Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1086) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Почитание икон

Протоиерей Алексий Ладыгин: Почитание икон

№45 (1086) / 1 декабря ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№44 (1085) 2020

Мы продолжаем «Огласительные беседы». Наша прошлая беседа была посвящена молитве за наших почивших сродников – мы говорили о Небесной и земной Церквах, вечной жизни, о том, что наша любовь к близким, которые ушли в мир иной, всегда выражается через молитву (церковную и домашнюю): в этом есть единение и продолжение жизни на земле.

Сегодня будем говорить об иконопочитании – этот вопрос некогда вызывал смущение в православной среде, но сегодня мы утвердились в иконопочитании и знаем, что образа святых или Самого Господа отсылают нас к Первообразу.

Икона имеет для нас огромное значение: через нее мы приобщаемся к духовной жизни. Невозможно представить наши храмы без икон, церковных росписей, видя которые мы понимаем, что попадаем в Божественный мир, где хочется общаться с Богом, где все земное уходит, отстает все греховное и остается только стремление к Отцу Небесному, чтобы воздать Ему благодарение или испросить у Него помощи на несение жизненного креста.

Иконопочитание зародилось на заре христианства. Первым иконописцем был святой апостол и евангелист Лука, который изобразил Матерь Божию с Младенцем на руках. Когда Пресвятая Богородица взглянула на этот образ, сказала: «С ним Моя благодать и сила».

Когда Авгарь, князь Едесский, заболел проказой, он послал своего слугу ко Христу, так как узнал об Учителе, Который всех исцеляет и всем помогает в Израиле. Слуга должен был написать образ Христа. Авгарь говорил: «Я буду смотреть на Его образ – и Он мне поможет» – такую веру он имел.

Но сколько слуга-художник ни пытался изобразить Христа Спасителя, у него ничего не получалось. Тогда Господь призвал его к Себе и спросил: «Чего ты хочешь?» Слуга рассказал о просьбе своего хозяина. Христос попросил, чтобы Ему принесли полотенце и воду. Он умыл Свое Лицо, вытерся – и на полотенце отобразился Его Лик. Когда слуга принес этот образ князю Авгарю, тот приложил его к себе и полностью исцелился.

Еще во время проповеди Христа Спасителя на земле было явлено чудо, которое говорит, насколько важны иконы в нашей жизни. Иконопочитание дает нам благодать, которую Господь передает через святые образа. Они имеют огромное значение в литургической жизни, вопросах вероучения.

В древние времена многие люди были неграмотными. Они не могли прочитать Священное Писание или жития святых. В советское время не в каждом доме имелась Библия (даже Евангелия не было!) – люди не могли ее достать: все древнее было уничтожено, а новое печаталось в малом количестве.

У кого-то были маленькие брошюрки, рассказывающие о жизни преподобных Сергия Радонежского или Серафима Саровского – или святого мученика Трифона. Больше было невозможно достать какого-то житийного материала. Человек мог научиться вере или узнать о святых, только придя в старые храмы, где стояли древние иконостасы с изображениями угодников Божиих. Из уст в уста передавались рассказы об их жизни.

Вся история Священного Писания изображалась на фресках в храмах. Можно было увидеть различные моменты служения Господа: исцеление слепых, прокаженных, насыщение 5-ю хлебами пяти тысяч человек, воскрешение Лазаря... О жизни Божией Матери люди могли узнать через фрески. Это была «Библия в красках», как говорили святые отцы: через икону открывался духовный мир.

Почитание икон дает человеку возможность узнавать о жизни Господа и святых угодников Божиих, подражать им, любить их, дружить с ними. Когда мы становимся с ними друзьями, у нас происходит тесное общение: они молятся перед Престолом Божиим за нас, а мы можем просить у них молитв. Это дает силу и возможность духовного единения.

В первые века христианства в катакомбах изображают Матерь Божию с Младенцем на руках, Христа Спасителя как Пастыря, Который несет «погибшее овча» на Своих плечах. Используются определенные символы в виде рыбы – Iχθύς означает «Иисус Христос Сын Божий».

Икона – не фотография, а определенное изображение, отображение духовного мира святого. Она открывает добродетельное богатство, которым был исполнен угодник Божий.

На лике апостола Петра часто отображены печаль и скорбь: он некогда совершил грех отступничества, отречения от Христа и, хотя Господь его простил и возвел в апостольское звание, он все равно плакал, слыша пение петуха. На ланитах апостола Петра были борозды от слез. Они изображены на лике святого. Видны его печаль, скорбь и в то же время огромнейшая любовь к людям, которым апостол проповедовал о Божественном Спасителе.

На святых образах человек воспитывается. Когда ребенок приходит в храм, он рассматривает иконы, молится вместе с родителями, учится духовной жизни, прикладываясь к святым образам, ставит свечи, возжигает лампадочки. Ребенок понимает, что святым подобает поклонение и почитание, ведь они наши друзья, впитавшие в себя благодать Божию, которая передается нам через общение с ними.

Иконы начали открыто почитать, когда христианство стало государственной религией. Но были времена гонения на христиан, почитавших иконы. Многим из них пришлось уйти на окраины Византийской империи, спасаясь от императоров, которые запрещали иконопочитание. Многие скрывали иконы.

VII Вселенский Собор утвердил иконопочитание, и это было возвращением к подлинным истокам христианства. День введения иконопочитания стали называть днем Торжества православия: восторжествовала полнота, в которой живет весь христианский мир.

Икона – живой организм, через который мы общаемся со святыми. Ее значимость открывается через чудеса, которые мы получаем от того или иного образа. Бога не видел никто никогда, и часто говорят: «Никто не может изобразить Бога». Но Господь явился в человеческом образе, в котором послужил, пострадал и принес Искупительную Жертву. Поэтому мы Его изображаем.

Святая Троица явилась Аврааму в виде трех Ангелов – так и пишут Ее образ. Матерь Божию изображаем Такой, Какой Она восприняла Христа Спасителя, Богомладенца. Нет никакой фантазии – только единое стремление показать нашу духовную историю через святое изображение.

Церковь не принимает произвольного изображения икон. Иконописец – не просто человек, который обладает художественным талантом. Он должен быть верующим, добродетельным, благочестивым, стремящимся отобразить прекрасный духовный мир через свое совершенствование; он обязан следовать определенным канонам, которые выработала Церковь на своих Соборах – при написании иконы необходимо исполнить все канонические постановления.

Есть замечательные картины на библейскую тему, а есть иконы.

Икона несет в себе нечто мистическое, благодатное, духовное, соединяющее с Божественным миром или открывающее токи благодати, которые идут к человеку. Много чудес происходит от святых икон – это подтверждает правильность нашего верования и иконопочитания. У нас есть иконы, которые источают благовонное миро, есть кровоточивые иконы. Многие были свидетелями обновления старых икон, фресок в храмах.

Будучи недавно в паломнической поездке, мы посетили Богоявленский монастырь города Углича. Мы увидели, как фрески на стенах храма сами собой обновляются яркими красками – незаметные ранее изображения, которые казались утраченными, начали обновляться в огромном соборе, когда открылся монастырь и стали проходить богослужения. С каждым годом фрески становятся все ярче и ярче. Это великое чудо! Все оживает по Божественному Слову.

Когда меня назначили служить в Богоявленском храме, я нашел икону на металле «Явление Святой Троицы Аврааму». Ничего невозможно было рассмотреть. Попросил помощницу-искусствоведа промыть, прочистить икону, объяснил, как это сделать. Она говорит: «Батюшка, я же специалист. Все сделаю». Мыла, промывала, пыталась сделать все, чтобы хотя бы немножко были видны лики, но ничего не получилось. Помощница пожала плечами со словами: «Батюшка, ничего не могу сделать». Мы решили: «Древняя икона. Написана на металле. Поместим ее в рамку». Так и сделали. Повесили ее на горнем месте: икон почти не было. На каждой Литургии она начала обновляться: проявились образы святых ангелов, затем – стол, за которым они сидят, на столе появилась белая скатерть; потом – зеленый дуб, Авраам, Сарра.

Сегодня этот яркий образ продолжает обновляться. Он является символом и нашего духовного просветления, изменения, призывает нас к совершенствованию. Такие чудеса помогают нам утвердиться в христианской вере и продолжить свое духовное шествие.

Святые иконы находятся не только в храмах, но и в наших домах: каждый благочестивый христианин понимает, что в доме должен присутствовать Бог. Святые иконы – знаки Его видимого присутствия.

Раньше в каждом доме был красный угол (он обращен на восток – очень многие приходят и говорят: «Батюшка, у нас не получается устроить красный угол в положенном месте: там проходят трубы. Икону повесить некуда»). Красный (или, как его называли в деревне, передний) угол – это первый угол, который ты видишь при входе в помещение: тебя должны встречать Сам Господь, святые угодники Божии. Видя иконы, благочестивый человек всегда осеняет себя крестным знамением.

Если невозможно повесить иконы в угол из-за планировки квартиры, можно расположить их на передней стене.

Очень часто люди говорят: «Дома необязательно иметь иконы». Это неправильное понимание: дома должны быть иконы, но к ним обязательно нужно относиться благоговейно, как к святыне – нельзя раскладывать иконы среди хрустальной посуды, ставить на телевизоре, вешать их рядом с портретами сродников, плакатами своих кумиров.

Когда мы молимся, общаемся с Богом, Господь через святые изображения дает нам благодать, защищает нас от всякого зла. Если в доме нет молитвы и святых изображений, то могут происходить разные необъяснимые случаи, с которыми мы часто сталкиваемся в священнической практике. Один из моих сокурсников-священников рассказывал, что его пригласили освятить квартиру, в которой сами по себе сгорали шторы и ковры. Хозяева вызвали электрика, подумав, что где-то произошло короткое замыкание. Электрик проверил проводку, ничего опасного не обнаружил и сказал: «Вам лучше пригласить священника».

Батюшка пришел и увидел, что в двухкомнатной квартире нет ни одной иконы. Он освятил жилье, побеседовал с хозяевами, сказал им, что необходимо повесить святые образа. Когда в доме были повешены иконочки, ужасные случаи не происходили. Мир и благодать Божия воцарились в этой квартире.

Когда я был молодым священником, ко мне вся в слезах подошла женщина с просьбой: «Батюшка, помогите! Мы живем на 6-м этаже. Наша квартира – как пылесос: через открытое окно балкона “всасывается” весь мусор с улицы, фантики, бумага, очистки от бананов... Даже собака не смогла находиться дома – убежала. Маленькая дочка увидела страшное существо, которое переворачивало в гардеробе все наши вещи и выбрасывало. Когда я заходила, никого не видела, а дочь видела – она еще чистая, светлая и общается с духовным миром… Сегодня мыла пол. Вдруг ваза, которая стояла на комоде, упала передо мной – если бы на меня, разбила бы голову».

Мне стало немножко не по себе, но я ободрился тем, что отслужил Божественную литургию, и пошел в эту квартиру. Увидел беспорядок: порядок был только на кухне. Я совершил освящение жилища, стал разглядывать помещения: ни в одной из комнат, кроме кухни, не было икон. Там, конечно, еще была масса других причин, но по крайней мере не было духовной защиты, – не было молитвы, святых образов.

Там, где есть образа, враг рода человеческого не может вольно действовать. Там, где есть молитва, угодники Божии встают на защиту людей. Поэтому необходимо, чтобы в наших домах были иконы.

У одной женщины был рак груди. Она заживо гнила. В доме был ужасный запах. Но священник и в таких условиях должен осуществлять свой долг, поэтому я причащал ее. Женщина очень сильно плакала, говоря: «Батюшка, спасибо, что пришли. Я скоро уйду из этой жизни. Я совершила очень большой грех. Когда мне поставили диагноз „рак груди“, я потеряла веру в Бога.

Мы нашли целительницу, которая сказала: причина моей болезни в том, что у меня в доме есть иконы. Я поверила ей и сказала своим дочерям вынести иконы на помойку. Когда я опомнилась, попросила дочерей принести иконы обратно, но было поздно: их уже утилизировали. После этого болезнь стала прогрессировать. Дошло до того, что я заживо сгниваю. Хочу перед смертью попросить у Бога прощения».

Часто святые иконы находят на помойке и приносят их в храмы Божии. Когда мы почитаем иконы, начинаем общаться с Богом, со святыми, происходит торжество Православия – его утверждение. Это правильно.

Нельзя назвать ненормальным человека, целующего фотографию своего ребенка, которого давно не видел, рассказывающего ему о проблемах, радостях, трудностях: этот человек говорит не с фотобумагой, не с изображением, а со своим ребенком – образ возводит его к первообразу.

Так же и в духовной жизни: совершенно естественно общаться с Господом, Матерью Божией, со святителем Николаем и другими святыми угодниками Божиими, которым мы рассказываем о своих проблемах, трудностях, радостях.

И совершенно неестественно разрывать фотографии своих родственников, выбрасывать иконы. Это грех. Известно много случаев, когда святые наказывали за неблагоговейное обращение с иконами.

Один мужчина очень сильно пил, ругал жену за то, что та ходила в храм. У них в доме была единственная икона – старинный образ святителя Николая. Муж выбросил ее. С тех пор какая-то невидимая сила не впускала его в дом. Это была расплата за грех.

Многие читали о «Зоином стоянии»: когда постом жених Зои не пришел, она решила потанцевать с образом святителя Николая, назвав его своим женихом, и стала статуей. Долгое время она была в таком состоянии, пока ее мама не вымолила. После этого Зоя принесла покаяние и отошла ко Господу.

С одной стороны, иконы дают нам благодатную силу, возможность приобщиться к благодати Божией, духовному миру. С другой стороны, непочитание икон приводит нас к духовной пустоте, «открытому» состоянию, когда нечистая сила начинает на нас действовать, влиять и немало пакостей, по слову апостола Павла, нам делать.

Следующая наша беседа будет посвящена почитанию Креста Господня. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс