Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1087) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Почитание Креста Господня

Протоиерей Алексий Ладыгин: Почитание Креста Господня

№46 (1087) / 2 декабря ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№45 (1086) 2020

Мы продолжаем «Огласительные беседы». Наша прошлая встреча была посвящена иконопочитанию: мы говорили о важности почитания икон, о том, что образ приводит нас к Первообразу – это дает нам возможность общения напрямую и с Господом, и с Матерью Божией, и со святыми угодниками – нашими друзьями, молитвенниками в нелегкой земной жизни. Они помогают нам приобщиться к Царствию Небесному.

Сегодня будем говорить о почитании Креста Господня. В древности на кресте, который был презренным предметом, распинали самых отъявленных разбойников. Он считался позорным орудием казни. Но Господь освятил Крест Своим страданием – ко Кресту был пригвожден не только Он, но любовь Божия. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Крест стал искуплением рода человеческого от смерти, проклятия, греха, орудием спасения человека, и потому имеет огромную благодатную силу. Через него подается огромнейшая благодать всему человечеству.

Во время обретения Креста Господня святой равноапостольной царицей Еленой шла похоронная процессия. Когда Крест возложили на покойного, он воскрес – вот какую огромную силу имеет крест! О нем говорится в песнопении стихир: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Он становится символом любви, силой, которая спасает, сохраняет человека от всякого зла.

В первые века христианства не было особого почитания креста, не было его изображения – изображали либо Спасителя, либо Матерь Божию, либо символы (в катакомбах, где совершались богослужения), о которых знали только христиане. Нельзя было использовать прямые символы, ведь христиане были гонимы. Многие мученики были явлены в то ужасное время.

С первых веков христианства (об этом свидетельствует Тертуллиан) верующие осеняли себя крестным знамением, благословляли им своих близких. До нас не дошла информация, как они это делали – некоторые историки предполагают, что осенение было не таким широким, как сейчас: осеняли крестом только лоб (неизвестно, одним, двумя или тремя перстами – скорее всего, одним: троеперстие появилось ближе к IV в., двуперстие – к VI в.)

Осенение себя крестом одним перстом означало, что христиане поклоняются Единому Богу. Когда они накладывали на себя крестное знамение тремя перстами, говорили: «Мы признаем Святую Троицу. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Троица Единосущная и Нераздельная». Двоеперстие было символом того, что во Христе – две природы: Божественная и человеческая. Они не поглощают друг друга, но в этом и есть спасение человечества. Христос как Богочеловек Сам в Себе производит это спасение и от имени человечества говорит о нем.

Падение Адама произошло от древа познания добра и зла. Древом Крестным спасается весь мир: вновь открываются двери Царствия Небесного… Есть прямые свидетельства о том, что в III в. начинается почитание изображения креста. В IV и V вв. его изображения были везде: на храмах, в храмах, в домах, на оружии, на перекрестках, улицах. Кресты ставили на холмах, горах как знамя нашего спасения – все понимали, что «сим победиши».

Когда Константин шел на Максенция, на небе было явление Креста Господня со словами: «Сим победиши». Всегда побеждали крестом Христовым, он – украшение церквей, каждой могилки, где похоронен православный христианин. В наше так называемое свободное время (когда мы что-то еще можем делать) кресты устанавливаются на въезде в города, деревни и выезде из них.

Каждый ставит крест по своему усмотрению. Церковь признает разные кресты: от древних четырехконечных до восьмиконечных, которые прижились в нашей Православной Церкви.

Мы считаем, что полный крест – восьмиконечный. Это не только распятие, но и табличка с надписью «Иисус Назорей – Царь Иудейский» над ним. На Кресте внизу еще была перекладинка-подножие, верх которой уходил в правую сторону, где был распят благоразумный разбойник. Слева был распят неразумный разбойник.

И шестиконечные, и восьмиконечные, и хачкары (древние армянские кресты) – все признаются. Они – христианские. Нет креста, который бы не считался для нас священным, ибо мы почитаем его не как предмет или изображение, а как символ подвига Христа Спасителя – распятия Божественной любви: Господь отдает Себя в Жертву ради нашего спасения.

В любом православном храме можно увидеть большой крест, на котором изображен Христос (с предстоящими или без них), иконостасы, кивоты увенчаны крестом – везде и всюду крест как символ нашего спасения.

Когда рождается христианин, на него надевают нательный крест – он обладает силой, которая спасает и сохраняет человека, если тот имеет глубочайшую веру. Неслучайно сзади на крестике написано: «Спаси и сохрани» – мы спасаемся силой Животворящего Креста Господня, любовью, благодатью, которые Христос оставил на этом Кресте. Для нас ношение креста – принципиально важное дело.

Один мой знакомый сказал: «Если человек без креста, он как будто голый – не покрыт великой благодатью Божией». Крест – свидетельство, что человек – православный христианин: это наш символ, который показывает, что мы единого духа. Если есть крестик на погибшем на поле брани воине, то его обязательно нужно предать земле, погрести, согласно нашему христианскому закону.

Родители всегда следили за тем, чтобы дети никогда не снимали с себя нательный крестик. Они были спокойны и уверены, что Господь защитит их чад силой Животворящего Креста.

Во время благословения священник осеняет крестом всех верующих. Когда за Литургией он ниспосылает Божественный внутренний духовный мир прихожанам, также осеняет их крестным знамением.

Родители, провожая своих детей в школу, накладывают на них крестное знамение, а отправляя в армию, надевают на них крестики.

Когда мы, христиане, видим крест, у нас возникает радость, ликование. Всегда осеняем себя крестным знамением, когда проезжаем мимо храмов, потому что на них – Крест Господень.

Во время Великого поста, принося домой из храма свечу, с которой стояли при чтении 12 Евангелий, отображаем ей на своих входных дверях крест – как символ того, что мы православные христиане. Есть многие другие благочестивые традиции, которые невозможно отнести ни к каким суевериям: например, в праздник Богоявления ставили мелом кресты на всех предметах в доме – все должно было быть благословлено.

Мы осеняем себя крестным знамением не только во время молитвы, но и когда нам бывает страшно, когда бываем неуверенны в каких-то делах – мы призываем Господа, чтобы Он помог нам, укрепил силой Животворящего Креста, избавил нас от врага рода человеческого, который хочет причинить нам немало зол, бед и страданий. Осеняя себя крестом Господним, мы призываем благодать Божию. Очень важно, чтобы наши дети были приучены к этому.

В наши дни мало людей носят крестики. Кто-то говорит: «Мешает» – или «опасно: может при неаккуратном движении задушить». Это все отговорки: никогда никто не был удушен цепочкой креста. Никогда крест не причинил какой-то вред во время спортивных состязаний. Мы видим, что многие спортсмены, которые выходят на большие арены, с крестиками. Тот, кто носит крестик, понимает, что он поможет, ибо он верит в Господа, уповает на Него. Тому, кто не верит, крест всегда будет помехой в жизни.

Крестное знамение может изображаться везде, кроме пола: это запрещено апостольским правилом – попирать Крест Господень ногами неблагочестиво. Мы должны относиться к Кресту с уважением и почтением. В храме можно увидеть любые орнаменты на полу, кроме креста.

Крест красуется и дает нам силу, утверждает нас в Православной вере. Почитание Креста Господня – обязательное условие христианской жизни. Нельзя говорить: «Мы в Бога верим в душе, а это не будем признавать».

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» – перед крестом, как перед иконами, мы возжигаем свечи, совершаем каждение, приобщаясь к духовной жизни и получая обилие благодати Божией, которую Господь ниспосылает нам: было так угодно, чтобы мы никогда не забывали о подвиге, который Господь совершил ради нашего спасения.

Мы говорили, что бывают четырехконечные, шестиконечные, восьмиконечные кресты. Их делают из дерева, металла. Эта практика дошла до нас с древних времен. При раскопках находят кресты разной формы, с различными украшениями. Мы видим изображения святых угодников Божиих и предстоящих перед Крестом.

Не нужно задумываться, какой крест (православный, католический, армянский): в наше время все формы крестов признаются в святом Православии, ведь это наша история.

Бывают бесовские страхования, особенно ночью. Враг искушает: он как будто наваливается на человека и хочет лишить его силы. Человек набирается мужества, осеняет себя крестным знамением – и все сразу проходит. Это одно из свидетельств, что крест обладает огромной силой.

Крест не был бы предметом, который мешает всем и всюду, если бы не говорил о спасительном подвиге Господа. К нему не было бы такого агрессивного отношения – как и к иконам. Когда пришли к власти большевики, они стали разрушать храмы, снимая в первую очередь кресты с глав церквей. Уничтожали иконостасы, внутренние изображения. Распятия, иконы с кивотами, которые были увенчаны крестом, разрубались, сжигались. Почему? Не могут злые взирать на силу Животворящего Креста Господня. «Трепещет бо и трясется» враг рода человеческого.

Все скверное и греховное не может терпеть крест, поэтому он уничтожался – даже на кладбищах не ставили крестов над могилами православных христиан. Креста, как и Христа, стали стыдиться: многие и сегодня стесняются осенить себя крестным знамением, проезжая мимо храмов. Это становится внутренним барьером. Но Господь говорит: …кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Эти слова обязаны придавать нам силы и уверенности – мы никогда не должны стесняться Креста Господня.

Пережив ужасное безбожное время, мы начинаем понимать, насколько Крест Господень оказыватся устрашающим оружием для тех, кто не верит в Бога. Человек, попадающий во власть врага рода человеческого, снимает с себя крестик или не может его надеть. Хотя родители просят его надеть крестик, он этого не делает – говорят: «Он не хочет».

Человек не «не хочет»: он во власти врага рода человеческого, который лишил его возможности прикасаться к святыне. Кто-то говорит: «Я не хочу идти в храм». Это враг рода человеческого не допускает его до храма Господня.

Духовная жизнь существует. Ф.М. Достоевский сказал: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Внутри происходит эта борьба. Враг рода человеческого не хочет нас отпустить.

Без молитвы близких и Церкви человек не может изменить ситуацию, поэтому мы рекомендуем обязательно молиться. Просим, чтобы заказывали сорокоусты. Когда они заказываются в нескольких храмах, то идет соборная молитва за человека: смотришь – он потихонечку сначала наденет крест, потом осенит себя крестным знамением, затем переступит порог храма Господня.

Огромное значение в нашей жизни имеют Крест, крестное знамение, нательный крестик. Это сила, которую дает Господь. Поэтому вся нечисть «трепещет и трясется» – не может взирать на силу Животворящего Креста.

Мы должны всегда прибегать ко Кресту Господню, осенять себя крестным знамением, говоря: «Господи! Укрепи мя силою Животворящего Твоего Креста!».

Мы заканчиваем сегодняшнюю беседу, а следующую посвятим святым мощам угодников Божиих: очень интересная тема – святые отцы говорят, что мощи обладают огромной благодатной силой, которая сокрушает врага рода человеческого, стремящегося сделать нам немало неприятностей.

Наша литургическая жизнь связана с мощами, потому что первые Литургии совершались на мощах мучеников, пострадавших за веру Христову. С тех пор мощи святых угодников Божиих есть в каждом храме. Епископы не освящают храмы, в которых нет частиц мощей мучеников или угодников Божиих. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс