Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (1084) → Священник Алексий Русин: Духовное пение

Священник Алексий Русин: Духовное пение

№43 (1084) / 9 ноября ‘20

Беседы с батюшкой

С древних времен люди пели. Значение хорового пения в жизни общества – оно огромно: это один из инструментов воспитания человеческой души, особенно когда речь идет о духовном пении, о церковной традиции. Но само понятие «духовное пение» несколько размыто. Хотелось бы об этом чуть подробнее поговорить...

– Думаю, духовное пение – это прежде всего пение, обращенное к Богу, пение о Боге, пение для Бога. Это пение, которое используется при богослужении, во время молитвы. Естественно, богослужебное пение на Руси, в России было в храмах, монастырях. Наверное, именно оно положило начало и народному пению в том числе.

Для нас хоровое пение – часть традиции. Но нередко слышишь, как заходящие в храм люди говорят: «Что-то пели на клиросе, но мы ничего не поняли». Почему?

– XX век внес большие корректировки в этом направлении. Люди в силу различных обстоятельств (раскулачивание и другие моменты) из деревень массово переселялись в города – плюс были гонения на верующих. Пение потихоньку уходило из людского быта. Да, где-то оно оставалось, в деревнях частично сохранилось, но только частично и не везде.

Конечно, я сейчас высказываю свое мнение. Понятно, что я сам лично по деревням не ездил, срез не делал; но я бывал в своей деревне – и не встретил в обычной среде именно народного пения, а встречаю его регулярно при храмах, при различных духовных центрах. Например, Свердловская область, город Тавда, духовно-просветительский центр: там устраивают вечерки и другие мероприятия с народной музыкой. Сохранилась культура народного пения и духовного пения в различных казачьих объединениях, но именно сам народ, к сожалению, эту культуру потерял. (Например, в моей семье пел только дед. Только под конец его жизни я узнал, что он умел играть и на губной гармошке, но это почти никак не транслировалось. Я замечаю, что сейчас идет возрождение, но традиция почти прервалась.)

Почему пение в храмах многим непонятно? Чтобы понять конкретное богослужебное произведение, надо знать его язык. Народ не знает церковнославянского языка, в основной своей массе не знает церковной истории, библейской истории: это к вопросу, что можно перевести богослужение с церковнославянского языка на русский – не факт, что обычный человек, который просил перевода, поймет что-то. Чтобы понять какой-то библейский текст, переведенный на русский язык, нужно знать историю: кто от кого произошел, «кто кого родил» – мы читаем в Библии: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, но если человек не знает ни Авраама, ни Исаака, ни Иакова, то даже если перевести текст с церковнославянского, он все равно ничего не поймет.

Чтобы понять, что поется, надо приложить немного усилий. Можно задать вопрос священнику после службы или храмовому работнику, или подойти на клирос и спросить у регента – если это будет не во время службы, регент с удовольствием ответит на вопрос. Понимание того, что поется в Церкви, – вопрос комплексный.

Стоит отдельно сказать, что порой храмовая акустика, может, и усиливает голос, но при этом теряется смысл. Поэтому певчим (в частности, регенту) нужно большое внимание обращать, как они произносят слова, то есть нарочито петь чуть медленнее, чем хочется – это достаточно серьезная работа. Если регенту на это не указать, возможно, он сам и не поймет; обязательно должна быть обратная связь между священником, клиросом и прихожанами. Если такая связь есть, прихожанам будет все понятно.

Я заметил, например, что во время Великого поста наши прихожане пользовались книгами (на бумажном или электронном носителе) – они не жаловались, что ничего не понимают, а нашли церковный текст, следили за ходом богослужения и были вполне довольны.

Вы сказали, что прихожане могут спрашивать. Один из вариантов – когда они подходят к настоятелю и говорят: «Знаете, вот здесь мы это не поняли, не услышали». Другие формы участия есть?

– Конечно. Есть формы прямого участия: когда прихожане сами поют – создается либо любительский хор, либо народный хор, и прихожане реализуют свое желание поучаствовать в богослужении, понять богослужение; это должно происходить при поддержке и благословении настоятеля. Обычно так и происходит – чаще всего настоятели не препятствуют, а наоборот, поощряют такую практику. Поэтому во многих храмах помимо профессионального хора есть еще любительский; желательно, чтобы любительским хором управлял профессионал.

Могу вспомнить опыт Польской Православной Церкви, которая, кстати, сохранила те традиции, что мы потеряли. Например, у них сохранились традиции колядования на праздник Рождества Христова, окропления жилища на праздник Крещения Господня.

Так вот, практика Польской Церкви очень интересная. В штате прихода содержится один регент (образованный, грамотный), и он из прихожан собирает большой хороший хор – иногда в 20–25 человек, в зависимости от вместимости клироса (и все эти люди поют исключительно во славу Божию – зарплату получает только регент). Нужно сказать, что все-таки Польская Православная Церковь не была так разорена, как Русская Церковь. Да, там, конечно, были гонения, тем не менее Польша – религиозная страна (большинство там, конечно, католики) и атеистов у них достаточно мало. Поэтому православные поляки не только называют себя православными, но и ходят в храмы. Я слышал от одного польского епископа такую цифру: официально православных там 600 000, из них реально в храм ходят от 200 до 300 000 человек – где-то 40–50 % реально ходят в храм. Это большой процент, я считаю.

Я в нескольких храмах видел, как регент управляет народным хором; и они поют достаточно серьезные вещи – например «Херувимскую» Кастальского. Нашему хору духовенства стоило больших трудов выучить эту «Херувимскую», а там народный хор это поет. По сути, наш хор духовенства тоже как народный хор: большая часть священников не имеет вообще никакого музыкального образования, но имеет желание петь.

Я уверен, что на приходе можно сделать хороший народный хор, нужно только этим заниматься. Это желание должно от кого-то исходить, необязательно от настоятеля, может быть, какой-то прихожанин возьмет на себя такую инициативу, но должен быть огонек, который даст пламя... А если просто сказать: «Неплохо было бы...», но при этом ничего не делать, то ничего само по себе не родится.

Вы сказали о хоре с профессиональным, образованным регентом…

– Регент – это человек, управляющий церковным хором. Он должен знать устав богослужения, порядок, что за чем идет. Безусловно, регент должен быть человеком верующим, он должен чувствовать богослужение и понимать, в какой момент можно спеть громче, в какой – тише, где нужно заполнить паузу. Например, когда священник читает молитву, в этот момент регент может протянуть окончание какого-то песнопения – он должен знать порядок, должен быть благочестивым, должен иметь музыкальное образование. (Конечно, нет никакого ценза, какое именно это должно быть образование: училище, консерватория, хоровая школа или регентское отделение, просто человек должен быть музыкально образованным.)

Если у регента есть какие-то пробелы в музыке (например, он недоучился), он может компенсировать это за счет своего внимания во время богослужения. Он обязательно должен быть человеком гибким, который прислушивается к тому, что происходит в данный момент в храме. Регент должен быть хорошим организатором – он должен уметь собрать коллектив.

У меня два любимых регента (оба уже почили, Царство им Небесное). Один из них регент светский – Сергей Жаров: был такой «Хор донских казаков Сергея Жарова», он был сформирован из воспитанников Московского синодального училища еще до революции. После революции они эмигрировали из России и продолжили выступать в Германии и многих других странах.

Вот так традиция и сохранилась, преемственность отчасти передалась.

– Конечно. Уровень у них, конечно, колоссальный. Сергей Жаров действительно был у них лидер. Когда он дирижирует, кажется, он просто стоит и слегка поворачивает корпусом влево или вправо, но он так отдавал команды хору, что 20 казаков беспрекословно слушались – бывает очень собранное, тихое, но наполненное piano, а бывает такое forte, что мало где услышишь! И каждый голос – на вес золота. Есть чему у них поучиться.

Думаю, эстафетную палочку и дух перенял у них регент архимандрит Матфей (Мормыль). Он не получал специального музыкального образования типа консерватории, тем не менее элементарное музыкальное образование у него было, и он всю жизнь развивался, писал ноты собственноручно (тогда же не было ксерокопий). Человек этим жил. Он был очень сильным человеком!

У меня есть одна история, связанная с отцом Матфеем. Однажды я хотел с ним сфотографироваться. Я был тогда студентом Московской духовной академии, учился на 1-м курсе. Была интронизация Святейшего Патриарха Кирилла, и хор Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры под управлением отца Матфея пел в Храме Христа Спасителя. Я с хором проник в храм (туда не всех пускали) и попросился попеть в хоре. Конечно же, меня не допустили, что вполне понятно – меня видели впервые. Хотя на тот момент мне это было непонятно, я думал: ведь я же умею петь. Но мало уметь петь, надо еще уметь петь в конкретном хоре, с конкретным регентом, чтобы он тебя знал и ты его знал. Когда служба закончилась и отец Матфей уходил, я подошел к нему и спросил: «Отец Матфей, можно с Вами сфотографироваться?». Он на меня посмотрел и сказал: «А зачем ты мне нужен?». Я был обескуражен этим ответом, совсем этого не ожидал.

Но о чем это говорит? О том, что человек занимался своим делом и не отвлекался на разные второстепенные вещи (думаю, тщеславным он не был). Он любил музыку и знал в совершенстве церковный Устав. К сожалению, я у него лично не учился – я окончил Екатеринбургскую семинарию, но те, кто учился у него в Москве, рассказывают различные байки с его лекций. Он был человеком с чувством юмора, конечно.

Вот два регента – это не просто регенты, а регенты с большой буквы, в них все сочеталось. Думаю, каждый регент должен на кого-то равняться, опираться.

Ваш рассказ подтверждает, что быть регентом – это все-таки очень тяжелая и мужская работа. На Ваш взгляд, это так?

– Наверное, да – это мужская работа. Но много что поменялось с течением времени. Если раньше иконописцами были мужчины (Андрей Рублев, Дионисий, Феофан и так далее), то сейчас, мы знаем, в России иконописную традицию возродила женщина – матушка Иулиания, монахиня. Многие иконописцы считают, что это мужская работа, при этом большая часть студентов иконописного отделения – женщины, девушки, и они прекрасно пишут иконы.

С регентством ситуация в чем-то похожа. Сейчас не стоит толпа мужчин на регентское отделение, на 10 девушек может быть только один молодой человек, и не всегда он остается до конца обучения – обычно его пытаются переманить в семинарию: певчие кадры в семинарии тоже нужны. Иногда это получается, иногда нет. Некоторые молодые люди, окончив регентское отделение, уходят на пастырское и становятся священниками; кстати, многие иконописцы, окончив иконописное отделение, тоже потом становятся священниками: видно, благодать касается сердца, они понимают, что иконы писать, конечно, хорошо, но им хочется служить Богу в алтаре.

Наверное, лучше, чтобы регентами были мужчины – просто потому, что женщина может уйти в декрет (например надо встречать Патриарха, а она родила ребенка и не может выйти на службу). Мужчине же либо тяжелая болезнь, либо смерть может помешать выйти на работу.

Я не скажу сейчас, что только мужчины должны быть регентами. Я лично знаю очень хороших регентов-женщин, у которых я учился и продолжаю учиться до сих пор. Основное, чем должен обладать регент, – понятно объяснить певчим, что он от них хочет, причем не словами, а руками.

О каком хоре мечтает регент?

– Я думаю, каждый регент мечтает о своем хоре. Наверное, каждый мечтает воспитать свой хор: не просто взять готовый коллектив, а набрать людей и слепить из них что-то свое. Допустим, я мечтал управлять именно мужским хором, мне хотелось управлять конкретно мужским хором Московской духовной академии в 30–35 человек.Сейчас мне уже понравилось управлять хором в 200 человек.

Помните события, когда мы отстаивали место под храм Святой Екатерины? Тогда нам пришлось петь на улице, мы пели стихиры Пасхи. Там было много человек: хор духовенства, другие хоры и просто верующие люди – думаю, там было человек 200, если не больше. Но должно быть одно условие: люди должны знать эту песню, тогда таким хором можно управлять.

Почему мне нравится большой хор? Это совершенно другой звук. Я сам пел в хоре, когда нас было человек 400 или даже 500 – это было год назад в Москве на съезде регентов и певчих. Мы все собрались в храме на спевке, нас разделили на два хора, но какие-то вещи мы пели вместе. Это был такой звук! Он проникал везде, отовсюду. Ты стоишь – и звук везде вокруг тебя: он настолько плотный (даже сейчас мурашки по коже), он наполнен обертонами разных людей…

Думаю, каждый регент хочет управлять все-таки большим хором. Хотя, возможно, это и не так – сейчас кто-то из регентов нас смотрит и думает: «А я вот не хочу управлять большим хором, мне и маленького достаточно».

Я попробовал управлять хором в 60 человек, и мне понравилось. На большие праздники (например, в день Казанской иконы Божией Матери, на праздник святой великомученицы Екатерины) мы собираемся сводным составом: хоры семинарии, духовенства, Ганиной ямы, храма «Большой Златоуст», Троицкого собора, регентского отделения – 6 хоров. На Царские дни нас собирается примерно 80 человек, а в праздник Казанской иконы Божией Матери примерно 60: многие служат в своих храмах и не могут быть. Таким хором хорошо управлять, порой легче, чем маленьким: все осознают меру ответственности.

Почему говорят, что церковное пение – это коллективное сотворчество, художество определенного собрания людей?

– Поющие на клиросе – это, в общем-то, делегаты от народа: от тех, кто стоит в храме. Помню, лет 10 назад, когда я учился в семинарии, у меня были такие мысли, что хорошо бы вернуться к древнему пению, когда весь народ в храме поет. Допустим, стоят в храме 100 человек – и все поют. Отголоски этого у нас есть: народ вместе поет Символ веры, «Отче наш», какие-то тропари к известным праздникам. Но все-таки вся служба не может петься всем народом – это будет не то, к чему мы стремимся: несобранно, затянуто. Поэтому, мне кажется, правильнее выбирать наиболее способных из народа, организовывать их как-то (в круг, например, или ставить их в 2–3 ряда) и управлять определенным количеством людей.

Почему это сотворчество? Те, кто не поет, молятся и тоже участвуют в богослужении. Все, что происходит во время богослужения: пение, молитва в храме, молитва в алтаре, – направлено на одну общую молитву к единому Богу, поэтому, конечно, это коллективное сотворчество, каждый в этом участвует: один поет, другой слушает – ведь слушать тоже нужно уметь (можно стоять рядом, но не слушать – отвлекаться, летать в облаках). Но обычно, если хор поет хорошо, такого не бывает.

Здесь тоже должна быть золотая середина: если клирос будет не молиться, а «услаждать слух» верующих, это будет все-таки перекос. Особенность именно церковного хора – в том, что певчие на клиросе не просто поют, а молятся во время пения и в паузах, когда священник читает молитву или поет другой хор.

Вы сказали, что хоровое искусство, церковное искусство сейчас возрождается – людьми взрослыми, но и дети задействованы в этом процессе: есть детские Божественные литургии, есть юные певчие – в Екатеринбургской епархии это очень активно продвигается. Как они реагируют, когда их привлекают к такому серьезному действу?

– Чаще всего они счастливы. Расскажу один случай, наверное, это и будет ответом на вопрос. Обычно вечером с семьей дома мы поем молитвы. Именно поем – у меня жена поющая, я тоже поющий, и дети поют. Старшей дочке 6 лет, второй – 3 с половиной года, младшему ребенку год (понятно, что годовалый еще не поет, а старшие девочки поют). Однажды мы, как всегда, пели, а потом я решил какую-то молитву дополнительно прочитать – не спеть, а именно прочитать. Я начал читать, а старшая дочь говорит: «Папа, ты какие-то не такие рассказы рассказываешь. Давай петь». Меня в тот момент осенило, насколько важно, оказывается, именно молитвенное пение: не просто произнесение одним человеком вслух слов молитвы, а именно совместное пение.

Батюшка, спасибо большое. Это был рассказ увлеченного человека.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс