Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1083) → Протоиерей Алексий Ладыгин: О почитании Пресвятой Богородицы

Протоиерей Алексий Ладыгин: О почитании Пресвятой Богородицы

№42 (1083) / 2 ноября ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№41 (1082) 2020

Мы продолжаем «Огласительные беседы». Мы говорили о важности молитвы «Отче наш», которая соединяет нас с Богом, просвещает и освящает нас; она называется молитвой Господней, ибо Сам Господь наш Иисус Христос вручил нам ее. Она раскрывает глубину нашего общения с Богом, Его любовь к человеку, наставляет нас на правильные действия, которые помогают идти по жизни, сохраняя образ Божий, и приобщаться к Царствию Небесному.

Сегодня будем говорить о почитании Матери Божией – Царицы Небесной. Некоторые спрашивают нас: «Почему вы почитаете Богородицу?». Этот вопрос мне задали протестанты на заре моего священнического служения. Я сказал: «Откройте 1-ю главу Евангелия от Луки и почитайте: отныне будут ублажать Меня все роды». Они возразили: «Это надо понимать в другом смысле». Я ответил: «Мы все учились в школе, в высших учебных заведениях, поэтому знаем смысл слова, если оно не вырывается из контекста».

Каждое слово имеет особое значение, и контекст помогает понять смысл, заложенный в той или иной фразе Священного Писания и письменах, которые мы читаем. Почитание Матери Божией очень важно. Строки Священного Писания трепетно говорят о Ней, хотя и скромно. Для полноты понимания почитания Богородицы нужно учитывать Священное Предание и богослужения.

В Священном Писании читаем, как Пресвятую Деву приветствовал Архангел Гавриил: это свидетельство Ее особого избрания за чистоту и светлость. Родившись от святых родителей, Она с 3-х лет воспитывалась в храме Господнем.

Церковные богослужения умиротворяют, возвышают человека. Мы выходим из храма вдохновленными, радостными, желающими творить только добрые дела. А если человек каждый день находится в храме Божием? Пресвятая Богородица воспитывалась на строках Священного Писания, на богослужении ветхозаветной Церкви: Она настолько пропиталась благодатным духом, что не хотела расставаться с Господом.

Когда пришло время покинуть храм Божий – нужно было создавать семью, – Пресвятая Дева сказала первосвященникам, что хочет не выходить замуж, а посвятить Свою жизнь Господу. Первосвященники предложили 80-летнему старцу Иосифу из рода Давидова взять Пресвятую Богородицу на попечение и сохранять Ее девство. В Назарете Пресвятой Деве было явление Архангела Гавриила, который приветствовал Ее: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…

Один из юношей обратился ко Христу: Учитель благий! что сделать мне, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог – благодатью Духа Святого и благостью (совершенным добром) обладает только Господь.

Ангел, войдя к Пресвятой Деве, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Пресвятая Дева только спросила: како будет сие? Выслушав ответ Архангела, сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

Лучшая из лучших принимает жребий, который Ей выпал, с глубочайшим смирением, показывая покорность воле Божией: «Се, Раба Господня – Я не имею Своей воли, Своего произволения. Я желаю только одного: исполнять волю нашего Бога. Это Мое заветное желание». Господь воспринимает Ее желание.

Когда Богородица приходит в дом Захариев (и́де въ го́рняя со тща́нiемъ, во гра́дъ Иу́довъ: и вни́де въ до́мъ заха́рiинъ, и цѣлова́ Елисаве́тъ), Ее встречает Елисавета и радостно восклицает: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что с совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды.

Воля Божия – совершенная, благая, дарит добро человеку, стремится исправить всякое зло. Матерь Божия исполняет волю Господа, полностью проходит нелегкий путь, о котором Богоприимец Симеон скажет: и Тебе Самой оружие пройдет душу... Ее жизнь – сплошное терзание, мучение: видеть, понимать – и переносить.

Трудности начались с Рождества Младенца: Ей не было места на земле. Господь Рождается в пещере и полагается в ясли, из которых питались животные. Первыми прославили Христа не цари земные, а простые пастухи (конечно, еще и ангелы Господни). Бегство в Египет, возвращение со страхом в город Давидов Вифлеем, потом – Назарет, служение Христа, Его распятие, смерть – кругом терпение, слезы, смиренное принятие жизненного креста.

Матерь Божию стали почитать с первых веков христианства, письменные свидетельства этого встречаются со II в. Апостолы распространили почитание Богородицы по всей земле. Они проповедовали в Сирии, Египте, Малой Азии, Италии (там найдены первые свидетельства о почитании Пресвятой Девы Марии). Ее называли Богородицей, или Матерью Божией.

Существуют источники, свидетельствующие о событиях, о которых нет информации в Священном Писании.

В конце IV – начале V века появились несториане, которые говорили: «Должно называть Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей» (не почитая Ее за то, что через Нее произошло Воплощение Сына Божия на земле). Произошли спор и раскол, ибо веками складывалась традиция почитать Матерь Божию как Богородицу, «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» (выше ангельского и Архангельского чинов).

Богородица исполнила волю Божию до конца. Через Нее воплотился Господь. Она вместила в Своем чреве Невместимого Бога – это чудо из чудес, надмирное событие!

Эфесский Собор четко утвердил почитание Богородицы – с V века начали строить храмы в Ее честь, стали являться различные иконы Божией Матери. Это было великим утешением! В названиях икон раскрывались Ее любовь и милосердие, желание утереть слезу со всякого лица, чтобы от Нее никто не ушел «тощ и не услышан»: Она – Матерь и понимает все трудности. Богородица прожила земную жизнь, знает, с какими проблемами сталкивается каждый человек; Она слышит нас и приходит утешить.

Поэтому появляются удивительные иконы, раскрывающие свойства Матери Божией – Она «Нечаянная Радость», «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших». Пресвятая Богородица утоляет печаль, становится Покровительницей тех, кого окружают злые люди, то есть умягчает злые сердца.

В суточном круге нет ни одного богослужения, в котором бы не было хотя бы маленького гимна, посвященного Матери Божией: мы встречаем молитвы, догматики в стихирах, на вечернем богослужении есть отдельная молитва «Богородице Дево, радуйся…» – Архангелово приветствие, звучат и слова, которые Пресвятая Богородица говорит в диалоге с Елисаветой в горнем: величит душа Моя Господа... За литургией поется молитва «Достойно есть» – и множество молитв, посвященных Богородице, читается на богослужениях. Это свидетельство Ее почитания с самых древних времен: есть свидетельства нашего предания, церковной жизни – их настолько много, что перечислить все невозможно.

О некоторых из них мы сегодня поговорим.

Они раскрывают глубину и силу молитвы, которая обращена к Божией Матери. Она никогда не оставляет тех, кто взывает к Ней. Мы просим Ее, чтобы Она была нашей Заступницей, Ходатаицей перед Престолом Божиим.

Каждое чадо слушает свою мать, а Сын Божий, естественно, слушает Свою.

Братия Афонского монастыря провинилась перед Господом, и Он попустил, чтобы пираты напали на этот монастырь и разорили его. Один монах встал рано, чтобы открыть ворота обители, и подошел к висящей на дверях храма иконе Божией Матери. Богородица на ней сказала: «Не открывайте ворота!». Матерь Божия держала на руках Младенца, Который закрывал Ей уста, чтобы Она не говорила этого. Братия не открыла ворота – и разбойники не смогли разорить монастырь. С тех пор эта икона стала называться «Отрада и Утешение».

Матерь Божия – действительно Отрада и Утешение для каждого из нас. Мы почитаем Ее, ибо Она всегда участвует в нашей жизни.

Один человек, женившись, понял, что не любит (даже ненавидит!) свою жену. Она почувствовала это и стала молиться Богородице: «Матерь Божия! Как же мне понести этот крест?». Пресвятая Богородица явилась ее мужу в сонном видении и сказала: «Ты должен изменить свое отношение к жене. Если не изменишь, то многие страдания будут на твоем пути». Он в страхе проснулся и с этого момента стал по-доброму относиться к своей жене. Они были счастливы в браке.

Одного молодого человека очень тяготили грехи. Он не знал, как в них раскаяться, смущался, стеснялся. Матерь Божия дала юноше силы и вдохновение для раскаяния после того, как он Ей помолился.

В советское время бабушки учили своих внуков молитвам – меня учила мама, и первой моей молитвой было: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса Родила еси душ наших». Эта сильная молитва построена на приветственных словах Архангела Гавриила. В ней нет прошения: мы приветствуем в этой молитве Богородицу, почитая Ее, как ангелы и Архангелы.

Пресвятая Богородица – наша Помощница. Она никогда никого не оставляет. Об этом пишет Владыка Вениамин (Федченков) в рассказе «Читайте “Богородицу”» из книги «Из того мира». В 1910 году в одном селе под Уфой умер псаломщик. Его жена осталась одна с тремя малолетними детьми без средств к существованию. От горя она стала злоупотреблять алкоголем.

Видя, что детей нечем кормить, вдова псаломщика отправляла их (Христину, Степку и Марию) просить милостыньку. Маша была самой младшей. Она жалобно просила: «Подайте Хлиста лади! Подайте Хлиста лади!». Люди подавали. Дети приходили домой с подаянием, питались им вечером и залезали на печку, где лежала бабушка. Она обнимала их, рассказывала о духовной жизни, наставляла: «Миленькие мои, горемычные! Когда вам тяжело, всегда читайте “Богородицу”. Матерь Божия никогда не оставит вас». Бабушка учила внуков молитве «Богородице Дево, радуйся …».

Пока бабушка была жива, жизнь в доме еще теплилась. Когда она умерла, мать, видя, что детей не прокормить, решила отдать их в приют. Перед Рождеством она одела детей в порванные вещи и отправилась с ними в Уфу. Там мать ходила по приютам, но нигде ее детей не брали. Она решилась на крайний поступок. Оставила детей на улице со словами: «Ждите меня здесь, никуда не уходите. Я скоро приду». А сама отправилась назад в свою деревню. Дети стояли на улице до вечера. Когда они поняли, что никто за ними не придет, расплакались, стали бродить по городу. На вопрос прохожих, что случилось, они отвечали: «Маму ищем». Кто-то давал ребятишкам баранку, кто-то – калач. Было понятно, что детей бросили. Люди убегали от них, чтобы не брать на себя груз ответственности.

Когда дети стали замерзать, маленькая Машка вспомнила слова бабушки и сказала: «Помните, бабушка говорила нам, чтобы мы читали “Богородицу”?». С этой молитвой на устах они добрели до Успенской церкви, из которой вышла женщина в черном. Она отвела детей в дом богатой особы (Владыка называет ее), втолкнула их на кухню с заднего входа. Прислуга стала спрашивать детей: «Кто вы? Откуда?». – «Нас привела тетенька из церкви». Сторож-татарин тут же выбежал на улицу, но никого там не увидел. Побежал в церковь – она была закрыта. Церковный сторож подтвердил, что храм уже закрыт: «Смотри, никого нет. Никто не мог выйти».

Барыня поняла, что Сама Царица Небесная помогла детям. Женщина перекрестилась и приказала отмыть ребятишек, одеть в оставшуюся от ее детей чистую одежду, накормить и спать уложить. Наутро она пригласила к себе Владыку, рассказала ему о случившемся. Владыка расспросил церковного сторожа и слуг барыни, что произошло накануне. Выслушав их, он понял, что Сама Матерь Божия привела ребят в дом барыни. Они решили помочь детишкам. Двух девочек отвезли в приют при женском монастыре. Казначей приюта дала обет: если Матерь Божия поможет исцелиться ее больному брату, она возьмет сиротку на воспитание. Степку отдали в приют для мальчиков. Дети выросли. Матерь Божия не оставила их, помогла.

Мы многое даем своим детям: стараемся, чтобы они владели компьютерной грамотностью, знали много языков (английский, французский, немецкий и другие), были спортивными, хорошо одевались, имели деньги на карманные расходы. Но наша самая большая забота – научить их обращаться к Богу.

Наши предки говорили: «Жизнь песенок не поет». Мы сталкиваемся со многими трудностями (скорбями, болезнями), которые порой не можем преодолеть. Почему не можем? Мы не умеем общаться с Небом, потому что ни бабушки, ни дедушки не научили нас… Все сериалы просмотрели, прогуляли, просидели время в компьютерах.

Самое главное – научить детей общаться с Господом. Необходимо, чтобы они знали дорожку в храм, почитали Матерь Божию, с самого раннего детства заучили молитву «Богородице Дево, радуйся …». Если ваши дети будут читать эту молитовку в трудные минуты, Матерь Божия будет помогать. Если будут читать эту молитву каждый день, то каждый день Господь не будет их оставлять. Если у ваших детей какие-то трудности, тоже читайте «Богородицу».

Преподобный Серафим Саровский говорил о необходимости чтения Богородичного правила. Обращаясь к Матери Божией ежедневно, мы обретаем дружбу с Ней, Ее заступничество. Мы все почитаем праздник Покрова Божией Матери, знаем, что Она защищает нас от всяких бед, скорбей и зол.

Пресвятая Богородица услышала во Влахернской церкви молитвы жителей Константинополя, осажденного сарацинами. Андрей, Христа ради юродивый, увидел Богородицу, явившуюся со святыми угодниками Божиими. Она сняла с Себя Омофор и покрыла всех молящихся. В это время произошла буря. Корабли сарацин были потоплены. Город спасся от нашествия.

Во время видения блаженный Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли что?». Тот ответил: «Вижу, отче, и ужасаюся» – это событие и радостное, и страшное: велико милосердие Царицы Небесной к каждому из нас. Когда мы Ее не почитаем, не молимся, не просим о помощи, мы лишаемся серьезного покровительства, поддержки в несении нашего жизненного креста.

Мы исчерпали нашу сегодняшнюю тему. Следующая беседа будет посвящена почитанию святых угодников Божиих: мы никогда не должны лишаться поддержки тех, кто любит нас и близко стоит к Престолу Божию. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс