Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда мы готовились к программе, Вы рассказали, что были на конференции по кибербезопасности. Сколько времени Вы проводите в интернете?
– Столько, сколько требуется. Для своего удовольствия я даже 5-ти минут в интернете не провожу, но поскольку я возглавляю Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Иваново-Вознесенской епархии, мне приходится быть за компьютером – как водителю троллейбуса приходится быть за рулем. Но это компьютер, большая машина с клавиатурой. А сотовый телефон, который мучает людей, у меня кнопочный: там никакого интернета нет. Если кому нужно – мне звонят, я отвечаю, в крайнем случае посылаю сообщение. И он мне не хозяин.
То есть к Вам никак не подобраться – я имею в виду какую-нибудь спам-рассылку, всякие непотребства, еще что-то? Вы полностью защищены от этих влияний?
– Они идут через компьютер. К ним спокойное отношение. Честно, мне не нравится пальцем тыкать в экран – это как в тарелку пальцем тыкать. Есть вилка и нож, есть мышь: это надежная, красивая работа.
Вы человек, умудренный опытом, имеете огромный багаж знаний, Вам просто говорить. А что говорить о таких, как я, или тех, кто младше? Ведь телефон стал продолжением руки; порой, если ты не на связи, возникает конфликт, даже с работы могут выгнать.
– Связь-то есть – я все время на связи. Вот вышел из кабинета и пошел в магазин за бубликом… Почему не позвонить? «Да, здесь, через 15 минут буду». Порядок, все довольны.
Когда подросток или молодой человек сидит в телефоне и занимается серфингом (прыгает со ссылки на ссылку), то есть абсолютно бесполезно проводит время, – это духовная проблема?
– Это проблема духовно-социальная, причем корень проблемы – в личности этого человека. Он становится добровольным рабом, он идет в интернет и говорит: «Я ваш раб, делайте со мной что хотите, ведь я ничтожество – хочу быть ничтожеством». И это его вина. За это он будет держать ответ на Страшном Суде.
Это проблема воли, это грех воли. Скажут: «А нас так воспитали, а нам телефон дали, а нам показали…»? Друзья мои, будьте трезвыми людьми: вы становитесь рабами, и в вашей воле, в вашей власти перестать быть рабами. Единственное, что вы при этом можете сказать: «Помогите нам освободиться». Как человек, злоупотребляющий алкоголем, приходит в храм, в группу трезвости и просит: «Я решил выйти из этого дела, помогите!». Ему протягивают руку, помогают, и человек выходит. То же самое и здесь. Просите – поможем.
А как помочь?
– Я привел некоторые технические примеры. Другое хорошее техническое средство – распределение времени дня (рабочего времени, времени суток). В семье это особенно хорошо работает. Есть папа, мама, дети, и все отмечают на большой белой доске фломастерами, кто сколько времени провел в интернете. Каждому ставят норматив. Вот я себе задаю полчаса в день. Один раз превысил – штраф получаешь, расплатись чем-нибудь. А другой, наоборот, перевыполнил план. И вот так они друг с другом соревнуются. Отчасти с юмором, конечно, но главное – это становится общественным делом. Они все вместе ведут борьбу и побеждают. Прекрасно, и не надо выкидывать телефон, давить его, как в свое время, еще лет 20 назад, выкидывали телевизор… Но надо, чтобы ты был хозяином и телевизора, и компьютера, и сотового телефона.
В наше время, когда мне было лет существенно меньше, чем вам, у нас была простая шутка. В подъезде висит объявление: «Выключаю телевизор, цена услуги – рубль». Рубль тогда был большими деньгами, это было недешево. Вот, могу выключить телевизор: вы сами не можете, а я приду и выключу. Что такое интернет, люди даже не могли себе представить, а уже были рабами, только электроника другая, менее компактная.
В последнее время активизировались мошенники, которые собирали деньги, – они были всегда, но сейчас они оживились. Как быть? Здесь надо не только быть хозяином.
– Надо еще мозги подключать. Я был на конференции, которая прошла в Переславле-Залесском с участием разных серьезных людей. Открыл конференцию Преосвященнейший Феоктист, епископ Переславский и Угличский. В ней участвовали представители нашего информационного отдела (Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ) – Вахтанг Владимирович Кипшидзе, представители фонда Аденауэра из Федеративной Республики Германия, где проблема гораздо менее острая, но тоже существует. Нам кое-что рассказывали, что происходит в Германии на этом же фронте. Наши специалисты, представители информационной работы, проповедники интернета, люди, отвечающие на вопросы, полтора дня работали в серьезном режиме. Выдвинули кое-какие интересные и полезные рекомендации. Например, мошенники платят деньги, чтобы рекламировать свои «услуги» (мошеннические сайты и проекты). Церковь предупреждает людей: не надо этого делать – есть список мошеннических сайтов, он не такой маленький (больше 25 названий).
Его можно дополнять.
– Конечно, и каждый желающий его может найти. Но до людей «не в теме», людей наивных, надо бы этот список, эти предупреждения доносить более активно.
Почему бы нам в Церкви не пользоваться теми же средствами – коммерческой рекламой, чтобы людей ставить в известность о том, что происходит? Если мы издаем книгу, мы не стесняемся заплатить редактору, корректору, типографии. Почему же мы должны стесняться платить за информационную услугу, чтобы информация о жульничестве, о мошенниках шла в сети и люди ее видели? Это и было выдвинуто на конференции в качестве очень важного тезиса: это практический ход и важный способ.
Говоря современным языком, это такие лайфхаки?
– Я бы не сказал. Это способы информационной работы. Да, это наша информационная работа, наша активность, наши ресурсы, посвященные информационной работе.
Если мы публикуем разного рода информационные сведения о богослужениях, о помощи Церкви малоимущим, о чем угодно, и это идет в газеты, журналы, в интернет, в телевизионные программы, тем более надо предупреждать людей, мобилизовать их внимание к мошенничествам. Привезите хороший, плодородный грунт, положите в свой огород. Что будет там расти? Сорняки, и гораздо быстрее, чем картошка, морковка и виноград. Полоть надо, трудиться.
Вернемся к кибер-безопасности. Когда домохозяйке средних лет приходит сообщение, что нужно помочь храму, перечислить деньги, можно написать имена и за этих людей помолятся, что делать?
– Ответ простой – он так или иначе был озвучен многократно. Людям надо объяснять, чтобы они жертвовали тем лицам и организациям, к которым имеют личное доверие.
Если это письмо от отца Феодора, ее приходского священника – понятное дело. Если же письмо приходит от некоего отца Николая, которого она никогда в жизни не видела, можно нажать красную кнопочку с крестиком и забыть об этом.
И ни в коем случае не разглашать свои персональные данные, номера карт.
– Разумеется. Так же и просветительские проекты: вот мы сейчас работаем на телеканале «Союз», который зависит от материальных пожертвований. Эту организацию знают. Разумеется, милости просим, просим пожертвований. А если кто-то пишет, мол, «мы с друзьями организовали что-то там такое» – хорошо, ребята, организуйте, дело ваше, а нас не трогайте.
Вывод: жертвовать туда, о чем знаешь.
– И тем, кого знаешь, кому доверяешь. А доверие вырабатывается на прямом жизненном опыте, на участии людей и организаций в вашей жизни и вашем участии в их жизни. Знакомство, личная составляющая – противодействие обезличиванию. Недостаток или порок интернета – в виртуальности, в нереальности. А люди теряют вполне реальные рубли, заработанные или полученные из Пенсионного фонда. А что такое нереальность? Обман.
Батюшка, телезритель спрашивает: «Что такое молитва по соглашению и почему было много шума в одной известной истории? Как к этому относиться?».
– Я обычно отвечаю на этот вопрос очень просто. Православная Церковь знает лишь одну «молитву по соглашению» – Божественную литургию. Люди приходят в храм. Священник, диакон, регент, певчие, алтарники и все молящиеся совершают очень важную и необходимую для нас молитву по соглашению – Божественную литургию, таинство Евхаристии. Этого и следует держаться.
Представьте, что есть инвалид, который не может прийти в храм. Раз в 2 месяца к нему приезжает батюшка и приносит Святые Дары. Это хорошо. Но человеку хочется как-то активизировать свою деятельность. Он начинает строить какие-то комбинации – например общую молитву с теми, кто не бывает в храмах, не имеет контактов с приходом. Конечно, мы им сочувствуем, может быть, даже чем-то поможем – здесь ничего плохого нет.
Зловредность начинается, когда это маргинальное явление затмевает собой Литургию, Евхаристию, храм, богослужение, приход, общину и общее дело христианской жизни. Вот где опасность. Поэтому надо отвечать разумно: приходите в храм – нет ничего выше, чем таинство Евхаристии.
Но нет ничего плохого в том, что вы помолитесь? В какой-то степени это дисциплинирует?
– Может быть, но лучше реализовывать дисциплину в храмах, богослужениях. Что вам мешает реализовать вашу энергию, регулярно участвуя в таинстве Евхаристии? С другой стороны, в наше время, когда общение людей реализуется через электронные средства связи, это может быть.
Можно провести такую аналогию: есть церковный Устав. Есть достаточное количество молитв, которые включены (а иногда и не включены) в молитвословы, всевозможные акафисты. Они начинают нравиться людям, которые спрашивают: «Можно читать такую молитву?». Сказать «нельзя» мы не можем: у нас свободная страна. Если скажем «можно», он зацепится за этот слой маргинальной литургики – народного творчества, – у него из сознания ускользнет литургия, уставное богослужение, службы праздников, суточный круг богослужения.
Надо все внимание направить именно на уставную службу: утреннюю и вечернюю, Литургию, полунощницу, повечерие, на знание устава, на службы великих праздников, на внимательный разбор Псалтири. Псалтирь – сокровищница мудрости 3000-летней давности. Там много непонятного и трудного. Требуются усилия, чтобы разобрать Псалтирь. Иной раз люди читают Псалтирь так, как будто стучат по швейной машинке: без понятия. Зато потом они цепляются за молитвы сомнительного смысла.
Батюшка, практический вопрос из семейной жизни: «Муж вспыльчив, быстро выходит из себя, не может решать проблемы разговорами – сразу переходит на повышенный тон, крик. В его семье папа имел такой же характер, мог ударить по стене, хлопнуть дверью. Что делать? Чувствую, что могут быть плохие последствия».
– Безусловно, вопрос болезненный, острый и неотложный. Главный ключ к решению этого вопроса – в том, чтобы этот муж осознал свою слабость, грех, и осознал: надо что-то делать.
Приходилось встречать похожие ситуации, когда муж говорит: «Что вы от меня хотите? Я такой – какой есть, такой и буду». Будем надеяться, что в картине, которую вы описали, есть возможность донести до сознания этого человека, что надо что-то делать, меняться.
Человек никогда не остается статичной фигурой. Жизнь – это не состояние, а процесс. Если он осознает свою задачу исправить этот порок – здесь начало успеха. Тогда с ним можно обратиться к священнику, хорошему психологу, разделяющему православные жизненные понятия. Есть превосходная практика семейных консультаций и психолога, и священника. Дружелюбная просветительская беседа. Индивидуальная помощь. Могут быть игры, которые практикуют психотерапевты.
В процессе раскрытия условий, которые вызывают отрицательное явление, люди приобретают жизненный опыт и способность их преодолевать. В следующий раз, когда что-то произойдет в реальной жизни, он вспомнит беседу со священником, подумает и промолчит.
Пути есть. Но все начинается с осознания своего недостатка.
Начни с себя?
– Но не мускулы качай, а меняй свое поведение. Чувство поменять невозможно, оно возникает независимо от вашей воли. Нужно менять зависимость от чувства, власть, которую имеет чувство.
Представьте прекрасную картинку: есть мое «я» – это моя воля, и есть мир моих чувств. Это 2 государства – первое не владеет вторым, и второе не должно владеть первым; в лучшем случае, они должны дружить, иметь добрососедские отношения. Значит, у меня добрые чувства. Бывает, они начинают ссориться. Возникают недобрые чувства. Но даже в случае ссоры мое «я» – моя воля – не подчиняется второму государству. Я признаю, что не могу его подчинить. Оно враждебное действие оказывает, но я ему не подчиняюсь, а веду свою политику.
Скажите, как правильно разделить упование на собственные силы и на помощь Божию? Как показывает практика, Бог помогает только тем, кто сам себе помогает.
– Это точное наблюдение. Если перевести фразу «Бог помогает тем, кто сам себе помогает» на другой язык, получится так: если ты сидишь и ничего не делаешь, ведешь себя пассивно, считаешь, что Бог за тебя будет что-то делать, тебя ждет в лучшем случае неудача, а в худшем – катастрофа.
На Бога надейся, а сам не плошай?
– Действуй. В богословском контексте есть понятие «синергия» – «соработничество, содействие». Слово «синергия» греческое, русское слово «содействие» – точный его перевод.
Есть очень простая молитва, она же формулировка мудрого принципа: «Господи, даруй мне силы и терпение исполнить то, что зависит от меня. Даруй мне терпение и смирение перенести то, что не зависит от меня. Даруй мне рассудок отличить одно от другого». Обе составные части – терпение и силы (труды) – люди понимают, что это нужно, а про третью часть забывают.
Между тем, по Антонию Великому, без рассуждения даже лучшие добродетели бессильны.
Мы говорили о храбрости, но, если человек не понимает, что в один момент надо быть сдержанным, аккуратным, решив проявить себя храбрецом, а в другой вместо того чтобы проявить храбрость, отступает и не высовывается, он оказывается в проигрыше повсюду. Надо работать головой и делиться опытом друг с другом: со священством, старшими членами семьи, с людьми, которым доверяете.
Как радоваться в текущей жизни, осознавая, что у тебя множество внутренних проблем и уже долгое время в силу обстоятельств их невозможно решать?
– Мы только что вспомнили: «Дай мне терпение и смирение перенести то, что от меня не зависит».
Я хочу стать музыкантом. У меня такая мечта. Но нет слуха – я не отличу «ми» от «ля», это не зависит от меня. Как тут действовать? Принять решение: вместо того чтобы стать музыкантом, я лучше стану футболистом, поскольку у меня хорошо работает грудь, отличное дыхание и крепкие ноги. Вот, пожалуйста, я поменял свои жизненные планы, опираясь на рассудок и советы близких. Вместо того чтобы играть на скрипке, стал играть мячом, так получается гораздо лучше.
Это иллюстрация того, что происходит практически с любым человеком на ежедневной основе.
Отец Макарий, спасибо Вам за беседу.
– Господь вас благословит.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.