Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1065) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Семь таинств Церкви. Часть 5

Протоиерей Алексий Ладыгин: Семь таинств Церкви. Часть 5

№24 (1065) / 15 июня ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№23 (1064), 2020

Наша прошлая огласительная беседа была посвящена таинству Священства, мы узнали, как следует обращаться к священникам, диаконам, епископам, архиепископам, митрополитам и Патриарху; это послужит для нашего духовного возрастания и просвещения.

Сегодня будем говорить о таинстве Венчания. Всякое таинство берет свое начало в Священном Писании, в котором мы видим благословение Божие на его совершение. Все указывается в Священном Писании.

Мы сегодня будем говорить и о тайне супружества, на которое Господь благословил человека, когда его сотворил. Самые первые строки Священного Писания говорят о человеке: как Господь сотворил Адама, как тому было грустно, он не видел полноты своей жизни. Господь создал Адаму жену из его ребра. Адам, увидев ее, сказал, что это удивительно, прекрасно и замечательно.

Господь дал первую заповедь Адаму и Еве как мужу и жене: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. На первых страницах Книги Бытие раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

Брак – одно из Божественных установлений. В Новом Завете Господь показывает, насколько брак должен быть чистым, искренним и крепким. В Апостоле и Евангелии он сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (См.: Еф. 5, 32–33). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской.

Мы видим, насколько важна семья. Этому союзу придается особое значение: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Человек должен наполнять землю и пополнять и число членов Церкви Христовой, и тех, кто войдет в Небесное Царствие, которое Господь уготовал для людей, чтобы они пребывали в Божественной радости. Об этом апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Это великая тайна, к постижению которой мы должны стремиться, особенно в наше время, когда брак переживает трагический период: мы не готовы нести ответственность. С одной стороны, мы не готовы к исполнению заповеди, данной Господом. С другой стороны, не готовы исполнить повеление, которое Господь дает человеку в Новом Завете, говоря, что союз между мужчиной и женщиной – это союз между Христом и Церковью.

Как Господь освящает этот союз? Почему он должен быть крепким? На каком основании держится союз Христа и Церкви? Свою Церковь Господь…стяжа Кровию Своею. Что такое стяжание Кровию? Что значит «проливать кровь»? Полностью отдавать себя. И Господь отдает Себя за Церковь Христову.

Он говорит, что основанием брачных отношений должна быть такая жертвенная любовь, когда мужчина и женщина готовы отдать себя друг за друга. Нет никого ближе на земле, чем мужчина и женщина. Неслучайно каждый из нас понимает, что он больше всего любит своих родителей, ведь в детстве они воспитывают, дарят все самое лучшее. Родители показывают такую любовь, подобную которой мы не можем найти.

Но Господь говорит: есть еще что-то удивительное – это союз между мужчиной и женщиной. Он будет замечательным, если жена отлепится от родителей и прилепится к своему мужу. И муж также должен отлепиться от своих родителей и прилепиться к жене. Это великая тайна, которая должна перечеркнуть эгоизм.

Мы очень часто с ним сталкиваемся. Дети, уже вышедшие из семей, постоянно хотят бежать к своим родителям, чтобы те давали им советы. Но каждый родитель дает совет только своей любимой дочери или своему любимому сыну и говорит: «Ты не уступай! Действуй так…».

Нарушается смысл духовной жизни. Поэтому мы часто советуем, чтобы у каждой пары обязательно была любимая церковь, в которую бы они ходили, духовный наставник, который беспристрастно мог бы дать совет и мужу, и жене, чтобы они жили в мире, любви и согласии, уступали друг другу не потому, что кто-то имеет превосходство, а ради того, чтобы исполнить заповеди Божии. Господь дает нам удивительное повеление: стремиться сохранить свой брак в силе и крепости.

На муже и жене лежит очень большая ответственность. Если мы будем совершать ошибки в семейной жизни, то они могут привести к неправильному развитию всего общества. Мы видим, как сегодня подрываются психологические устои детей из неполных семей, ведь человек становится эгоцентричным (он думает и заботится только о себе).

Жить в браке – это (как сказал Христос) кровь проливать за свою Церковь, или вторую половину. Если человек не может этого делать, он начинает любить себя: ищет удовольствия, чтобы все было устроено в его жизни, и уже не обращает внимания ни на свою вторую половину, ни на детишек, которым мы должны все отдавать.

Семейная жизнь строится на том, что наши родители живут ради нас, мы – ради собственных детей. Дети видят нашу любовь, которую мы можем подарить им. Когда для них приходит время жить самостоятельно, они начинают дарить любовь своим детям. Так вырастает здоровое, крепкое, психологически устойчивое общество.

Церковь своими правилами, канонами ограничивает наши действия, чтобы они не были безумными. Сегодня венчаться стало немодно, потому что люди не чувствуют ответственности, относятся к серьезному шагу в своей жизни по принципу: «Поживем немножечко, узнаем друг друга, а если не понравится – разбежимся и будем жить так, как хотим».

Но от семейной жизни рождаются дети, которые должны видеть полноценную семью. Приходится немало работать над собой, чтобы не совершать ошибок, приводящих к несчастью и страданию наших детей.

Венчание необходимо человеку: во время совершения этого таинства мы получаем Божие благословение. А «без Бога не до порога»: ничего доброго в нашей жизни не может быть без Божия благословения. Рождается человек – получает благословение на жизнь через таинство Крещения, уходит из этой жизни – его провожают в путь всея земли, прося у Бога его прощения и благословения. Венчается человек, вступая на путь серьезной жизни, – получает Божие благословение: без Мене не можете творити ничесоже – без Бога мы ничего не можем сделать, поэтому и берем у Него благословение.

Когда совершается таинство Венчания, два человека становятся единой плотью: рождается единомыслие (а не отпадают лишние руки и ноги – не один человек живет, а двое). Мы знаем, что два человека вместе – это уже совершенно другая жизнь: если радость появляется у двух людей, то это двойная радость; если горе – они друг друга поддерживают и это уже не целое, а полгоря. Они действительно вместе и в радости, и в горести: вместе легче пережить любые трудности, поддерживая друг друга. Поэтому Господь создает такие удивительные отношения через таинство Венчания, во время которого мы слышим: …что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Господь говорит, что муж должен любить свою жену и быть ей главой, а жена должна во всем подчиняться мужу – если муж любит свою жену, он никогда ее не обидит. Жена всегда будет в послушании мужу: она тоже не хочет его обидеть. Человек внутренне переживает эти удивительные слова и стремится исполнить. Без Бога не до порога: без Божия благословения не будет настоящей, подлинной семьи с желанием жертвенно трудиться, воспитывать детей и созидать замечательное общество.

Неслучайно наши предки говорили, что браки заключаются на Небесах (а не в какой-то светской организации), ибо человек получает благословение от Господа, своих родителей: благословение родителей устрояет основание дома. Поэтому не должно быть никакой самодеятельности – по традиции, прежде чем сочетаться браком, человек берет благословение у своих родителей, затем объявляет о своем намерении обществу, а потом приходит к алтарю Господню и просит, чтобы Господь благословил его на серьезную самостоятельную дивную, чудную жизнь.

Если мы пренебрегаем этим, как происходит сегодня, то и получаем: у нас почти каждая вторая семья не имеет устойчивых отношений (люди то разбегаются, то сбегаются, вступают в первый, другой, третий браки). Даже не стыдно похвалиться: «У меня было 5–6 жен», – как у самарянки мужей.

Если не соблюдаются определенные правила, ограничивается Божия благодать. Так, например, говорится, что «не допускается вступление в Брак более трех раз. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой). Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием» (В. Пономарев, «Справочник православного человека». Ч.2, «Таинства Православной Церкви», гл. «Церковно-канонические препятствия к Браку»).

К таинству всегда должны подходить с глубочайшей верой и упованием на Господа. Формальный подход не делает таинство серьезным и настоящим – человек получает Божие благословение только тогда, когда он подходит к таинству с верой и любовью.

«Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак – гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками» – нужно быть очень внимательными.

Если посмотреть каноны, у нас должен быть один восприемник одного пола с человеком, который Крестится (если крестится мальчик, то восприемником во время Крещения должен быть юноша или мужчина, если крестится девочка, то девушка или женщина). Два восприемника – это наша русская традиция.

«Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию… Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе» – то есть мы признаем христианские вероисповедания. Хорошо, если брак совершается между членами одной конфессии: будет духовное единение и не будет впоследствии «раздирания» детей (какую им принимать веру) – нужно подходить к делу не по формальному признаку, а думать о будущем. Это должны разъяснять родители и вовремя направлять своих детей, чтобы потом не смотреть на их мучения в подобных браках.

«Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и диаконов после их рукоположения», предписывает нам каноническое право.

«Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к таинству Венчания свидетельство о государственной регистрации брака».

Это условие: не расписаны – ни в одном храме не будут венчать, ибо есть постановление Священного Синода, которое запрещает нам совершать таинство Венчания, если брак не был зарегистрирован в органах государственной власти. Наши метрические документы действительны только для церковного сообщества, но люди живут в гражданском обществе, поэтому мы подчиняемся и гражданским законам.

«Отсутствие родительского благословения на Венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать Венчанию»; несовершеннолетних мы не венчаем.

У нас есть определенные внутренние законы: когда мы можем или не можем венчать. В каждой Поместной Церкви они могут быть своими. Но есть определенные правила, которые складывались веками, и это считается традицией. Мы должны прислушиваться к традиции.

Почему я об этом говорю? Сегодня принимают решение, а потом – свадьба, и люди приходят с просьбой о Венчании, а венчаться нельзя. В те дни, когда нельзя венчаться, не рекомендуется и проводить свадьбы: это дни, которые мы особо посвящаем Господу и своему духовному становлению. Если это нарушается, то не приносит счастья тем, кто вступает в брак.

У нас есть определенная традиция – и в этом нет ничего зазорного. Свои традиции есть у мусульман, в иудаизме, каждое религиозное сообщество старается придерживаться своих традиций. Поэтому мы даем информацию, чтобы потом не говорили: «А мы не знали, что в эти дни нельзя праздновать свадьбу, венчаться». К этому надо прислушиваться: есть определенные дни, когда венчаться нельзя.

«Исключение из этих правил может быть сделано только при наличии чрезвычайных обстоятельств и только по благословению архиерея», и это определенное правило, которое старается не нарушать даже архиерей, хотя имеет полноту власти в Церкви. Есть правила, каноны, заповеди Божии, законы, которыми он руководствуется в своих решениях.

Мы должны знать эти дни, прежде чем назначить дату свадьбы, а не сказать, закатив глаза, глядя вместе на звездочки: «Да, мы хотим сыграть свадьбу 5 (или 10) апреля» – 5 (или 10) апреля – это почти всегда Великий пост. И это невозможно, ибо будет трагедией для наших верующих родственников, которые не захотят прийти на свадьбу, а мы обидимся на них. Мы не сможем и повенчаться.

Прежде чем назначить дату свадьбы, необходимо посоветоваться либо с религиозными людьми среди ваших приближенных, либо пойти в храм к приходскому священнику и сказать: «Батюшка, мы решили сделать серьезный шаг. Подскажите нам, как же мы должны правильно поступить?». Священник все расскажет, подскажет – и такой брак будет счастливым, ведь все будет сделано правильно, по заповеди Божией. А если брачующиеся придут в этот день на Литургию, поисповедуются, причастятся и сделают все по нашей традиции, они будут самыми счастливыми людьми на белом свете.

Многие задают вопрос: «Что нужно иметь для таинства Венчания?». Немного. Нужно иметь обручальные кольца (обязательно), которые священник освятит – положит на престол Божий: это будет святынька, свидетельствующая о вашем желании вступить в брак.

Нужна пара икон с изображениями Спасителя и Божией Матери. Этими иконами благословляет не только священник в церкви, но сначала благословляют родители. Жениха благословляют его родители иконой Спасителя, а невесту – ее родители иконой Божией Матери. С этими иконами их встречают после таинства Венчания.

Необходимы венчальные свечи, которые хранятся всю жизнь, и рушник – расшитое полотенце, которое стелется перед женихом и невестой, символизирующее единение их чистой и светлой духовной жизни в будущем; на таинстве Венчания они встают на него.

Родители обязательно должны подсказывать своим детям, что нужно делать, каково значение таинства Венчания, что оно приносит, что дает. Об этом и девочкам, и мальчикам нужно рассказывать, когда у них появляется первая влюбленность: как они должны себя беречь, как поступать в определенные моменты, готовиться к вступлению в брак, что они должны расположить свое сердце к венчанию (а не к позиции: «Мы потом посмотрим: если у нас получится, характеры сойдутся, то тогда будем жить и повенчаемся»). Нет, дорогие мои! Нужно помнить, что родители, которые благословляют своих детей вступить в брак без Венчания, смертно согрешают. А дети, которые венчаются без родительского благословения, обрекают себя на страдания, жизнь без Божия благословения, что не принесет им счастья и радости.

Счастье и радость, дорогие мои, – в наших руках и руках наших детей. Если кто невенчанный живет, должен повенчаться, особенно если родители ушли в путь всея земли, ведь там они будут нести этот грех – и будут отвечать за него, пока вы не повенчаетесь.

Браки совершаются на Небесах… Дети должны рождаться в законном браке, который является законным, когда вы повенчались в храме, получили Божие благословение, когда Отец Небесный раскрыл книгу жизни и золотыми буквами написал ваши имена, и сказал: «Сей является мужем, а сия является его женой» – тогда человек и получает Божие благословение.

На этом мы заканчиваем нашу беседу о таинстве Венчания. Следующая наша встреча будет посвящена таинству Соборования, или таинству Елеосвящения. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс