. Но через какое-то время мы доходим до понимания, что все это не очень важно, ведь ни деньги, ни какие-то блага или материальные ценности мы с собой не унесем – кто-то сказал: на саване карманов нет. Но надо, чтобы к пониманию, о чем просить Бога, мы пришли сами. Не так «вот этого у Бога можно просить, а вот этого нельзя», – нет! Это должно быть так: я попросил – и мне стало неловко от того, что же это я у Бога прошу!..

Вот так постепенно находится взаимопонимание между просящим и Богом. Это глубинное, внутреннее понимание, которое нас в итоге приводит к тому, что в молитве мы просим духовного, настоящего, того самого, что уйдет с нами в вечность. Так что зрительнице от всей души желаю почувствовать и самой понять, чего у Бога следует просить, а чего не следует. А пока просим того, что нас сейчас тревожит.

В Евангелии мы читаем: не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы... Сегодня мы живем в сложное время, и нам часто реально не хватает средств, чтобы жить достойно – у кого-то даже не хватает денег, чтобы оплатить коммуналку. При этом мы слышим: не заботьтесь о хлебе насущном – и вообще: труд бессмыслен?

– Такое впечатление может сложиться, но от поверхностного прочтения. Знаю, что и секты такие бывают, которые призывают отказываться от родителей (как в рассмотренном нами случае), ничего не делать, ибо Господь Сам за тебя все сделает. Но мне кажется, здесь все-таки другое имеется в виду: что человек чрезмерно озабочен – например, с утра до вечера бегает, деньги зарабатывает. Понятно, что вся жизнь его сводится к тому, чтобы добыть средства для пропитания, и у него нет ни времени, ни желания посмотреть на небо. И уместно напомнить такому человеку, что всех денег не заработаешь (говоря современным языком), что на самом деле тебе нужно гораздо меньше того, что, как тебе кажется, тебе нужно. Чтобы это понять, надо остановиться, перевести дух и попытаться согласовать свое душевное движение с тем, чего от тебя хочет Бог.

Очень важно понимать, что, когда человек ведет себя таким образом – занимается зарабатыванием денег и так далее, – в какой-то момент у него складывается впечатление, что все зависит от него: вот сейчас он заработает деньги, у него будут неограниченные возможности. А про Бога он просто забывает.

«Я сам сделаю хлеб насущный и все, что угодно». Как в притче о безумном богаче, который собирал-собирал и в конце концов сказал:  Скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

В заботах о сегодняшнем дне мы должны помнить, Кто податель всего, о чем мы заботимся: не наши труды, а именно Господь обеспечивает нас всем необходимым. Это не означает, что мы должны перестать трудиться, протянуть руку и сказать: «Господи, вот моя рука, я лежу на диване, а Ты, пожалуйста, клади мне все прямо на блюдечке». Нет.

Делай то, что должен делать, но не забывай, Кто тебе дает и для чего тебе это дается. Вот это очень важно: работая в поте лица и зарабатывая деньги, ты должен понимать, что это не ты заработал, а Господь дал тебе это.

Поэтому свои усилия надо перераспределять так, чтобы хватало времени на работу и для Бога оставалась очень важная часть времени и твоей души. Кто-то сказал, что «если у тебя в жизни Бог будет на первом месте, то все остальное встанет на свои места»: это очень важно.

Среди ваших прихожан – самые простые люди, которые сталкиваются со всякими проблемами, в том числе и бытовыми. Какие вопросы они Вам задают?

– В основном – житейского характера. Но я пытаюсь донести мысль, что очень важно нащупать руку Божию, ухватиться за нее, как ребенок, и каждый свой шаг совершать, глядя вверх: «Господи, если я вот так пойду – правильно? А вот так?..». И тогда можно допустить минимум ошибок, хотя без них тоже никак. Но это общий принцип, его можно предлагать вообще всем: какая бы ни была проблема, в принципе, это работает для всех.

Если проблема есть, то самая главная задача, которую мы должны для себя поставить, решая эту проблему, – не решить ее любой ценой, а минимально согрешить: постараться не раздражаться, никого не осудить, не позавидовать. То есть выйти из этой проблемы, даже, может быть, внешне не решив ее, но зато минимально согрешив. Вот это будет самое правильное. Думаю, этого Господь от нас и ждет.

Во время Литургии есть замечательный момент, когда священник говорит: «Горе имеим сердца»... Когда мы в храме становимся, что называется, «местными», куда-то девается вот это наше устремление «горе имеим сердца». Сталкивались Вы с такой проблемой?

– Сталкивался. Какое-то время я работал на предприятии на Исаакиевской площади и в какой-то момент начал ловить себя на мысли, что не смотрю на красоту вокруг – там Мариинский дворец, памятник Николаю, Исаакиевский собор, Медный всадник, а я именно смотрел под ноги, думал о каких-то своих проблемах и ничего не замечал. Мне приходилось себя как бы пинать: «Смотри! Придет время, и ты уже не выберешься сюда». Собственно, это время пришло. Когда мы последний раз были в центре? Лично я был достаточно давно.

Думаю, что призыв «Горе имеим сердца» – это такой… духовный пинок, который заставляет нас вспомнить, зачем мы пришли в храм. Понятно, что мы должны об этом помнить всегда, но наша человеческая натура такая, что взгляд все время опускается под ноги, потому надо все время себя встряхивать.

Давайте не думать о том, что нас сейчас тревожит. Вот мы помолимся, побудем с Богом, выйдем за пределы храма и получим дополнительные силы, чтобы решать проблемы. А пока давайте думать о другом: для чего мы пришли в храм. Это очень важно, и всякий раз нужно себе об этом напоминать. Мне, например, когда стою за престолом, всякий раз приходится себе напоминать: «Смотри, на каком месте ты стоишь». Я представляю, как людям тяжело, мне их очень жалко. Поэтому я стараюсь слова «Горе имеим сердца» и «отложим попечение» говорить отчетливо. Но все равно все зависит от каждого человека.

На Ваш взгляд, может быть, именно по этой причине в наших храмах стало значительно меньше людей в связи с пандемией?

– Справедливости ради: про свой храм я такого сказать не могу – у нас, слава Богу, количество прихожан особо не изменилось. Но выявилась такая особенность: действительно, некоторые люди восприняли необходимость не ходить в храм даже с каким-то облегчением. Выяснилось, что они ходили в храм потому, что было внутреннее ощущение, что так положено: в воскресенье надо быть в храме – понимаешь или не понимаешь, хочешь или не хочешь, а надо. Может быть, это воспитание, может быть, какие-то свои представления, как это должно быть, но у человека сложилось такое мнение. И вдруг раз – и нельзя...

С одной стороны, вроде странно и больно: «Как же так? Я выбился из привычного круга». С другой стороны, попробовал – и ничего: по телевизору можно все посмотреть. И потом, когда снова появляется возможность пойти в храм, уже приходится себя заставлять: полного внутреннего понимания того, что же я там делаю, оказывается, нет.

Это тревожный симптом. Значит, есть смысл задуматься: а надо ли было вообще с этим связываться? Невольник – не богомольник. Если для человека это обуза, если ему легче за пределами храма – пожалуйста, пусть так и будет.

В конце концов, человек должен прочувствовать потребность в храме, потребность в богослужении как в чистом воздухе для души, не вдохнув которого, он становится каким-то другим, не таким, каким ему хотелось бы быть. Это должно быть прочувствовано на глубинном уровне.

Подводим итоги. Евангелие все-таки берется усилием, а не только благодатью, которую мы, может быть, сможем ощутить далеко не через год.

– Евангелием надо жить. Евангелие надо пропускать через себя. Надо быть абсолютно уверенным в том, что все, что там написано, – для нашей пользы, нашего блага. И если какое-то место в Евангелии нам покажется неудобоприемлемым, нелогичным, неправильным, искусительным, то это всего лишь повод, чтобы помолиться и попросить Бога открыть нам это место: что Он имел в виду, говоря так? И, уверяю вас, каждого пытливого исследователя ждет та радость, о которой вы, Глеб Борисович, говорили.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс