Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1082) → Протоиерей Алексий Ладыгин: О молитве «Отче наш». Часть 3

Протоиерей Алексий Ладыгин: О молитве «Отче наш». Часть 3

№41 (1082) / 1 ноября ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№40 (1081) 2020

Продолжаем «Огласительные беседы»: мы разбирали первые прошения молитвы Господней «Отче наш», в прошлый раз говорили о значении слов «да будет воля Твоя». Мы как христиане должны познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная, исполнять ее, ибо она всякое зло направляет к добру. К сожалению, наша воля очень часто вгоняет в неволю, поэтому мы всегда просим: «Господи! Да будет воля Твоя».

Когда мы принимаем волю Божию, тогда мир и удовлетворенность жизнью посещают нас. Если мы просим, чтобы была воля Господня, но не живем по ней, то бываем раздражительны, гневливы, очень часто унываем, не удовлетворены своей жизнью.

Сегодня будем говорить о следующем прошении молитвы Господней «Отче наш»: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Мы не просим хлеба насущного на всю жизнь, а заботимся только о наступившем дне – итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы, по слову Священного Писания.

Премудрый Соломон сказал: «Господи, не дай мне ни бедности, ни богатства – только хлебом насущным питай меня каждый день». Не всякий может выдержать бедность: это ужасное состояние, постоянная нужда. Но и богатство – тяжелый крест. Оно приносит массу проблем, забот, переживаний.

Только человек, живущий в достатке, чувствует себя спокойно. Жить в достатке – значит каждый день иметь, что покушать, чем накормить детей, во что одеться, иметь средства на образование детишек: ничего лишнего не надо. Не нужно что-то откладывать на черный день, ведь Господь никого из Своих не оставляет.

Надо помнить, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Господь подчеркивает важность нашей заботы не только о земной (телесной) пище, но и о пище духовной, ведь мы состоим из тела и души. Пища для души – слово Божие, которое питает внутренне, направляет в земной жизни и ведет по духовному пути к вечности, в Царствие Небесное.

Пища для души и Тело и Кровь нашего Божественного Спасителя. Он Сам Себя называет хлебом живым, сшедшим с небес: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Нам поставлено условие: мы должны питаться небесной пищей, которая будет соделывать нас небожителями.

В молитвах мы просим, чтобы Господь дал нам возможность принести достойное покаяние и соединиться с Ним здесь, на земле: «Даждь ми, Господи, прежде конца покаяние». Важно напитаться хлебом небесным, чтобы войти в Царство Божие.

Забота о лишнем не приносит пользы: если Господь не благословит землю, она не даст плода. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Когда Бог благословляет, все получается – не от нас зависит, хватит ли хлеба на весь год. Мы сеем, но ничего не делаем, чтобы посеянное выросло. Если Господь даст дождь и солнце, осенью соберем достойные плоды, которые будут питать нас целый год.

Наши предки говорили: «Если по осени вовремя выпадут 2–3 дождя, то и агроном нам не нужен». Самый великий Агроном – Отец наш Небесный: Он вовремя посылает дождь или солнце, дает прекрасную погоду, при которой вырастает замечательный урожай. Все в руках Божиих.

Всегда нужно уповать на Господа. В Священном Писании говорится: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?... И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них – Господь Сам благословляет и одевает ее. Мы должны помнить о Небесном и не превращать свою жизнь в сплошную суету.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь, а завтра мы опять помолимся – и Господь позаботится о каждом из нас, даст все необходимое в этой жизни. Если не будет молитвы, то ничего не будет.

И остави нам долги наша (следующее прошение) якоже и мы оставляем должником нашим… Долги – это грехи. Чтобы стать небожителями, необходимо очиститься от грехов. Господь может очистить нас при определенном условии: мы должны работать над собой. Бесплатный дар от Господа, который мы получаем, обязывает нас вести определенный образ жизни.

Если Бог прощает нас, то и мы должны простить должников наших – тех, кто согрешил против нас, обидел, как мы считаем: Бог прощает нам больше, чем мы прощаем своим близким.

В Священном Писании, в 18-й главе Евангелия от Матфея, Господь рассказывает притчу, как некий господин призвал одного из своих должников и сказал: «Ты мне должен огромную сумму денег (примерно она исчислялась, как сегодня говорят, в 100 000 000 долларов)». Должник ответил: «Прости, господин! Мне нечем отдать долг». – «Тогда я посажу тебя в темницу, продам твое хозяйство, твою семью, возместив себе таким образом хотя бы часть долга. А ты будешь сидеть, пока не возместишь мне его полностью». – «Прости меня? потерпи на мне…». И господин сжалился над ним: «Хорошо, я прощаю тебя», – и отпустил с миром… Выйдя от господина, должник встретил своего должника, который задолжал ему всего 1 000 рублей, почувствовал себя властелином всего мира, потому что уже был никому ничего не должен, но мог заиметь лишнюю тысячу рублей, схватил за грудки должника и начал трясти его со словами: «Ты столько лет мне должен тысячу рублей! Отдавай!». Тот ответил: «Мне нечем отдать, потерпи на мне…». – «Нет, я тебя посажу в темницу и будешь сидеть до тех пор, пока не возместишь долг!».

Когда друзья последнего должника услышали о случившемся, они пришли к господину и рассказали ему, что его должник не пощадил своего должника. Тогда господин пригласил прощенного ранее и сказал: «Я простил тебе 100 000 000 долларов. Неужели ты не можешь простить своему должнику 1 000 рублей? Коль ты не поступил так, как я с тобой, будешь сидеть в темнице до тех пор, пока не возместишь долга».

Притча заканчивается словами: так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Мы должны поступать с близкими так, как хотели бы, чтобы поступали с нами. Если нас простили, если Бог прощает, то и мы должны простить. Если не прощаем, то и Бог не простит нас. Когда приступаем к таинству Исповеди, Господь прощает все наши грехи – при условии, что мы простили своих обидчиков. А если не прощаем людей, которые нас обидели, то Господь помянет все наши грехи в последний день.

Господь говорит: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Бог принимает наши дары (молитвы, воздыхания, просьбы) только когда мы прощаем своих близких.

Многие приходят на Исповедь и говорят: «Я не могу простить своих родственников (близких, родителей, детей)». В этом случае, какие бы молитвы священник ни прочитал, человек уходит из храма неоправданным. Если есть силы попросить прощения у своего ближнего, пусть даже по телефону сказать, что из сердца обида уже ушла (хотя рана еще осталась), то Господь примет дары, которые мы приносим к Его алтарю.

Святитель Иоанн Милостивый узнал, что один вельможа не хотел простить своего близкого, хотя и был христианином. Святой пригласил его к себе на службу, сказав: «На Литургии будем только ты, я и певчий». Вельможа удивился: «Владыка, неужели Вы для меня будете совершать службу?». – «Да». Во время Литургии чиновник начал подпевать певчему (в древней Византийской империи каждый человек пел гимны и на богослужении, и дома).

Во время молитвы «Отче наш» на словах «И остави нам долги наша» Владыка дал знак певчему, чтобы тот замолчал. Вельможа пел эти слова один. Святитель, остановив службу, сказал: «Неужели ты не имеешь ни на кого обиды? Говоришь, чтобы Бог оставил тебе грехи, ибо ты простил всех своих близких». У вельможи произошел переворот в сознании. Он упал на колени перед святым: «Владыка, прости! Я с сегодняшнего дня прощаю всех и попрошу у каждого прощения».

Афонские старцы говорят: «Если не можешь простить, не читай молитву Господню. Если читаешь, пропусти прошение “и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”». Каждый из нас хочет быть прощеным, чтобы спастись, чтобы Господь не помянул наших грехов, ведь они вольные и невольные, совершены в разуме и неразумии, не по нашему хотению. Если мы желаем, чтобы Бог простил нам грехи, то должны прощать своих близких и никогда не поминать тех поступков, которые они совершили.

Господь как Бог любви, мира и человеколюбия хочет, чтобы мы жили во взаимопонимании: только мир и любовь дадут нам радость о Духе Святом на земле.

Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми… В общественном транспорте часто бывают стычки между совершенно незнакомыми людьми: кто-то кого-то толкнул, кто-то на ногу наступил. Что же делать? Такова жизнь. Святой псалмопевец Давид призывает нас: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? – то есть живите в мире и вместе. Один из современных проповедников говорил: «Если не умеете жить вкупе, живите хотя бы, как в купе: кто храпит, кто сопит, от кого как пахнет (прокуренный, напившись), – все друг друга терпят определенное время».

Мы живем по нашим семейным уставам. Надо терпеть близких, что бы ни произошло, не устраивать скандала. Если сами смиримся, то будет мир вокруг нас.

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго: мы просим, чтобы Господь не ввел нас во искушение. Но, как говорит апостол Иаков, в искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (хотя мы встречаем в Священном Писании и другое).

Порой Господь попускает какие-то испытания в нашей жизни. Святые отцы подчеркивают, что они нужны лишь чтобы мы поняли свое состояние.

Если сможем преодолеть эти искушения, поднимемся на более высокую ступень духовной жизни: мы просим Господа, чтобы Он не попустил искушений, которые бы погубили нас.

Каждый знает, что Бог не посылает нам креста выше сил: учитывает наши возможности, внутренние способности, таланты, духовное состояние, но мы просим: «Господи! Воззри на мою немощь, слабость, чтобы испытания, которые мне предстоит перенести, не сломили меня!».

Но избави нас от лукаваго – то есть «избавь от всякого зла, которое нас одолевает». Святой апостол Павел говорит: аггел сатанин, да ми пакости деет, то есть делает. Противостояние добра и зла никто не отменил – оно есть, хотя мы о нем не говорим, считая, что во всем виноваты случайности, плохие люди…

Вспомним Ф.М. Достоевского: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» – брань за наши души идет не где-то вне, а внутри нас, поэтому нужен духовный, церковный разум: необходимо наше участие в таинствах, чтобы победить зло, нужна молитва «Отче наш», которая помогает нам соединяться с Господом, преодолевать искушения – Христос сказал: без Мене не можете творити ничесоже. Без Бога ни до порога.

С Божией помощью мы можем преодолеть любые трудности, испытания, искушения, но для этого нужно молиться; но молясь, не говорите лишнего, учит Господь. Молитесь же так: Отче наш... Читайте эту молитву, братья и сестры, несколько раз в день – и тогда Господь никогда не оставит вас.

Мы закончили разбирать молитву «Отче наш». Следующие беседы будут посвящены нашим размышлениям о почитании Божией Матери, святых угодников Божиих, Креста и о церковных православных традициях. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс