Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1059) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Семь таинств Церкви. Часть 3

Протоиерей Алексий Ладыгин: Семь таинств Церкви. Часть 3

№18 (1059) / 4 мая ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№17 (1058), 2020

Сегодня будем говорить о таинстве Причащения, которое у нас в Церкви называют таинством Евхаристии. Очень важное таинство (одно из ключевых), которое дает человеку возможность приобщиться к вечности.

Господь прежде Своих крестных страданий собрался с учениками в Иерусалиме, в Сионской горнице, чтобы установить это великое таинство.

После того как была отпразднована ветхозаветная пасха, Господь сказал: Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Затем Господь препоясался лентием, омыл ноги Своим ученикам и показал им особый путь, – путь смирения и любви, которым каждый должен идти. Потом Господь взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Об этом очень подробно говорят святые евангелисты Марк, Матфей и Лука.

Господь уже приготовил Своих учеников к этому таинству. Они, будучи в Сионской горнице, нисколько не противятся Его словам, но смиренно и благоговейно воспринимают их, потому что Господь говорил об этом неоднократно.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит о том, что Господь предупреждал Своих учеников: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный. Когда Господь предлагал вкушать Свое Тело и Кровь, многие соблазнялись и уходили от Него. Господь вопросил учеников: Не хотите ли и вы отойти? Апостол Петр сказал: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. Ученики были готовы воспринять Евхаристию и со смирением восприняли ее.

Святое Причастие – ключевой момент нашей христианской жизни, потому что Господь заповедовал творить это в Его воспоминание. Об этом говорит апостол Павел: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? …Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. Удивительные и глубокие слова!

В таинстве Причащения мы становимся частью Самого Господа. Когда мы вкушаем Тело и Кровь Христовы, они проникают во все наши частицы, составы и освящают нас, соединяют с Господом. Мы становимся единым целым.

Господь говорит: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Через Святую Евхаристию мы приобщаемся к плодам Божественного подвига, Его крестного страдания, смерти и Воскресения. Господь пострадал за каждого верящего в Него. Через Причащение мы становимся частью Самого нашего Божественного Спасителя. Его крестный подвиг (Его страдания, смерть) распространяется на каждого из нас. Мы становимся участниками жизни вечной.

Сейчас много христианских движений, течений, которые говорят свою правду. Протестанты говорят, что это не Тело и Кровь, а только образы Тела и Крови Христа Спасителя. Католики немножко видоизменяют Причастие: преподают прихожанам только Тело и говорят, что если вкушаешь Тело, то бывает и Кровь. Каждый воспринимает все согласно своему рассуждению. Это неправильно.

Правильно поступать так, как наказал нам Господь. Он Сам сотворил образ Евхаристии: Сам совершил первую Евхаристию, чтобы мы «творили сие в Его воспоминание» (см. 1 Кор. 11, 24). Поэтому исправлять то, что оставил Господь, нелогично. Каждый должен с рассуждением приступать к сему таинству.

Святой апостол Павел говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: сие есть Тело Мое, после этого кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть Кровь Моя, кто тогда усомнится и скажет, что это не Кровь Его? Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино, сходное с кровью, и недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если зван быв на брак телесный, совершил Он это преславное чудо, не паче ли, сынам чертога брачного даровав Свое Тело и Кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего? Почему со всякой уверенностью примем это как Тело и Кровь Христовы. Ибо в образе хлеба дается тебе тело, а в образе вина дается тебе кровь, чтобы, приобщившись Тела и Крови Христа, соделался ты Ему сотелесным и сокровным. Ибо таким образом бываем и христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам».

У нас не должно быть никакого сомнения, смущения, что это истинно есть Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Для чего Господь установил это таинство? Для того, чтобы мы были участниками вечной жизни. Он говорит: сие творите в Мое воспоминание. Каждый из нас должен воспоминать и страдание, и крестную смерть нашего Господа, потому что Господь соделал это ради нашего спасения, чтобы каждый из нас не погиб, но имел жизнь вечную.

Для чего Господь творит это таинство? Он показывает, что оно – основа новых отношений человека с Богом, жертвенной любви Господа, которую Он показал через Свое страдание. Он изволил не погубить человека, не осудить его, а спасти, даровать нам спасение по нашей вере. Эти совершенно новые отношения появляются вместо ветхозаветных отношений, которые были между Богом и человеком.

Господь устанавливает это таинство, чтобы соединить нас между собой самым тесным образом. Мы называем Бога Отцом нашим Небесным. Как мы становимся Его детьми? Через Господа нашего Иисуса Христа, Который соединяет нас в Свое Единое Тело, – Тело Христово, потому что Церковь есть Тело Христово, а глава Церкви есть Христос.

Мы становимся причастниками Его Божественных Тела и Крови. Мы не только соединяемся с Господом, но в Господе соединяемся друг с другом, поэтому называемся братьями и сестрами. Господь очень мудро продумал наше спасение, которое возможно только через любовь. А любовь возможна тогда, когда есть единство между всеми людьми.

Святое Причастие «служит для нас очистительною и умилостивительною жертвою». Подвиг нашего Господа, удостоверяющий правду Божию, приносится за наши грехи. Мы очищаемся Телом и Кровью нашего Господа. Господь проникает во все клетки, составы, очищая нас, обновляя, освящая, соединяя нас с небом. Это великая милость и чудо Божие.

Когда смотришь на плоды, которые дает нам Святая Евхаристия, то начинаешь понимать слова Господа: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Становится понятным: кто гнушается, пренебрегает этим святым таинством, без веры и страха приступает к нему, тот лишает себя великого, главного, насущного – той жизни, за которую все человечество всегда борется, жизни вечной.

Святые отцы говорят, что Причастие является для нас духовной пищею и духовным врачеванием. У каждого из нас кроме тела есть душа. Мы живем и возрастаем духовно. Душа не может питаться земной пищей – она питается пищею небесною, духовною, которая необходима для нашего внутреннего становления, духовного возрастания, духовного врачевания.

Всякая немощь побеждается приобщением человека к святому. Как грех есть уничтожение и души, и тела человека, так Святое Причастие – великая святыня, которая входит в нас, есть наша духовная пища, духовное врачевание.

Святые отцы говорят: только Божественная пища может истинно питать, и только Божественное врачевство врачевать болящую душу человека, которая по началу своему есть дыхание жизни от уст Божиих. Все человеческое естество (и тело человека) освящается Святым Причастием, без этого ничего не может быть.

Святое Причастие служит для нас залогом бессмертия и вечной жизни. Аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. …Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли… ядущий хлеб сей будет жить вовек.

Мы должны приступать к этому великому таинству, искать его, жаждать духовного приобщения. В этом есть центр нашей христианской жизни. Без евхаристической жизни невозможно представить ни земную, ни вечную жизнь христианина. Он питается этим, живет и возвышается, поэтому к Причастию такое особое отношение.

Мы должны готовить себя к причастию и телесно, и особенно духовно: каждый должен испытывать свою совесть, внутренне приготовлять, очищать себя, чтобы соделаться достойным домиком, храминой, куда войдет Сам Господь. Апостол об этом пишет: Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня. И дальше апостол говорит: от того, что мы недостойно приступаем к Святой Чаше, немало умирает.

Всю свою жизнь мы должны стремиться достойно приступать ко Святому Причастию, испытывать себя. Поэтому в Церкви существуют правила: прежде чем причаститься, христианин постится, читает молитвенное последование, готовится к Исповеди, приступает к таинству Покаяния, чтобы очистить себя (насколько возможно), дать Господу какие-то обеты, дабы Он помог победить те грехи, страсти, что есть в нашем сердце. После этого человек приступает к Святому Причастию натощак, подготовившись.

Господь соделывает нас участниками Божественного служения и Божественной Евхаристии. Есть определенные плоды, которые человек получает во Святой Евхаристии. Человеку дается вечность. Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися. То есть кто причащается Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, тот духовно получает такую пищу, которая дает ему возможность быть сытым в течение всей своей жизни: он не будет жаждать, искать никакого другого духовного становления и возвышения. Для него это будет тем необходимым, что удовлетворяет его духовные запросы.

Святые угодники Божии, которые познали Господа, стремились к приобщению Святых Христовых Таин, ничего не искали, хотели только одного в этой жизни – до конца быть с Господом и в вечности продолжить это общение. Апостол Павел говорит: имею желание разрешиться и быть со Христом (то есть умереть и быть со Христом). …для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (то есть «я живу ради Христа в этой жизни, а в смерти Его приобретаю»).

Второй плод Святого Причастия: человек свободен от смерти. Священное Писание об этом говорит: сей есть хлеб сходяй с небесе, да, аще кто от него яст, не умрет… Якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради: и ядый Мя, и той жив будет. Какую благодать имеет Господь, такую благодать Он и передает Своим чадам. Когда мы приобщаемся Тела Христова, мы становимся сополучателями тех благ, что Господь дал Своему Сыну и через Него дает каждому из нас: как Господь бессмертен, так и человек получает бессмертие. То есть духовная, вечная смерть к нему не прикоснется. Не временная смерть, которая является переходом от одного состояния к другому, а вечная смерть не коснется человека.

Для человека открывается перспектива вечной жизни. Это является третьим плодом Причастия. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, – говорит Спаситель, – и Аз воскрешу его в последний день. …грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия… и услышавше оживут. Это великая тайна.

Господь обещает тем, кто соединяется с Ним в этой жизни, что Он воскресит их для жизни вечной. …и на суд не приидет: для тех суд не существует, потому что своей верой они засвидетельствовали верность Христу.

Аз воскрешу его, то есть «Я Сам, а не труба архангела, воскрешу его как живой член Моего собственного Тела, с коим Я неразрывно соединен и в ком жил доселе, который существенно никогда не умирал, ибо пребывал во Мне и Аз в нем. И Я его воскрешу (или паче возбужу его, как возбуждают ото сна). Только явлюсь миру – и он сам воспрянет и неудержимо устремится ко Мне, ибо в нем Тело и Кровь Мои, ибо Я и он едины». Так говорят святые отцы о единстве.

Христос постоянно пребывал в человеке, который принимал Тело и Кровь Христовы, поэтому он перейдет от этого состояния сразу к славе небесной. То есть не как все (услышат трубу архангелову и придут на Суд), а будут другие отношения, как предполагают святые отцы. Это великие тайны Евхаристии, Святого Причастия.

В каком состоянии мы должны причащаться? Должна быть не только особая подготовка, о которой мы говорили, но и состояние души, как сказано в молитвах перед Святым Причастием: «Со страхом Божиим и верою приступите». Первое условие, таким образом, – страх, который должен быть в сердце, и трепет. Мы должны достойно причащаться: не пренебрегая этой великой святыней, не привыкая к ней, но понимая, что Огнь входит в нас, чтобы Он не попалил нас за наше недостоинство и наши грехи.

Человек должен приступать к Причастию с верою. Это одно из условий, чтобы таинства давали нам благодать Божию и являлись для нас спасительными, потому что Господь требовал веры от каждого человека, с которым Он общался и которого исцелял. Он спрашивал: «Веруешь ли ты?». Верую, Господи! помоги моему неверию. Так и мы с вами должны приступать к Святой Евхаристии.

«Верою и любовию приступим, – такие слова звучат во время Великого поста на литургии Преждеосвященных Даров, – да причастницы жизни вечныя будем». Любовь должна быть в нашем сердце. В первую очередь ко Господу (по заповеди Божией Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим) и к нашим братьям и сестрам, которые нас окружают (возлюби ближнего твоего, как самого себя).

Страх Божий, вера и любовь должны присутствовать в нашем сердце, чтобы мы были достойными причастниками жизни вечной.

Евхаристия – великое чудо. Как священник я не один раз сталкивался с чудом Святого Причастия, Евхаристии. Однажды меня пригласили срочно совершить требу, потому что женщину парализовало. Я спрашиваю:

– В каком она состоянии? Она говорит? Сможет ли исповедоваться?

– Нет, батюшка, у нее отнялись все члены. Она не может говорить. Хотя бы ее причастить.

Священник знает различные способы принятия Исповеди у человека, который потерял речь. Я отправился причастить эту женщину.

Когда я причастил ее Святых Христовых Таин (она вкусила Тела и Крови Христа Спасителя), она тут же встала с постели и заговорила. Это было такое явное чудо исцеления, что родственники пришли в умиление и изумление: человек безо всяких средств терапии очень быстро получил полное исцеление.

Был другой случай, когда меня пригласили причастить одну рабу Божию, которую звали Параскева. В то время я служил в храме святой великомученицы Параскевы в Бутове. Я спросил: «В каком состоянии она находится?». Мне говорят: «Батюшка, она в коме». Для меня было странно: как можно причастить человека в коме? Но чтобы не упустить что-то важное, я решил все равно пойти и причастить эту женщину.

Когда я вошел в квартиру, увидел, что эта женщина была очень верующей (были убраны образа, на спинке ее кроватки висели стертые четочки). Я стал читать молитовки – и вдруг она пришла в себя, села на кровати. Так как были с собой Дары, я ее причастил Святых Христовых Таин. После того, как она приняла Святые Христовы Таины, предварительно исповедовавшись, при молитве «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», женщина опять легла на кроватку и впала в такое же состояние беспамятства. Господь, видя ее достойное поведение, то, что она всю жизнь причащалась и искала в последние минуты своей жизни Господа, соделал для нее возможным быть причастницей Тела и Крови Христа Спасителя.

Но есть и другие случаи. Бывает, что человек недостоин принятия Святых Христовых Таин. Приезжаешь к такому, а он не может открыть рот, стискивает зубы. Или просят причастить, а пока мы едем, человек впадает в такое состояние, в котором его уже невозможно причастить.

Каждый, кто горит по жизни, желает принять Святые Христовы Дары, становится достойным этого. А кто по жизни не стремился к этому, тот и в вечность уходит без такого христианского и пастырского напутствия, без соединения с нашим Божественным Господом здесь, на земле, а значит, уходит в невозможность бытия в вечности с Господом.

Следующая наша беседа будет о таинстве Покаяния. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс