Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1084) → Председатель православного братства «Радонеж» Евгений Никифоров: Для меня Церковь – собрание добрых людей

Председатель православного братства «Радонеж» Евгений Никифоров: Для меня Церковь – собрание добрых людей

№43 (1084) / 9 ноября ‘20

Просвещение

Окончание. Начало в №42 (1083) 2020

Евгений Константинович, кто для Вас за эти 30 лет стал камертоном в эфире? Беседы с кем Вам запомнились больше всего?

– Я могу перечислять хоть 70 человек, хоть 100, которые у нас были. Быть на «Радонеже» – это уже большой отбор: даже докторская диссертация по богословию, которую защитил какой-то умник, не билет на радио «Радонеж».

Конечно же, это тот же приснопамятный отец Амвросий (Юрасов), это отец Димитрий Смирнов, отец Валериан Кречетов, отец Артемий Владимиров, это нынешний Владыка Пантелеимон, это архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Вот сегодня мы были с ним в школе, в православной гимназии – он духовник этой школы. Он же монах, он исследователь монашеского делания, издательского дела по всей Оптиной пустыни. Он издал отцов, и поэтому он знает все превосходно: он знает, что такое молитвенное делание, что такое быть монахом, и он живет по-монашески, то есть знает совершенно все.

Мы говорили о радости, и вот открываются врата, и входит отец Мелхиседек, заполняя радостью все пространство школы. И все. Какое уныние? Энергия жизни, света, радости, тепла сразу заполнила сердца всех. И мы должны быть такими батарейками для каждого, должны излучать тепло друг для дружки. Вот это, я думаю, самое важное.

Мы подробно поговорили о том, что Вам дает силы карабкаться, как Вы выразились: сохранять, поддерживать и развивать радио «Радонеж». Теперь я хотел бы поговорить о других направлениях активности православного братства «Радонеж». Начнем с известного всем нашим телезрителям паломнического агентства. Как оно существует в кризисные времена эпидемии?

– Очень сложно – имею в виду финансово: пришлось кого-то уволить, кого-то вывести за штат – сократиться, как это возможно. Но главное – мы выжили. А выжили потому, что занимаются этим делом не наемники, а люди, для которых это часть жизни – они создали эту службу. Юрий Ахметович Минулин – создатель паломнической службы, он посвятил всю свою жизнь этому и собрал вокруг себя таких людей.

Маршрутов, по-моему, больше 150-ти по России и за границу. Все они за эти годы просто идеально расписаны, подобраны объекты паломнического посещения. Но... Можно, как говорится, «от главы своея» все это написать, разработать по часам и так далее, но самое главное – гиды на маршрутах: люди, которые зажгут вас своей верой, и чувство благоговения которых заставит и вас подойти к иконе и приложиться к ней. Сейчас прикладываться нельзя, но можно поклониться, помолиться – причем не формально, «потому что это икона от сглаза», например, или «от болезней печени» (ведь такие глупости, суеверия, к сожалению, существуют). Нет, гид должен раскрыть смысл иконы.

Например, икон Матери Божией очень много. Почему эта икона почитается? Что за история с ней связана? А это всегда история глубокого покаяния, ощущения чуда Божия, которое происходило на твоих глазах. Важно вовлечение в жизнь, даже просто через икону: паломничество – не просто рассказ гида: «Вы приехали в монастырь XIII века. Посмотрите налево: там стоит башня с часами. Посмотрите направо: там другая башня – с колоколами. Мы пришли вовремя, сейчас будет колокольный звон: дзын-дзын», или: «Это усадьба XVII века, там жили такие-то князья...». Кому это интересно? Хотя, наверное, и это интересно. Но в паломничестве важны не столько исторические моменты, сколько следы жизни великих людей.

Знаете, это как собирать на пляже у океана или моря потрясающие перламутровые ракушки: их красота, блеск, удивительный перламутр – это же следы жизни живого существа, моллюска, и мы, глядя на это, говорим: «Боже, что за чистое маленькое существо там жило и создало вокруг себя такой красивый удивительный мир!».

Монастырь – это память об удивительных старцах, удивительных матушках. И сейчас Русь не оскудела: и старцы, и старицы настоящие есть, к которым, слава Богу, не так много ездят, но в Церкви о них знают, митрополиты их посещают (знаю, даже в миру такие старицы есть). Правда, паломничество туда не сделаешь, – и слава Богу. Хотя, может быть, это было бы и полезно.

В целом очень важно, чтобы паломничество сохраняло вот эту сторону – путешествие в духовный мир: это всегда путешествие в радость, и радость там самая разная. Во-первых, радость общения. А для Церкви общение православных на Литургии – суть ее жизни: Литургия – совместное действо ( вместе жить, вкусить, преломить хлеб, помолиться: совместное существование).

Паломничество – совместное существование на колесах, когда люди узнают друг друга. И вдруг оказывается, что они так близки друг другу: они такие же верующие, так же верят, того же хотят, у них интересы одни и те же – и возникает замечательная дружба. А сколько браков потом заключается! У меня есть знакомая пара, они познакомились, путешествуя с нашей паломнической группой по Греции, потом поженились – и сейчас у них уже 9 детей: это поразительный мир семейной любви… Я говорю этой матушке: «Матушка, это же ужасно сложно и просто физически тяжело, когда столько детей». Она говорит: «Ой, они такие хорошие!» – вот христианское отношение к своим детям. Тут не изматывающее чадородие: эти люди любят детей, любят рожать их, жить с ними. Денег не прибавилось, естественно, и там еще нужно подумать, как существовать, как накормить такой детский сад, да еще и одеть. Все сложно...

Паломничество существует. И когда сейчас происходят некие формальные изменения, у меня есть опасения. Сейчас создана Комиссия Русской Православной Церкви по развитию православного паломничества, чтобы упорядочить эту деятельность. Но по-крупному – я против всего этого: любая бюрократия убивает живую церковную жизнь. И здесь очень важно, чтобы эта комиссия точно выработала свою концепцию: чтобы это не было просто желание упорядочить туристические потоки, тем самым и денежные (понятно, что денег нет, что они всем нужны), но все-таки надо и честь знать: всему свое место.

Все мы знаем скандал в Покровском женском монастыре в Москве с матушкой и ее чудовищным лимузином. Зачем монахине это? Может, это не ей самой, но в целом так опозорить Церковь – и это на фоне выступления схиигумена Сергия (Романова). Получается, люди смотрят и думают: так он же прав, если такое наглое на глазах осуществляется!.. Правда, Святейший Патриарх вмешался, все было приведено в порядок, слава Богу, и с этим мерседесом расстались.

Нельзя забывать главное: Церковь не для этого.

К Матронушке стоят не чтобы денежки принести – мы уже говорили, что не откупишься деньгами от своих грехов: не получится. Конечно, нужно жертвовать Церкви, и жертва – одно из главных деланий христианина, но нужно быть очень осторожным в этом деле.

Поэтому для новой Комиссии по развитию православного паломничества главной должна стать не только организационная работа, которую должны делать профессионалы. Заставить матушек и батюшек заниматься организацией, администрированием всего этого дела – это не только неправильно, но еще и вредно для них: все должны заниматься своим делом. В монастыри едут за молитвой, поэтому пусть батюшки и матушки молятся, научают людей, помогают людям, а паломнические группы водить – дело не для них: человек ушел из мира в монастырь, а ее «вытаскивают», и она, бедненькая, должна идти и показывать все. Хоть в паломничество едут и православные люди, но все равно они шум допускают в свою душу. Поэтому очень важно, чтобы эта Комиссия занималась контентом.

У Церкви уже есть такой опыт, и очень хороший опыт – крупнейшие наши обители этим занимались: воспитание гидов – не матушек и батюшек переквалифицировать в гидов, а заниматься воспитанием, образованием гидов. Пусть это будут благочестивые миряне, которым будут даны знания, понимание, умение и так далее. Вот это было бы, наверное, правильным, ибо самопальное образование при всей любви к этой деятельности не всегда оказывается правильным. Очень важно чтобы компетентный духовник, компетентная служба именно в православном духе отслеживали православное содержание в паломнических поездках.

Куда советуете направиться?

– Очень важные большие маршруты. Соловки и Валаам – само собой. Есть однодневные поездки – можно в подмосковные монастыри поехать или посмотреть чудотворные иконы Москвы. Захватывающая поездка – при небоскребах, шоссе, скоростных трассах, бутиках и прочем вдруг открывается совсем другая Москва: тишины, веры, благочестия, людей, которые иначе говорят… Речь тихая, спокойная, убежденность в своей правоте.

На радио, например, боятся, когда вдруг молчание и не о чем говорить, а у нас не бывает такого: когда в прямом эфире идет работа, батюшки же живут Духом – они не придумывают себя. Отец Валериан Кречетов, которого я бесконечно люблю, дал мне урок в этом отношении. Он может задуматься чуть ли не на минуту – представляете, эфир идет, а батюшка размышляет! Но это такое замечательное, содержательное размышление, что аудитория вовлечена в его размышление и вместе с ним думает.

Поэтому островки тишины посреди бурной Москвы – это действительно острова православия. Их можно посетить, чтобы настроить свою душу и чтобы после поездки еще долго оставалось ощущение, как нужно жить, каким нужно быть, с каким чувством нужно ложиться спать, как нужно вставать. Вы вместе с этими людьми помолитесь, поговорите – просто поговорить с батюшкой настоятелем или из прихода с кем-нибудь об элементарных, обыденных вещах, это же очень интересно: их узнаешь в себе, себя узнаешь в них – и такая радость от того, что, оказывается, православных-то много, и все они хорошие.

Валаам и Соловки – известные обители. Кроме них, кроме Москвы, куда еще стоит направиться?

– Можно поехать в Алексеевский монастырь к иконе «Неупиваемая Чаша». Можно поехать в Иваново на могилку отца Амвросия: он же воспитал целую плеяду учеников, монастырь – это же семья, там его дети, чада, воспитанные, выращенные им в духе святоотеческого Православия. Если есть возможность, поговорить с отцами, матушками. Вот такие малоизвестные точки.

Люди продолжают ездить на Украину, в Киево-Печерскую лавру, хотя туда уже сложнее. На Украине есть чудесные обители – Святогорский монастырь например.

Вот все говорят: старец Паисий, старец Паисий... Я был знаком со старцем Паисием, был у него в келье еще при жизни старца. Действительно, впечатление на всю жизнь – увидеть человека, который воплощал в себе Христа. Он был тихий, без всякой экстравагантности, у него была очень интеллигентная, спокойная речь. Тем, кто читал его книги, могу прямо сказать, что он был именно таким, как его образ формируется у читателя при чтении. Но таких много. И у нас такие старцы есть – просто я не хочу сейчас их называть, чтобы не смущать людей.

Назову несколько суперизвестных людей, даже медийных, но они настоящие старцы: люди часто спрашивают меня, кто для меня старец (и это правильный вопрос, ведь духовное – всегда очень конкретно).

Отец Димитрий Смирнов в душе своей сразу же понимает, что его хотят спросить (и даже не то, что человек устами говорит, а то, что сидит в глубине его души) – отсюда иногда парадоксальность в его выступлениях, от чего люди смущаются. Это именно от того, что он отвечает не на прямой вопрос, который на поверхности, а на тот, что в глубине души у каждого человека сформулирован. И он умеет точно сказать.

Когда человек так глубоко чувствует другого, это и есть старчество. Умение точно дать православный ответ – не с точки зрения психологии или каких-нибудь книг: у него есть чему поучиться. У него семейный опыт гигантский – он из священнической семьи, и это дорогого стоит. Просто смотрите, прислушивайтесь, дорожите каждой секундочкой жизни этих людей и впитывайте, впитывайте в себя.

Как Господь говорил? Он же не говорил: «Прочтите книги», – не говорил, чтобы учились от фарисеев и книжников, но говорил: «Научитесь от Меня...». Чему? Не словам опять-таки, хотя слова Его очень важны. Он говорил: «Маловеры» – мол, опять вам приходится говорить словами то, что вы и так видели. Вы все видели, а вам нужно еще рассказать: как, почему и зачем это все. Живите с увиденным, со счастьем чуда Божия, которое вы получили.

Смысл паломничества, собственно, именно в этом – люди едут за живой христианской жизнью. И находят это. Знаете, как в известной детской сказке: «Едут и смеются, пряники жуют»? Во время паломничества в автобусе так и происходит: едут, смеются, поют псалмы, акафисты, готовятся вместе к причастию. Батюшка в автобусе, когда совсем скучно становится, начинает что-то рассказывать или читает житие. Такое совместное действо всегда радостно.

Давайте поговорим об учениках и учителях: уже более 30-ти лет существует православная гимназия «Радонеж» – что стало самым главным результатом этих лет?

– Результат – это плоды: ребята, закончившие гимназию. Живые люди. Нам ведь (по неофитству, по духовной неопытности) хотелось сразу таких результатов, что вот они выходят чуть ли не святыми, сразу же становятся монахинями или батюшками – так сказать, элитой церковного общества. Но у родителей есть свои планы на своих детей, и у детей есть планы по поводу себя – они иногда выбирают совершенно другой путь, отличный от того, что уготовили родители. Мы очень боялись, переживали: казалось, были ошибки, и мы думали, что проект несостоятельный. Было не уныние, но начатки разочарования.

Вот с отцом Мелхиседеком мы были на открытии школы 30-го сезона, и должен сказать, что все это оправдано.

Это мир любви – и любовь не деланная, не лицеприятная, не лицемерная, не морализаторская, не нравоучительная: она просто там присутствует, и все. А это позволяет детям лучше учиться, как ни странно.

Отец Мелхиседек очень хорошо сказал детям: «Вы здесь получите очень хорошее среднее образование, но здесь же вы получите высшее духовное образование» – вот, наверное, самое важное, что дается самой атмосферой школы: не отдельные педагоги, а сама атмосфера школы учит.

Они не ходят там строем (некоторые считают, что православная гимназия – это некая бурса, где все должны ходить в форме, выпучив глаза), нет. Это дети – живые существа, они и побегать должны, и попрыгать, и даже пошалить – все это абсолютно нормально.

Конечно, они немножко ограничены, но они живут в своей человеческой свободе. И дети это ценят. Младшенькие переживают за старшеньких, когда те сдают экзамены. Школа же небольшая – 150 человек. У Татьяны Ивановны Лещевой в православном центре имени Серафима Саровского (тоже гимназия, учрежденная «Радонежем») немножко по-другому все устроено, и эта школа немножечко побольше, но все равно это коллектив людей, любящих друг друга, – и учителей, и родителей, и детей. Старшие присматривают за младшими, и самый главный плод – дружба между детьми. У некоторых уже многолетняя, десятилетняя дружба с одноклассниками, им интересно друг с другом, они единомысленны. Дальше они развиваются каждый по-своему, но пути Господни им заложены, указаны. Много очень хороших ребят.

Кто Вам помогает? Много ли платят родители детей?

– С этого года, наконец-то, в основном (не полностью) прекращена дискриминация православных школ по религиозному принципу. У нас подушевое финансирование в стране – очень хороший инструмент, когда ребеночек со своим финансированием переходит из школы в школу, и все заинтересованы в этих деньгах. Школа привлекает детей за счет чего? За счет хорошего образования. А нам не давали полного финансирования – когда к нам приходит ребенок, нам дают 60%. Почему? Просто так. Отписки, отговорки, ссылки на то, что мы, мол, отделены. Куда отделены? Дети отделены от России что ли? Каким образом вообще? Мы выполняем госзаказ, требования государственные...

Мы и раньше получали государственное финансирование – у нас лицензированная школа: это не самодеятельность какая-то, не воскресная школа при храме, а очень ответственный процесс, и дети получают диплом государственного образца по окончании нашей школы, дальше успешно поступают в вузы (стопроцентная поступаемость среди детей). Но денег, конечно, очень мало. До сих пор еще дискриминация по многим принципам сохраняется, и обеспеченность наших школ в техническом обслуживании, скажем так, удовлетворительна, но далеко не хороша.

Естественно, скрытая форма оплаты существует – это пожертвования от родителей. Оплата небольшая, но, несмотря на это, для некоторых она непосильна вообще. (Например, у нас есть один папа, он бизнесмен – у него стабильный бизнес, но средний, – и у него пятеро детей. Он говорит: «Евгений Константинович, я 3-го отдаю в вашу школу, а 4-го уже не потяну».) Многие вообще освобождаются от этого.

Конечно, в школе, которая живет, как живой организм, важно не получение доходов: не дай Бог, чтобы это когда-то стало коммерцией. Деньги для православия – гибель. Поэтому лучше, когда умеренно для жизни их Господь посылает, и пусть так все и остается.

Иногда дети очень способные, но денег нет. Конечно же, пусть учатся. Чтобы поддержать уровень образования в классе, для мотивации к учебе это необходимо. И бывает довольно-таки бестолковое, но из церковной семьи, благочестивое дитя – не потому что «выдрессированное», а потому что привыкло жить в церковной среде. Такой ребенок привносит свои навыки (как он говорит, как общается) из семьи, из своего прихода в школу. За счет этого создается атмосфера в классе. Это не просто батюшка пришел и сказал: «Нельзя. Молчать. Встать. Молиться», – нет. Происходит вот такая духовная взаимовыручка.

Спасибо огромное за беседу и спасибо за Вашу работу!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Plod-very-Direktor-radio-Radonezh;
https://tv-soyuz.ru/Plod-very-Direktor-radio-Radonezh2

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс