Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1067) → Священник Андрей Лысевич: Главная цель Исповеди – приближение ко Христу

Священник Андрей Лысевич: Главная цель Исповеди – приближение ко Христу

№26 (1067) / 2 июля ‘20

Беседы с батюшкой

Сегодня день Всех святых. Когда впервые появляется общецерковное празднование этого дня?

– Из истории мы знаем, что впервые можно увидеть сведения об этом празднике в проповеди святителя Иоанна Златоуста, впоследствии – в писаниях преподобного Ефрема Сирина. Это уже письменные свидетельства о праздновании этого дня. Очевидно, что празднование совершалось и ранее, но письменные источники относят нас к IV веку. И далее этот праздник входит в состав Типиконов (Иерусалимского, Студийского) и через них доходит до наших дней. Интересно, что святитель Иоанн Златоуст и преподобный Ефрем Сирин предлагали праздновать его тоже весной, но в другие дни. И в Уставах этот день появляется именно в воскресный день после дня Святой Троицы. Такое его расположение отвечает на вопрос, какова логика этого праздника, что мы сегодня празднуем и о чем должны говорить.

День Святой Троицы в древности был днем схождения Святого Духа на апостолов – это первое традиционное название праздника, наиболее отвечающее его смысловой нагрузке: Дух Святой сходит на апостолов по Воскресении Христовом, действует в апостолах, преображает их. Господь посылает их на проповедь, они набираются благодатных духовных сил, чтобы нести слово Божие, – и далее Дух действует во все остальные времена. Доныне Святой Дух действует в людях, принадлежащих Церкви, которые несут свое служение вслед за апостолами. Хотя и по-разному они прославляют Господа в своей жизни, но движимы Тем же Духом – Бог дал Своего Духа в день схождения, а через неделю мы как бы говорим: вот такой ответ Церковь дала Богу на Его дар низведения Святого Духа.

Как Вы думаете, с чем связано установление общецерковного почитания всех святых?

– К тому времени уже собрался сонм святых, прославленных у Господа, и нужно было сделать для современников более явными и заметными их труды. Если нам не напоминать, мы забываем даже о самых важных вещах.

Мне приходит на память эпизод из моего священнического служения. У меня была прихожанка, очень пожилая, больная, она передвигалась на костылях (была полная, в теле) и с другого конца города как-то приезжала на этих костылях в храм практически каждое воскресенье. Как она это делала – я до сих пор не представляю. Она с таким трудом приходила в храм... Я ее исповедовал, она причастилась, а через неделю приехала уже на собственное отпевание. Прошло буквально немного времени, и вот передо мной стоит гроб с этим человеком. И я вижу на лицах наших прихожан понятную и естественную человеческую грусть о ее смерти. А у меня в сердце совершенно другое чувство – не потому, что мне не жалко эту драгоценную моему сердцу бабулечку, а потому, что я понимаю: она достигла того, к чему стремилась. Она у Господа, ибо всю свою жизнь, всю себя отдала Христу – она до последнего дня стремилась к Нему, шла к причастию Святых Христовых Таин, исповедовала свои грехи и, скорее всего, получила от Господа благодать и мир и упокоилась со святыми.

И на проповеди я стал говорить об этом: «Вы, может быть, думаете, что сегодня день поражения, когда человек повержен дьяволом – болезнью, обстоятельствами. Но это не день поражения – это день победы».

Мне кажется, что в Древней Церкви желание и необходимость празднования дня Всех святых связаны именно с этим: напомнить всем нам, что жизнь святых и их трудности, злоключения, проблемы – это не поражения от дьявола, а победа. Их сила, стремление к Богу есть очень важный аспект их святости. Кроме того, основанием такого праздника могут быть слова апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, подражая их делам и поступкам». Очевидно, что этот праздник – чтобы нам вспомнить о наших наставниках, о тех святых, что жили прежде нас, и постараться как-то уподобиться им, подражать их вере.

Вопрос телезрителя: «В газете на православной странице был опубликован рассказ, что в день Николая Угодника девушка танцевала с его иконой и окаменела. Потом ее священник вывел из этого состояния. Правда это или нет? Я думаю, что правда, жена говорит – нет».

– Эта история получила очень широкое распространение в советское время, и лично я верю, что она абсолютно правдивая. У меня нет безусловных исторических документов на руках, чтобы подтвердить с неопровержимой точностью истинность этой истории, но, насколько я осведомлен, это вполне реальная история, которая действительно произошла в советское время и стала одним из чудесных подтверждений величия святых и действия Духа Божия в Церкви.

Что сделала та девушка Зоя? Она надругалась над святыми. Мы почитаем святых, мы с почтением и любовью относимся к святителю Николаю Чудотворцу, а она издевалась над ним. И что в итоге получила? Наказание. Фактически лишилась своей жизни – способности действовать и двигаться. Это назидание в том числе и для нас, что святых нужно почитать, уважать.

Такие истории действительно происходят?

– Конечно. В чем здесь дело? Не святитель Николай обиделся и прогневался, – тут скорее нужно говорить о другом: человек, совершая такие поступки, оскорбляет Духа Божия и изгоняет Его из себя. А свято место пусто не бывает – на место изгнанного Духа Божия приходит дух дьявола, который человекоубийца искони и желает только одного – погубить, уничтожить человека. Соответственно, это и происходит с человеком, когда он изгоняет из себя Дух Божий, а впускает дух дьявола.

Тут надо быть очень внимательным, ведь многие люди сейчас говорят, смущая некоторых православных, что не нужно почитать святых, не нужно им поклоняться. Но дело в том, что в православном богословии в области догматики мы различаем два термина: поклонение и почтение. Наши дорогие телезрители сейчас нас слушают, и я с глубоким уважением почтительно вам кланяюсь. Это почтительное поклонение, которое может быть адресовано любому человеку, любому предмету, который напоминает нам об этом человеке. И в почтении к людям нет ничего зазорного, это просто воспитание.

А есть поклонение служебное – служение, которое означает всецелое поклонение Богу. Всецелое поклонение в Православной Церкви воздается только одному Создателю, а почтительное поклонение воздается и святым, и просто людям, живущим ныне, и тем более древним святым и подвижникам благочестия, которые послужили Христу по Евангельским заповедям. И если человек не имеет почтения к святым, он лишает себя Духа Божия, лишает себя благодатной защиты Божией, и дьявол может действовать в его жизни, в его сердце.

Вопрос телезрительницы: «Как найти соотношение между тем, что мы ходим в храм, идем к Чаше, причащаемся, и мирским образом жизни? Ведь есть мир, общество, его законы, и мы их учитываем». Вопрос очень хороший, ведь святые праведники, которые жили и много веков назад, и близкие к нам по времени, находили соотношение между своим служением Богу и своей земной жизнью, между исполнением гражданских законов, гражданского долга и прочего. Как нам быть сейчас, если мы тоже хотим стать святыми?

– Именно поэтому мне этот вопрос не до конца понятен. Я считаю, что этого соотношения просто нет: нет границы, которая бы пролегала в жизни святого человека. Вы разделите во Христе, где Он исполняет Свое служение людям, где Он Бог, а где просто по-человечески пошел на какую-то работу? Это же смешно просто. И в жизни святых так же: все есть служение Богу и служение людям. И разделения не должно быть, если речь идет о вашем служении, деятельности, труде.

Я глубоко убежден, что для человека, который искренне верит, молится, всякое его дело может быть богослужением. Человек просыпается утром и находится просто в кругу своей семьи, и вокруг него богослужение, ибо он воспитывает своих детей, стремится привести к Богу свою супругу и тем самым может послужить Богу. Он проснулся, умылся, заправил кровать, и это может быть богослужением, если человек с памятью о Христе, для Христа служит своим родным и близким, причем с мудростью служит.

Потом человек позавтракал – пошел на завод вытачивать детали. Это тоже может быть богослужением: если человек со старанием, аккуратно, со вниманием, с молитвой трудится – это тоже служение Богу.

В любом коллективе возникают вопросы: «Во что ты веруешь? Что думаешь?». Если человек живет благочестивой жизнью: спокойно ходит на работу, делает простые и добрые дела, вытачивает детали и не стесняется того, что он христианин, приходит раз в неделю (или раз в две недели) в храм, исповедуется, причащается, молится – это уже путь к святости. Работа никак не лишает человека служения Христу.

Может быть, вопрос лежит в другой плоскости, как его понимали святые. Есть учение Христово, учение Церкви и правила жизни Христа и Церкви. Есть правила жизни и учение мира. Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: …мы от Бога…мир лежит во зле. Это противопоставление зла, носители которого дьявол и его служители, людям, которые служат Богу, может, более актуально в данном случае.

В этом смысле нельзя переходить на рельсы мирских правил. О чем идет речь? О том, чтобы воздавать злом за зло, обманывать, хитрить, воровать, совершать прелюбодеяние. Это и есть мир: собрание страстей, которому ни в коем случае нельзя покоряться и с которым нельзя заключать некий контракт, договор.

Многие говорят: «Батюшка, сейчас же все чуть-чуть обманывают, хитрят». Нельзя этого делать – это путь смерти, жизнь в мире. Или говорят: «Сейчас все живут в незаконных браках без росписи, не венчаются, не ходят в храм, ленятся, не читают Евангелие, не молятся утром и вечером. Все так делают». Так делает мир, который лежит во зле, пребывает под властью диавола. Это действительно противопоставление.

А если вы говорите о труде, деяниях ваших, нет никакого разделяющего барьера.

Вопрос телезрителя: «Человек исповедался. Через короткое время он приходит на Исповедь с теми же грехами, и так может продолжаться бесконечно. В чем проблема? Может быть, дело в том, что нет покаяния? Я нигде не встречал в Евангелии, чтобы Христос говорил: исповедуйтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Он все время говорил: покайтесь. Покаяние – это какое-то действие. У нас Исповедь – как хорошее прикрытие, чтобы ничего не делать: поговорили о грехах, а Христос Сам за меня все решит».

– В общих чертах вы абсолютно правильно говорите: центр Исповеди – покаяние как изменение себя. Я часто говорю на Исповеди: «Слова Иоанна Крестителя никто не отменял: Покайтесь, сотворите достойный плод покаяния». Чтобы объяснить смысл слова «покаяние» («метанойя»), задаю вопрос: «Никогда не пробовали прыгнуть на высоту 9-го этажа? Не было у вас такой мысли? Почему?». – «Потому, что это невозможно! Я об этом даже не думаю – как можно додуматься прыгать на такую высоту? Глупость какая-то!».

Так и грешить для человека должно быть невозможно. Это не просто какое-то колебание: украсть или не украсть – это просто невозможно! Это немыслимо! Когда человек осознал немыслимость греха, тогда он действительно преодолел некий барьер, покаялся, изменился.

Например, человек не мог себе представить, что не будет есть мяса каждый день. Проходит какое-то время. Благодать Святого Духа действует на него так, что он строго постится в среду и пятницу, соблюдает многодневные посты. Ему даже в голову не приходит съесть что-то непостное в эти дни.

Или, например, человек не мог жить без обмана, воровства. Он вошел в Церковь, принял благодать Святого Духа – и для него эти грехи стали немыслимыми, невозможными. Именно такое покаяние должно происходить.

Но я бы не стал уничижать таинство Исповеди на основании того, что мы иной раз исповедуемся в одних и тех же грехах. Дело в том, что мы не знаем, каким путем Христос ведет нас ко спасению, с каким трудом нам необходимо побороться с этими страстями, грехами. Есть тяжелые грехи, которые человек, входя в Церковь, должен вырвать из своего сердца и выбросить – это обязательно, такое покаяние неизбежно.

Человек, входя в Церковь, не может быть вором, убийцей, совершать аборты или рекомендовать это кому-то делать, не может быть прелюбодеем, жить в незаконном браке, блудить, не может быть наркоманом, алкоголиком – это просто невозможно для человека, живущего в Церкви.

Но духовные (или в некоторых случаях – физические) пристрастия, одолевающие человека, порой мучают его и так сильно присасываются к душе, что становится невозможным в одно мгновение оторваться от этого. Здесь начинает действовать человеческая физиология. Нужно много трудиться и молиться, много-много раз приходить на Исповедь и испрашивать милости Божией и благодати Святого Духа, чтобы постепенно многократные потоки этой благодати в конце концов омыли грех человека, к которому он так сильно пристрастился.

Я считаю, что необходимо покаяние, искреннее сокрушение о своих грехах, но тем не менее иной раз необходимо много раз прийти на Исповедь, чтобы очиститься.

Я долго размышлял над вопросом о самой главной цели таинства Исповеди. Мысль простая, банальная, но если мы возьмем ее на вооружение, то она многое может нам прояснить в деле исповедания. Что есть главная цель Исповеди? Иногда мы так исповедуемся, что главной целью Исповеди для нас становится эффект, производимый на священника. (Приходит женщина, рыдает, сокрушается, падает на пол: ее главная цель – произвести впечатление на священника. Это очень грустно.) Или, может быть, для нас главная цель – перечислить грешки, которые написаны в какой-то книге, сделав самую полную выписку из нее? Это главная цель нашей Исповеди? Нет! Главная цель Исповеди – приближение ко Христу.

Я прошу наших телезрителей запомнить эту простую мысль и каждый раз, когда они идут к Исповеди, об этом думать.

Может быть, идти на Исповедь нужно, чтобы получить допуск к Причастию? По-моему, в современной практике в основном это так.

– Это не совсем так. Я думаю, мудрые духовники объясняют своим прихожанам, что идти на Исповедь нужно не за этим.

Я хотел бы объяснить разницу между покаянием и Исповедью. Покаяние связано с внутренним деланием, неким домашним процессом (я многим своим прихожанам говорю, что труд покаяния они должны совершить дома).

Если вы чувствуете, что отя-гощены каким-то грехом, вам необходимо дома совершить поклоны, прочитать молитвы и прийти к Исповеди, совершив покаянный труд: пролить слезы, положить десятки земных поклонов, прочитать Покаянный канон – и с этим трудом прийти на Исповедь, сказав: «Я совершил покаянный труд и исповедуюсь».

Совершите покаянный труд, принесите плоды покаяния дома (до или после Исповеди). Исповедь как произнесение греха совершается при священнике в церкви – она не может заменить собой вашего искреннего изменения, вашего труда.

Отец Андрей, по традиции в конце нашей передачи хочу попросить Вас кратко подвести итог сегодняшней беседы и еще что-то, может быть, пожелать нашим телезрителям.

– Во-первых, хочу сказать, что святость – не удел древности и далеких от нас людей. Это призыв, обращенный к каждому из нас: «Будьте святы, как Свят Отец ваш Небесный» (см.: Мф. 5, 48; 1 Петр. 1, 16) – призыв и просьба к каждому из наших телезрителей.

Святость достигается исполнением заповедей Христовых, которые можно узнать из Евангелия, Священного Писания, искренним обращением ко Христу и через перенесение скорбей и трудностей безропотно и с благодарением.

В конце передачи я хотел бы от всего сердца поздравить наших телезрителей с днем ангела: поскольку день Всех святых, день ангела сегодня у всех. Дай вам Бог радости о Господе Иисусе Христе, – будьте святы! Храни всех Господь!

Записали:
Елена Кузоро
и Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс