Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1079) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Заповеди блаженств. Часть 9

Протоиерей Алексий Ладыгин: Заповеди блаженств. Часть 9

№38 (1079) / 5 октября ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№37 (1078) 2020

Продолжаем огласительные беседы. Наша прошлая встреча была посвящена 8-й Заповеди блаженств: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.

Мы говорили, что очень важно утверждать на земле правду Божию, ведь она борется с неправдой. Людей, живущих по правде Божией, презирают, гонят. Многие отказываются утверждать правду, ибо не хотят терпеть временные страдания, но нужно помнить не о временных страданиях, а о блаженной жизни, которую Господь обещает в вечности тем, кто утверждает правду Божию на земле.

Сегодня наша беседа посвящена 9-й Заповеди блаженств, которая звучит так: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех...

«Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за православную нашу веру», – пишет протоиерей Григорий Дьяченко в своем труде «Катехизические поучения. О блаженствах».

Господь говорит: чтобы достичь блаженства, нужно быть бесстрашным воином Христовым. Это заповедь об исповедничестве и мученичестве за имя Христово.

С первых страниц Священного Писания мы видим, что мученичество – удел христиан: через него утверждается Церковь Христова на земле. Никто из апостолов, кроме святого Иоанна Богослова, не умер своей смертью – кого-то распяли на кресте, кому-то отсекли голову, кого-то сбросили с высокого здания. За ними, мучениками и исповедниками, пошли их ученики, которые тоже страдали за Христа. Они поражали своим подвигом не только последователей христианства, но и самих мучителей, видевших пример стойкости и помощь Божию, в результате чего многие из палачей приняли христианство.

Среди мучеников были женщины, мужчины, дети, монашествующие, духовенство, цари, вельможи, князья, судьи, воины... Люди разных сословий шли за Христом. Через свое исповедничество они утверждали христианство на земле.

Святой архидиакон Лаврентий служил в Римской Церкви при императоре Валериане. К нему пришел государь со словами: «Покажи богатства своей Церкви». Святой Лаврентий говорит: «Пойдем, покажу тебе все». Привел его в церковь и показал вдов, сирот, нищих, хромых, глухих, немых: «Вот это богатство нашей Церкви: те, кто получает здесь утешение через общение со Христом. И ни один тиран не может отнять у нас этого богатства». Эти слова были дерзостью, за которую император отправил святого в темницу, а позже подверг его страшному наказанию: Валериан приказал положить святого Лаврентия на бок на раскаленную решетку. Его поджаривали на медленном огне, но он не произнес ни единого звука. Через некоторое время святой сказал мучителю: «Переворачивай: одна сторона уже готова». Удивительные смирение и терпение – не без помощи Божией: Бог Своих не оставляет.

В ХVIII, XIX, начале ХХ века было невозможно представить, что будут массовые гонения на христиан. Христианство было государственной религией.

В ХХ веке начались гонения на Церковь Христову. Появился великий сонм новых святых. Один из проповедников сказал, что, наверное, весь ад придумывал испытания, через которые прошли новомученики и исповедники Российские. Гонимые думали: «Весь мир против нас и Бог не защищает». Было чувство, что все в этом мире перевернулось. Порой люди проводили в лагерях всю свою сознательную жизнь, ненадолго выходя на свободу. Они подвергались страшным пыткам: кого-то причащали раскаленным оловом, кого-то вешали на епитрахилях в царских вратах, обливали на морозе холодной водой, превращая в ледяной столб, топили. Кто-то был сослан на рудники, кому-то пришлось тяжело трудиться, прокладывая новые дороги…

Невинно осужденных избивали, убивали. Среди них были люди разных сословий, от крестьян до высших слоев общества – они страдали за то, что были христианами. Есть история, в которой сказано: «Если уничтожить мученика, появляется очень много других мучеников».

Один из епископов рукоположил человека в священники – и того через 3 месяца расстреляли. Нового на этот приход рукоположил – через 3 месяца расстреляли. Рукополагая очередного священника, епископ плакал: «Рукополагаю еще одного мученика, который совершенно сознательно, не боясь, идет на смерть».

Говорили, что последнего попа увидят в 1980-е годы. Но пришли они – и вернулось духовенство. Мы видим, как сегодня возрождается Церковь Христова и злобствует против нее мир. На место мучеников готовы встать сотни людей, которые пойдут на страдания ради Христа, ибо имеют глубочайшую веру.

В советское время многие взрослые и дети были исповедниками – они ходили в храм Божий. Их делали совершенно бесправными людьми, над ними смеялись, им не давали возможности поступать в вузы, достойно проходить службу в советской армии – они постоянно претерпевали гонения, но не сходили с пути истины, имея огромное желание быть с Богом. Сегодня многие из них продолжают служение в Церкви Христовой.

В наше время мученичество – противостояние неправде. Противостоящий неправде подвергается гонениям, его не признают в этом мире. Кто-то борется со страстями, своей плотью – это невидимая, но очень тяжелая брань. Кто-то ведет битву с врагом рода человеческого, желающим увести со спасительного пути. Это тоже мученичество, страдание, испытание.

Сегодня не всякого человека, живущего благочестивой жизнью, принимают. Например, в молодежной среде часто отвергают тех, кто не ходит на вечеринки, в ночные клубы, не участвует в делах, которыми занимается вся молодежь: «Ты несовременный! Зачем ты нужен?» – это поношение, изгнание.

Человек чувствует себя «гадким утенком», ибо не принадлежит этому миру.

Если ты большой начальник и, имея возможность наживаться, не берешь ничего лишнего и не даешь брать другим, разве тебя примут в этом мире? Ты будешь изгнан – не будет возможности устроиться на работу, нечем будет кормить семью. Это тоже мученичество… Но таких людей ждет великая награда в Царствии Небесном. Эта жизнь временна – она ведет к бесконечной жизни. Апостол Павел говорил: «Имею желание разрешиться и быть со Христом»!

Хочется рассказать о некоторых новомучениках и исповедниках Российских. 10 августа празднуется память священномученика Николая Пономарева, диакона. Окончив народное училище, в 16 лет он стал псаломщиком и прослужил в этой должности почти всю свою жизнь. Рукоположения в диакона он сподобился в возрасте 50-ти лет. А через 2 года принял мученическую кончину.

10 августа 1918 г., в день Смоленской иконы Божией Матери, отца Николая отправили на станцию Егоршино на общественные работы, там он был убит большевиками. Точная дата и место смерти отца Николая неизвестны; память его празднуется в тот день, когда его последний раз видели живым. В селе, где служил отец диакон, был разорен Никольский храм – разбиты кружки, унесены деньги и ковер, была ограблена квартира священника, причем похищенную из нее серебряную дароносицу один из красноармейцев использовал для хранения табака...

10 августа празднуется и память мученицы Мавры Моисеевой, мирянки; она родилась в крестьянской семье, имела середняцкое хозяйство. Жизнь ее протекала благополучно. Мавре Васильевне хотелось, чтобы храм в селе, куда она ходила молиться, был крепок и красив, и она стала собирать с прихожан деньги для проведения ремонта церковного здания. Люди активно откликнулись, наняли артель плотников из 4 человек, которые сделали работу.

Вскоре после этого Мавра Васильевна была арестована, и ей было предъявлено обвинение, что она «участник религиозной контрреволюционной организации… предоставляла свой дом для проведения нелегальных сборищ… возглавляла сбор средств для ремонта церкви». На допросах она рассказывала лишь как собирала деньги на храм, и заявила, что веру в Бога она не считает преступлением. Безбожная власть приговорила Мавру Васильевну к расстрелу.

10 августа празднуется память священномученика Иоанна. Он родился в 1900 г., в 1920 г. его призвали в красную армию. В это время жена его Ольга Евдокимовна ждала первого ребенка – дочь Клавдия родилась в 1921 г., и отец увидел ее, когда девочке шел 3-й год. После гражданской войны Иван вернулся в родное село, продолжал заниматься своим ремеслом. В 1920-е гг. он был лишен избирательных прав из-за происхождения – из торговцев. Первый арест состоялся в 1931 г. – и приговоренный к 10 годам лишения свободы Иван Ильич был досрочно освобожден из-за серьезной болезни. В 1937 г. он стал инициатором движения сельчан за открытие местного храма. Последовали арест, обыск – его признали участником контрреволюционной антисоветской организации и приговорили к расстрелу.

Мученик Иоанн Ломакин, мирянин. День памяти – 10 августа. Родители Ивана Васильевича были крепкими крестьянами. В непростое для русского крестьянства время коллективизации Иван Васильевич не стал разрушать сложившийся в семье уклад и хозяйство продолжал вести как единоличник. Глядя на неудачи первых колхозников, он высказывал свои мысли о происходящем: он считал, что земле нужен настоящий хозяин, который душу в нее вкладывает и все делает старательно, а колхозники сами еще не разобрались, кто за что отвечает. Он был глубоко верующим человеком, никогда не отказывал странникам в просьбе отдохнуть в его доме, постоянно ходил в церковь, а на праздники приглашал к себе священника.

Семья Ивана Васильевича была большая – 8 человек. В 1937 г. Иван Ломакин был арестован как «участник религиозной контрреволюционной организации, по заданию которой проводил антиколхозную агитацию…». Был приговорен к расстрелу.

Мученик Арефа Ерёмкин, мирянин, родился в Пензенской губернии в крестьянской семье. Образования не получил, всю жизнь занимался крестьянским трудом. Известно, что у него была жена Фекла и 5 сыновей. В 1937 г. Арефий Петрович был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и обвинен в том, что “под видом религиозных бесед систематически проводил нелегальные сборища, на которых распространял провокационные слухи о падении советской власти, агитировал единоличников не вступать в колхоз”. Был приговорен к расстрелу.

Священноисповедник Иоанн Оленевский, иерей: дивный старец с рождения не пропускал ни одной службы – сначала мама носила, потом сам бегал. Рано остался сиротой – мать умерла, а отца и не знал (отчество он получил от крестного). Еще мальчиком он стал приучать себя к строгой жизни: спал мало, сидя или согнувшись на полу, как котенок. Пищу принимал редко и помалу, с малых лет отказался от вкушения мяса. Он пил обыкновенно стакан чая, который сам заваривал, картошку на шестке круглую испечет и чаем запивает без хлеба. Сласти не принимал с малых лет, а конфеты детишкам раздавал, чай же у него был лишь слегка подслащен. Яйцо принимал только одно – на Пасху, когда все разговлялись. Изредка стаканчик молока выпьет, когда горло заболит.

Однажды, чувствуя себя нездоровым, попросил сварить кашки гречневой на молоке – ему сварили, а он только попробовал. Святую Церковь любил. В храме пел, читал, в алтаре помогал и людей в церковь звал. Ночь у него была посвящена молитве. Спал мало, с перерывами, вскакивал на молитву, в темноте слышны были только слезы… Богоугодна была жизнь его: девственник, постник, молитвенник, праведник.

Рукоположили во диакона его в возрасте 66 лет. Через 20 лет, в 86, он стал иереем. Несколько раз батюшку арестовывали, но каждый раз милостью Божией отпускали. Есть свидетельства, что отца Иоанна однажды хотели расстрелять – поставили на берегу и дали залп, но пули отскакивали от него «как будто он железный». Как-то раз в келью старца пришли 2 милиционера и объявили, что их послали за ним: «Собирайтесь, дедушка!». Батюшка немного помолчал, потом смиренно и кротко сказал: «Сейчас соберусь, а тебя завтра хоронить будем», – махнул рукой на одного милиционера. Увезли старца в тюрьму, а на другой день этот милиционер умер, как и предсказал старец.

Нестяжателен, незлобив, светел всегда и радостен: Господь даровал ему дары прозорливости и исцеления страждущих. Никто не отходил от старца неисцеленным – исправлялись физические недуги, бесы бежали как от огня. 6 августа 1951 г. в возрасте 97 лет Господь призвал старца в Свои обители.

Почитаемый даже до сегодняшнего дня, он был похоронен в Оленевке, а сейчас в Пензенской епархии обрели его мощи. Священноисповедник Иоанн Оленевский – особо почитаемый святой в Пензенской митрополии и, я думаю, во всей Православной Церкви.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех – Господь обещает особую награду тем, кто до конца донесет свой крест. Не нужно бояться, что этот мир не будет нас принимать: весь мир лежит во зле.

Господь сказал, что мир любит только «своих», – а мы не его, мы Божии. Поэтому должны приготовить себя к различным испытаниям и помнить о том, что без награды Господь никого не оставит.

Закончились беседы о Заповедях блаженств. Следующие наши встречи будут посвящены молитве «Отче наш»: мы будем говорить, о чем эта молитва, почему она называется Господней, какой смысл несет, почему Господь оставил нам именно эти слова, открывающие нам общение с Богом и путь, по которому мы должны идти. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс