Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Хотел начать с одного из вопросов – о рассылке в WhatsApp: присылают молитву, которая, не прерываясь, читалась с 2005 года, просят чтение не прерывать и говорят, что если ее прочитать, то все в жизни будет замечательно. Хотел Вас спросить: что Вы думаете о таких инициативах?
– Откровенно нецерковная инициатива. Вроде оболочка правильная (нужно непрестаннно молиться), но в церковной жизни такой молитвы и такой практики не существует. Особенно настораживает обещание, что все будет хорошо, если непрерывно молиться. Условие, что все в жизни будет хорошо, – не для православного христианина. Все, что мы делаем в церковной жизни, мы делаем не «чтобы все было хорошо». Всегда напоминаю прихожанам, что это ложное утверждение – хотя бы потому, что Бог, в Которого мы веруем, закончил жизнь нехорошо со светской точки зрения: Он закончил ее на Кресте. И мы веруем в этого Бога, называем его Богочеловеком и Спасителем. Напомню, как Господь в Евангелии сказал: раб не больше своего господина и ученик не больше своего учителя – каждый христианин, который принимает таинство Крещения, крестится во Христа и в смертность Христа.
Апостол Павел напоминает в своих посланиях, что мы принимаем Христа, Его жизнь входит в нас, но мы за жизнь во Христе должны быть готовы сораспяться с Ним. Это не только страсти – это в том числе и жизненные обстоятельства: воспринимать жизненные обстоятельства как крест, как благословение, как Промысл Божий – основополагающая часть жизни во Христе Иисусе.
Поэтому православный христианин не может молиться, чтобы все было хорошо. Он молится потому, что не может по-другому: это его связь с Живым Богом. Мы любим своих близких людей и с ними общаемся, точно так же мы общаемся с Богом живым, к Которому обращаемся в молитве. Так что обращение в WhatsApp с призывом молиться конкретной молитвой, чтобы все было хорошо, – это явно не церковный способ.
Вообще, мне кажется, WhatsApp в последние месяцы (особенно в прошлом году) очень изменился: столько неправды, сплетен через него прошло, в том числе и среди православных христиан... Просто удивляешься, как образованные люди нашей современности, умудренные опытом, так легко чему-то доверяют. Некоторые всерьез берут эту молитву, начинают ее читать, потом распространять… Но это, конечно, говорит об очень многом.
У большинства людей еще не выработано критическое мышление. Мы принимаем на веру все, что к нам приходит по WhatsApp из внешнего мира, а это нужно учиться фильтровать – время сейчас очень лукавое. Как говорит апостол Павел, сейчас очень важно иметь ум Христов, чтобы все различать. Сейчас время постправды: говорится одно, подразумевается другое. И времени проверить информацию у людей нет. Получается, что человек начинает жить в неправде, принимая ее за правду.
Молиться нужно, но не такими молитвами.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я читаю Евангелие, там все время Христос говорит, когда будет наказание грешникам и награда праведникам, деление на овец и козлов, отделение зерен от плевел: это все будет после того, как Он придет второй раз – после Второго Пришествия. А откуда, из каких серьезных источников взято, что будет промежуточный суд? Единственное упоминание в Евангелии – это притча о богаче и Лазаре. Но ее нельзя понимать буквально, это иносказание. Если буквально понимать, тогда откуда у души богача появился язык, а Лазарь оказался не в Царстве Небесном, а на груди у Авраама? То есть это как бы иносказание. У греческих философов есть такие упоминания, – но апостол Павел предупреждал колоссян, что нельзя поддаваться греческой философии. Объясните, откуда взята мысль о промежуточном суде».
– Надо понимать, что мы свои знания о духовной жизни черпаем не только из Священного Писания. Конечно, если брать только Евангелие и апостольские послания, то православный христианин знает, что жизнь церковная (или жизнь Духа Божия) продолжалась далее и зафиксирована не только в Священном Писании. Даже само появление Священного Писания – это веяние или голос Божий во времени. Ведь известно, что Сам Христос не писал книги: прошло какое-то время, прежде чем ученики записали деяния Господа нашего Иисуса Христа. Точно так же мы понимаем, что не все откровения Божии записаны в Евангелии и апостольских посланиях, поэтому мы черпаем свои знания не только из Священного Писания, но и из Священного Предания.
Отвечая на вопрос, хочу сказать, что знание о промежуточном суде Божием над человеком как раз содержится в знании Церкви – в Священном Предании. Не один святой отец говорит нам, что каждый человек предстает перед судом Божиим и дает ответ, а дальше уже, как говорит предание Церкви, усопший человек ждет воскресения мертвых, когда будет всеобщий суд.
Может ли на частном суде душа покойного попасть в ад, а потом, после Второго Пришествия, в рай?
– Это очень сложные категории, и однозначно сказать, как будет, мы не можем. Мы точно знаем, что послушание Церкви и церковных людей – молиться за усопших. И знаем из церковной практики, что любой человек согрешает, – но мы надеемся на милосердие Божие. Даже были святые отцы, которые по своему милостивому сердцу утверждали, что милосердный Бог не может погубить кого-то, что все спасутся. Тем не менее Церковь осудила такое учение, и это говорит, что так категорично нельзя утверждать. Слава Богу, у нас есть богословы, церковные деятели, есть литература на этот счет.
Я могу вспомнить, например, книгу Владыки Илариона (Алфеева) «Христос, сошедший во ад», где он как раз затрагивает эту сложнейшую тему. Представьте, мы говорим об усопших, которые ушли в мир иной, туда, где нет времени, и говорим о 3-м, 9-м, 40-м днях как важных для усопших: на 40-й день человек предстает перед Господом. Но категории времени нет. То есть мы уже сталкиваемся с тем, что понятия и определения человеческие очень и очень относительные.
Вы, кстати, уже несколько раз упомянули про Священное Предание. И у телезрительницы Людмилы из Севастополя есть вопрос: «В чем отличие между пророком и экстрасенсом?».
– Кстати, очень хороший вопрос: внешне и пророк, и экстрасенс могут говорить высокими глаголами и быть похожими друг на друга. Но критерий истинности того, кто говорит, – это прежде всего приверженность к Церкви: к наследию Божию, к народу Божию. Ведь и у язычников могут быть пророки и какие-то вещатели, но Церковь чувствует и знает своего человека, который говорит от имени Бога, и человека чужого, который даже может надеть на себя церковное облачение, церковные одежды, но быть чужим – не вещать от имени Божия.
Здесь очень важно вспомнить: поэтому в Церкви и существует епископат – апостольское преемство. Церковь уже сталкивалась с такой ситуацией в I веке, когда появлялись гностики и говорили: «Что там твой апостол Павел? Вот ко мне во сне пришел Христос и сказал...». А как реагировать на эти откровения? Поэтому со II века мы слышим эти церковные воззвания, что где есть епископ – там Церковь, и Церковь там, где есть епископ, ибо епископов рукополагали апостолы.
Вспоминаются слова святителя Иринея Лионского. Он говорил, что он – ученик Поликарпа Смирнского, он слышал его глаголы, слова и проповеди, – а Поликарп Смирнский был учеником Иоанна Богослова. И эта цепочка прослеживается до нашего времени, вот почему именно через епископат – через апостольское преемство – Церковь жива своими благодатными дарами. И она способна различить Божие от не Божия. Священноначалие говорит нам через Архиерейский Собор, через постановления, даже через какие-то благословения Священноначалия, и таким образом Церковь живет, плывет в этом непростом мире.
Вопрос телезрительницы: «Мы воскреснем, и будет какое-то время до Суда. Мы в это время можем покаяться, если наконец поумнеем? Ведь у нас очень много грехов, которые мы, может, и не помним».
– Насколько я знаю из церковного предания, покаяние возможно при этой жизни. Когда человек преставился, он уже надеется на молитвы близких людей, на милостыню. Но время покаяния – это именно наше земное время.
Кстати, есть похожий вопрос от телезрителя в WhatsApp: «Если соединения с Богом не произойдет в этой жизни, то уже не произойдет никогда?».
– Страшно такое произнести… Но мы говорим, что церковная жизнь есть соединение с Богом. Своих Господь никогда не оставляет. Если человек здесь был с Ним, то и в жизни вечной будет со Христом.
Вопрос про усопших, о которых мы только что говорили: «Если очень часто снятся усопшие, что сделать, чтобы они не снились так часто?».
– Нет задачи что-то сделать, чтобы они не снились. Вообще, для православного христианина усопший – точно такой же живой человек. Именно поэтому совершается отпевание, панихиды, молятся, совершается милостыня и так далее. Если усопший приходит во сне, мы, православные, понимаем, что он просит молитв. А поставить такую задачу, чтобы усопший не приходил во сне, и не нужно, если человек просит. Если просят, значит – нужно. Поэтому мы и молимся.
Есть еще такой вопрос от телезрителя: «Бог помышляет о нас через ближнего. Это закон? Поясните, так ли это и как это работает».
– Чаще всего так. Бог проявляет Себя не только через ближнего, но через обстоятельства жизни. Здесь очень важно не просто вырвать из контекста это выражение, ведь ближние могут быть и во искушение, и в благословение.
Здесь очень важно понимать, что разные ситуации бывают в жизни человека, поэтому православный христианин старается прислушиваться к обстоятельствам жизни, чтобы понять в сложной ситуации, что Бог хочет сказать, куда направить. Поэтому очень часто ближние тоже становтся проводниками Промысла Божия: хотелось что-то сделать – ближний запретил или наоборот, разрешил… Надо смотреть каждый случай индивидуально.
Вопрос телезрительницы: «По воскресении Христос часто являлся ученикам. Причем бывали такие моменты, когда Он являлся через закрытые двери. А после воскресения Христос так и остался Богочеловеком?».
– Очень хороший вопрос. Воистину мы веруем, что и по Воскресении Христос остается Богочеловеком и воскрес плотью. И то, что Он воскрес телесно, становится основанием для нашей веры в то, что и мы воскреснем плотью.
Очень важно понимать, что большинство из православных людей полагают, что человек умирает и просто душа витает где-то в жизни вечной. А по православному представлению мы веруем, что воскреснем плотью. Другое дело, что эта плоть может иметь иные свойства, чем, например, у Христа. Он по воскресении проходил через стены, но сказал Марии: «Не прикасайся ко Мне, пока не время». Почему – это очень сложный вопрос. Для нас, православных людей, очень важно понимать, что Бог воскрес не просто душой, а в том числе и телесно – для православного христианина и богослова было очень важно подчеркнуть, что эту целостность во Христе не нарушила смерть. В этом смысле Христос и побеждает смерть – не в том смысле, что никто больше не умрет, а в том, что смерть не разлагает человека: он как был человеком (то есть тело плюс душа), так и остается по смерти.
Об этом очень интересно рассуждает преподобный Максим Исповедник. Ему задают вопрос: «Если Христос победил смерть, то почему верующие люди умирают?». Он отвечает, что, с одной стороны, это делается для проповеди. Если бы неверующие видели, что верующие не умирают, то становились бы как бы верующими во Христа, чтобы не умереть. А с другой стороны, смерть – это распад. Но Богочеловек после смерти остался целым телесно, духовно и душевно. В этом заключается победа Христа над смертью.
Вопрос: «Скажите, пожалуйста, не мог ли Иисус Христос воскресить Иоанна Крестителя после казни?».
– Христос как Бог все мог. Вопрос в другом. Жизнь Христа – чтобы спасти человечество: Господь не просто фокусник, Человек, Который творит чудеса.
Для светского человека самое страшное – смерть: она становится финишной чертой – дальше ничего нет. А для православного христианина смерть – продолжение жизни. Если он встретился со Христом, полюбил Его, живет надеждой на спасение, то после смерти предстанет перед Господом, как перед своим близким.
Велика разница между смертью верующего человека и неверующего. Неся послушание в хосписе, мы видим, как болеют и умирают нецерковные люди и церковные. Например, для нецерковного человека Причастие обязательно должно быть во исцеление тела. Для церковного человека Причастие – это утешение, жизнь, поддержка.
Христос творит чудеса не просто ради чудес – Он все может сделать, но есть некий замысел, что и для чего нужно делать. В Евангелии во всех обстоятельствах есть смысл.
Вопрос телезрительницы: «Мой вопрос, может быть, дерзкий, по-светски сказать, наглый. Имею ли право так думать или нет? Я живу здесь в заботах, скорбях. Грешница? Да, как все человечество. Но не хочу думать об аде: что же, мне и здесь мучиться и там? Молюсь: “Господи, я верю, что Ты меня помилуешь, поставишь по правую сторону с овечками”. Этим и живу. Один святой отец пишет: “Держи ум во аде”. Если будешь держать ум во аде, один ужас будет! Имею ли я право надеяться на Господа, Его любовь?».
– В вас видна любовь к жизни: мне кажется, для православного христианина это очень важное чувство. Святые отцы не говорят, что нужно все время думать об аде. Преподобный Силуан Афонский произносил слова: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», когда у него были очень большие искушения в келье – в какой-то момент он даже усомнился в милосердии Божием, сказав: «Господи, Ты неумолим!».
Вы правильно делаете, что надеетесь на милосердие Божие. Я верую, исповедую, что за эту дерзновенную надежду Господь Вас помилует. На самом-то деле Господь помилует нас не за дела – мы привыкли к тому, что спасение нужно заработать. Спасение не зарабатывается – это дар Божий. В том числе и за такую надежду.
Вопрос: «Как бороться с завистью? Все видео на эту тему пересмотрел. Никак не получается».
– Самая большая ошибка – заниматься борьбой с завистью. Зависть – чувство некой ущербности: человек чувствует обделенность.
Зависть побеждается пониманием, осознанием, терпением, примирением с самим собой. Необходимо понимать, что жизнь полноценна, в ней есть все необходимое. Это с одной стороны. С другой стороны, зависть – неуправляемое чувство. Мы не можем сказать «Я теперь не буду завидовать» – и перестать завидовать.
Нужно смиренно принимать то, что мешает, как крест: «Достойно, Господи, получаю по своим грехам». Дьявол отступит именно за смирение: человек не борется с завистью. Ведь борьба с завистью – от гордыни: как можно побороть то, над чем ты не властен?
Можно ли обратить зависть в свою пользу, сделать ее мотивацией?
– Святые отцы говорят, что какие-то страсти могут служить борьбе с другими страстями. Может быть, краткосрочно это можно сделать. Но все равно человек будет томиться: это чувство неправильное, его нельзя взращивать.
Отец Роман, большое Вам спасибо за сегодняшний разговор. В конце программы хотел бы попросить Вас подвести ее итог и что-то пожелать нашим телезрителям.
– Сегодня у нас получилась хорошая беседа. Благодарю за вопросы. Хочу пожелать, чтобы все мы искали самого главного – прозрения духовного, душевного, с которого начнется покаяние, изменение ума и поиск того, что на самом деле угодно Богу: что нужно сделать, чтобы прославить Господа нашего Иисуса Христа.
Записали:
Елена Кузоро
и Светлана Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.