Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1065) → Татьяна Зиброва: Вся история страны очень ярко проявлена здесь, в Златоустовском монастыре

Татьяна Зиброва: Вся история страны очень ярко проявлена здесь, в Златоустовском монастыре

№24 (1065) / 15 июня ‘20

Плод веры

Татьяна, давайте сразу выясним, как правильно: Златоустовский или Златоустинский?

– Златоустовский – Златоустов монастырь.

А почему переулок – Златоустинский?

– Это позже стали говорить слово с таким суффиксом – Златоустинский.

Я прочитал в статье в журнале «Московское наследие» очень интересное вступление: «Спасая в 2011 году из-под ковша экскаватора первые надгробные белокаменные плиты захоронений Златоустовского монастыря никто не предполагал, что это станет началом большого пути». Кто и почему спасали надгробные плиты?

– Монастырь в советское время был закрыт и разрушен, и о нем никто не знал до 2011 г. Шли работы по замене и прокладке труб, и рабочие обнаружили белокаменные надгробия и человеческие останки. Прибежали в храм Космы и Дамиана (на Маросейке) и, как мы говорим, прошлое само вышло из-под земли – монастырь счел нужным заявить о себе, и с этого момента началось прикосновение к сегодняшней истории, изучение истории прошлой, и это вылилось в деятельность прихода храма Космы и Дамиана, прихожанкой которого я являюсь. При нем создан Центр изучения истории и наследия монастыря.

Сейчас территория монастыря признана достопримечательным местом. Что означает этот статус?

– Это охранный статус, причем, называется это «достопримечательность места» – с XV в. до 1930-х гг. на месте сем был Московский Златоустовский монастырь. Примечательно, что именно это пространство признано объектом культурного наследия, ведь здесь нет сохранившихся архитектурных сооружений монастыря (именно церковных) за исключением одного – единственного келейного корпуса. Это место, пространство – то, чем мы владеем, то, память о чем сейчас изучаем, создаем, воссоздаем, и то, чем делимся с теми, кто приходит к нам на экскурсии в музей.

Зачем воссоздавать память о чем-то, на месте чего уже стоят другие здания?

– А как? 5 веков (с XV в.) был монастырь. Даже несмотря на то, что 5 храмовых зданий разрушены, он никуда не делся, все равно ангел стоит у Престола Божия, и, даже попадая в это пространство с экскурсиями, проходя экскурсионным маршрутом, посещая музей, где представлены те самые артефакты, что найдены во время хозяйственных работ на территории монастыря, попадая в часовню, созданную в этом келейном корпусе, понимаешь, что монастырь есть, он здесь, и невозможно его не замечать. Таков зов сердца всех нас, кто прикоснулся к этому. Интересный момент: люди после экскурсии не спешат уходить. Приходят с вопросом: «А что за монастырь в центре Москвы? Откуда он? Почему мы об этом не знали?». И после экскурсии в музее, часовне они не спешат уходить, начинают делиться чем-то своим, то есть видно, что им (как и нам, работающим там) хорошо, такой эффект, что хочется служить этому делу.

Как относятся к вашей инициативе жители домов, которые там сейчас находятся? По сути, они живут на костях…

– Да, причем эти 2 дома построили для сотрудников НКВД после закрытия монастыря: Лубянка рядом, такой перевертыш истории – гонители Церкви стали жить на месте церкви, храмов, на костях, как вы говорите. Есть те, кто это понимает, осознает, поддерживает нас. Например, в 2014 г. силами жильцов и нашими был установлен памятный камень на Большом Златоустинском переулке в память о монастыре. Есть те, кого (мягко говоря) раздражает напоминание о нем: это потомки людей, которые в 1934 г. въезжали в построенные дома, у них судьба трагически сложилась – когда они въезжали в эти дома, думали, что все хорошо, но через 3 года во время очередной «ежовской чистки» через одного сами жильцы дома были расстреляны. Причем интересный момент, – список расстрелянных того года возглавлял насельник Златоустовского монастыря иеромонах Пахомий – он был духовником Златоустовского монастыря, до последнего дня (это 1937 г.) жил в колокольне Златоустовского монастыря, в последнем сохранившемся здании. Среди жильцов его первого арестовали, а дальше идут жильцы этого дома.

Вот такие сложные переплетения, как и вся история страны, и она очень ярко проявлена здесь, в Златоустовском монастыре.

С отцом Пахомием получилось так: мы считали, что до 1934 г. все церковные здания были разрушены, а в 2016 г., изучая архивы, выяснили, что в дело об аресте отца Пахомия было вложено письмо его племянника из Америки: «Дядюшка, давно от вас нет вестей» – племянник спрашивает духовного совета, и датировка (1937 г.) и адрес «Большой Комсомольский (тогда уже переименованный) переулок, дом 5, колокольня» – мы понимаем, что колокольня еще стояла, он там жил, его арестовывали там.

Вернемся к основанию монастыря. Он считается одним из древнейших в Москве. Кто его основывал?

– Первое упоминание в летописи о Златоустовском монастыре – 1412 г. Во время визита Новгородского Владыки Иоанна преставился Иоанн диакон и был похоронен в Златоустовском монастыре, что вне града, – то есть тогда это было Подмосковье (есть основания думать, что монастырь тогда уже существовал – это был тихий загородный монастырь, непримечательный, в лесах). В 1470 г. царь Иоанн III, проезжая мимо, обратил внимание на деревянную церковь Иоанна Златоуста в обветшавшем состоянии, а это был его Небесный покровитель, и он понял, что не может просто проехать мимо – и в 1470 г. начинается строительство каменного собора Иоанна Златоуста, а рядом с ним Иоанн III закладывает и строит церковь Апостола Тимофея: именно в этот день он был рожден. Его внимание к монастырю послужило его укреплению и развитию. Дальше – Смутное время, мало сохранилось фактов: архивные источники того времени немногочисленны. Но, как и вся страна, монастырь горел, разрушался, восстанавливался, и примечательно, что за всю его историю до разрушения в советское время, не было момента, когда он был закрыт.

В нем всегда теплилась молитвенная жизнь – до советского времени. По сути, это был ктиторский монастырь – у него не было вотчин, за исключением одной в селе Новлянское (Воскресенского района, сейчас город Воскресенск) церкви Иоанна Златоуста, она существует до сих пор. Такая вот вотчина Златоустовского монастыря. Монастырь жил помощью благодетелей, жертвованием на поминовение.

С какими известными личностями связан монастырь?

– Конечно, это род Апраксиных. Федор Матвеевич в 1712 г. построил Благовещенскую церковь, собрал в подклете этого храма своих ранее похороненных на монастырском кладбище родственников, и сам был здесь похоронен в 1728 г.

Немножко о нем самом расскажите – не все, может быть, знают…

– Сподвижник Петра I, граф Федор Матвеевич Апраксин имел звания адмирала и генерала. Известен своими победами (Гангутское сражение) и созданием Военно-морского флота России. Больно, что его могила, так же, как и могилы других сподвижников Петра в Златоустовском монастыре, в забвении. В Выборге, в Воронеже есть памятная доска, памятник Апраксину, в Кронштадте есть стела… Москва – родина Апраксина, а его могила, если посмотреть на карту, это асфальтовая площадка, стоянка автомобилей: нет ни памятной доски, ничего.

А есть сведения, что могила сохранилась? Склеп этот?

– Есть. Когда закрыли монастырь, его разобрали по кирпичику (не взрывали) и из этих же кирпичей, плит, надгробий построены фундаменты этих самых домов НКВД – все это в подвалах можно увидеть. Монастырь здесь, он просто трансформировался, но в камнях, в людях – здесь. Достаточно хорошо сохранился культурный слой, просто никто не занимался полноценным поиском, научной археологией этого места. Мы ведем работу в этом направлении, пытаемся достучаться.

Вот были VII Златоустовские чтения 6–7 февраля, и в их рамках прошел «круглый стол», на котором как раз обсуждались вопросы включения этой территории как пространства исторического места, связанного с Петром I, при организации торжеств, которые в 2022 г. будут посвящены 350-летию Петра I. В рамках этих празднований нам хочется, чтобы на это место обратили внимание и был создан мемориальный комплекс на этом месте, – такова резолюция «круглого стола», который проходил при поддержке Департамента культурного наследия при содействии управы, были представители Московской городской Думы, был представитель Российского исторического общества, член правления директор Алексей Константинович Левыкин, представители рода Апраксиных. Мы сотрудничаем, делимся находками. Елизавета Владимировна Апраксина (потомки Апраксина живут в Бельгии) – переводчик посла Бельгии в России и живет здесь. Надеемся исправить всю эту ситуацию.

В какой форме – как Вы это видите?

– Сейчас основная задача – определиться с местом: пространство для размещения мемориала есть, таких мест несколько. И от того, где это в итоге получится, (общаемся сейчас с городскими властями, с Правительством Москвы, отправили резолюцию: это сложная территория – и дворовая, и закрытые офисные здания за забором, до сих пор там даже колючая проволока с тех времен, и наше здание – келейный корпус, единственный сохранившийся от монастыря со своей дворовой территорией, и общегородское пространство – где получится расширить, выделить участок, отталкиваясь от того, что уже есть (как мы называем – «угол памяти» Апраксина)), в том виде и получится мемориальный комплекс. Нам хочется, чтобы на этом месте звучала Литургия, хотя есть часовня, а храмового здания нет. И храм-часовню хотели бы включить в этот мемориальный комплекс.

Правильно ли я понимаю, что о раскопках речь не идет?

– Как не идет? У нас она идет, со стороны Департамента культурного наследия разнарядки такой нет. Когда и как это сложится… Конечно, нам хочется провести раскопки, тем более, что это место имеет статус культурного наследия, требуется концепция развития. То, что мы создали музей, проводим экскурсии, занимаемся популяризацией этого места, – это понятно, но все это «инициативы снизу», общественные. Сейчас наша задача – привлечь как можно больше внимания общественности, городских властей, федеральных к этому месту памяти, а как и в какие мероприятия это выльется, как будет развиваться? Мы не знаем.

У вас хорошо проработана программа, что вы хотите достичь, в том числе виртуальные экскурсии. Давайте расскажем – это не так часто встречается.

– Мы понимаем, что наши ресурсы ограничены и обращаемся за помощью, за поиском финансирования на наши проекты возможными доступными способами. В прошлом году выиграли грант мэра Москвы – он пошел на создание музея и на открытие экскурсионного направления. А в этом году мы писали заявку (и тоже получили поддержку) на популяризацию экскурсионного направления и на создание виртуальной экскурсии – она на Златоустовских чтениях уже была презентована. Люди надевают очки ( это включено в экскурсию – ты стоишь на определенном месте, на определенной точке, смотришь на то, что сейчас вокруг, надеваешь очки и видишь, что было в конце XIX в., когда наиболее полный расцвет монастыря был, – утерянную красоту). Люди понимают: сейчас мы видим другие здания, это тоже часть нашей истории, истории страны, но она, как и тогда, и как эти уже 6 веков творилась, и не оставляет надежда, что снова какое-то храмовое здание будет построено. Конечно, нам хочется, чтобы это была, возможно, уменьшенная в размерах Благовещенская церковь (где была усыпальница Апраксиных), а там уже как получится.

Какие еще у вас просветительские планы? Если ли возможность в виртуальном пространстве создать если не макет, то хотя бы возможность походить, как в уже существующих сейчас таких экскурсиях?

– Да, эта экскурсия в очках – виртуальная реконструкция комплекса Златоустовского монастыря, и мы сейчас будем включать доработки, чтобы люди, проходя и слушая, могли смотреть. Сейчас удается сделать в рамках гранта всего три точки вне территории монастыря. Идет поиск финансирования.

Пока тем, что есть, и тем, что будет сделано в рамках гранта, мы будем делиться. Увидев макет Страстного монастыря в музее Москвы, мы поняли, что макет храма Иоанна Златоуста у нас тоже должен быть. Обратились к багетной мастерской Вадима Пчелкина, он откликнулся, достаточно профессионально в течение полугода изучал все материалы (они немногочисленны), фотографии, архивные чертежи, описания. Но все это очень скудно и часто разнится – нужно вести большую аналитическую работу, с точки зрения архитектуры, как сопоставить, совместить. Удалось найти средства народным сбором на создание макета собора Иоанна Златоуста, подмакетник и колпак.

И карта, на которую уже поставлен макет, рядом на планах здания, церкви в прозрачном пластике, – они невидимы, но они есть, и мы их внутренним оком видим. Продолжим поиск финансов, надеемся, что кто-то крупно поможет, чтобы работа продолжалась.

Посоветуйте нашим телезрителям, которые в разных регионах сталкиваются со схожими ситуациями, с разрушенными храмами, монастырями, и у кого-то, возможно, возникают идеи восстановления или сохранения памяти, – с чего начать? Кажется абсолютным безумием пытаться восстановить память о давно уже исчезнувшем объекте.

– Вы сказали: безумие. Когда мы начинали, мы не сели, поду-мали: а давайте-ка займемся изучением, воссозданием истории Златоустовского монастыря. Это просто пришло в нашу жизнь, и мы пришли в монастырь – это какое-то внутреннее чувство, зов сердца, что нельзя этим не заниматься, не хочется это оставлять без внимания. И по крупицам – нам было интересно, ведь какая-то тайна все равно в этом есть: опять же, единственное сохранившееся здание… По проекту на этом месте должен был быть 3-й дом для сотрудников НКВД. Синодик монастырский был дважды утерян (первая запись датирована 1602 г. и дальше до 1670 г.), потом он пропал из монастыря и только спустя 2 века его принес в монастырь житель близлежащего дома (у него он каким-то чудным образом оказался). Об этом пишет в своих воспоминаниях архимандрит Григорий (Воинов), который сделал историческое описание Златоустова монастыря. Потом о нем опять ничего неизвестно, и уже в советское время (в 1949 г.) его покупает музей Андрея Рублева в какой-то антикварной книжной лавке – и мы, уже в это время, изучая, разыскивая по всем архивам любые сведения о Златоустовском монастыре, его находим. И, беря в руки этот синодик (там более 8000 имен), мы понимаем, что люди не так просто, записанные с XVII в., в XXI попадают, и мы начинаем в нашей часовне, как это было в монастыре, совершать поминовения по ним.

О Златоустовских чтениях в этом году настолько теплые отклики участников… И все говорят о какой-то удивительной атмосфере – причем, совершенно искренне говорю, мы ничего специально для этого не делаем. Мы просто живем этим делом, и, видно, людям хочется присоединиться.

Замечательно, спасибо огромное за Ваш рассказ, за Ваше служение – думаю, многих наших зрителей вдохновили.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс