Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1084) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Где искать поддержку и опору в испытаниях?

Протоиерей Димитрий Беженарь: Где искать поддержку и опору в испытаниях?

№43 (1084) / 9 ноября ‘20

Беседы с батюшкой

Эта беседа посвящена очень важной теме, и прежде всего, дорогие друзья, хотелось бы напомнить вам священные строки Евангелия.

В 8-й главе Евангелия от Матфея мы читаем о событии, которое потрясло простодушных, простосердечных, искренних учеников Христовых. Они находились на Тивериадском море. Спаситель был после продолжительной проповеди, а так как Он был совершенный Бог и совершенный Человек – истинный Человек, во всем подобный нам, кроме греха, – то Он утомился после долгой проповеди и исцелений и уснул на корме.

Разыгралась буря. Галилейские рыбари – опытные люди, для них буря на море не была чем-то необыкновенным, чрезвычайным. Но они испугались, видя, что Учитель спит. В страхе, в смятении, даже с укором они будят Господа и говорят: «Учитель, или Тебе нужды нет, что мы погибаем?». Господь, пробудившись ото сна, обращается к ним с такими словами: «Что вы так боязливы, маловерные?». Он сказал буре: «Умолкни, перестань». И в ту же секунду стихия прекратилась: ветер перестал дуть, волны перестали колебать утлое суденышко. Ученики Господа были в смятении, страхе и даже недоумении и спрашивали друг друга: «Кто же это, что даже ветер и море повинуются Ему?». А ведь они к тому моменту уже были свидетелями множества чудес, исцелений Спасителя.

Это очень важный пример для нас. Иногда у нас бывают испытания (скорби, болезни, неприятности, что-то неожиданное, что меняет привычный формат жизни). Порой даже у верующих людей может возникать сомнение, внутренний крик, обращенный к Богу даже с некоторым укором: «Господи, неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? Неужели Ты не видишь, что происходит сейчас в нашей жизни, как мы страдаем, как нам тяжело?». Но Господь все видит. Он на самом деле не спит: Он все видит, но попускает что-то для испытания веры. И не просто для испытания, а для воспитания веры, для ее укрепления.

В 14-й главе Евангелия от Матфея мы читаем, как Господь, сойдя с горы Фавор, отправил Своих учеников в Галилейское море одних, а Сам остался помолиться. В 4-ю стражу ночи (в Древнем мире ночь была разделена на 4 стражи, то есть последняя стража ночи – это последние 3 часа перед рассветом) ученики попали в подобную ситуацию, но уже без Учителя в лодке. Разыгралась буря, они были в страхе за свою жизнь и вдруг увидели, как Христос шествует по водам. Увидев Его, они в страхе вскричали. Божественный Иоанн Златоуст, святитель Церкви, выдающийся истолкователь Священного Писания, говорит, что здесь Богом было попущено более сложное испытание, чем первое: тогда Учитель был вместе с ними на корме и уснул, а теперь Учителя нет с ними. Они борются со стихией – и вдруг видят идущую по водам фигуру. Они в страхе вскричали, и Господь тут же ободряет их: «Это Я, не бойтесь». Из дальнейшего Евангельского повествования мы знаем, что апостол Петр даже хотел прийти к Спасителю по водам.

Почему мы сегодня обращаем ваше внимание на эти евангельские эпизоды?

Иногда Господь попускает какие-то испытания, безусловно, неприятные для нас, но это не просто так, а с целью испытания нашей веры. Чему-то Господь хочет нас научить. Пожалуй, главная мысль, к которой хотелось бы призвать всех наших зрителей и слушателей: надо помнить святоотеческое наставление, что период испытаний – это период больших возможностей. Преподобный Паисий Святогорец, один из великих святых ХХ века, неоднократно повторял многим приходившим к нему людям такое изречение: многие святые древних эпох хотели бы жить в наше время. Почему? Чтобы проявить свою верность Богу, свою жертвенность, свою любовь к ближним. Можно перечислить длинный список того, как современные люди оценивают современную жизнь. Они говорят, что жизнь невыносима, очень тяжела, что никогда не было так сложно, как сейчас, и так далее. Но святые хотели бы жить в такую эпоху, чтобы проявить свою веру. А нам Господь даровал возможность жить в непростые времена.

Для чего Господь нам это попустил? Чтобы укрепилась наша вера.

Надо смотреть на период испытаний с глубокой верой, с любовью, с надеждой на Бога как на период одновременно и испытания веры, и возможности для исправления себя.

Как во время испытаний не потерять веру? Хорошо говорить об испытании, когда его нет, а когда оно наступает, чувствуешь себя абсолютно одиноким в борьбе с миром. Как не подумать, отчаявшись, что Бога нет рядом, что Он не поможет и все надо делать самому?

– Не только с миром, а с миром, плотью и дьяволом, как говорит святой апостол Павел. Действительно, очень непросто. Но именно в таких ситуациях испытывается наша вера. Неслучайно все святые отцы Церкви говорят, что Бог никогда не попускает ничего бесцельно. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что, когда Господь попускает скорби, болезни или испытания, Он преследует сразу несколько целей… Кому-то надо укрепить свою веру, кому-то надо что-то в себе пересмотреть.

Если быть честным, сколько современных людей легкомысленно относятся к воскресному богослужению? Мы сейчас говорим о верующих людях, они знают заповедь Божию: шесть дней трудись, седьмой отдай Господу. Именно в 7-й день у них находятся «неотложные» дела, которые откладываем на воскресный день, пренебрегая воскресным богослужением. Думаю, наши зрители вспомнят и смогут подтвердить, что такое бывает: если мы откладываем вроде бы неотложные дела на воскресенье, когда надо прийти в храм и помолиться, воздать Богу благодарение, то и дела не получаются, и богослужением мы пренебрегли.

Иногда Господь может попустить так, что привычный уклад жизни может измениться. Вроде бы захочешь пойти на службу, но уже не всегда сможешь.

Если Господь что-то попускает, у Него всегда благая цель. Даже зло попускается Богом, чтобы оно привело к благим последствиям.

Есть еще один нюанс (думаю, наши зрители, вспомнив свою жизнь, согласятся). Все мы, верующие люди, хорошо знаем, что надо соблюдать пост в среду и пятницу, это аксиома: даже дети в воскресной школе это знают – среда и пятница постные дни. Но посмотрите: в реальной жизни многие ли серьезно относятся к посту в среду и пятницу? Находят любую благоприятную возможность нарушить пост: или они в путешествии, или в командировке, или юбилей, праздник, корпоратив. С внутренним облегчением человек забывает, что соблюдение поста в среду и пятницу – это вообще-то заповедь Святой Церкви.

Или молитва. Частная, келейная молитва – это возношение ума и сердца к Богу. Заканчивается трудовой день. Нужно встать и поблагодарить Бога за пройденный день, за то, что ты остался жив, успел за день выполнить свои планы, твои близкие здоровы. Многие ли из нас с охотой, любовью, усердием становятся на вечерние молитвы? Наверняка немало современных людей вечернее правило заменяют правилом Серафима Саровского (трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и Символ веры). Ничего плохого нет в чтении этих молитв, но согласитесь, дорогие друзья: для взрослых верующих людей сокращать молитвенное правило до столь малого, причем делать это регулярно – признак некоторого нерадения.

Это говорит о том, что молитва в твоей жизни – не главное: твое общение с Богом, благодарность Богу, возношение ума и сердца к Нему – не то, чем ты дорожишь. А иной раз (думаю, наши зрители со мной согласятся) мы оставляем молитвенное правило на самый поздний период, когда уже нет никаких сил.

Преподобный Паисий Святогорец говорит: мы Богу вместо любви, внимания и благоговения оставляем лишь зевоту и усталость.

Так вот, времена испытаний попускаются Богом, чтобы мы пересмотрели свое отношение к молитве, посту, к богослужению и многому другому: чтобы мы свою жизнь исправили.

Болезнь маленького ребенка или врожденная болезнь, патология – это ведь тоже испытание. Как, глядя на маленького ребенка, который будет больным всю жизнь, подумать, что надо исправить свою жизнь и начать читать утренние и вечерние молитвы? Мне кажется, в уме человека это абсолютно разные плоскости.

– Совершенно с вами согласен. Наш человеческий разум, наша логика начинают протестовать. В сердце начинает клокотать негодование: «Господи, за что мне, что я такого сделал? Почему у других все нормально, а мне такое испытание – болезнь ребенка?». Иной раз (мне такие случаи известны) родители в скорби говорят: «Господи, лучше или меня забери, или я буду болеть, лишь бы не болел мой ребенок».

Давайте вспомним блаженную Матрону Московскую. Это великая святая. Ее почитают люди, даже далекие от Церкви, зная ее предстательство перед Богом и то, как скоро она помогает. Она родилась, говоря современным языком, с врожденной патологией, но смотрите, кем она стала впоследствии… Пусть родители не сразу это поняли, но они со смирением приняли этот крест. Вроде бы ребенок, родившийся с патологией, нуждается в жалости, помощи, а она сама стала помощницей для тысяч людей. И до сих пор, кстати, ее дерзновение перед Богом велико, скольким людям она помогает...

Вопрос болезни детей, конечно, таинственный. Думаю, никто из благоразумных людей не дерзнет попытаться проникнуть в тайну Промысла Божия, почему в конкретной семье Господь это попустил. Но святые отцы Церкви говорят, что надо задавать вопрос не «почему», а «для чего»: для чего Господь это попустил именно тебе?

Для чего Господь попускает испытания?

– Чтобы укрепилась вера, чтобы в последующем ребенок или взрослый, пройдя через испытания и болезни, очистил свое сердце и стал проводником благодати Божией, чтобы помогать другим. Жертвенность: человек становится сосудом благодати и путеводной звездой к Небу, к Богу для многих других людей.

Испытания посылает Бог?

– Если быть более точным с терминологией, из Соборного послания апостола Иакова мы знаем, что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого.

Господь не посылает болезни, скорби, а попускает действие скорбей, болезней, неприятностей. На тончайших весах премудрости Божией и Его благости и любви все взвешено.

Если Господь что-то попускает, то чтобы это привело к благим последствиям. Но это – тайна Промысла Божия. Каждый отдельный человек – загадка. Например, старец Фаддей Витовницкий (один из великих подвижников веры Сербской Церкви) очень мудро говорил, что мы не только о других никогда ничего не можем знать до конца, но и наша душа для нас остается загадкой. Вся наша жизнь – это школа веры, школа познания себя и Промысла Божия в своей жизни.

Вы знаете цитату апостола Павла, который в Послании к Римлянам пишет: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» – она очень часто толкуется в смысле предопределения. Значит ли это, что Господь предопределяет человека к испытаниям, к хорошему или плохому – и как следствие (до чего дошли отчасти протестанты в лице кальвинистов), спасение или погибель человека?

– Такого буквалистского и даже примитивного понимания Промысла и предопределения Божия, какое выражено у наших дорогих друзей протестантов, на самом деле исказивших чистоту Евангельского учения и полностью отвергнувших Предание Церкви, Православная Церковь не имеет.

Промысл Божий и предопределение понимаются в том смысле, что Бог желает всем спастись и прийти к познанию истины. Это как бы магистральное направление Промысла и предопределения Божия. Но у каждого человека свободная воля. Бог дал свободу и не отнимает ее, но каждого человека ставит в такую ситуацию, когда бы он мог максимально направить свою свободную волю к добру – Он окружает человека в течение его жизни обстоятельствами, которые помогут тому (при желании) задуматься: «Для чего я живу на земле, кто я вообще, к чему я стремлюсь, есть ли Бог, есть ли вечная жизнь? Почему я совершил какой-то поступок и чувствую, что я за него наказан. Чем наказан?».

Святые отцы говорят, что мы наказываемся своими же грехами: совершая грех, мы уже получаем наказание за этот грех, и творим добрые дела – получаем утешение в душе и стяжаем благодать Божию. Предведение Промысла Божия в том, чтобы все спаслись. Этого хочет Бог.

Вопрос телезрительницы: «Я очень часто получаю благодать от Бога, но когда приходят очередные скорби, забываю про нее и начинаю скорбеть, чувствую уныние. Как избавиться от этого состояния, когда наступают испытания?».

− Даже святые апостолы Христовы, которые были со Спасителем, общались с Ним, были свидетелями Его чудес, слышали Его Божественные глаголы, обращались к Нему со словами: «Господи, умножь в нас веру» – даже они просили умножения веры и могли находиться в состоянии страха и трепета, так что Господь ободрял их Своими Божественными словами.

Поэтому силы нужно искать в молитве к Богу: надо полюбить и частную молитву, и молитву на богослужении – на Божественной литургии, всенощном бдении. Это должно стать нормой жизни для всякого верующего человека.

Тут никак нельзя не согласиться со словами известного современного священника-миссионера отца Андрея Ткачева, который с присущим ему талантом говорит, что если ты русский православный человек, но в воскресенье не на богослужении, то ты вовсе не христианин. Действительно, свою жизнь нужно стараться строить так, чтобы воскресный день отдавать Богу. Конечно, бывают разные ситуации, не зависящие от нас: допустим, рабочая командировка, но, согласитесь, она не может круглый год выпадать на воскресенье.

Надо стараться делать все, что от нас зависит, чтобы всю свою жизнь построить так, чтобы чувствовать необходимость, внутреннюю потребность в богослужении. Как говорит святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, храмовое богослужение удивительно обновляет и укрепляет душу, наполняет силой, чтобы терпеть скорби, преодолевать искушения, нести немощи ближних. А праведный Иоанн Кронштадтский знал, о чем говорил: к нему со своими проблемами и скорбями ежедневно приходили сотни людей, и он для каждого был и отцом, и матерью – и силы он черпал именно в богослужении. В его дневниках так и написано, что если бы люди понимали силу и благодатную помощь богослужения, то не пропускали бы ни одной службы. Это говорит великий пастырь, который служил Божественную литургию каждый день, как мы знаем.

Мирянам надо стараться выстраивать свою жизнь так, чтобы в ней было место частной молитве и молитве за богослужением. Преподобный Паисий Святогорец, которого мы сегодня упоминали не один раз, говорил, что, когда молишься, становишься подобным радисту: тот во время военных действий постоянно поддерживает связь с центром. Поэтому чем чаще выходишь на связь, тем чаще получаешь помощь. Молитва – очень важное оружие в борьбе с искушениями, испытаниями и скорбями, она укрепляет душу и соединяет нас с Богом.

Наша передача подошла к концу, и я прошу Вас подвести итог ее и что-то пожелать нашим телезрителям.

− Дорогие друзья, хочется еще раз вам напомнить, что Бог попускает нам испытания не просто так, а за наши грехи: Господь любит человека и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Нам надо стараться с Божией помощью смотреть на испытания, скорби и тяжелые жизненные обстоятельства как на время возможностей: испытания – это время пересмотреть свою жизнь.

Обратите внимание, сколько врачей сейчас самоотверженно, не жалея себя, отдают все свои силы на служение другим людям, на то, чтобы кого-то спасти! А некоторые из них, я полагаю, в храм не ходят, святых отцов и Евангелие не читают, но оказались в сложной ситуации.

Разве для нас, верующих людей, это не образец? Поэтому верующим людям тем более надо смотреть на период испытаний как на возможность послужить Богу и людям, упорядочить свою жизнь, больше молиться, относиться более серьезно к посту и храмовому богослужению.

Нужно думать не «как мне плохо!», а «что я могу сделать для ближних?»: утром проснулся и подумай, кому ты можешь сегодня помочь, чем-то облегчить страдания, скорби, может, купить и занести кому-то продукты, позвонить. Порой звонок по телефону очень важен для человека.

Давайте будем смотреть на испытания как на возможность исправлять себя, служить Богу и ближним.

Записали:
Маргарита Попова
и Наталья Богданова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс