Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Я напоминаю: мы не ищем ответы на простые вопросы, а пытаемся ответить на самые сложные. Владыка, с одной стороны, тема кажется не очень сложной, но и в ней тоже заложен большой смысл. Я хочу предложить поговорить о социальных лифтах, карьере и вообще планировании жизни. В последнее время нас многие пытаются научить, как правильно построить свою жизнь (что все должно быть вовремя), но Церковь призывает нас жить (не знаю, может быть, это звучит неправильно) одним днем. Где золотая середина – и есть ли она?
– Отчасти вы правы, хотя все не так просто: что значит «одним днем»? Церковь всегда живет сегодня, имея в виду завтрашний день, а в перспективе и жизнь будущего века.
Мы живем – и живем для вечности, зная, что наше существование не прекратится никогда, даже тогда, когда наш земной путь закончится: мы, как говорится, работаем на вечность. А какой будет вечность – это в наших руках. И не только наша карьера, судьба земная зависит от того, какие действия предпримет человек, но в большей степени вечность зависит от того, как мы проживем ту земную жизнь, которую Господь нам дал как подготовку к вечности. Так что если говорить о карьерном росте, то, с моей точки зрения, понятие «карьерный рост» относительно: что значит «быть успешным человеком»? Ведь есть люди, которые, например, пережили взлет на карьерной лестнице, достигли очень высоких постов (например занимали министерские кресла), но их нахождение на этих местах было настолько бездарным, а иногда и вредным для государства, для общества, что в лучшем случае таких министров, как только они ушли со своего поста, все забыли, а иногда до сих пор помнят, но далеко не добрым словом. Так можно ли считать достижение таких вершин карьерных успешным? Я не считаю такого человека успешным: может быть куда более успешен рядовой рабочий у станка. Если вспомнить советскую историю, например Стаханов. Кто такой Стаханов? Обычный работяга, но кто сейчас не знает этого человека, который добился не богатств несусветных, но доброго имени благодаря своему собственному труду.
Возьмем город Томск или Томскую область – сколько было в области до революции, еще при царе-батюшке, генерал-губернаторов, губернаторов: многих ли из них современные томичи помнят? Но зато мы все хорошо помним того постового дядю Колю, которому был поставлен памятник. Но и до того, как был поставлен памятник, от кого я только не слышал рассказы об этом постовом, который своим трудом заслужил добрую память о себе и доброе имя!.. Успешность его жизни для меня в какой-то степени показатель, что человек сделал карьеру: он принес пользу обществу, людям, оставил однозначно добрую память по себе – все то, к чему человек должен стремиться.
Тот, кто гонится не за тем, чтобы принести пользу народу, государству, ближним своим, а за звездочками на погонах, за более высокой зарплатой, за более высоким кабинетом в каком-то ведомстве, тот думает не о народе, не о благе, а думает о себе любимом и о выгоде от этой должности.
Мне кажется, такой человек смотрится мелко: это не человек с большой буквы – это человек меркантильный. Таким людям свойственна некая даже гнилостность – ради достижения меркантильных целей, для продвижения по служебной лестнице, они готовы «подсидеть» сослуживца, товарища, с котором из одного котла, как говорится, щи хлебают.
Но кто работает для блага общества, народа, тот всегда в выигрыше: в любом случае, даже если он себе не наживет палат каменных, как говорится в пословице, он всегда останется в доброй памяти людей. А даже если любая память человеческая тоже ограничена, то в памяти Божией.
Ведь когда мы человека провожаем в последний путь, то последние слова после отпевания, которые звучат над гробом усопшего: вечная память. И многие задаются вопросом: а может ли кто-то из нас рассчитывать на вечную память? Помним ли мы, например, хотя бы даже из своих родственников, каких-нибудь прапрапрапрадедушек в 10-м или даже в 5-м поколении? Большинство из нас не помнит, редко кто занимается восстановлением своей родословной, но и то мы о них знаем по каким-то документам, которые, может быть, сохранились… Вечная память человеческая не может быть, но есть память Божия: у Господа не бывает забыто ни одно доброе дело, если оно истинно доброе, ели оно совершено не ради карьерного роста, не ради похвалы, не ради награды, а именно ради блага, ради Бога, ради общества, страны, ради ближнего.
Владыка, я прямо спрошу: а в церкви есть карьеристы?
– Само стремление к карьерному росту – это проявление падшей человеческой природы, которую все мы унаследовали от первозданного Адама. Когда Адам нарушил первую заповедь Божию и отпал от Бога, он лишился той Божественной силы, света духовного, которая называется Благодать Духа Святого, которая одевала, покрывала первозданного человека. Но человек согрешил – и Божественная благодать человека оставила.
Преподобный Ефрем Сирин говорит, что как с гор сбегает вода, нигде не задерживаясь, так с согрешившего человека – благодать Духа Святого: был человек такой наполненный светом, Божественной силой – и вдруг он согрешил, и эта сила ушла, и тогда сразу в его душе стали плодиться грехи, страсти, дурные наклонности, как змеи. Клубок змей появился, они начали поднимать голову, чтобы поглощать человека…
Поэтому человек должен бороться с этими страстями. Они присущи всем, вне зависимости от того, верующий человек или не верующий, но у Церкви есть богатый арсенал борьбы с этим: как у медицины есть множество средств противодействия тем или другим заболеваниям (и огромное количество средств профилактических, чтобы не допустить их), так человек в Церкви имеет некую прививку, некие лекарства. Если он живет духовной жизнью, он избегает таких проявлений, и если, скажем, страсть у кого-то шевельнулась в душе, человек сразу идет в храм, приступает к таинству Исповеди, исповедует грех… Происходит то же самое, когда мы приходим на свой приусадебный участок и видим сорняк среди посеянной морковки или редиски вдруг пробивается: мы его сразу стараемся вырвать с корнем, чтобы сорняки не наплодились и не уничтожили весь урожай. Так же и верующий человек: когда он видит, что только страсть появляется, он сразу искореняет ее.
Но мы иногда утрачиваем бдительность, и некоторые позволяют страсти в себе действовать. Тогда человек может иметь в виду не только духовные достижения своей жизни, а стремится получить какую-то награду, повышение по должности, особенно если продвижение по служебной лестнице сопряжено с улучшением материального достатка.
Хотя это все относительно: скажем, я митрополит Томский, но я куда менее известен, среди даже верующего народа, чем, например, обычный монах Троице-Сергиевой лавры старец отец Кирилл (Павлов), который был простым монахом – он не был архиереем, не был епископом, всю жизнь после войны практически провел в стенах Троице-Сергиевой лавры. Но его знала не только вся Россия, но знали и далеко за ее пределами, к нему ехали люди – он был для всех духовным авторитетом.
В духовном отношении духовный рост, духовное достижение простого монаха иногда куда более разительно, чем достижения того, кто занимает высокий пост. Это не всегда показатель важного результата.
Владыка, у нас есть притча Спасителя о богаче, который сказал: «Душа моя, пей, веселись – много ты себе накопила». Но Господь говорит ему: безумец, в сию же ночь заберут твою душу, и кому твое богатство достанется? С другой стороны, Александр Суворов, который тоже был верующим человеком, в свое время сказал: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Где золотая середина?
– С моей точки зрения, и это в духе святоотеческого учения, если человек хочет стать генералом, чтобы повысить свою значимость в своем собственном восприятии, если мы ставим такую цель, чтобы лить воду на мельницу своей гордыни, своей самости, то это нехорошо.
Если человек хочет стать генералом, чтобы все говорили «о генерал!» и вокруг него бегали и прыгали, мне сразу вспоминается известный мультфильм «Как мужик двух генералов прокормил».
Если кто-то стремится к такому генеральству, то это ничтожно и даже мерзко. А если человек стремится стать генералом, чтобы помочь армии, и он чувствует в себе талант к военному делу, к военному ремеслу (это касается не только военного дела, а любой отрасли), считает себя специалистом, может принести пользу, то почему бы ему принести пользу не в одной маленькой конторке, а в целом ведомстве, в отрасли, в министерстве, в стране?
Если человек способен быть президентом страны, зачем ему быть идеальным дворником, когда он может содержать в чистоте и в порядке целые государства?
Другое дело, когда человек стремится к власти для удовлетворения своих амбиций, своей гордыни: это не очень хорошо и в конечном итоге не приносит пользу самому человеку и обществу в целом.
Владыка, мы говорим, стоит ли планировать будущее вообще или нет… Представьте: молодые, недавно поженились, и, допустим, одна из мам семейства говорит: «Подождите пока детей заводить – вначале добейтесь чего-нибудь, квартиру купите, обеспечьте себя, а когда вы сможете себя обеспечить, тогда и заводите детей». Как к этому относиться?
– Такого рода рассуждения – достаточно молодые по возрасту, и только те мамы, которые были уже воспитаны в советские времена, так рассуждают.
Если мы посмотрим на развитие человечества в исторической перспективе, то насколько кажутся глупыми такие рассуждения. Ведь сейчас уже иногда людям за 30–35 лет, а они все еще обустраивают свою жизнь, и неизвестно когда будут думать о своей семье; в результате, когда они вроде бы становятся на ноги, они уже не способны остановиться и родить ребенка, дать ему должное воспитание и так далее. Всему свое время.
Мне кажется, это неправильное рассуждение.
Я уже не говорю, что в старые времена, царские, когда люди руководствовались в большей степени Законом Божиим, чем размышлениями плотского характера, даже в советские времена сколько мы знаем молодых людей, которые заключали браки, будучи работниками комсомольских строек, студентами. Многие из них уже достигли преклонного возраста, иногда у них берут интервью, и они рассказывают, как жили в предоставленном им семейном общежитии, как делили один кусочек хлеба на двоих, как у них появились первые дети, как непросто было их в этих обстоятельствах воспитывать, но зато насколько содержательна, насколько красива, полна была жизнь этих людей… Действительно, под конец своей жизни они могут о себе самих сказать, что они счастливы.
А те, кто думает, как бы получше бы устроиться и слишком много и тщательно планирует, часто оказываются неустроенными: браки, которые они заключают (казалось бы, брак должен быть счастливым), основаны не на заповедях Божиих, а на чистом прагматизме и рассуждении человеческом, оказываются недолговечными.
Сейчас, по статистике, разводов чуть ли не больше, чем браков. Подливают масло в огонь здесь и медийные личности: по телевизору постоянно говорят о том, как там кто-то очередной 5–6–7-й раз развелся, вступил в брак, и для многих создается стереотип поведения, что так жить правильно. На самом деле так жить – неправильно.
И планировать на будущее не стоит?
– Нужно планировать и думать, но не планировать, что «когда-то в будущем со временем» чего-то мы достигнем, надо жить сегодня и, планируя завтрашний день, начинать реализовывать это уже сегодня. Если вы хотите иметь семью, чего откладывать это до 40-летнего возраста, если встретился тот человек на жизненном пути, с которым вы готовы до гробовой доски идти рука об руку, даже если у вас нет «Мерседеса» и трехэтажного особняка, а есть коммунальная квартира или комната в коммуналке? Почему бы не начать с нее?
Все остальное приложится, если человек целенаправленно будет идти к цели: он знает, что сегодня мы создадим семью, а завтра я заработаю на отдельную квартиру и переедем из коммуналки, потом возьмем ипотеку или вступим в кооператив, построим себе дом или купим квартиру такую-то. Человек может планировать, но, планируя, понимать, что не всегда наши планы оказываются реалистичными, не всегда мы оказываемся в силах их реализовать, поэтому, планируя что-то, мы должны полагаться на волю Божию. Как сказано в Евангелии, мы просим у Господа: «Господи, благослови на такое-то дело – впрочем, не моя воля, а Твоя да будет!».
Причем когда человек только на свои усилия полагается, то очень редко в его жизни бывает все счастливо (даже если внешне кажется, что все хорошо в жизни сложилось, и карьера, про которую мы сегодня говорили, и материальная обеспеченность на высоте). Но когда начинаешь общаться с такими людьми (я как священнослужитель часто общаюсь), которые для многих – вершина мечтаний, на самом деле какие это несчастные люди! Их стоит только пожалеть – они мучаются и страдают несмотря на весь внешний комфорт.
А есть другая ситуация, где внешне человек, может быть, не столь блистательных достиг результатов в жизни, но он счастлив. А почему?
Когда человек строит свою жизнь, свое счастье, свое будущее, опираясь только на самого себя, то он не имеет Божия благословения, а любое дело, на котором нет благословения Бога, не может быть успешным. Не случайно ведь перед каждым добрым делом (на Руси всегда так было – и во всех христианских странах) люди молились Богу, призывали Божие благословение, служили молебен на начало доброго дела. У нас в Томске, например, была традиция: когда полагалось начало какому-то важному мероприятию, из Иверской часовни (которая сейчас стоит на центральной площади) приносили в это учреждение Иверскую икону Божией Матери (она всегда томичами почиталась как томская градодержательница, то есть истинный градоначальник) и просили успешности этого дела. И многие учреждения, еще в XIX веке в Томске созданные и освященные Иверской иконой Божией Матери, благополучно существуют даже до настоящего времени, функционируют…
И мы, если хотим, чтобы успех был в наших делах, наших трудах, должны не забывать помолиться, попросить Божия благословения, тогда наши усилия и благословение Божие дадут больший результат, чем только наши собственные потуги.
Владыка, блиц-вопросы в финале программы.
Почему Церковь отрицает гипотезу о том, что все мы уже когда-то жили?
– Церковь утверждает, что каждый человек, который рождается в этот мир, призван к вечности, поэтому говорить, что мы жили, – неоправданно. Если мы призваны к вечности, то мы и живем, и жизни нашей не будет конца.
Если мы сейчас не помним о своей прошлой жизни, или некоторые иногда говорят, что что-то смутное иногда проглядывается, значит мы не жили: сознание человека никогда не покидает признанного из небытия к бытию человека.
Мы пришли в этот мир, появившись благодаря Господу через наших родителей, и все: жизни нашей не будет конца – мы будем жить вечно, и после земной жизни за нами будет сохранено это самосознание, мы не забудем о нашем нынешнем земном существовании.
Куда после смерти попадают животные?
– Священное Писание однозначно здесь не говорит. Некоторые говорят, что животные не обладают бессмертной душой, поэтому они как люди не наследуют жизнь вечную, хотя некоторые предполагают, что, когда будет всеобщее воскресение и все восстанут на Суд Божий, то восстановится и весь Богом зданный мир – то есть все животные, без которых мир был бы более блеклым и более однотонным.
Мнения есть разные, никакого конкретного сформулированного учения Церкви здесь нет.
Спасибо, Владыка, вновь узнал много нового!
– Вас тоже благодарю – и благодарю наших дорогих телезрителей. Всем дорого здоровья, Божия благословения и удачи.
Я напоминаю нашим телезрителям, что вопрос в нашу программу прислать просто: напишите по адресу Православие70@mail.ru – либо предложите тему нашей следующей программы.
Записала:
Елена Чурина
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.