Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1085) → Священник Валерий Духанин: Господь хочет, чтобы открылось наше сердце, а для этого молитва должна быть тихой

Священник Валерий Духанин: Господь хочет, чтобы открылось наше сердце, а для этого молитва должна быть тихой

№44 (1085) / 17 ноября ‘20

Беседы с батюшкой

Первый вопрос: «Как поступать с возникшим смущением в ситуации, когда подруга, ухаживающая за больным коронавирусом сыном и проживающая с ним в одной квартире, ходит на службы, надевает маску только на рот (нос открыт) и на вопрос, не боится ли она кого-либо заразить, отвечает, что заразиться можно везде?».

– Такая подруга ведет себя не совсем по-дружески. Если общаешься с зараженными людьми, то, естественно, сам можешь стать переносчиком инфекции. А надевать маску только на рот, не прикрывая нос, – это самообман и имитация защиты. Спроси любого врача или медсестру, они скажут, что чтобы хоть как-то защититься, надо обязательно полностью закрывать рот и нос.

Если мы любим наших ближних, мы стараемся их защитить, в том числе от заражения. И поэтому лучше этой женщине на какое-то время воздержаться от участия в общем богослужении. Вдруг она заразит какого-то пожилого человека и станет причиной его смерти? Во многом вина будет на ней.

А если убедить ее не получается, то ничего не поделаешь – народ наш, к сожалению, не всегда и не во всем настолько воспитан, чтобы слушать других.

Что делать со смущением? Сказать: «Господи, прости нас, грешных, спаси и умудри». И все-таки приходить в храм, стараться соблюдать положенную дистанцию в полтора метра и самим правильно носить маски. Других мы перевоспитать не можем.

Вспоминаю одну знакомую, которая работала на «скорой» фельдшером. Она была уже беременна, и получилось так, что ее направили оказывать медицинскую помощь зараженным краснухой. А это очень опасно для беременной женщины. Но она, положившись на Бога, все равно оказала всю положенную помощь, и Господь сохранил ее. Иногда бывает так, что Господь сохраняет человека ради его жертвенности, ради верности своему долгу.

Хотя мы знаем, что, когда был пик эпидемии, от коронавируса умерло около 50-ти священников и около пятисот врачей – вот такая жертвенность. Если мы ведем себя безответственно, не соблюдаем меры предосторожности, то становимся виновниками заражения. А если человек заразится, то потом у него могут быть последствия, он может стать инвалидом или даже умереть. Не нужно брать на себя такой груз – нам и так грехов хватает.

Такая ситуация: в дружеском разговоре знакомый сообщил, что его родственник заболел коронавирусом. На следующий день я вижу его в храме в очереди к Причастию. Я тоже собирался причащаться. Что делать? Следует ли, уповая на Бога, думать, что со мной ничего не случится, или же это будет искушением Бога?

– Поскольку у вас возраст еще молодой и вы не настолько подвержены вирусу, то, наверное, если вы подготовились, стоит идти причащаться Святых Таин. А пожилым людям стоит быть более предусмотрительными, соблюдать более строгие правила. Но ситуация на самом деле непростая. Может быть, он еще не успел заразиться.

Кроме того, сейчас в храмах батюшки все равно должны причащать так, чтобы эта зараза не передавалась. Где-то обрабатывают лжицы, в каких-то церквах используют пластиковые ложечки.

За вас мне тяжело решить такую ситуацию, но если уж вы подготовились к Причащению, то, наверное, надо, уповая на Господа всецело, идти причащаться, отложив смущение. А людям пожилого возраста стоит на какое-то время стать более предусмотрительными и в пик эпидемии воздержаться от посещения общественных богослужений, а больше уделить время личной, домашней молитве. И потом, когда пик эпидемии спадет, присоединиться ко всем. К тому же батюшки специально ходят по домам и причащают, в том числе и во время эпидемии.

Вы говорите, что надо идти к Чаше с упованием. А это не искушение Бога? Что мне думать в этот момент – что Господь все управит? Или я Его искушаю своей мыслью, что Он все сделает за меня, а я могу не соблюдать меры защиты?

– Прямо скажу, вопрос трудный. Я не берусь произвести окончательный суд: для меня самого это тоже постоянный вопрос. Сейчас в храм могут приходить зараженные люди, но на более строгие меры ждем общего благословения священноначалия. В этом конкретном случае сложно разобраться, так как все очень тонко: он общался с больным, но непонятно, заразился сам или нет. Мы идем к Чаше, но искушаем мы Господа или нет – вопрос сложный. Однако всего бояться, наверное, неправильно.

Один священник как-то рассказывал историю про своего отца, которая произошла еще в советское время, когда не было мобильной связи. Батюшка был в Москве, а его отец находился далеко, где-то на Украине. Отец был уже преклонного возраста, и чтобы переговорить с ним, нужно было послать телеграмму, пригласить отца к положенному часу на телефонную станцию, заказать звонок. У отца не было даже домашнего телефона, приглашать его на телефонную станцию приходилось через соседей. И вот его сын заказал звонок, переговорил с ним, они все обсудили. Вдруг на следующее утро ему приходит телеграмма, что отец умер. Он очень удивился и расстроился, ведь вечером разговаривали, все было нормально. Связавшись с соседями, стал это выяснять. Оказалось, что отец после звонка по пути зашел к своему другу, а тот его угостил поддельным алкоголем. Отец отравился и умер. Сын расстроился и решил сразу ехать разбираться, отчитывать друга отца, выяснять, зачем он так поступил. Вдруг ночью ему во сне является отец и говорит: «Саша, никуда не езди – смерть всегда найдет причину». То есть когда человеку положено умереть, Господь это попускает. Причины могут быть разные, но есть определенные попущения Божии, определенный Божий Промысл. И так и будет, хочешь ты или нет.

Кто-то из батюшек рассказывал: его близкий родственник всю жизнь заботился о здоровье, вел спортивный образ жизни, в период эпидемии выехал за город, где соблюдал карантин, но легко подхватил вирус, выходя в магазин за продуктами. В считанные дни у него развилась тяжелая картина, он умер. Бывает и такое. Это тоже Промысл Божий.

Важно соблюдать меры безопасности. Батюшки должны обрабатывать лжицу, как предписано Священным Синодом. А мы, если идем причащаться, не должны общаться близко с человеком, который контактировал с зараженными.

Вопрос телезрителя: «У меня вопрос о возложении рук. В чем заключается тут духовная составляющая? Или ее нет и это теперь лишь установившийся ритуал? Я сомневаюсь, что наложением рук можно передавать Святого Духа или Его благодать, как будто это эстафетная палочка – тем более грешному человеку, в каком бы сане он ни находился. Это было исключительное чудо, когда по просьбе Христа Святой Дух сошел на апостолов. А дальше?».

– А дальше мы читаем о возложении рук в Книге Деяний; например, был рукоположен апостол Павел, которого тогда звали Савлом. Когда его и некоторых других выделили для служения, на них возложили руки и помолились о них. И они были посвящены на особое священное служение, а потом сам апостол Павел пишет к Тимофею: «Ты возгревай благодать Святого Духа, которая пребывает в тебе через возложение моих рук».

Благодать Божия – не просто что-то отвлеченное. Она сошла на святых апостолов именно ощутимо, осенила не только их души, но и тела. Она была дана в зримом образе, в виде огня, который почил на каждом апостоле, она проявлялась через конкретные знания языков.

Благодать обымает всего человека, его душу и тело. И, соответственно, когда они возлагали руки, то делали это не просто так, а обращаясь к Богу, совершая церковное священнодействие: Церковь – это не просто люди, а это Святой Дух, живущий в людях, совершающих богослужение, и те, кто уже приобщен благодати, возлагая руки, молитвенно ее передают. Поэтому мы почитаем мощи святых: это не просто мертвые косточки – это храмы Духа Святого (апостол Павел то же пишет: «Тела ваши должны быть храмами Духа Святого»). Но у кого они стали храмами Духа Святого? У святых людей – они стяжали благодать, и освятились не только их души, но и тела.

В лавре был случай, когда один протестантский пастор приезжал для обмена опытом в Московскую духовную академию. Друг пригласил его в Троицкий собор к мощам преподобного Сергия. Тот пошел просто ради интереса, за компанию: у них нет почитания святых, а тем более их мощей, и стал повторять все, что делал его православный товарищ. Тот крестится – и он решил перекреститься, тот прикладывается к мощам – и он тоже стал прикладываться. Когда прикладывался, то почувствовал невероятное благодатное состояние: как будто Сам Господь прикоснулся к нему – он почувствовал радость, его как будто пронзило. И он понял, что через мощи преподобного Сергия его коснулась благодать Божия.

Он этому удивился и даже расстроился: он всегда раньше считал, что благодать Божия не может проявлять себя через тела давно почивших людей. А тут вдруг это проявилось так явно, наглядно и ощутимо для него, что потом он решил прийти сюда еще раз. Это повторилось опять, но уже в меньшей степени. Тот момент стал поворотным в его жизни: он принял Православие, потом даже стал православным священником. Недавно я узнал, что он из Голландии переехал в Москву. Вот как человек почувствовал благодать через мощи преподобного Сергия.

Но это мы говорили про благодать, которую преподобный Сергий стяжал через личный подвиг. А бывает благодать Святого Духа, она преподается как некий дар служения через возложение рук от апостолов: об этом писал апостол Павел. Он рукополагал и Тита, и Тимофея, обращал к ним свои послания. И сам Павел был рукоположен, о чем мы читаем в Книге Деяний. И дальше цепочка рукоположений продолжается. Вы упомянули слово «эстафета». Да, возможно, это приземленный образ, но в каком-то смысле это именно так. Бывают преемники достойные и не очень достойные, те, которые чисто живут и сохраняют в чистоте этот дар, и нерадивые, но благодать Святого Духа все равно не умаляется.

В патерике есть интересная история. Один монах-подвижник, живший в удалении, приглашал к себе пресвитера, чтобы тот его причащал. А потом кто-то сообщил подвижнику, что этот пресвитер ведет недостойный образ жизни… Когда тот в следующий раз пришел причащать подвижника, то он его не принял. И ему было видение: около колодца с чистой водой стоит прокаженный человек, который серебряным ковшом черпает воду и раздает жаждущим. И подвижник слышит голос: «Какая тебе разница, кто именно раздает живую воду? Главное, что эта вода может спасти жизнь жаждущему». И подвижник понял, что самое главное – вода живая.

Чистая вода благодати Святого Духа остается в Церкви и преподается даже через недостойных священников, в духовном смысле прокаженных.

Вопрос телезрителя: «Прежде чем читать Псалтирь, нужно взять благословение батюшки. Правда ли, что мирянам лучше не читать по ночам Псалтирь, иначе могут приходить бесы?».

– Да, правильно. Если вы сломаете свой режим дня, прежде всего придет бессонница. Не зря все-таки Господь установил, что есть день, а есть ночь, и когда наступает ночь, то даже цветочки закрывают свои лепестки. Некоторые животные днем спят, а ночью бодрствуют, но у них другой ритм. А человеку Господь дал такой ритм, чтобы мы ложились вовремя спать.

Да, бывало, что святые отцы ночью читали Псалтирь. Но скажу так: они зачастую в первую половину ночи спали. Так, преподобный Серафим Саровский говорил: спи 10-й, 11-й, 12-й час – вплоть до часу ночи, а потом можешь встать помолиться; Это он говорил тем, кто был подвижнически настроен. Дело в том, что самый здоровый сон именно в первую половину ночи. Лучше лечь в 22.00 и пораньше подняться на молитву – и, кстати, врачи это тоже подтверждают: нужные для нашего организма гормоны вырабатываются именно в первую половину ночи (до часу или двух часов).

Когда изобрели электрический свет, казалось, что мы можем отодвинуть все границы ночи и ложиться в другое время. Однако сбиваются все ритмы и рушится здоровье. Вначале приходит бессонница, наступает сбой, может, и психический, а там уж какие угодно бесы будут являться. То есть совершенно очевидно, что не надо брать на себя такие подвиги.

А если мы беремся читать Псалтирь, то обращаемся за благословением к священнику – именно священник скажет, что нужно здравомыслие. А здравомыслие в том, что нужно читать в меру, но регулярно. Как лекарство в болезни: если человек начнет принимать сразу много лекарств, то только навредит себе. И если он не будет принимать лекарств, то как вылечится?

Псалтирь – это духовное врачевство, но его нужно принимать в меру, для мирянина эта мера – 1, 2 или 3 псалма в день: Псалтирь делится на 20 кафизм, каждая из них делится на 3 части. Мирянину достаточно прочитывать часть в день. Это уже выработано: не стремитесь даже целую кафизму прочитывать за день – прочитайте одну часть (одну треть) кафизмы, и достаточно. И старайтесь, конечно, читать толкования псалмов: иногда мы не совсем понимаем их содержание.

А бесы действительно искушают нас, а мы им даем повод своим неразумием, возлагая на себя подвиги, которым не соответствуем по своему устроению. Будешь читать в меру, как положено, и никакой бес к тебе не приблизится.

Вопрос телезрителя: «Почему Бог не помогает людям, когда они в Нем реально нуждаются?».

– Вопрос очень обобщенный. В каком смысле «не помогает»? В чем именно? Допустим, мы хотим вылечиться от всех наших болезней и просим Бога: «Непременно нас исцели». А, может быть, эти болезни и есть наше исцеление: недуги – врачевание нашей души, которое нам дает Господь. И в этот момент Он находится рядом с нами.

Или кто-то просит: «Господи, сделай так, чтобы у меня была высокая зарплата». А потом, когда это дается, человек доходит до такой степени распущенности, что теряет человеческий облик. Я знаю многих людей, которые занялись бизнесом, и им было дано достичь успеха. К великому сожалению, они развратились до ужаса: развелись-переразвелись, кто спился, кто подсел на наркотики; они весь бизнес растеряли, но тех средств, что они накопили, оказалось достаточно, чтобы погубить свои души в псевдоудовольствиях.

Те, кому Господь подавал трудности (они шли, все время преодолевая какие-то препятствия), внутренне созидались как цельные личности: было видно, что Бог их благословил.

Вопрос в том, чего просить. В сказке Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» (вспомним простые детские сказки) главный герой, когда у него наконец появилась счастливая возможность попросить чего-то у волшебного персонажа, произнес: «Мне бы повозочку, деньжат…». И услышал в ответ: «Какую повозочку? Каких деньжат? Тебе ума надо бы просить для себя!».

Человек получает средства – его сердце становится холодным. Он не чувствует боль другого, несчастен. Господь находится рядом, Он зачастую дает то, к чему человек очень стремится. Но мы то одного хотим, то другого – и потом сами не понимаем, что для нас лучше. Не нужно думать, что Господь тут же исполнит все, чего мы в этот момент требуем. Почему Он должен быть у нас на побегушках, выполняя то одну, то другую просьбу, что пойдет нам во вред?

Спаситель показывает, что просьба выполняется только тогда, когда человек полностью смиряется – признает, что не заслуживает почестей, особого внимания («Бог непременно должен тут же ответить на все мои просьбы»). Смиренная душа всегда получает ответ – это как закон действует.

Я вспоминаю некоторые случаи из жизни. В очень тяжелых ситуациях, когда полностью смиришься и попросишь от всего сердца, Господь тут же все исправляет.

Отец Валерий, хотел бы попросить Вас подвести итог нашей программы и что-то пожелать телезрителям.

– Братья и сестры! Всякие испытания посещают нас, но это Божие врачевство, которое нужно, чтобы мы усиливали наши молитвы, не расслаблялись и учились молиться дома. Карантин нас к этому обязывает. Учитесь внимательно молиться дома, выстраивать отношения с ближними, ведь обычно мы куда-то спешим, суетимся…

Ограничения дают нам возможность на какое-то время остаться дома, организовать семейный досуг: вместе что-то поучительное почитать, послушать Евангелие (можно даже аудиозаписи слушать с детьми или внуками). Сейчас много прекрасных документальных фильмов, видеороликов, посвященных святым людям, различным святыням. Самое главное – не унывать, очищать свое сердце, понимать, что Господь всегда рядом с нами, поэтому Он нас не оставит.

Записали:
Алена Кузоро
и Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс