Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрительницы: «Я читала сегодня Деяния святых апостолов, 17-ю главу. И там Павел, когда выступает перед афинянами, говорит о Боге: Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Читая Павла, я не понимаю, как он относился к Богу: как ко Второму Лицу Троицы или как к Человеку с частицей Бога? Как он относился к Иисусу Христу?».
– Апостол Павел относился к Господу Иисусу Христу как к Богочеловеку. Такой терминологии в те годы не было, слово «Троица» пока не употребляется на страницах Нового Завета, но учение и Откровение о Троице в Новом Завете есть – и у апостола Павла оно тоже есть. Оно, как правило, наиболее заметно в Евангелии от Иоанна (пролог: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог). Словом здесь называется Бог Сын, а Богом здесь называется Бог Отец. Когда апостол Павел говорит то, что вы цитировали, он тоже здесь говорит о Боге как о Боге Отце, Который будет судить мир через избранного Мужа (и здесь он говорит о Человечестве Христа). А для апостола Павла Господь Иисус Христос – Богочеловек: Он и Бог, и Человек. Это можно почувствовать в Послании к Евреям, и в других посланиях тоже это есть. Эту истину пытаются оспорить некоторые: например свидетели Иеговы. Но их сомнения и критика просто безосновательны.
В Новом Завете мы находим небывалое, непостижимое, удивительное Откровение о Боге Троице. В Новом Завете мы сталкиваемся с Господом Иисусом Христом, Который, с одной стороны, конечно, Человек, а с другой стороны, Он гораздо больше, чем Человек. Вспомните из Евангелия эпизод, когда апостолы плыли в лодке с Христом и разразилась буря на Тивериадском озере. Лодку заливает водой, уставший Христос спит как человек, причем так, что даже буря Его не может разбудить, такая у Него степень усталости. Ученики борются, вычерпывают воду, будят Его и говорят: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?». Христос их упрекает, что они к этому очень маловерно относятся, что так испугались за свою жизнь, и говорит ветру: «Утихни». И ветер тут же утихает. Какая реакция апостолов? Они в ужасе говорят: «Кто это, что Он ветру и морю повелевает?». Здесь апостолы видят перед собой уже не только Человека Иисуса Христа, но Бога, Который повелевает стихиями. Он Создатель этих стихий. Христос не стал кастрюлькой вычерпывать воду из лодки, а просто остановил бурю одним словом: Создатель мира перед ними.
На страницах Священного Писания прямо ощутимо чувствуется, насколько величественна фигура Господа Иисуса Христа. Да, Он Человек до конца, стопроцентный Человек, но Он же и стопроцентный Бог: это не полубог и не получеловек, какое-то комбинированное существо. Нет, это настоящий Бог и настоящий Человек.
И у апостола Павла, и у других апостолов этот отпечаток великого Откровения есть. Христос с апостолом Павлом разговаривал по дороге в Дамаск, когда Павел был еще врагом Церкви, именно с какой-то Божественной позиции. Это очень чувствуется: апостол Павел переживал настоящее Богоявление, которое, собственно, и сделало его апостолом. У него это есть – такая грандиозность. Нет больше другой такой фигуры.
Все искажения христианства, когда пытаются Христа принизить и увидеть в Нем только Человека, – это просто неправильное понимание Священного Писания. Мы, православные люди, стараемся Священное Писание читать в непрерывной традиции его понимания. Как это? Через святых отцов: святые отцы – преемники апостолов. И мало ли кто и какие толкования даст Священного Писания (фантастические, небывалые, курьезные и безосновательные)? Есть преемники апостолов, святые отцы. Есть святоотеческие толкования Нового Завета.
Вы, пожалуйста, тоже обратите на это внимание. Очень хорошо, что вы читаете Новый Завет, это просто замечательно, но добавляйте к этому немного и толкований тоже. Толкования на Четвероевангелие есть у блаженного Феофилакта Болгарского, святитель Феофан Затворник очень много собрал толкований по посланиям. Это будет снимать возникающие вопросы при чтении. Конечно, есть сложные места в Священном Писании, и в этом смысле нам святые отцы здорово могут помочь.
Вопрос телезрителя: «Как святитель Спиридон мог усмирить непогоду так, что о нем стали говорить как о повелителе стихии?».
– Он молился Богу, Который заведует погодой на земле: он, в отличие от Господа Иисуса Христа, не создатель мира, повелитель стихий. Но по молитве такого человека Господь может и погоду менять.
Не в первый раз такое происходит в Священной истории – вспомните, в Ветхом Завете то же было у пророка Илии. В акафисте как раз ставятся в параллель обе судьбы: святого пророка Илии и святителя Спиридона Тримифунтского. Пророк Илия затворил небо на 3 года, а это означает: нет дождя, нет воды, нет урожая. А потом по его молитве Господь пролил дождь – и голодные люди были накормлены. Все это происходило не просто так. Пророк Илия продемонстрировал, что языческие Вааловы пророки не могут пролить дождя, а Бог истинный может. Это свидетельство для нас, что Господь располагает и стихиями, и событиями нашей жизни. Конечно, святитель Спиридон это не своей силой делал, а силой Божией, которая была в нем.
Следующий вопрос: «Скажите, как правильно читать молитвы: по тексту или наизусть? За несколько лет чтения по молитвослову я выучил их наизусть, но не знаю, как правильно».
– И так, и так правильно. Важно, чтобы произнесение молитвы было с должным благоговением и вниманием. Бывает, кто-то начинает читать молитвы наизусть и ловит себя на мысли, что у него внимание уходит. Вот это критерий.
Если у вас так, тогда лучше держать в руках книгу и смотреть по тексту. Но необязательно так. Критерий состоит не в том, чтобы наизусть говорить или по книге. Душа молитвы в другом.
Греческие отцы Церкви совмещали два слова: внимание и молитва. По-русски это два разных слова, а по-гречески это два слова, которые похожи. Молитва – προσευχή, «просевхи», а внимание – προσοχή, «просохи». Для них это были понятия, очень тесно связанные между собой. И отцы Церкви говорили, что молитва без внимания – все равно что тело без души, Это молитва, в которой смысла нет. Даже были такие высказывания, что это произнесение имени Божия всуе. Поэтому хорошо бы последить, механически я это произношу или вкладываю, заключаю ум в слова молитвы. Если получается «заключать ум в слова молитвы», то не важно, как вы молитесь: наизусть или по книге, про себя или вслух, с закрытыми глазами или с открытыми – тут как кому удобно.
Когда начинаешь молиться осмысленно, задумываешься о смысле текста. В вечерних молитвах Господу Иисусу Христу есть такие слова: «Мысль мою смирением сохрани». Как это понять?
– Понимать можно по-разному. Вечерние и утренние молитвы в нашей традиции не составляют древнее последование. Может, это кого-то удивит, но это так: 300 лет назад наши предки молились немного по-другому. Утренними молитвами была полунощница, а вечерними молитвами – повечерие. Надо сказать, что в некоторых Поместных Церквах (греческих) так до сих пор и принято.
Бог – это смирение. Преподобный Силуан Афонский говорит о Божественном смирении: что есть Христово смирение, которое не человеческое и даже не подвижническое, чего человек может достичь подвигом самодисциплины. Это что-то особенное. Бог – это смирение.
Гордыня в нас – это какая-то противобожественная сила.
Когда Господь воплощается, Он смиряет Себя до конца – Он становится Человеком не в царских палатах, не в столичном городе, а живет где-то глубоко на периферии очень скромной жизнью. Господь смиряется, попуская людям жить свободно, как они того желают: человек совершает грех – и Господь его не наказывает сию секунду. Он по Своему смирению не наказывает сразу человека.
Мне кажется, такой мыслью дышит эта молитва: «Сохрани меня, Господи, мою жизнь, помыслы, замыслы, чувства, какие-то пожелания. Дай мне тоже каким-то своим путем шагать, не наказывай меня, если я делаю неверные шаги. Пощади и помилуй». Для меня эта фраза означает то же, что «Господи, помилуй»: «Господи, Ты меня помилуй, мою мысль сохрани, ибо Ты смиренный – Ты не взыскиваешь, не спрашиваешь сразу с человека за все его ошибки, грехи большие и малые. Будь ко мне милостив».
Следующий вопрос, связанный с утренними молитвами: «В утренней молитве святителя Василия Великого есть слова: “Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неисследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа”. Объясните, пожалуйста, о какой силе здесь идет речь».
– Речь о том, что Господь Свое действие и присутствие в нашей жизни не афиширует. Есть какое-то благодатное о нас действие Божие: мы порой различаем – понимаем, что это Господь помог, Господь благословил. А очень часто бывает так, что Бог действует тихо – Он смиренный. Он по Своему смирению не афиширует, не демонстрирует: «Я здесь, все на колени!». Поэтому очень многих вещей, которые делает Бог, помогая нам, мы не знаем. Бесчисленны чудеса Божии в нашей жизни – мы к ним как к чуду не относимся. Вот завтра пойдем на службу, будет Литургия. Я служу завтра: меня благословили завтра послужить. Это же чудо. Мы берем просто хлеб и вино, а в итоге на этой службе хлеб становится Телом Христовым, а вино становится Кровью Христовой. Это вошло в строй богослужебной жизни Православной Церкви, но мы как-то это понимаем не очень хорошо. Для нас это какое-то еженедельное явление.
Исповедь – это чудо: человек сотворил грех, а Господь его, вместо того чтобы наказать, прощает. Это чудо? Чудо. Вспомните, как Господь властно устанавливает Исповедь в Евангелии. Потрясающая картина: Христос в маленьком глинобитном домике разговаривает с людьми, которые внутри собрались – это знатоки писаний, книжники. А вокруг домика стоит толпа. Люди пришли и знают, что это особый Человек. Он может помолиться – и больной выздоровеет. Конечно, хочется и исцелиться, и от Него благословение получить. И толпа плотно обступила домик. Прорваться в домик нет возможности. И вот четверо несут на полотнище своего близкого человека, который расслаблен (я не знаю, что там, инсульт был или паралич); к дверям их никто не пустит, ведь все тоже инвалиды…
Вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
Он говорит парализованному: «Прощаются тебе твои грехи». Окружающие люди знают, что прощать грехи – прерогатива Бога (это еще один момент, когда Он дает понять, какая у Него власть). Это прерогатива Бога, а перед нами Человек: это кощунство, да? И тогда Христос говорит: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.» Если сказать «встань и ходи» – то мы в следующую же секунду узнаем, можешь Ты что-то или это просто слова. И Он говорит: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий (это мессианский титул – это значит, что Он Христос) имеет власть на земле прощать грехи». И продолжает: «Встань и иди». И человек встает, берет постель. Сколько он пролежал? У него мышцы должны были атрофироваться, а Господь его восстанавливает – смотрите, как мощно заявлена благодать Исповедью.
Да, прощать грехи – прерогатива Бога, уникальный случай. Посмотрите, как с Давидом это было. Это еще надо было помолиться: простит или не простит? Подождать. А здесь Господь говорит: «Дана Мне власть прощать грехи» – и это чудо будет происходить. И вот чудо Исповеди происходит в Церкви: Господь реально прощает людям грехи.
Мы можем не замечать такие чудеса. Таких чудес в нашей жизни много. Когда грешник кается – это огромное чудо. Особенно когда кается закоренелый грешник, который всю жизнь грешил. И вдруг на смертном одре он приносит покаяние. Такое бывает. Здесь мы свидетели огромного чуда.
Словом «сила» очень часто называются чудеса – просто другое наименование. Чудеса, сила и знамения – это иногда синонимы.
Следующий вопрос связан с иконами: «Скажите, сколько икон можно иметь в доме? Мне сказали иметь одну, на которой все святые. Так ли это?».
– Я даже не представляю, как можно на иконе изобразить всех святых – у нас только новомучеников и исповедников Церкви Русской около тысячи человек…
Что касается того, сколько достаточно икон… Как вам сказать? Иконы нам помогают молиться. Хорошая икона помогает настроиться на молитву. Порой от сектантов, протестантов приходится слышать, что «икона – это идол: она встает стеной между человеком и Богом». А на самом деле ровно наоборот. Икона Христова не дает мне конструировать мысленно, визуально какое-то изображение Христа, какой-то мысленный идол. Идолы бывают не только материальные, но бывают в сознании – когда мы силой воображения что-то создаем. Икона не дает разыграться нашему воображению: на молитве воображению нет места.
Хорошая икона помогает человеку настроиться на молитву. Сколько икон достаточно? Наверно, универсального ответа на этот вопрос нет. Чувство меры должно быть. Всю стену заклеить иконочками – это тоже перебор, наверно.
А с другой стороны, иметь одну икону всех святых… Вы представляете, какие там мелкие будут лики? У меня с годами зрение ухудшилось, и мне стало интереснее, чтобы лик был больше, чтобы можно было не надевать очки, чтобы видеть лики. А видеть лики нужно.
Пару лет назад со мной была такая история. Выдался очень сложный, нервный день. Был ряд очень неприятных событий. Настроение было испорчено. Вечером за несколько дней до того я запланировал пойти в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева – по сути, это музей иконы; там есть очень древние иконы. И вот я зашел туда с испорченным настроением, пробыл там, наверное, час. И, постояв перед древними иконами, прекрасными ликами, этим явлением духовного порядка, я оттуда вышел таким, как будто отгулял двухнедельный отпуск. Думаю, не один я.
Когда вы видите древние настоящие намоленные иконы, это вашу душу тихонечко поправляет – иногда даже ощутимо: действительно ты немножко прикасаешься к прекрасному, духовному – смотришь на лики святых. На то, как Господь замыслил человеческий лик. И это очень много дает.
По поводу множества икон на стене... Пронзительная маленькая история была с блаженной старицей Матроной Анемнясевской – это рязанская святая, они современницы с блаженной Матроной Московской, но это два разных человека. Тяжелая была судьба у Матроны Анемнясевской: она ослепла, это было осложнение после болезни. После побоев она перестала расти, была очень маленькая. К ней приходил народ, она лежала в ящичке, молилась, и люди понимали, что в их селе живет молитвенница. Как-то к блаженной Матроне пришла монахиня, и блаженная задала ей вопрос: «Какие у тебя в келье иконы?». Та ответила как-то легкомысленно: «Да я не знаю, их много». И дальше разговор не заладился. Ведь блаженная Матрона другим людям говорила: если у вас дома иконы, смотрите на Лик Богородицы, Господа, святых, разговаривайте с ними каждый день. Мне кажется, это хороший совет.
Записали:
Елена Кузоро
и Наталья Культяева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.