Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1064) → Архимандрит Александр (Глоба): Основная радость, которой мы живем, – это радость о Воскресшем Господе Иисусе Христе

Архимандрит Александр (Глоба): Основная радость, которой мы живем, – это радость о Воскресшем Господе Иисусе Христе

№23 (1064) / 8 июня ‘20

Беседы с батюшкой

Невероятно быстро время прошло – эти два месяца были очень тяжелыми для каждого россиянина, для Церкви особенно. Были и утраты – все знают. Что самое главное и чему мы могли бы научиться за период, когда (начиная от Страстной седмицы до сегодняшнего дня) мы в храме не были?

– Самое главное, чему мы научились, – наверное, ощущению сладости присутствия в храме Божием: как это хорошо, как благодатно, как необходимо для души. Все люди, с кем я общаюсь, очень сожалеют, что не могут попасть в храм Божий. Многие хотят приобщиться Святых Христовых Таин, исповедоваться, поучаствовать в храмовом богослужении, но в силу обстоятельств это сделать невозможно. И люди довольствуются тем, что предоставляют в эфире многие храмы, многие епархии. В эфире можно посмотреть богослужение (либо праздничное, либо будничное) и так хоть немного соприкоснуться с действительно живительным источником Божественной благодати. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, хотел бы сказать, что именно эту сладость люди почувствовали. А когда ешь много сладкого и вкусного, начинаешь как бы привыкать к этому, уже и халва не сладкая, и сахар… Так что, когда храмовое богослужение будет доступно, люди будут с большей любовью приходить в храм Божий и посвящать свои сердца Богу.

А для Вас как это было, когда говоришь «Христос Воскресе!», а в храме пусто? Какие были ощущения? Какой была молитва?

– В храме всегда присутствовали певцы, есть чтецы, есть персонал, необходимый, чтобы обеспечивать храмовое богослужение. Поэтому «Воистину Воскресе!» было кому сказать, и это было очень радостно. Наверное, эта сила ответа была в несколько раз сильнее, чем если бы храм был полный: каждый отвечал раньше вполголоса, а сейчас каждое «Воистину Воскресе!» имеет особый благодатный отблеск.

Следующий вопрос: «Если я хочу оказать финансовую помощь батюшке, но мне кажется, что сумма маленькая, а большей нет и мне это печально, эта печаль из-за гордости или есть другое объяснение? И если мне неловко передавать эту помощь лично, как сделать, чтобы батюшке помочь?».

– Можно на номер телефона положить, если есть Сбербанк-онлайн, можно лично принести или передать. А сумма – сколько Бог на душу положит: сколько можешь, столько и пожертвуй.

Батюшке приходится исполнять много и храмовых послушаний, и домашних. Люди просят батюшку помолиться, но забывают, что батюшке для домашней молитвы нужны свечи, специальный сосуд с маслом – лампада, особо выделенное время, чтобы приготовить пищу – а это тоже деньги: если батюшка молится, то вы помогите ему хотя бы мало-мальски обеспечить его быт, чтобы молитва была. Здесь любая сумма, которую человек захочет пожертвовать, будет полезна.

Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов. Поэтому батюшка всегда будет благодарен, сердечно помолится.

Следующий вопрос: «Как не отвлекаться на посторонние мысли во время молитвы?».

– Это очень сложно сделать. Читаешь древние патерики, жизнеописания святых (особенно древних святых), и уже тогда, хотя люди были наиболее приближены к молитве (они в историческом процессе недалеко отстояли от тех событий, которые происходили), и то отвлекались.

Рекомендуется, чтобы отсекать прилоги, мысли, быть сосредоточенным. Иногда надо себя довести до такого физического изнеможения, чтобы не было парения ума. Если на физиологическом уровне объяснять, глюкоза, которую потребляет мозг, истощается, и мозгу хватает энергии, чтобы попользоваться хотя бы какими-то ее остатками. Здесь на парение ума уже не будет энергии. Надо немножечко устать, тогда молитва будет сердечная.

Вопрос телезрителя: «Когда ученики Христа спросили о Втором Пришествии, Он им сказал, что абсолютно никто не знает, когда это будет, но Святого Духа Он не упоминал, сказал, что только один Отец знает эту дату: о каком равенстве Ипостасей может идти речь, когда Отец получается на голову выше – Он знает больше, чем остальные Ипостаси? И в Символе веры сказано, что Христос рождается от Отца, а Святой Дух исходит от Отца – все основное замыкается на Отце. Значит, Он выше по рангу?».

– Триадологические учения, догматические споры – это, конечно, интересно. Я думаю, времени нашего эфира не хватит полностью это объяснить, но мы должны знать, что там нет такой ранжировки: выше – ниже. Они абсолютно равны, но у Каждого своя функция.

Послать Сына к людям – это функция Отца, прийти пострадать – функция Сына, но не ставится вопрос, Кто выше, а Кто ниже. Если тебе нужно сделать определенное действие, это не ставит тебя ниже, в подчиненное положение. Допустим, в армии три генерала: один будет делать одно, другой – другое, третий – третье, у всех одинаковый ранг и ни один из них подчиненным не будет. Поэтому здесь спор должен быть очень аккуратный и деликатный. Состояние нашего гражданского ума, парение мысли должно все-таки охлаждаться знанием догматического учения Церкви.

Вопрос к Вам как к медику: «Можно ли защититься от болезни молитвой?».

– От какой болезни? От духовной? Конечно.

Например, от COVID-19.

– Можно, конечно: если уйти в затвор, ни с кем не пересекаться, только молиться. Так многие и спасаются, и по телевизору об этом говорят. Наш глава государства об этом говорит, наш мэр, наш Святейший Патриарх. Очень чудодейственное свойство молитвы – затвор.

Просто иногда говорят, что участие в таинствах помогает. А сейчас оказывается такое неверие: верили, верили в таинства, а потом нам сказали, что не нужно идти в храм...

– Таинства преображают нашу душу, но мы нигде не находим положения, что таинство каким-то образом воздействует на физическую причину. Если есть законы тяготения – значит, то, что находится на весу, может упасть. Есть какие-то внешние законы, и Бог не вмешивается в них.

Почему мы хотим заставить Бога делать то, что нам хочется? Это опять-таки искушение Христа – как в пустыне, когда дьявол искушал Христа, он говорил ему: сделай так, чтобы эти камни превратились в хлебы – «Тебе же это ничего не стоит». А что Христос ответил? Это задание всем людям, которые так говорят, – пусть откроют Евангелие и почитают.

Следующий вопрос: «Как быть, если люди обвиняют в том, чего ты не делал?».

– Это патологическая норма современного социума, но и раньше это тоже было. Если это приводит к юридическим последствиям, к ограничению законом твоей свободы, то это одно, а если клевещут – махнул рукой и пошел дальше: на каждый роток не накинешь платок.

Еще вопрос – сейчас печальная статистика: увеличивается количество разводов (домашние конфликты и так далее), ибо люди вынуждены проводить друг с другом много времени – раньше люди были все время на работе, виделись очень мало.

– Это реальная статистика?

Да, и еще увеличилось количество абортов: это связано с благосостоянием людей. Как здесь быть? Как справиться с гневом, с раздражением, когда на каких-то маленьких квадратных метрах вместе? Вы, как психолог, могли бы дать совет в этой ситуации.

– Все необходимо разбавлять Духом Святым. Такое, как в вопросе, происходит в бездуховных семьях, которые вообще не молятся. Вот сейчас вы удивитесь, но я вам хочу сказать, что их молитва – все равно что хула: они вставляют имена святых, имя Божие в какой-то матерный каскад осуждений, нелюбви к человеку. Вспоминая святые имена, они даже таким образом их хулят, и духа любви в таком обществе нет. И тогда начинаешь разговаривать с людьми о том, что необходимо производить гигиену собственного духа, начинаешь выстраивать иерархию духовных ценностей (а семейные ценности без иерархии духовных никак не построятся), начинаешь говорить с матерью о детях, с мужем о жене, с женой о муже.

У меня есть большой опыт, когда люди находят взаимопонимание: те, кто хотел сделать аборт, родили ребенка; те, кто хотел разойтись, не разошлись. Тех, кто хочет жить по своим правилам, я не могу заставить жить по-другому, у них и получилось все так, как я и говорил: разрыв отношений. Они говорят: «Проверим». Полгода – и развелись: духовные законы и правила должны иметь научное основание

Церковь – это огромнейший научный институт с большой базой научных знаний, прежде всего психологических, психических законов много известно в Церкви. Почему приходят в Церковь? Потому, что это источник, от которого можно взять полезное.

Следующий вопрос: «Прожили с мужем в городе 40 лет, в деревню ездили только на выходные, а потом муж решил переехать в деревню». Жена не может бросать детей, внуков, свою работу, бизнес и жить в деревне (она городской человек). В итоге, получилось, муж в деревне, жена в городе – в деревню ехать не захотела, муж обиделся. Как здесь быть?

– Здесь надо знать людей, их психотип. Общий ответ – держаться до победного конца вместе, пусть муж ухаживает за домом в деревне, чтобы было место, когда приедет жена с детьми и внуками погостить. А жена пусть содержит квартиру: когда в деревне будет очень холодно и неуютно, можно будет приехать в город и побыть вместе. Поэтому рубить отношения не нужно – надо как-то находить общий знаменатель и из всего изыскивать духовную пользу, тогда будет всем хорошо.

Следующий вопрос: «Супруга предала, развелись, есть ребенок. У меня гнев и обида – простил, но забыть не могу. Мы венчаны. В глубине души желаю ей воздаяния за предательство. Это праведный гнев? Обидно до глубины души».

– Здесь видно, что человек собственник. Сказано в Писании, что двое одна плоть будут. Когда же человек начинает проявлять качества собственника, получается, он себя разделяет с другим и делает из себя единицу, а тот, кто рядом, – ноль, раб. Он не уважает этого человека.

«Ты должна» – это обязанность только по отношению к нему, а в Священном Писании сказано, каким должен быть и муж по отношению к жене. Исполнялось ли все то, что написано в Писании, у них в семье? Был ли у нее духовник? Все ли советы духовного плана решались с помощью духовника и молитвы? Была ли молитва у них вообще?

А так себя жалеть, говорить «меня променяли» – это плохо. Обидно, но зачем так проклинать, желать чего-то плохого? Какой смысл? Если люди взрослые, реально живущие церковной жизнью, они понимают, что нужно работать над характером, над отношениями, над тем, чтобы семья была счастливая. И сейчас этому человеку надо работать над другим. Семья у них не получилась, но есть общий ребенок. Может быть, надо платить алименты и ухаживать за ребенком, чтобы он вырос и помнил, что есть отец? Обиды ни к чему не приведут, только к потере настроения, сна, аппетита, обретению болезней желудка и всего подобного в таком духе.

Был вопрос (его часто задают), касающийся Иисусовой молитвы: «Как правильно ее читать: можно ли просто читать, или нужно благословение?».

– Можно: бывают жизненные обстоятельства, когда ум находится в житейском мусоре – все время куда-то лезет, о чем-то думает. Непродуктивное мышление.

Молитва Иисусова очищает от всего наносного, лишнего, поэтому, когда человек идет на работу и внутри себя произносит сердечное: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», это хорошо. Главное, смотреть на дорогу, светофор, чтобы не было никаких происшествий. Или человек за рулем, чтобы это не было в ущерб (а то он будет говорить: «Я молился и в аварию попал», – а Бог здесь ни при чем). Это такое подспорье, помощь человеку, который нуждается в духовном лекарстве: Иисусова молитва – очень сильное духовное лекарство.

Следующий вопрос: «Как быть? Муж пьет, мы закрываемся в комнате, а он нас проклинает».

– Проклинает же на пьяную голову, в состоянии аффекта, поэтому это все недействительно.

А проклятие может быть действительным?

– Это я в шутливой форме говорю. Нет, конечно: оно не должно никак задевать православного христианина. Не нужно обращать внимание – человек больной, ему надо лечиться. Когда он выйдет из запоя, надо ему помочь: найти хорошего врача, нарколога и заниматься, заниматься, заниматься, ведь здоровье может очень быстро подкоситься, а жизнь может закончиться.

Следующий вопрос: «Хотелось бы подробнее узнать, что это за состояние души: Блаженны нищие духом».

– Всегда люблю этот вопрос и с радостью отвечаю на него. Блаженны нищие духом – те люди, которые нуждаются в Боге постоянно.

Они сходили в храм Божий – им мало. Получили святые таинства – им мало. Помолились – им мало. Они хотят все время слышать о Боге, быть с Богом, хотят пожертвовать на строительство монастыря, храма, хотят остаться в хорошей памяти Церкви. Все время хотят совершенствоваться и приносить пользу Церкви.

А есть люди богатые духом, одухотворенные: обычно они неверующие, но одухотворенные музыкой, произведениями писателей, музыкальными произведениями. Они считают, что постигли высоту духа – и летают, парят. Но это, как правило, люди эмоциональные, они душевны, а душевные силы заканчиваются. Мы помним, что люди, работающие в актерской среде и очень сильно пользующиеся душевными качествами, не компенсируя душевные качества духовными (молитвой, созерцанием о Боге), истощаются. А когда истощается душа, истощается и тело: отсюда неврозы, неврозоподобные состояния, психологические проблемы, которые необходимо решать. Здесь надо иметь знание, что тело эмоционально питается от души, а душа питается от духа, дух питается от Бога.

Следующий вопрос – провокационный: сейчас часто говорят, что приходят последние времена, что в связи с этой пандемией, пагубным поветрием, будет вакцинация, через которую мы получим печать антихриста. Батюшка, Вы медик, знаете, что такое вакцина; объясните, пожалуйста, это вообще возможно?

– На самом деле уже возникает чесотка от таких вопросов. Помню, когда внедряли ИНН, была паника, истерика…

Вакцина – средство, чтобы научить иммунитет бороться с инфекцией. Сейчас возникла эта инфекция, ее надо побороть, научить организм с ней бороться. Поэтому проводятся обычные в плане науки мероприятия, в лабораториях производят вакцину – и в конце концов человеку ее введут: это поможет ему выжить, если он встретится с инфекцией.

Ввести с вакциной чипы? Надо просто представлять, что это такое. Чип – электронное устройство, которое нужно вживить. Это инородное тело – организм будет его отторгать. Показывают места на кисти (между большим и указательным пальцем), под лопаткой – мягкие области, где он не мешал бы. За границей чипируются больные люди. Допустим, людям с болезнью Альцгеймера чипирование даже полезно: человек может потерять документы, или брелок, который носит на шее, может сорвать. Людям с болезнью Альцгеймера или больным сахарным диабетом, может быть, наличие такого устройства медицинского назначения было бы полезно.

Человек, который не имеет потребности в этом устройстве, конечно, лучше бы отказался от него, ему это не нужно... Но через вакцину ввести чип обычной иглой – это абсурд. Это все равно что в детскую игрушку вставить самолет «Боинг» – выглядит примерно так.

Есть важный фактор вообще: это – отречение от Христа?

– Люди не читают Священное Писание, Апокалипсис. Тот, кто читал Апокалипсис, читал и толкования, и в толкованиях сказано очень аккуратно и понятно, что будет правитель, которого будут все знать. И отречение будет явное. Люди будут выбирать: или здесь, или здесь. А Христос говорит: «Когда Я приду судить, найду ли настоящего верующего, найду ли веру?». То есть люди настолько развратятся соблазнами мира сего, что перестанут верить во Христа: будет антихрист, показывающий чудеса, которые будут удовлетворять животные потребности людей.

Христос хочет сердце, нашего отречения от мира, а они скажут: «Зачем нам такой Христос? Мы пойдем за антихристом».

Эти явления не будут исподволь, через чипирование, – они будут явными. Все будет по-другому, но через эту вакцину – нет.

Не показатель ли духовной безнравственности то, что люди зачастую не слушают наставления священников, Священноначалия, верят каким-то непонятным байкам?

– Так сейчас и происходит.

А почему так происходит? Почему мы не верим приходскому священнику?

– А достаточно ли образован приходской священник? Достаточно ли компетентен, чтобы отвечать на эти вопросы? Нашел ли он общий язык с людьми?

Но если священника физически на всех не хватает? Это тоже факт.

– Здесь священник должен как-то уметь раствориться, расплавиться и объединить всех. Это психологические приемы, моменты, а главное – молитва. Он должен звать всех на молитву и быть одинаковым отцом для всех. Тогда все будет хорошо.

Нужно совершенствоваться. Когда врач идет лечить больного, он сдает определенные экзамены, получает квалификацию, все время ее повышает, он знаком с теми или иными требованиями Минздрава, знаниями, которые получены системой здравоохранения.

Так должно быть и в Церкви. Человек должен все время совершенствоваться. Если он живет не ради Иисуса, а ради куска хлеба, то, конечно, будут и разлады, и нестроения, и различные проблемы.

Батюшка, последний вопрос: «Как быть всем в мире, перестать сомневаться даже в простых истинах, как быть едиными? Сейчас мы почему-то разделяемся в некоторых вопросах».

– Ибо не хватает любви. Любовь – это жертва. И эта проблема была настолько важная, что Сам Господь Иисус Христос пришел решить ее с Неба на землю. Он сказал: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; по тому все узнают, что вы ученики Мои». Должна быть любовь – работа над собой, жертвенность, не свое «я», не самоличное что-то... Мы должны просить у Бога, чтобы Он даровал нам любовь, это качество, этот дар. Вот и все.

Спасибо, батюшка, за беседу. Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе!

Записали:
Елена Кузоро
и Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс