Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1073) → Священник Александр Асонов: Как отвечать на критику нашей Церкви?

Священник Александр Асонов: Как отвечать на критику нашей Церкви?

№32 (1073) / 17 августа ‘20

Беседы с батюшкой

Как отвечать на критику нашей Церкви… Мы, как православные люди, реагируем на эту тему по-особенному. Если мы не общаемся с людьми в христианской любви, то все бессмысленно, но любые обвинения или осуждение нашей Церкви вызывают в нас раздражение. А если еще и, не дай Бог, ненависть, то, наверное, здесь и заканчивается наше христианство… Так ли это?

– Полностью с Вами согласен. Когда мы слышим критику, мы должны воспринимать ее критически, то есть должны делать критический анализ и все воспринимать правильно, исходя из позиции адекватности, сохраняя внутреннее спокойствие. Если говорить о христианской традиции – с терпением, с интенцией (намерением) милосердия.

Но всегда надо помнить, что критика бывает конструктивная и деструктивная, то есть созидательная и разрушительная. Все зависит от того, какую цель преследует тот или иной человек, та или иная социальная группа, занимаясь критикой религиозных, политических явлений или чего-то другого. Мы должны подвергать любую критику критическому анализу, чтобы уметь правильно на нее реагировать.

Мне кажется, деструктивную критику нельзя воспринимать всерьез – это явное нападение и агрессия. Любая деструктивная критика, на что бы она ни была нацелена (на религиозную или общественную организацию, социальное явление или на человека как личность), имеет цель нанести урон (обществу, явлению, личности), и относиться к ней серьезно, то есть принимать близко к сердцу, не стоит: если мы начнем принимать ее близко к сердцу, значит, цель была достигнута. Собственно, для этого такая критика и делается.

Конструктивную критику надо всегда воспринимать с радостью: без нее нет прогресса и развития общества. Вообще, есть такие греческие термины, которые мы используем, не задумываясь, какая у них семантическая, смысловая нагрузка. Ведь понятие «критика» (из др.-греч. Κριτική) и «кризис» (др.-греч. Κρίσις) связаны между собою глаголом «крино» – то есть «выносить суждение, давать определение тому или иному явлению жизни». (Кстати, когда Спаситель в Нагорной проповеди, обращаясь к Своим ученикам и тем людям, которые пришли Его послушать, говорит: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и будете судимы», Он использует именно этот греческий термин «крино». Об этом тоже интересно поговорить: мы часто неправильно понимаем слова Спасителя и думаем, что если Он сказал: «Не судите», то вообще не надо выносить своих суждений или делать каких-то умозаключений.)

Критика конструктивная – всегда хорошо. Она отличается от деструктивной тем, что всегда предполагает попытку помочь исправить ситуацию или предупредить какое-то бедствие. Это может касаться взаимоотношений между людьми, группами людей в социуме и так далее. Вот такая у меня точка зрения.

Может ли православный человек внутри Церкви иметь свое критическое суждение и при этом оставаться членом Церкви?

– Должен. Вообще любой здравомыслящий человек должен иметь критическое суждение о тех или иных явлениях своей жизни и жизни того религиозного сообщества, к которому он принадлежит. Это касается не только христиан, будь то православные христиане или христиане древневосточной традиции. Я имею в виду Древневосточные Православные Церкви (это, например, Армянская Апостольская Церковь) – не надо забывать, что они есть. Я всегда говорю, что у нас есть братья и сестры по вере в Древневосточных Церквах (это и Сирийская Церковь, сейчас многострадальная, где идет война и правящих архиереев убивают террористы – это происходит в данный момент; может быть, сейчас меньше убивают, но совсем недавно это происходило в реальности). У нас в Санкт-Петербурге есть храм Армянской Апостольской Церкви Святой Екатерины на Невском проспекте.

Так вот, неважно к какой религиозной традиции человек относится, к православной или протестантской церкви. Может быть, человек относится к исламской религиозной традиции или иудейской. Любой, по моему мнению, должен заниматься критическим анализом и подвергать те или иные явления жизни критическому суждению. Это, в общем-то, определяет нашу адекватность. Без критического анализа, критического суждения о тех или иных вещах, явлениях, поступках, мы не развиваемся.

Это как в стихотворении: «Кроха-сын к отцу пришел и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» – это уже попытка критического анализа. Это очень важно: если человек не способен подвергать те или иные явления критическому анализу, это большая проблема – значит, у него существуют какие-то сложности по душевной линии, по линии психиатрии, может быть.

Кстати, такие явления бывают очень часто в религиозных сообществах, где возникает какой-то гуруизм. В любом религиозном сообществе могут возникнуть определенные явления и гуруизма, и шаманизма, и определенного религиозного лидерства, когда тот или иной человек, подавляя волю других людей, начинает создавать свою внутреннюю религиозную группу, и люди, попадающие под его влияние, теряют возможность критического суждения, критического анализа. Как говорят иногда психиатры, они перестают тестировать реальность, неадекватно воспринимают то, что для окружающего общества кажется очевидным. Вот такая беда случается. Поэтому обязательно должен быть критический анализ в жизни любого человека, а уж тем более христианина: познаете истину, и истина сделает вас свободными – даст возможность правильно судить о вещах.

Слабовидящий или слепой человек, пытаясь осознать этот мир, не может его видеть, но он его слышит и может ощущать тактильно. С некоторыми такими людьми я общался – в их сознании вообще нет осуждения никого, кроме претензии, что этот мир несправедлив по отношению к ним. Если человек ощущает несправедливость по отношению к самому себе, эта критика является продуктом его как бы духовной неполноценности? Я привел в пример именно слепых и слабовидящих, поскольку, к сожалению, довольно частая проблема именно в осуждении. Осуждение возникает от непонимания или от каких-то других причин?

– Я не психотерапевт и не психиатр – мне сложно об этом судить. Я могу только лишь свой критический анализ сделать или высказать свое частное мнение. Я полагаю, что любой человек, страдающий теми или иными соматическими заболеваниями, имеет и очень серьезные психологические сложности – одно влияет на другое. Как есть понятие психосоматики, так есть понятие и сомопсихики, если можно так выразиться (я только что придумал этот термин). Естественно, когда у нас есть какой-то телесный недостаток, какая-то телесная болезнь (врожденная или неврожденная), мы себя и душевно чувствуем иначе, и мир видим в других тонах.

В данном случае это не критика Церкви...

– Мы сейчас поговорим о критике Церкви и о том, как к ней относиться более широко: в последние времена, на протяжении последнего десятилетия, критики в адрес Русской Православной Церкви столько, что разве только ленивый не пнул Русскую Православную Церковь. И очень часто эта критика, к сожалению, не конструктивная, а заочно деструктивная.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Миряне, по сути, о Церкви ничего не знают. Критикуют они со слов ваших же расстриг (я их так называю). То Головин, то батюшка с Урала, теперь еще двое там появились – они такую ересь несут… А миряне что? Много неофитов, которые хватают все это и начинают повторять то же самое, как эти батюшки. Что Церковь со своими делает? Потому что страшно читать! Ведь мы помним 1917-й год – там была большая вина Церкви. Вот такая у меня мысль».

– Это не вопрос, это констатация факта, я бы сказал. Действительно, есть о чем задуматься нам всем. И, слава Богу, что это происходит, нарывы вскрываются. Это провидение Божие, это кризис. Бог совершает Свой Суд. Пришло время всем нам задуматься и иначе посмотреть на вещи. Как пелось в песне Цоя: «Я ждал это время, и вот это время пришло. Те, кто молчал, перестали молчать. Те, кому нечего ждать, садятся в седло. Их не догнать, уже не догнать». Вот сейчас происходит что-то похожее. Извините, немного романтики.

Телезрительница совершенно права, я с ней полностью согласен. Очень печально, что такое происходит, что люди попадают под влияние подобных опасных личностей, которые, используя многовековой авторитет Церкви, совершают свои недобропорядочные действа, увлекают очень много слабых душ за собой и ведут их зачастую к очень серьезным, страшным душевным последствиям: так или иначе, люди, попадая под влияние подобных персонажей, потом испытывают очень серьезные переживания в жизни. Но это вопрос чисто психиатрический: это так или иначе связано с психиатрией, с духовными и душевными началами. Очень печально, что это есть.

С этим надо бороться, надо молиться, чтобы Господь все-таки давал нам силы, терпение, мудрость, как противостоять этому нам всем: каждому правящему архиерею, каждому священнику – на его месте, каждому верующему христианину и христианке – на том месте, где они находятся. Это очень сложная ситуация и все не так просто, как кажется. Хочется как-то по-шариковски «разделить все поровну»: этих выгнать, этих разоблачить... Но посмотрите, как все непросто. И не потому, что это где-то когда-то запустили – за всеми не уследишь. И потом, любой подобный персонаж умеет, так или иначе, хорошо мимикрировать на протяжении длительного времени, используя свои особые связи и природные качества, умеет подражать чему-то хорошему, доброму, втираться в доверие. В общем, представлять собой личность, какой он не является, чтобы достигнуть своих определенных целей, используя многовековой авторитет Церкви.

Люди идут в Церковь, изначально доверяя не отдельно взятому священнику, а доверяя Церкви как сообществу верующих. А эти люди используют этот авторитет – крадут его у Церкви, чтобы достичь своих целей: Господь о волках в овечьей шкуре предрек, сказав, что они будут – никуда от них не деться, они все равно будут. Откуда существует понятие «симония»? Почему Симон обратился к апостолам с просьбой продать этот дар? Много мог он творить чудес, соблазняя многих и имея возможность влиять на умы и судьбы многих людей, но их умение, их дар его поразил, и он попросил, чтобы они ему продали свой авторитет. Отсюда (от Симона Волхва) пошло понятие «симония» в нашей церковной терминологической культуре. У всех них шаманский подход: как бы приобрести все, и, используя апостольский авторитет, увлекать еще больше людей за собой в бездну. Рано или поздно эти волки в овечьей шкуре вскрываются, но, к сожалению, они не сразу заметны: они очень хорошо умеют маскироваться. Поэтому Господь использовал этот образ: волки в овечьей шкуре. Они будут себя так вести.

Это еще раз подтверждает тот факт, что у Церкви (как сообщества верующих) глубокий и сильный исторический духовный авторитет. Я имею в виду сейчас не Русскую Православную Церковь отдельно, а вообще христианскую Церковь с многовековым опытом. Церковь имеет в основе, фундаменте своего авторитета кровь мучеников – людей, которые умерли за веру, своей жизнью явили подлинный подвиг и героизм. Именно благодаря им Церковь имеет этот великий авторитет, и люди в нее идут.

А подобные личности пытаются увлечь многих еще только на пути в храм, в Церковь. Очень много искушений – я сам с этим сталкиваюсь, мы все с этим постоянно сталкиваемся. Я уверен, что в каждой епархии каждой твари по паре, и у нас в епархии есть свои залихватские товарищи, просто об этом на углах никто не трубит. Но это факт, и все об этом знают, и все пытаются как-то естественным образом, по-христиански, мирно решить вопрос, увещевая. Как сейчас в Уральской епархии, где человек (Николай Васильевич с царской фамилией) творит свои безумства – у меня даже комментариев нет к тому, что он делает. Но посмотрите, как правильно и по-христиански ведут себя в данном случае Церковь и правящий архиерей, пытаясь решить все миром, по-доброму вразумить.

По плодам их узнаете их – Спаситель все давно уже определил. По плодам вы всегда узнаете, кто перед вами. В конце концов, человек – не сумма убеждений: человек – это сумма его дел. Мы можем говорить все, что угодно, но важно то, что мы делаем. У Спасителя есть притча о двух сыновьях: у одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый – тот, кто совершил поступок.

Говорить можно все, что угодно, какие угодно красивые убедительные и логичные речи, но надо посмотреть, какие результаты в жизни этого человека, какие у него деяния, к чему он приводит людей и себя – ведь он не только людей, но и себя ведет. Всегда все надо подвергать критическому анализу. Поэтому я и сказал, что каждый христианин, каждая христианка должны обладать способностью критического суждения, чтобы избежать влияния со стороны подобных личностей. Мы с этим сталкиваемся постоянно, и это никогда не закончится: не надо обольщаться – это будет всегда. Всегда найдутся люди, которые захотят воспользоваться историческим духовным авторитетом христианской Церкви, в данном случае – Русской Православной Церкви. Мы видим, какие это вообще разные категории: эти люди и Русская Православная Церковь. Они проклинают кого? Каковы их суждения?.. Надо делать конструктивный критический анализ.

Возвращаясь к тому, как отвечать на критику нашей Церкви: возникает один из вариантов ответа – мы сами должны научиться критике с тем, чтобы научиться отвечать на критику.

– Да. Мы должны критически оценивать свою жизненную ситуацию, ситуацию в Церкви, в обществе, в семье, во взаимоотношениях с людьми на работе – где угодно. Мы должны критически, адекватно оценивать происходящее с нами. И тогда мы сможем адекватно реагировать на ту или иную критику и различать ее. Если она деструктивная – относиться к ней спокойно, как к попытке вызвать нас на поприще агрессивных дебатов: деструктивной критики надо сразу избегать – она будет всегда, это нормально. А вот конструктивную критику всегда встречать с радостью и благодарностью: мы понимаем, что конструктивная критика обусловлена попыткой помочь предотвратить ту или иную критическую ситуацию, кризис.

В свое время был даже принят закон об оскорблении чувств верующих. Можно вспомнить времена, когда выступления против нашей Церкви носили не просто критический, но скандально-провокационный характер.

– Это как раз критика деструктивная – провокация с целью привлечь к себе внимание, используя в данном случае определенную религиозную организацию – Русскую Православную Церковь. Это касается всех: могло бы коснуться каких-то исламских религиозных организаций, но они реагировать будут иначе, и люди, которые это понимают, боятся связываться – там будет реакция совершенно другая. Это все делается не случайно: понятно, как будут реагировать христиане, мусульмане, иудеи – это совершенно разные религиозные организации. Конечно, это выгодно – Русская Православная Церковь на виду, на слуху, если ты хочешь привлечь к себе внимание, самое простое – пнуть ее ногой, устроить какую-то провокацию: «Посмотрите на меня! Вот я такой!». Сейчас все смотрят интернет, там все, что угодно.

Интернет – большая общественная городская стена, на которой вывешиваются разные объявления и пишутся разные слова, в том числе и на разные буквы. Причем плохие, глупые слова пишутся очень часто. Интернет – такая сфера жизнедеятельности человека, где многое не предполагает ни малейшей степени ответственности за свои поступки. Это еще один интересный феномен, ибо в результате человек, так или иначе излагающий какую-то информацию в интернете, должен понимать, что есть люди, у которых о нем свое суждение, и это суждение происходит в реальности. Попадая в виртуальное пространство человек думает, что к реальности это не имеет никакого отношения. Странно, что некоторые этого не понимают. Это, скорее, вопрос психиатрический – к психиатрам надо обращаться (не к каждому психиатру: они не всегда могут правильно и критически судить о данном феномене).

Последний вопрос: самый главный критерий в ответе на критику нашей Церкви? Что человеку нужно, чтобы уметь отвечать на критику нашей Церкви?

– Чтобы правильно реагировать на критику в адрес Русской Православной Церкви, любой имеющий отношение к Русской Православной Церкви, прежде всего, должен быть христианином – вот и все. Это самое главное.

Как сказал блаженный Августин: «Люби Бога всем сердцем и делай, что хочешь».

Тут же все решится, все встанет на свои места. А если ты не христианин, а просто человек, имеющий отношение к Русской Православной Церкви, то я очень сожалею. И тебе, и вам, и им: тут два варианта – либо люди сами себя обманывают, либо их кто-то обманывает, но и то, и другое плохо. Это не жизнь, а самообман, он однажды рассеется, и велико будет падение его.

Благословите наших телезрителей.

– Да сохранит нас Господь наш, Отец, Сын и Дух Святой, в истинной вере, к жизни вечной, и в критическом анализе, умении мыслить.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс