Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Первый вопрос сегодня: что такое печаль, отчего она происходит и естественна ли для человека?
– Печаль, согласно определению святых отцов Церкви (это преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Кассиан Римлянин, авва Дорофей, Ефрем Сирин и другие отцы-аскеты, чьи произведения, глубокие мысли, размышления помещены, например, в корпусе «Добротолюбия»), – это огорчение, тоска, потеря надежды на Бога, плавно переходящие в состояние уныния и отчаяния – это отнюдь не одна из базовых эмоций, если говорить языком современной психологии. Это состояние естественно для человека в падшем состоянии, в котором мы все сейчас находимся, ведь мы, потомки Адама, после грехопадения наших праотцев рождаемся вне райских врат.
С одной стороны, для нас естественно находиться в страстях (вспомните 8 главных страстей, которые мучают человеческую душу – удаляют от Бога, лишают благодати и отчуждают одного человека от другого), а с другой, если посмотреть с аскетической, духовной точки зрения, печаль для человека неестественна: неестественно пребывать в этом состоянии, считать его нормальным. И христианин, верующий человек не должен, допустим, отказываться от общения с кем-то, отвечать кому-то с раздражением, отказываться от помощи ближнего: «Я сейчас в печали. Не трогайте меня, у меня нет настроения».
Верующему человеку (я акцентирую на этом внимание), человеку, который знает, что есть Бог, вечная жизнь, бессмертная душа и что мы живем на земле, чтобы приготовиться к вечности, нужно понимать, что состояние печали и уныния ненормально. И если на тебя нахлынула печаль, как бы давит на тебя, делает угрюмым, раздражительным, недовольным всем и вся и ты ропщешь на Бога, на свою судьбу, на всех окружающих, то это греховное, страстное состояние, с ним надо бороться. У святых отцов Церкви есть не только определение печали, которое мы сейчас постарались воспроизвести, но и даются пути, средства борьбы с этим недугом, средства исцеления души от него.
А как не впасть в печаль, если сейчас много поводов для этого благодаря информации, которая вокруг нас, на телеэкранах, в СМИ? Можно сказать, все очень грустно на самом деле.
– Отчасти я с вами согласен. Действительно, информационные потоки и чрезмерно информационно загазованная атмосфера, в которой живет современный человек, дают немало поводов для печали, уныния, депрессии и прочих очень опасных для души состояний.
Вспомним мудрые изречения наших предков, нашего мудрого русского народа, который жил по заповедям Божиим, и даже выработалось много пословиц и поговорок, несущих глубокую мудрость. Например, известна пословица – «чем больше скорбь, тем ближе Бог». Значит, если есть скорбь (какая-то болезнь, неприятности – какие-то испытания от Бога), именно в этот момент Бог к тебе ближе. Естественно, надо понимать: раз Богом попущено испытание, Господь в этот момент как раз и взирает на тебя, Он готов тебе помочь, поэтому надо чаще обращаться к Нему. Святые отцы Церкви говорят, что врачевство, то есть лекарство от печали и уныния, – это в первую очередь молитва к Богу, псалмопение. Святые псалмы царя и пророка Давида обладают удивительной силой. Даже человек, который в первый раз начинает читать Псалтирь и затем читает ее регулярно, видит, насколько живителен этот кислород для души.
Когда ты в состоянии уныния и печали и вроде бы ничего не хочешь делать доброго, нужно понуждать себя делать добро ближним – добро духовное, душевное и физическое, нужно оказывать ближним любую помощь. Врачевство от печали – молитва, псалмопение, милостыня, общение. Святой апостол Павел говорит: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» – общаясь друг с другом, мы друг друга поддерживаем.
Мы понимаем фразу «чем больше скорбей, тем ближе Бог» – Вы ее объяснили нашей аудитории. Это вполне приемлемая формулировка, с которой мы соглашаемся и понимаем, что когда случается в жизни что-то плохое или неприятное, то происходит посещение Божие, и к этому нужно правильно отнестись. Соответственно, есть определенная выработанная реакция. Но светскому, неверующему человеку это непонятно: «Как так? Мне плохо – получается, Бог попустил для меня это плохое действие».
– Согласен с вами. Конечно, человеку неверующему многое тяжело понять и объяснить, и в этом тоже непростая дилемма. Когда мы общаемся с такими людьми, очень сложно найти точки соприкосновения – некий мостик к их душе. Верующим же легче общаться друг с другом: мы говорим, мыслим одинаковыми категориями, понимаем, о чем идет речь.
Можно провести аналогии... Допустим, люди плывут на корабле и попадают в бурю. Они не падают духом, не бросаются с корабля за борт, чтобы утонуть. Они борются со стихией, живут надеждой, что буря, ветер, стихия когда-нибудь уйдут, поэтому трудятся, мобилизуют все свои силы. В нашей жизни есть много примеров, когда мы что-то делаем, преодолеваем трудности. И люди неверующие тоже могут привести немало таких примеров из своей жизни… Нужно мобилизовать все свои силы и надеяться, что любые испытания, скорби, искушения рано или поздно пройдут, любая гроза пройдет – и вновь засияет солнце.
Наверное, нужно быть примером для таких людей в преодолении трудностей?
– Безусловно. Если верующий человек будет призывать неверующих не печалиться, не унывать, а сам будет ходить с печальным, угрюмым лицом, то его слова, конечно же, не будут иметь действия. Нам, верующим людям, нужно помнить слова из Послания святого апостола Павла: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
Но все-таки как человеку понять, что его печаль – действительно ради Бога?
– В аскетической письменности мы находим такое упоминание. Синонимы этим словам – «плач, сокрушение о своих грехах». Если человек сокрушается, что его поступки, слова удаляют его от Бога, если он нарушил заповеди Божии, оскорбил, обидел кого-то из ближних и совесть обличает его за недостойное, то такая печаль спасительна. Печаль о своих грехах, сокрушение о них угодны Богу. Но здесь очень важно обратить внимание на то, что печаль ради Бога рождает в душе тишину, радость и мир. Недаром святой апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам так и говорит: «Печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».
В этом кардинальная разница: если мы печалимся о потере имущества, о том, что какие-то наши планы, предположения, прогнозы не сбылись (мы хотели что-то приобрести или что-то запланировали, но вдруг все разрушилось не по нашей воле, а в силу обстоятельств, от нас не зависящих), такая печаль – мирская.
Святые отцы Церкви обращают внимание на то, что мирская греховная печаль – от неудовлетворенной страсти: хотел кому-то отомстить – не получилось, хотел где-то повеселиться, а обстоятельства сложились так, что веселиться уже не можешь. Или хотел удовлетворить еще какую-то свою страсть – пьянство, блуд и так далее, – но не удалось сделать так, как хотел. От этого мирской человек впадает в печаль греховную, ведущую к отчаянию и смерти души.
Печаль же ради Бога, когда мы сокрушаемся о своих грехах, наполняет сердце тишиной и радостью, ибо Бог утешает кающегося человека.
Когда грустишь, печалишься о своих ошибках, грехах, возникает то, что, наверное, можно назвать простым словом «самоедство» – часто вспоминаешь о них, перемалываешь, думаешь: «Как это могло произойти?!»...
– Сам себя изъедаешь, да.
Как быть?
– Как нам говорят святые отцы Церкви, это происходит от большого эгоизма – от гордыни, эгоизма: слишком большого себялюбия.
Преподобный Паисий Святогорец, которого мы сегодня уже упоминали, говорит, что чаще всего такое бывает, когда человек уронил себя в глазах ближних – он больше переживает не о своем плохом поступке, не о том, что нарушил заповедь Божию, оскорбил Господа (мы говорим нашим земным языком – Творца Вселенной оскорбить невозможно, но мы своими грехами удаляемся от Бога и наносим вред сами себе), а о том, что он как бы уронил свою репутацию в глазах окружающих. Это происходит от эгоизма.
Это «потеря имиджа», как сейчас говорят.
– Да, некое греховное состояние. Здесь очень легко определить: твое огорчение, твоя печаль – это печаль ради Бога, которая ведет к сокрушению сердца, покаянию и утешению души, когда Господь наполнит сердце миром и благодатью, или все же печаль, что ты потерял свой имидж в глазах ближних?
Как это определить? Есть достаточно простое средство. Человек, который сокрушается, что огорчил Бога, винит себя: в любой ситуации, даже если он согрешил не по своей вине, он все равно будет искать причину этого поступка в себе. А человек, действующий по эгоизму, обязательно и стопроцентно будет искать причину в других: «Меня подвели, меня не поддержали. Меня никто не уважает, никто не поддерживает. Я на кого-то хотел положиться и сделать что-то еще, но меня подвели другие. Я не виноват, я просто оказался в такой ситуации. Меня в очередной раз подвели».
Человек, себя только оправдывающий, действует по эгоизму и, естественно, у него печаль будет следовать за печалью, огорчение за огорчением, ропот за ропотом. Очень мудро говорит преподобный Паисий, что скорби и неприятности будут преследовать такого человека по пятам, пока он не поймет, что причину своих бед, неприятностей, ошибок, грехов нужно увидеть в себе, а не в окружающих.
Но ведь самоедство бывает все-таки по разным причинам – есть очень ответственные люди, чрезмерно...
– Очень чувствительные.
Да, по разным причинам чувствительные к происходящему: может быть, они слишком усердны. Известен синдром отличника: все должно быть хорошо, идеально – некий перфекционизм. А тут не получается – и человек грустит, печалится. Как здесь определить: ты эгоист или у тебя просто склад характера, когда ты требуешь каких-то более правильных, как тебе кажется, решений?
– Безусловно, есть люди просто по своему складу очень чувствительные, впечатлительные, у которых любая оплошность, даже малая, оставляет глубокую рану в душе. А другие, более равнодушные или более мужественные, в каких-то ситуациях могли бы спокойно эту ситуацию переступить и двигаться дальше, не обращая на нее внимания.
Преподобный Паисий Святогорец говорит, что наиболее чувствительным людям, тонким натурам, если у них есть опытный духовник, который вовремя обратит на это внимание, нужно приобрести доброе равнодушие (подчеркну – именно доброе равнодушие): может быть, на какие-то малые оплошности закрывать глаза – больше уповать на милосердие Божие и благодарить Бога, что хотя бы на йоту, на миллиметр, на небольшой шаг ты стал чуть-чуть лучше, чем раньше.
Таким чувствительным, впечатлительным людям нужен именно мудрый святоотеческий совет: вот сейчас ты сделал ошибку, что-то сделать не успел – не успел помолиться, помочь ближнему, который просил тебя; но, слава Богу, хоть что-то же сделать успел – Господь все равно тебя ведет. По крайней мере, ты идешь, двигаешься в правильном направлении. Такому человеку надо дать как бы некий ветер под его духовные крылья, чтобы он не погрузился в уныние и печаль.
А если этот человек один, у него нет духовника?
– Просто один? Если мы говорим о верующих людях, христианин объективно никогда не может быть один – Господь всегда с нами, наш ангел-хранитель всегда с нами, Преблагословенная Дева Мария, Заступница всего христианского мира, Матерь всех христиан, всегда с нами. Одни мы не бываем никогда. А то, что нет духовника, это уже отдельная очень большая тема.
Да, но все равно это, можно сказать, одна из важных характеристик нашего времени – одиночество людей, даже в церкви: да, мы понимаем, что Бог с нами, мы молимся, но физически редко это ощущаем.
– Очень большое утешение для одиноких людей – чтение Священного Писания. Вот если бы человек, пусть даже одинокий, взял себе за правило начинать день с главы Евангелия, с молитвы, пусть краткой… Когда мы кого-то любим, нам же хочется больше узнать о любимом человеке, мы не ленимся и не устаем узнавать о нем, так почему бы нам не стараться каждый день узнавать о Христе? Святое Евангелие – это Книга, неисчерпаемая по своей глубине, мудрости, утешению.
Если у человека есть достаток, стабильность, все у него хорошо, но он все равно испытывает дискомфорт, как быть?
– Сейчас это состояние, наверное, одно из распространенных. Говоря объективно, современные люди не живут так плохо, как, может быть, предыдущие поколения – они живут в относительном комфорте: если бы люди XIX, XVIII веков увидели, в каких условиях мы живем, они бы подумали, что это просто сказка.
Мы живем относительно комфортно. Сейчас обилие материальных благ, к которым человек привыкает, расслабляет его – он практически не трудится физически, не испытывает изнурения во время труда. Избалованность и комфортные условия как раз и приводят человека к внутреннему душевному опустошению и печали.
Отвечая на ваш вопрос, я хотел бы зачитать преподобного Паисия Святогорца – как этот великий современный святой описывает как раз такую ситуацию: «Если вы видите человека, который все имеет, однако испытывает сильный страх, огорчение и печаль, хотя у него все есть, знайте, что у него нет Бога. Тот, у которого есть все: и материальные блага, и здоровье, а он, вместо того чтобы благодарить Бога, выдвигает новые безумные требования, ворчит и ропщет, однозначно готовит себе место в аду. Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен» – благодарный человек доволен всем, а человек неблагодарный готовит себе место в аду.
«Человек, который благодарный, думает о том, что Бог дает ему каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается. Я хочу сказать, что мы не воспринимаем благ, которые нам дает Бог, ропщем, и тогда приходят испытания, которые заставляют нас сжаться в комок. Я вам серьезно говорю, у кого такие замашки, кто постоянно ворчит и ропщет, пусть знает, что получит от Бога оплеуху, чтобы в этой жизни расплатиться хоть с частью своего долга. А если оплеухи не последует, то это еще хуже, тогда ему придется одновременно, сразу за все расплачиваться в будущей жизни».
И вот сестры монастыря святого апостола Иоанна Богослова спрашивают у преподобного Паисия: «Значит, батюшка, ропот может стать привычкой?». И старец отвечает: «Входит в привычку, потом за ропотом следует ропот и за жалобой жалоба. Сеющий жалобы жалобы пожинает и копит боязнь, а сеющий славословие вкушает Божественной радости и благословения вовеки. Ропотник, сколько бы Бог ни давал ему благословений, он их не чувствует. Поэтому благодать Божия отходит от него, и приходит искушение. Искушение следует за ним по пятам, и все у него через пень колоду. А благодарного Бог Сам преследует Своими дарами».
Вот слова преподобного Паисия Святогорца. Вывод очень ясный: даже если у человека все есть, но он привык роптать и проявлять недовольство всем и вся, выдвигать все новые и новые претензии к окружающим, то благодать отступает от него, и искушения и печали его будут преследовать постоянно. И врачевство в этом случае очень простое – нужно научиться благодарить Бога за то, что у тебя уже есть.
Давайте подытожим нашу беседу.
− Дорогие друзья, я желаю всем вам Божией помощи. И хочется обратить ваше внимание на слова из Священного Писания (Евангелие от Матфея, 6-я глава), где Господь наш Иисус Христос говорит: не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. А по-церковнославянски это звучит еще более емко: довлѣетъ дневи злоба {попеченiе} его. Это значит, что человеку довольно злобы (нагрузки, тяжести) каждого дня. Враг же нашего спасения дьявол как раз хочет перегрузить нас злобой одного дня – всевозможными страхами, прогнозами, предположениями, что будет завтра: он нам внушает, что завтра, послезавтра будет еще хуже, а через неделю − сплошной кошмар.
Господь, Который нас создал, наш Творец, знающий нас лучше, чем мы сами себя, по любви и снисхождению к нам говорит: довольно для тебя сегодняшней злобы – не перегружай себя теми заботами, которые будут в следующий день.
Берегите свой душевный мир, дорогие друзья, ибо где мир, там Господь: бысть въ мирѣ мѣсто его, как говорит псалмопевец Давид.
Уповайте на Бога, чаще обращайтесь к Нему и помните: в нашей жизни сейчас нет оснований, чтобы верующий человек пал духом, отчаялся и перестал надеяться на Бога. Основания для доброй обеспокоенности о своем здоровье и окружающих есть. Но оснований упасть духом, потерять надежду на Бога, опустить руки, впасть в отчаяние, точно нет.
Верующий человек должен бороться с унынием и печалью с помощью молитвы, псалмопения, добрых дел и доброго общения.
Записали:
Людмила Белицкая
и Наталья Богданова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.