Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня, когда Евхаристическая, общинная жизнь православных верующих претерпевает изменения, посещение храмов ограничено и полноценная приходская жизнь практически недоступна, встает вопрос, как сохранить в себе молитвенный, покаянный настрой, как сберечь своего «внутреннего христианина»?
– Наше желание сберечь в нынешних условиях так называемого «внутреннего христианина», то есть ту часть личности, которая желает жить подлинно христианской жизнью, говорит, в первую очередь, о каких-то наших духовных проблемах. Предположение, что у нас есть такой «внутренний христианин», свидетельствует о нашем духовном «расслоении», о наличии у нас разных личностных масок – и в этом мы можем серьезно ошибаться. Мы не должны быть «многослойными», мы должны быть цельными. Это достигается каким образом? Когда наши христианские ценности и вера становятся единственным нашим ориентиром в жизни. Это не просто на самом деле. Над этим нужно трудиться.
В словах «внутренний христианин» есть отголосок этой самой проблемы духовной, когда мы пытаемся сделать хорошее, а внутренне, в сердце мы с этим не согласны или не хотим – не хотим бороться со страстями, ограничивать себя, заповеди выполнять. Эта наша раздвоенность – показатель того, что пока мы неопытные люди. Получается, что, если наша цель – встретиться со Христом, чтобы Он был не просто где-то там, в стороне, а я – где-то отдельно и «иногда я к Нему прихожу». Чтобы эта встреча была действительно настоящей, то условий специальных для этого не надо.
В любых условиях христианин должен оставаться христианином. Если нас какая-либо ситуация вышибает, надо посмотреть на что? На то, усвоили ли мы основы веры. Потому что, если человек, допустим, что-то не усвоил или по-своему представляет веру, основу веры или вообще жизнь христианина, тогда получается, что любой слом привычного очень сильно на него влияет.
Допустим, человек потребительски относится к Богу или к Церкви, и когда что-то происходит не то, что он желает, рождается такое «я же Тебя просил, а Ты не дал мне», или «я свечки ставил», или «я же попостился».
Очень часто этот слом привычного уклада сбивает человека. Что тогда происходит? Человек впадает в печаль, как правило. Из-за чего это происходит? Из-за того, что мы не до конца усвоили тему Промысла Божия. То есть если в наше время это происходит, то происходит оно для нас. Это урок для нас, если мы в этот момент «расквасились», прекратили молиться, живем в страхе, панике, продолжаем сеять панику в других людях – вместо того, чтобы быть твердыми, бодрыми и боеспособными в духовном плане. Что это за духовная боеспособность? Это способность человека контролировать себя, свои чувства, понимать, что та паническая информация, которая приходит, она разрушительна; надо отключить телевизор, открыть книгу, начать трудиться над собой.
То есть сейчас в этом плане условия хорошие. Понятно, что это сложно. Но в этих сложностях для нас, людей, которые прожили кризисы 1992, 1998, 2008 годов – что в них нового?
А что касается внешних отношений, того, как сохранить общинную жизнь?
– Полгода назад отец Игорь Бачинин на конференции говорил о том, что признаком существования приходской общины является какая-либо проверка, кризис. Случился кризис, и мы должны вместе выживать, поддерживая друг друга, поддерживая храм. И получается, что если есть община в храме, люди заботятся друг о друге – замечательно священник потрудился. А если общины нет, то возникнут проблемы и в содержании храма, и в помощи друг другу.
В сегодняшней обстановке мы должны сохранять связь. Эта связь многоуровневая. Молитвенная связь. Нам никто не мешает молиться дома, даже если условий нет. Молиться так, что твои неверующие родственники даже не поймут, что ты молишься. У нас есть календарь, и мы знаем, какое Евангельское чтение, апостольское чтение в этот день. Можно прочитать знакомые молитвословия. Прямо стремиться к какой-то форме, мне кажется, не надо. В этом плане у каждого есть своя любовь к какой-то молитве. Надо учиться молиться самим. Это время можно посвятить чтению толкования Священного Писания.
Кто нам мешает продолжать следить за собой – за своими грехами, страстями? В этих условиях очень часто вскрываются все наши немощи. Так, одно дело, когда ты детей увидел спящими утром, приходишь с работы – видишь спящими ночью. А тут, оказывается, что они живые, что-то хотят, бегают, кричат. Собаку можно выгулять, а ребенку нельзя погулять. И все наши страсти выходят наружу.
Это, наоборот, не время расслабления, а время особой активизации духовной жизни христианина, когда нужно собраться. Важно понимать, что Бог дает возможность потрудиться сейчас – со своими детьми пообщаться.
Есть фильм «Жизнь прекрасна» режиссера Роберто Бениньи про то, как в нацистский концлагерь попали отец с маленьким сыном, и тот преподнес ребенку эти условия заключения как игру, и сын относился ко всему как к игре. И душу ребенка отец сохранил. Суть вопроса в том, что это жертва отца.
Кто нам мешает реальную жертву ради детей принести, чтобы организовать совместный досуг, а не просто сидеть в интернете и смотреть ужасы современной паники? Это тоже важно.
Нынешний период полезно воспринять как возможность «перезагрузить» семейные отношения?
– Но только в хорошем смысле. Не так, как в странах, где после карантина зафиксирован всплеск разводов – когда люди, оказавшись вдруг вместе в четырех стенах, понимают, что они чужие друг другу.
В 2000-х годах прошла волна иностранных фильмов про зомби-апокалипсис. Поскольку я как историк изучал мифологию, мифологическое сознание, мне было интересно, как обычный человек превращается в зомби. Это очень хорошо показано. Мне было понятно, что посредством кинематографа идет формирование модели отношений: «Твоя жизнь тебе дороже, чем твой близкий». И мне было понятно, что происходит внедрение в массовое сознание идеи о том, что твой ближний сегодня может быть другом, а через пару секунд – он твой враг.
Разрушение семейных, общественных связей начинается с того, что ты допускаешь мысль, что твой любимый человек в любой момент может стать твоим врагом?
– Да, мысль пошла, дальше уже согласие идет. А за ним и действие. Человек сам может не думать об этом. Но вот, например, ситуация вирусная – и, пожалуйста, идут люди в масках и говорят: «А вон те без масок, они нас сейчас заразят». И начинается разобщенность, а затем и противостояние в обществе.
Или когда кто-то в семье идет в храм, а родные его не понимают и возникают конфликты…
– Мы с этим сталкиваемся – типичная история, которая сейчас происходит. У нас же довольно много семей, где не все христиане, «смешанные» семьи – в духовном плане. Обычная традиционная история: муж пошел в алкомаркет, в который ходить можно, а в мире вообще Страстная пятница, супруга собирается идти в храм. И этот человек устраивает истерику, чтобы жена не ходила в храм, потому что она принесет в дом заразу. Это традиционная история. Мы сегодня 40% прихожан потеряли. Большинство из них – это не те люди, которые впали в панику и начали бояться. Такие люди тоже есть, но их единицы на самом деле. Большинство – это те люди, которые сохраняют веру, но жертвуют собой, чтобы близкие не истерили, но при этом они продолжают быть христианами, держат связь с храмом.
Когда вся эта история началась, я говорил: «Братья, сестры, мы можем заразиться, можем заболеть с вами все. Но я прошу что сделать? Признаки ОРВИ начались, первое – звонишь врачу, второе – звонишь в храм, третье – начинается самоизоляция. Почему это важно? Чтобы в церкви молились за тебя, интересовались тобой. Чтобы ты не оказался потерянным».
Хотя бы на уровне телефонных звонков поддержка необходима. Часто человеку не хлеб нужен, а именно духовная, психологическая поддержка.
Что делать, когда страшно?
– В кризисные моменты очень хорошо молиться, когда тебе страшно, когда ты беспокоишься за свою жизнь.
Нам надо понимать, что мы не должны впадать в печаль – Промысел Божий распространяется не только на какие-то глобальные истории – каждая секунда жизни зависит от Него. Доверять Богу, молиться, видеть свои немощи, каяться.
Напомним, мы продолжаем публиковать духовные наставления священнослужителей Екатеринбургской епархии о том, как оставаться причастными к богослужебной жизни и не оставлять духовное делание. В прошлых интервью благочинный Арамильского церковного округа, настоятель Свято-Троицкого храма города Арамили иерей Игорь Константинов назвал карантин возможностью уйти «в некую духовную пустыню» для того, чтобы в нашей жизни появилось больше молитвы, и рассказал, о том, как правильно читать Священное Писание и Евангелие, в частности.
– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!О событии Вознесения мы знаем из Евангелия, а также из Книги Деяний апостольских. Евангелист Лука достаточно подробно описывает это событие, и в Книге Деяний мы встречаемся с очень важным эпизодом, исполненным очень глубокого и спасительного смысла. Когда Господь возносился, апостолам явились некие мужи, ангелы Божии, и сказали с некоторым удивлением, словно ничего особенного не происходило: «Мужи Израильские, что вы стоите и смотрите, как Иисус возносится на небо? Будет время, когда Он снова явится вам, и вы будете видеть Его нисходящим с неба так, как видите сейчас восходящим на небеса» (см.: Деян. 1, 11).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.