Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1073) → Протоиерей Кирилл Сладков: Достаточно ли усилий ты прикладываешь, чтобы что-то изменить в своей жизни?

Протоиерей Кирилл Сладков: Достаточно ли усилий ты прикладываешь, чтобы что-то изменить в своей жизни?

№32 (1073) / 17 августа ‘20

Беседы с батюшкой

Сегодня мы отвечаем на вопросы телезрителей, присланные через приложение WhatsApp. Вопрос: «Как правильно объяснить людям, что исполняет желание не икона, а это происходит по вере, по молитве Церкви от Бога?».

– Мне кажется, крайне важно начать этот разговор с осознания, что вся наша духовная жизнь (и молитва, как часть духовной жизни) христоцентрична – то есть Христос всегда в центре: к Христу направлены все наши молитвы, ради Бога, ради Христа мы делаем добрые дела. Благодать и сила, что нам дается, – это сила Христова, сила Его великой победы над грехом и смертью. Всякая наша молитва, обращенная к Божией Матери или к святым, направлена к Господу Богу: мы просим их быть нашими ходатаями, предстателями, друзьями у Престола Господа, но благодать и силы нам посылает Господь Иисус Христос.

Следующий вопрос: «Есть ли разница, когда ты обращаешься к Пресвятой Богородице или святым лежа на диване или на коленях со слезами перед иконой?».

– Мне кажется, разница вполне очевидна, даже по внешним признакам. Сомневаюсь, что человек, зайдя в кабинет к своему руководителю на работе, без приглашения сядет на стул или ляжет на диван отдохнуть. Что уж говорить о Божией Матери, Которую в молитвах мы называем в превосходной степени, – Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной...

Так что коленопреклоненное предстояние, смирение и сокрушение сердечное – это то, с чем стоит обращаться к Божией Матери.

Святые отцы писали о разных позах при молитве: воздев руки или с распростертыми руками. Какая поза предпочтительна во время молитвы?

– Существовали определенные правила молитвы – речь не о том, что нужно пупок разглядывать: это была особенная техника склоненной головы и особое произнесение молитвы – часть молитвы должна была произноситься на вдохе, часть – на выдохе. Это нужно было, чтобы дисциплинировать и тело, и ум в молитве.

И сейчас, стоя перед иконой, мы часто склоняем голову в смирении и покорности перед волей Господа Иисуса Христа. Иногда мы смотрим на икону Господа, но этот взгляд не должен быть дерзким и вызывающим – это, можно сказать, взгляд ребенка на любящего Отца. Если ты внутренне чувствуешь и хочешь протянуть руки к своему Отцу, как протягивает ребенок, думаю, можно и нужно протянуть руки. Тем не менее, различные позы, которые мы можем принять во время молитвы, должны показывать наше смирение и покорность перед Богом Отцом.

Какая аллегория предпочтительнее, когда мы говорим о молитве к Богу? Начальник и подчиненный – или ребенок, обращающийся к любящему Отцу с просьбой?

– Когда священник совершает таинство Крещения над человеком, он читает молитву, чтобы крещаемый стал наследником вечных благ – человек усыновляется Богу. Известная молитва «Отче наш», которую Господь Иисус Христос преподал Своим ученикам, не начинается со слов «Вседержитель», «Владыка» и так далее. Многие молитвы подчеркивают достоинство Господа – и тем не менее наши взаимоотношения с Господом Богом строятся в первую очередь как с Отцом.

Когда мы говорили о молитве, Вы упомянули, что, по учению афонских старцев и Григория Паламы (это XIV век), помимо позы были предпочтительны на определенных словах вдохи и выдохи во время молитвы...

– Это была целая духовная практика, она есть, просто многие о ней не знают, многие не практикуют. Человечество не стоит на месте, мы приобретаем и другие практики, другой опыт обращения к Богу в молитве. Например, в западной традиции люди складывают руки перед собой, кто-то становится на колени – это тоже определенный опыт. Таких опытов может быть много, и каждый человек, наверное, по своему внутреннему благоусмотрению должен подобрать то, что он чувствует сейчас. Но, подчеркну, важно, что поза должна быть достойна обращения к Богу.

Мне это напомнило, может быть, некую медитацию: определенная поза, вдохи и выдохи в определенные моменты. Это медитация?

– Тогда мы должны определиться с понятиями – по крайней мере, задать вопрос: человек, занимающийся медитацией, ради чего это делает? Кто-то может сказать, что он делает это ради определенной физкультуры, приведения в порядок своих мыслей, успокоения от суеты, которой многие подвержены в нашем быстром жизненном ритме. Если в этом контексте рассматривать молитву, то можно в какой-то мере согласиться, что мотивация в данной ситуации такая.

Ведь, становясь на молитву, мы должны отложить земное попечение. Что это значит? Мы перестаем думать о домашних или рабочих делах, которые нас беспокоят. Ты встал на молитву – поговорить с Господом Богом; отложи все это и сосредоточься только на молитве, на внутреннем диалоге с Богом. В этом контексте мы, конечно, призваны к успокоению наших чувств в пользу развития духовной составляющей нашей души и выстраиванию взаимоотношений в форме духовного диалога с Господом Богом.

А как же молитва во время каждого своего дела? В идеале в голове постоянно должна быть умная молитва: чем бы ты ни занимался – находишься на работе, на учебе или отдыхаешь, – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Как сосредоточиться одновременно на делах и на молитве?

– Я сейчас вспомнил свою подростковую жизнь. Когда мне было 14 лет, летние каникулы я проводил в одном из храмов (деревня Никольское Угличского района). Именно тогда я серьезно задумался об Иисусовой молитве и о том, как сделать так, чтобы молитва была частью твоей жизни постоянно, чтобы не праздные или греховные мысли занимали твою голову, а именно Иисусова молитва.

Понимаете, есть большой соблазн захотеть услышать короткий рецепт, исполняя который ты вдруг сразу станешь Серафимом Саровским или преподобным Сергием Радонежским.

На самом деле это большой, серьезный и долгий путь, который начинается, как минимум, с регулярного чтения утренних и вечерних молитв. Важно приучить себя к определенной регулярности в молитве, то есть читать молитву перед едой и после еды, перед Причастием и после Причастия и так далее – это минимум, к которому призван каждый христианин.

Следующий этап: постараться во время молитвы не думать о чем-то постороннем, а сосредоточиться на том, что ты совершаешь в конкретный момент: хотя бы 15 минут постараться ни о чем не думать. Получится далеко не сразу и далеко не у всех. Многим проще еженедельно на Исповеди говорить, что у них рассеянность на молитве. Спрашиваешь человека: «А что вы сделали, чтобы что-то изменилось? Может, Вы не понимаете смысл? Давайте вместе в храме изучим смысл этого, поймем». Может быть, кому-то не хватает самодисциплины, а, может быть, нужно укрепить волю через добрые дела – все это части большой духовной работы над собой. Вот так, постепенно, шаг за шагом, ты не просто приучишь себя к молитве, но она станет частью твоей жизни. В какой-то момент, идя по улице, ты вдруг заметишь, что поешь какое-то церковное песнопение – это стало потребностью твоей души. Вот когда это становится потребностью души, тогда и приходит сладость от молитвы – то самое святоотеческое понимание непрестанной Иисусовой молитвы.

Действительно, в храме услышишь песнопение – потом идешь по улице, и оно у тебя в голове крутится. Это потребность души, получается?

– Может быть, просто понравилось песнопение или мелодия, и ты подсознательно ее прокручиваешь. Но сам факт, что твое сознание выбирает из множества полученной информации именно такую, – это уже хорошо.

Вы сказали, что люди на Исповеди регулярно каются в рассеянности на молитве. Прощается ли такой грех, когда человек не прилагает особых усилий для его исправления? Грех из раза в раз повторяется, человек снова и снова исповедуется в одном и том же...

– В одном из святоотеческих патериков ученик задавал авве вопрос: «Авва, сколько я буду падать и вставать?». На что авва ответил: «До конца жизни своей мы будем падать и вставать». Здесь вопрос в другом: достаточно ли усилий ты прикладываешь, чтобы что-то изменить в своей жизни? И задача священника здесь в том, чтобы понять: не получилось ли так, что человек уже воспринимает свой грех как неотъемлемую часть своей жизни, а Исповедь – как некое формальное допущение до Причастия? Может быть, человек уже сам не желает или не замечает необходимости прикладывать усилия к исправлению этого греха? Если же у человека, как у того ученика из Древнего патерика, чувство греха и покаяния не притупилось, то, конечно, Господь будет принимать его до самого последнего вздоха.

Каждый раз должно быть искреннее раскаяние и стремление искоренить это в себе?

– Совершенно верно. Можно добавить, что, каждый раз приходя на Исповедь, ты должен дать самому себе и Богу обещание, что приложишь все усилия, чтобы исправиться. Собственно, Исповедь и разрешительная молитва, при которой Господь прощает тебе грехи, дают человеку второй шанс начать жизнь заново, и этим шансом надо пользоваться: к сожалению (или к счастью), никто из нас не знает, когда мы предстанем окончательно перед Господом.

В первые века христианства считали, что можно покреститься – и грехи прощались, а потом можно покаяться, но всего один раз. То есть покаяние действовало единожды – можно было совершить это таинство только раз. Если человек согрешил снова – он от Церкви отделен, он – падший грешник.

Сейчас, когда узнаешь, что человек вновь и вновь впадает в один и тот же грех, велик соблазн сказать, что он отлучен от Церкви: как можно столько терпеть и как может столько совершаться таинство?

– Дело в том, что в первые века христианства для людей таинство Покаяния как таковое было в момент Крещения. Считалось, что, принимая таинство Крещения, принимая Господа Иисуса Христа своим Божественным Учителем, ты призван вести совершенно другую жизнь. Но когда императоры-язычники принуждали христиан под страхом смерти или пыток отказаться от Христа, некоторые боялись и приносили жертвы идолам (причем это могло быть в совершенно безобидной форме: в виде щепотки ладана на курящийся уголь). Перед Церковью встал вопрос: что делать с отпавшими? По своей любви к людям, не желая, чтобы люди погибли, Церковь сказала, что есть возможность им приносить покаяние.

Нам всем важно не забывать, что эта возможность нам дана по любви, и Исповедь, к которой мы прибегаем с той или иной периодичностью, – это реальная возможность начать новую жизнь.

Слава Богу, у нас есть возможность покаяния. Иногда одолевают такие мысли, что ты погряз, опустился на самое дно, но, получается, есть ниточка, за которую можно уцепиться, и она тебя вытянет, хотя кажется, что это практически невозможно.

– Я думаю и верю (надеюсь, и все наши телезрители в это верят), что Господь не только строгий или справедливый Судья, но и любящий Отец, Который, как в притче, найдя одну потерянную овцу, радуется о ней больше, чем о 99-ти оставшихся. О каждом кающемся грешнике Господь радуется гораздо больше.

Эта притча часто вызывает даже негодование. 99 овец – получается, это праведники, христиане, которые всегда с Богом, а грешники – люди, которые не верят в Бога и потом в Церковь приходят. И Пастырь находит заблудшую овцу – и радуется ей больше... Как же так? И в притче о блудном сыне – старший сын верно служит, никуда не уходит, не отрекается... Почему к ним такое отношение?

– Вы кстати вспомнили эту притчу. Остается только вспомнить диалог отца и старшего сына. Старший сын высказал отцу обиду, негодование, на что отец сказал: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Поэтому, думаю, не совсем правильно противопоставлять одних другим.

Бог не любит одних больше, других меньше, Он любит всех одинаково – и праведников, и грешников. Но данная притча (как иносказание) призвана подчеркнуть, как Бог радуется возвращению грешника, тем самым показывая нам, что не нужно бояться возвращения к Богу – не нужно бояться признавать свои ошибки, не нужно бояться осуждения, косых взглядов.

В Церкви Господь нас всех, в том числе и священников, призывает к любви ко всем, ибо Он всех любит одинаково. Но когда ты возвращаешься в Церковь, к своему Творцу, Богу, это особенная радость.

Георгий задает следующий вопрос: «Не могу отделить грех от человека, ведь человек совершает грех по своей свободной воле».

– Человек действительно совершает грех по своей свободной воле. Но если он совершает грех, значит, его воля больна, поражена грехом. Поэтому мы, как минимум, должны с покрывающей любовью относиться к этому человеку. Все-таки мы помним, что человек – это образ Господа Бога. Замысел о бессмертной и светлой, чистой душе, с которой человек приходит в этот мир, – добрый.

Но в течение жизни мы можем заболеть тем или иным грехом, поражением воли. Больной как никто другой нуждается в нашей любви, заботе, поддержке и, конечно, молитве, чтобы ему духовно исцелиться. Не случайно апостол Иаков говорит: молитесь друг за друга. А апостол Павел говорит: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Ведь мы все в той или иной степени больны – кто-то больше, кто-то меньше, у кого-то болит одно, у кого-то другое. Поэтому мы, христиане, должны носить бремена друг друга. Я еще вспоминаю Послание к Римлянам апостола Павла, где он нас призывает: в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите. И еще призывает нас к единству в Первом Послании к Коринфянам – призывает к тому, чтобы не было между нами раздоров: мы все Христовы, все объединены Жертвой – крестной смертью Господа Иисуса Христа, и это дает нам силы нести бремена и преодолевать болезни воли.

Иногда очень хочешь, чтобы случилась какая-то ситуация, строишь планы и мечтаешь, чтобы они обязательно осуществились – например, хочешь поехать отдыхать, а потом происходит что-то и ты по какой-то причине не можешь поехать, расстраиваешься и обижаешься… Обижаться приходится на ситуацию, но в любом случае появляется состояние обиды. Почему?

– Человеку свойственно строить планы, надеяться на что-то, особенно когда он долго работал, не имел возможности отдохнуть и уже психологически перестроился, ожидает, например, теплого моря, витамина D и прочих радостей от отдыха на море, в горах или еще где-то…

В какой-то степени это момент проверки твоей веры: насколько будут глубоки твои обида и разочарование, настолько тебе нужно укреплять свое доверие по отношению к Богу… В этот момент ты готов и можешь сказать: «Господи, я Тебе доверяю».

Если ты расстраиваешься из-за разрушенных планов, это признак недоверия Богу?

– В том числе. С одной стороны, это естественный процесс: мы думаем, планируем, стараемся, у нас были продуманы дальнейшие шаги, а здесь надо менять планы, выстраивать новую стратегию – конечно, это по-человечески нас расстраивает. Но если при этом мы впадаем в уныние, депрессию и отчаяние, это как раз признак: «Где же твоя вера?». Господь знает лучше, что полезно и важно будет для тебя сегодня.

Я бы, наверное, в этот момент встал и помолился. И сказал бы: «Во-первых, Господи, укрепи во мне веру. Во-вторых, научи меня следовать Твоим путям. И если сейчас Ты показываешь мне именно этот путь, я принимаю его с благодарностью и надеюсь, что возможность на отдых (если мы говорим об отдыхе) у меня еще появится».

Я хотел бы попросить Вас кратко подвести итог и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Хотел бы поблагодарить за содержательную и, на мой взгляд, интересную беседу, за вопросы.

А телезрителям хотел бы пожелать бодрости духа: никогда не унывать, всегда помнить, что Господь – любящий Отец, Он всегда рядом с нами. Как сказано в Священном Писании, непрестанно радуйтесь, за все благодарите и тем исполняйте волю Божью.

Записали:
Нина Кирсанова
и Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс