Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Филарет, с Вами всегда очень интересно говорить, особенно на сложные темы. Можно подумать, что постоянство в вере – это обыкновенное, традиционное понимание: я покупаю свечи, оставляю записки, участвую в Литургии. Я специально говорю простые слова, чтобы наши телезрители не думали, что мы будем рассуждать только о теологических вещах. Что же такое постоянство в вере?
– Апостол Павел дает удивительную характеристику самому слову «вера»: вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Более того, я бы сказал, что вера есть дар Божий. Это то, что человеку дается взамен его исканий – вера всегда начинается с различных вопросов. С возрастом человек начинает укрепляться, появляются бытийные вопросы: для чего я живу, в чем смысл моего бытия? Задавая вопросы, человек пытается на них отвечать.
В чем заключается постоянство в вере? Действительно, человек, придя к Богу, преобразует свою жизнь – она начинает подчиняться определенным правилам: ты живешь на основе Евангельских заповедей, в твоей жизни появляется храм, ты участвуешь в церковной жизни...
Вера всегда предполагает некие дела: вера без дел мертва есть – это мы тоже читаем в Евангелии. Постоянство в вере – тоже некий процесс, ибо нашу веру можно поколебать, она может уменьшаться, укрепляться. И это мы тоже видим из Священного Писания, когда к Господу обращались различные персонажи. И мы зачастую слышим: «Велика вера твоя. Иди, и будет тебе по вере твоей».
Все-таки вера – дар Божий, то, что дается человеку благодаря его исканиям, но она подкрепляется нашими делами. Постоянство в вере укрепляется только когда человек реализует себя как христианин, поступает по заповедям Божиим, служит своим близким, приносит в мир то, что созидает: дьявол разрушает, а христианин всегда должен в этой жизни созидать, приносить определенную пользу.
Вера – основа жизни любого человека. Вера различна: люди верят в судьбу, в то, что красота спасет мир, в то, что, выйдя из дома, вернутся назад. Человек, который занимается землей, сажает семена, верит, что они когда-то взойдут. Но вера религиозная намного больше, шире, глубже – это основа.
Как можно веру найти, так ее можно и потерять. Вот здесь самое главное. Мы у Бога всегда просим: «Господи, укрепи мою веру» (ср.: Мк. 9, 24) – без внутреннего стержня невозможно пережить ни испытания, ни лишения, ни жизненные потрясения, которые так или иначе всегда будут нам сопутствовать.
Христос, Который отправляет нас в мир, всегда говорит апостолам и нам через апостолов: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Чтобы никакие скорби не нарушили наш духовный мир, мы всегда должны укрепляться в вере благодаря чтению Священного Писания, молитве, богообщению. Все это очень непростой процесс, я бы так сказал.
Когда мы грешим, мы понимаем, что это личный грех. Но иногда возникает ощущение, что грех – не личное дело. Может ли мой личный грех стать проблемой прихода и в принципе всего церковного сообщества?
– Безусловно, ибо всегда образ Церкви представлен и в Священном Писании в виде тела: Христос есть Глава, а мы всего лишь члены этого тела. И если болит небольшой пальчик или зуб, все тело будет страдать. Так и здесь – мы как верующие люди должны понимать ответственность перед людьми, обществом.
Интересно говорит Иоанн Златоуст: «Нет пользы от здравой веры при развращенной жизни». Удивительно, да? Вера всегда предполагает твое перерождение (конечно, по вере в Бога, приняв христианские истины). Человек по своей природе, конечно, грешен – он, конечно, будет спотыкаться… Но самое главное – нельзя грех делать нормой жизни.
Грех есть грех, зло есть зло. Зло никогда не будет в плюсе, оно всегда будет в минусе – так же и грех. Посмотрим, как переводится «грех»: греческое hamartia – это «непопадание в цель, промах». Господь ставит перед нами определенные задачи, как мы себя должны вести, поступать – ведь грех бывает по отношению к близким, по отношению к самому себе: человек иногда грешит против своей природы, своего духовного мира. Так же и здесь, когда человек видит цель и у него что-то не получается – он промахивается, спотыкается, падает. Это естественно для любого, я бы так сказал, ведь человек – существо несовершенное. И, конечно же, наши грехи могут отражаться на жизни христианского сообщества.
Это древний спор. И мы видим, что в первые века христианства было то, мимо чего нельзя пройти мимо. Как принимать грешников? Человек крестился – и упал. Как к нему относиться? Да, были те, что говорили: «Выгоняем из общества». А было понятие «икономия», когда через духовный подвиг человек воссоединялся с общиной и становился частью Христовой Церкви, Тела Христа. Здесь вопрос непростой. Но самое главное – нужно стремиться к святости.
Удивительная история человеческого сознания в Церкви: нам все время приходится соизмерять свои шаги, свои помыслы, свое мышление с тем, что мы слышим в Церкви. С самого юного возраста были ли в Вашей жизни моменты, когда жизнь вне Церкви, в быту, мешала Вам?
– Вера в Бога наполняет смыслом всю жизнь человека. Когда живешь даже в миру, всегда возникает ряд вопросов, которые тебя беспокоят… Но понимаешь, что пройдет 10–20 – 30 лет, и все закончится – чем? Смертью. Итог человеческого бытия – уход из этого мира. И всегда здесь переживаешь: а что будет дальше?
На днях я пережил потерю в своей жизни: умер священник, который наставлял меня с детства – ушел в мир иной священник Александр Чеботарев. Он служил в Одессе, на Украине, но перед этим прошел свой жизненный путь на Дальнем Востоке – выпускник Одесской духовной семинарии приехал на Дальний Восток в Хабаровский край, отслужил 15 лет, и именно при нем я воцерковлялся.
Я сел вчера и думаю: вот живешь и думаешь, что все всегда будет постоянно так, как ты хочешь. Но когда-то что-то заканчивается… Мы теряем близких, очень важных в своей жизни людей. Возникают вопросы: почему так происходит? Вера в Бога, во-первых, говорит: ты не одинок. Во-вторых, что она говорит? Человек, тебя ждет вечность: смерти нет – там нечто иное. Как апостол Павел говорит, человеческие глаза не видели, уши не слышали, что уготовал Господь любящим Его.
А бытовая сторона... Ведь можно совершать какую-то работу, но с верой в Бога. Я думаю, нет проблем, когда человек сочетает в своей жизни веру, которая помогает, делает осмысленным его жизненный путь, и обязательства, что он берет на себя, работая, учась и помогая своим близким.
В моей жизни тоже были разные ступени – иногда вера охлаждалась, но я всегда подкреплял себя убежденностью, что я не одинок, что рядом со мной люди, которые любят меня, ценят, помогают, и, конечно, в моей жизни есть Господь.
Почему бывает так: священник разочаровался, снял с себя все и ушел – говорит: «Я не могу обманывать…». Я не осуждаю таких людей: в каждой человеческой жизни есть некий кризис, из которого человек выходит или победителем, или побежденным. Может быть, слабая вера, может быть, действительно чего-то не хватало. Но такой человек всегда в глубине души будет вспоминать свою веру, ибо без веры в Бога жить невозможно, тогда все бессмыслица.
Я вспоминаю слова профессора Осипова: «В чем разница между человеком верующим и неверующим? Неверующий говорит: верь, человек, после смерти тебя ждет смерть вечная. Верующий говорит: верь, человек, после смерти тебя ждет жизнь вечная»… В Крещении мы получаем дары Святого Духа, и все помнят удивительное состояние, когда кажется, что можешь горы свернуть. Потом проходит время, ты привыкаешь, и здесь как раз необходимо каким-то образом свою веру обновить…
Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос из опыта. Неофитство я прошла: и слезы были, и всё. Потом начала смотреть, как в церкви себя ведут, как свечки ставить, поминать… Мне интересно, как происходит следующий этап. Я хочу доверять Богу – как научиться доверять Богу? Не так давно я прочитала, как монахиня говорила одной женщине: “Не бери ключи от машины сына. Что Бог даст, то и будет” – он пьяный садился за руль. Она воспитывала доверие Богу? Все на Господа возложить? Как доверять Богу? Мне кажется, это самое большое, что надо сделать».
– Есть такие слова: не искушай Господа Бога Твоего. Не будь сам плох. В нашем лексиконе, в мирской мудрости нашего народа есть много пословиц, которые взяты из жизни, и мы на них можем обращать свое внимание. Конечно, доверять Господу нужно всегда, это безусловно.
В какой-то жизненной ситуации мы говорим: «Господи, да будет воля Твоя» – мы так всегда к Нему обращаемся. Но нельзя быть беспечными, говорить: «Бог меня спасет, Бог мне поможет». Конечно, Он знает, как тебя спасти, к чему тебя привести, через что тебе пройти, но здесь всегда идет взаимность: Господь не спасает человека без желания самого человека. Когда я принимаю Крещение, становлюсь верующим в Бога, вхожу в христианскую общину, я Богу доверяю свою жизнь. Это с одной стороны.
Но Господь, видя мою жизнь, тоже мне много доверяет. Он доверяет мне, как поступить, что сказать. Читая Священное Писание, я учусь правильному поведению как верующий человек. Это часть моей духовной жизни. Поэтому самое главное – не искушать Господа Бога твоего напрасно. Вот даже сейчас мы переживаем непростые времена – и было досадно, что люди, которые смеялись над болезнью, сами заболевали и умирали. Надо быть всегда осторожными и аккуратными: часто Господь что-то попускает…
Вернемся к обновлению… Вижу, что во многих людях постепенно исчезает первоначальное горение, радость, когда в храме они после Причастия такие же, как и до него. Это меня всегда несколько напрягает – хочется видеть радость в людях, это же совершенно удивительное событие…
– Да, посмотрите, что говорит преподобный Марк Подвижник: «Вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять». Действительно, очень важный момент: Крещение – некий залог, который человек получает для будущего, то, что оказывается благодатной водой, которая способна преображать.
Но жизнь идет дальше, и человек, совершая какие-то поступки, всегда должен обновлять свою жизнь через таинства: недаром нам даны таинства Церкви Христовой. Человек всегда духовно радуется, когда Господь простил ему грехи, духовно ликует, когда встречает те или иные жизненные праздники, какие-то церковные события. Мы научаемся в Церкви очень важному – быть верующими во Христа по-настоящему, и, переживая те или иные испытания, мы всегда должны укрепляться словом Божиим и таинствами, что нам даются.
Может быть, здесь еще имеет смысл читать перед тем, как прийти на службу, Священное Писание, в особенности Евангельское чтение дня – иначе получается, что мы присутствуем на Литургии, но не служим в этом общем деле?
– Человек все равно всегда себя ощущает частью чего-то. Допустим, я ощущаю себя частью великого христианского мира, и моя жизнь всегда будет связана с определенными истинами, которые я слышу в храме, с литературой, которую я открываю и читаю, с моим возрастанием в Боге, которое происходит постоянно.
Я говорю, что человек, приняв Крещение, может или идти к Богу, или стоять на месте, или вообще уйти назад, но во многом это зависит от нас, ведь Господь нас сотворил свободными, и мы уже делаем выбор.
Удивительно, как устроена наша жизнь: ведь мы не видим ни райские блаженства, ни адские мучения – если бы люди до конца знали, как там, наверное, и свою жизнь соизмеряли бы с этим, больше было бы добрых поступков, чем каких-то негативных вещей, которые, к сожалению, присутствуют в современном мире. Действительно, вера без дел мертва, и вера укрепляется через наши поступки, наши дела.
Как верующему человеку реагировать на события в современном мире?
– Мы живем в непростом мире, несовершенном. Рождается маленький человечек, и мы должны понимать, что он уже подвержен тому, что когда-то переживет, как каждый из нас, уход из этого мира, болезни, несовершенства. Конечно, читая Священное Писание, мы видим, что первоначально Господь сотворил этот мир идеальным, но что-то пошло не так. А что пошло не так? Человек захотел сам быть богом.
Что интересно: где вмешивается грешная воля человека, там ничего хорошего не получается. Так же и здесь: происходящее – это следствие человеческой воли, решений: принимает решение сам человек. Например, начать войну. А война – великое зло, когда живые разумные существа, придумав оружие, умерщвляют друг друга. Это великое зло, великое горе. Но кто это все делает? Человек.
Господь научает нас: «Царство Божие внутри вас есть», – но и ад внутри нас есть. Если не будет внутри Бога, то там будет нечто другое, это будет убивать, разрушать, не будет созидать – вот чему учит нас христианство, наша вера. Мы понимаем, что с нами может произойти, какие испытания мы можем пережить. Но Господь укрепляет нас тем, что мы не одиноки.
Вы знаете, что интересно? Что все беды, которые человек переживает, несут определенный нравственный урок: наши страдания имеют определенный вес в очах Божиих. И, перенося испытания, мы не одиноки: как я всегда говорю, Господь всегда с нами.
Но страдания не будут забыты. Я бы так сказал, отвечая на вопрос, почему в мире так все происходит, почему мы видим беды. Они были всегда. Почему они происходят? Из-за несовершенства этого мира. Может ли Господь все исправить? Конечно, в одну минуту: всех сделать верующими, хорошими. А Он не делает этого. Почему? Он не покушается на нашу свободу: тогда это будет рабство, это не будет свобода. Поэтому Господь говорит: «Человек, вот тебе этот мир, эта жизнь, твори, развивайся, но знай, что за любой поступок ты будешь отвечать или здесь, или в ином мире».
Вопрос телезрителя из Москвы: «Какие факторы могут влиять на возрастание веры в Бога?».
– Мы испытываем зачастую различные переживания: радуемся, задумываемся, печалимся – и все это есть наша жизнь. В духовном плане и в нашей вере то же самое: она укрепляется не всегда в радости, а когда человек испытывает какие-то сложности – или это испытания, или болезни, или горе, или потеря. Мы не роботы, иногда можем задавать вопросы, на которые нам никто не ответит. Но, пройдя этот путь, человек, если он правильно настроен, имеет действительно крепкую веру в Бога, увидит: все, что с ним произошло, есть укрепление, некая переоценка его взгляда на окружающий мир.
Очень просто жить, когда все легко дается человеку. А когда это дается через трудности, сложности? Вот так и духовная жизнь – через сложности, через переоценку, борьба с собой: постоянно нужно смотреть за собой, за своими чувствами, мыслями. Вера укрепляется, когда с Божией помощью ты что-то преодолел в себе: зависть, или скабрезность, или ненависть; когда ты смог простить кого-то – это тоже укрепление в вере. Все вместе и дает человеку некий толчок, некое развитие.
Но я думаю, что без испытаний вера не может укрепляться. Наоборот, она будет со временем пропадать, если не будешь держать себя в тонусе через скорби, потери. Наверное, через эти факторы вера укрепляется. А все остальное (таинства, принадлежность к христианскому обществу, где-то что-то увидел, что-то прочитал, с чем-то соприкоснулся, встретился с духоносным человеком, который так или иначе тебя поддержал или ответил на какой-то твой сложный вопрос) тоже очень важно.
Еще сложность темы, о которой мы сегодня говорим, в том, что вера есть нечто потаенное. Почему часто люди, которые находятся всегда на глазах, не любят публично говорить о вере в Бога? Это нечто тайное, что не должно быть обсуждаемо всеми, это мое личное пространство. Так же и вера в Бога – это потаенное место, куда не впустишь любого.
Возрастание в вере – целый путь, связанный не только с чтением книг святых отцов, это не только познание веры умом, но прежде всего сердечный путь, сама жизнь.
– Это сама жизнь – совокупность всего.
В этом смысл жизни, получается?
– Да, вера есть смысл моей жизни. Мы в этих определениях должны бояться различных колебаний. Можно быть человеком, потерявшим веру, но жить не цинично, а просто жить. А второй момент – это когда преобладает фанатизм в голове человека, в его сердце. Вера – всегда некая осмысленность, фанатизма в нашей вере не должно быть никогда. Часто наши верующие христиане этого не понимают и идут за каким-то духовным гуру, делают вещи, не относящиеся к христианству. Здесь проблема заключается в том, что люди мало читают серьезной литературы, которая настраивала бы все внутренние мысли.
Когда возникает перед тобой задача, за кем идти, куда кидаться, нужно включать ра-зум, свое понимание, а этому учатся. Здесь тоже надо быть внимательным.
Если Вы обратитесь сейчас к нашим телезрителям, что Вы им скажете, чтобы им укрепляться в вере и расти в ней?
– Самое важное – просите Господа, чтобы тот дар, который Он вам дал, никогда не перестал быть в ваших сердцах. Как укрепиться в вере – сложный вопрос. Мы постарались ответить, как могли. Если что-то упустили, простите нас и ищите ответы на те вопросы, которые возникают в ваших сердцах, в книгах и беседах с хорошими духовными людьми.
Наверное, каждый из нас в течение всей своей жизни отвечает именно на вопрос, как сделать свою веру постоянной, обновлять ее и как возрастать в ней: от этого зависит вся наша жизнь и наша смерть, наша будущая жизнь.
Записали:
Наталья Культяева
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Всех вас, мои дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником!Всякий раз, собираясь приехать в какой-то храм совершить богослужение, я готовлюсь к тому, что мне следует сказать. Но сейчас, слушая отца настоятеля, я подумал: мне уже и сказать нечего, все, что я готовил, он сказал, и сказал очень хорошо.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.