Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы ответим на вопросы, которые не успели озвучить в прошлых передачах.
«Прошу Вас разъяснить момент, который меня очень смущает. Вечернее правило завершается молитвой исповедания повседневных грехов, «яже содеях во все дни живота»». Эту молитву Господь принимает как Исповедь (там перечисление грехов)? Объясните, пожалуйста.
– Исповедь – таинство, и как это происходит, никто не знает. Но мы знаем, что нужно, чтобы Исповедь произошла, каким должен быть наш настрой: глубоким покаянием в своих грехах. Если человек приходит на Исповедь и в этот момент только начинает вспоминать свои грехи, по-настоящему Исповеди не произойдет. Работа над Исповедью начинается в тот момент, когда вы отошли от Исповеди и готовитесь к следующей. Перечисление грехов – тоже Исповедь. Как это по-другому назовешь?
Более того, мы с вами знаем пример Марии Египетской. У нее было не так много Исповедей в жизни: две в начале ее пути и две в конце. Тем не менее, сугубая молитва на протяжении 17-ти лет о прощении грехов сделала ее святой. Так что вне всякого сомнения любая молитва – взаимодействие с Богом. И на любую молитву, если в ней присутствует покаяние, Бог дает ответ, в том числе и через прощение грехов. Но особое, сугубое прощение грехов происходит именно в таинстве Исповеди, поэтому молитва этого таинства не заменила даже для Марии Египетской – такой подвижницы, которая уже в этом мире жила как ангел. Даже для нее понадобилось все-таки 4 Исповеди, если я не ошибаюсь.
Да, надо молиться каждый вечер, и в каждой молитве должно быть изливание души перед Богом, а не просто вычитывание текста. А потом приходите на Исповедь, и если молились от всей души, то и Исповедь произойдет совсем по-другому, не станет простым «перечислением грехов». (Один батюшка строго называл это «отчетом о проделанной работе».) Будет не просто отчет «здесь согрешил и здесь», а будет глубина покаяния. Бог на Исповеди прощает грехи именно в той степени, насколько глубоко ты каешься в своих грехах.
Священник-то всегда прощает грехи, а как Бог решит? Мы не знаем: Бог-то всегда готов простить грехи, но для этого нужно покаяние. Возьмем нас с вами, грешных. Вот мы с вами поссорились, я к вам прихожу и говорю: «Сереж, да ладно, что я тебе такого сделал? (А сделал, может быть, что-то страшное.) Да ты сам виноват на самом деле». И вы подумаете: «Что-то отец Александр прощения-то не просит. Я, конечно, прощу по-христиански, куда денешься (на словах), но вижу, что он не кается передо мной, не просит прощения (прощение перед человеком – это тоже покаяние перед ним)». Так и перед Богом: если человек не кается перед Богом, то не происходит изменения души. Ведь Исповедь – не просто «уход от ответственности», это перерождение, преображение души. А когда мы хотим уйти от ответственности, тогда перечисляем грехи: перечислили, чтобы грешить дальше.
Не так, чтобы уж очень сильно, но «как все» – у человека нет желания измениться, преобразить свою душу, избавиться от грехов, а просто есть желание уйти от ответственности за грехи. Такая Исповедь несостоятельна.
А если человек кается и с покаянием приходит к Богу, то здесь происходит именно преображение души: сама душа хочет расстаться с грехом, она даже об этом плачет, и сердце вопиет к Богу. Насколько это в нас присутствует в момент Исповеди, настолько Господь прощает грехи. Почему? Потому, что мы их не хотим повторять, и Бог идет навстречу нашему желанию, которое естественно совпадает с Его желанием, чтобы мы стали святыми.
Вопрос: «Как соблюдать заповедь Божию „чти родителей своих“, если родители лишены прав и не хотят заботиться о своих детях?».
– Какими бы они ни были, они дали нам жизнь, – и это никуда не денешь.
Мы через них получили жизнь. Мог бы быть аборт, но они нас родили, как-то выходили, заботились, пусть не очень хорошо, как в некоторых семьях. Поэтому, если мы не будем их чтить, то у нас блага не будет: «Чти отца и мать, и благо тебе будет». Если мы не будем чтить родителей, какими бы они ни были, нам блага не будет, и в нашей семье может повториться то же самое, что было у наших пап и мам, которые были не очень хорошими, раз их даже лишили прав. Если мы хотим быть лучше их, быть хорошими родителями своим детям, мы должны чтить своих родителей.
А если родители приемные, тоже включается пятая заповедь?
– Конечно. Эти люди взяли ответственность за чужого ребенка. Очень часто дети не знают, что родители приемные, они считают, что родные. Но если усыновляли (удочеряли) в возрасте 4-х – 6-ти лет, ребенок, конечно, помнит, что он не родной. Но есть русская пословица: не тот отец, кто родил, а кто воспитал.
Такой вопрос: «У меня 3 внука, и все ходят без крестика. Что делать?».
– Молиться за них, но не требовать этого к ближайшему понедельнику. Надо за них молиться, и Господь в какой-то момент начнет их приводить к Себе – это может быть в 20, 25, 30, 40 лет: наше дело молиться, а Господь уже будет действовать. И не надо отчаиваться.
Один человек мне рассказывал (ему уже было примерно лет 45), что его к вере привела бабушка. Она водила его в храм в советское время (сейчас ему уже за 50 – он мой ровесник). Потом она умерла, он перестал ходить в храм, и в какой-то момент у него что-то щелкнуло, ближе к 40 годам он вдруг вспомнил все, что было у него с бабушкой в храме, и пошел в храм. Как проросли эти ростки?
Даже психология признает, что наше сознание – только верхушка айсберга. Поэтому что происходит, когда благодать входит в душу человека, особенно ребенка, только Бог ведает. Но это краеугольный момент – не зря Христос называет Себя камнем. Это может взойти, если присутствует в душе и человек сознательно это не затопчет, не отвергнет Бога. В том числе и молитва бабушки – это сеяние семян.
Мне один человек рассказывал. Он отдыхал на Кубе, заплыл в океан, лег на спину и начал смотреть в голубое небо. И вдруг стал осознавать, кто он, откуда, пошли такие интересные мысли при созерцании бездонного неба – и он обратился к Православию. Какое-то семя вдруг взошло.
Молитва никогда не пропадет, надо верить. И если в человеке есть хоть что-то, за что можно зацепиться, в какой-то момент это прорастет – может быть, мы этого не увидим и уже отойдем в тот мир в силу возраста и болезней: человек может прийти к Богу в 60, 70 лет. Мой папа воцерковился в 72 года.
Вопрос телезрителя: «Можно ли обращаться за лечением к чувствительным людям? Лечение биоэнергией и гипнозом – это только от дьявола? Бывает ли это Богом данный талант? Способность психиатра гипнотизировать – от дьявола?».
– Не надо все смешивать. Психиатрия – это наука, область медицины, есть люди, которые в ней нуждаются (например больные шизофренией). А что касается гипноза, Церковь против этого: неизвестно, что это такое, как работает, с чем взаимодействует. Здесь явно происходят какие-то духовные процессы, и не факт, что христианские. Поэтому от гипноза надо воздержаться.
Конечно, бывает очень интересно, иногда смешно, когда людей гипнотизируют и те что-то творят на сцене. Но лучше с этим не играть, так как неизвестно, чем все потом обернется.
Ко мне в храм приходила одна женщина и рассказывала: ее муж тоже сходил к такому «чувствительному» человеку, тот что-то сделал… Короче говоря, муж был пьяница, алкоголик, а после этого пить бросил. Кажется, все замечательно. Но женщина мне говорит: «Лучше бы он пил». Когда муж был пьяницей, с ним было тяжело, но в трезвом состоянии он был хорошим, нормальным, добрым человеком. «А сейчас, – говорит эта женщина, – я боюсь, как бы не пришлось развестись: он настолько злобный, черствый, прожженный эгоист! И притом постоянно – раньше-то протрезвеет и становится нормальным. Но теперь с ним очень тяжело». Вот пример. Да, произошло избавление от недуга, но какой ценой! Не зря в европейских сказках, когда дьявол помогает, он берет взамен у человека душу. Вот и здесь дьявол взял у человека добро из души – только, к сожалению, это не сказка.
Все-таки есть традиционная медицина, есть молитва.
– Есть и нетрадиционная медицина – остеопаты, гомеопаты, массажисты, травники; если в их методах не присутствует биоэнергетика и тому подобное, это нормально. Медицина – это физика, химия, биология.
Мы, современные люди, очень странные: если услышим якобы научный термин, сразу успокаиваемся. А что за этим термином стоит? Биоэнергетика: что, как, почему? Обычные вопросы человека, который имеет нормальное критическое мышление. Но порой бывает так: раз «научный» термин, значит – все хорошо.
При этом с недоверием относятся к обычным врачам – «в больнице залечат» и так далее. Сейчас многие начали понимать, что это не так. И еще есть случаи, когда под видом какого-то необычного лечения из людей просто выкачивают деньги.
– Бывает, что люди, которые выкачивают деньги, и сами обманываются, сами верят в то, о чем говорят. Бесы ведь могут обмануть и своего приспешника, и тот, кто им искренне верит, будет даже лучше работать, чем тот, кто играет.
Вопрос телезрителя: «Была в одном храме, видела, как на службе священнику помогала монахиня. Меня немножко смутило это. Ведь женщинам нельзя заходить в алтарь». (Кстати, на просторах интернета есть фотография из Сербии – девочки в алтаре.)
– По поводу девочек не знаю, а вообще-то есть канон: я сейчас точно не помню, но, кажется, больше 60 лет должно быть женщине, чтобы она могла прислуживать в алтаре. И, как правило, это как раз монахини. В женских монастырях так происходит. В храме, где я начинал свою алтарническую деятельность, была старая монахиня – ей было уже лет 80. Мы, алтарники, приезжали, она говорила: «Ой, пономари молодые приехали! Я могу помолиться». Она там алтарничала, жила при храме – монастырей в начале 1990-х было еще мало.
Даже был институт вдов, о котором мы можем прочитать в посланиях святых апостолов. Апостол Павел говорит, чтобы молодые вдовы выходили замуж, рожали детей и не ходили по домам смущать людей, а вот пожилые и благочестивые (хотя бывают пожилые и сварливые, иная похлеще молодки будет языком трепать), молчаливые, вдумчивые – почему не могут служить? Все-таки во Христе нет уже иудея, ни язычника… нет мужеского пола, ни женского.
Вопрос телезрителя: «Антоний Великий сказал: не возвращайся в город, в котором некогда грешил ты пред Богом. А к людям, с кем грешил, тоже не возвращаться? Лучше с ними не общаться? Правильно ли я понимаю?».
– Это нельзя так универсально понимать. Вот человек обратился к Богу, а у него семья, работа, круг, который он не может просто так сменить: человек может быть адвокатом, инженером, врачом – много кем. Могут быть люди, с кем не просто общался и дружил, а именно осознанно грешил, пил, блудил, еще что-то, то есть было общение на основе греха, и было бы безумством думать: «Если я обратился к Богу, это все пройдет мимо меня, я человек уже твердый в своих убеждениях».
Много раз люди говорили: «Батюшка, все нормально, все хорошо, все под контролем». А приходит через неделю женщина, которая такое говорила, беременная, – но не от мужа. Так что, как говорят святые отцы, лучше все-таки себе не доверять.
Раз считаешь, что способен пойти на грех, то не надо себя искушать. Если любил выпить, не ходи в пьющую компанию; если любил блудить, не общайся с женщинами легкого поведения, со своими бывшими любовницами и так далее. Многие батюшки говорили: «Мы себя не знаем».
Вопрос Натальи из Самары: «Как правильно молиться о детях, о своих близких? Краткой Иисусовой молитвой? Или есть какие-то еще молитвы?».
– Так, как Бог на душу положит. Кто-то любит читать акафисты, кто-то – каноны, кто-то с Псалтирью не расстается, кто-то – делатель Иисусовой молитвы (ими бывают не только монахи, но и миряне, даже самого светского вида). Как душа расположена, так и молитесь: вопрос не что читать, а как. Если будете молиться от всего сердца, то форма молитвы не имеет значения.
Вопрос телезрителя: «Как снова уверовать в Бога? Как не впасть в крайность в вере? Очень часто слышу, что верующие перекладывают ответственность за свою жизнь на Бога. Получается вера в магическое чудо: Бог за меня все сделает».
– Кто так перекладывает, тот очень быстро поймет, что Бог за него ничего не делает.
Бог нас без нас не спасает – есть такая формула святоотеческая. В 1920-х годах протоиерей Валентин Свенцицкий, известный богослов, духовный деятель, давал такой образ: вот лежит камень, который поднять нельзя; подхожу, напрягаю все силы, у меня темнеет в глазах, но я все равно рву этот камень наверх, и он движется. Я понимаю, что своими силами ни за что бы его не сдвинул, – его сдвинул Бог. Но если бы я все свои силы не израсходовал, то Бог этот камень тоже не сдвинул бы.
Бог к нам приходит на помощь, когда мы все свои силы направили на то, чтобы выполнить Его волю. Господь дал нам разум, тело, волю, сердце, эмоции, чтобы мы искали Его, чтобы сознательно исполняли Его волю. По-другому никак не получится.
«Апостол Иоанн говорит, что нужно молиться за других людей, но делает такую оговорку: молиться за человека нужно, если он не согрешает грехом к смерти. Объясните, пожалуйста, как это понять. Ведь смертных грехов много».
– Очень непростой вопрос. Если понимать буквально, то получается, что ни за кого молиться нельзя. Кто у нас без гордости? А гордость – смертный грех. Мы ведь в какой-то степени сознательно гордимся – обижаемся, еще что-то. «Да, я обиделся – что же он такое сделал?». Получается, если кто-то лопатку почесал или чихнул лишний раз – только за такого человека можно молиться, то есть когда речь идет о каких-то мелочах. А все грехи – серьезные.
Смертный грех может привести к духовной смерти. А к ней может привести любая из 8-и страстей (и все 8 страстей в нас присутствуют). Возможно, у апостола Иоанна речь идет о том, что человек сознательно отвергает Бога – это сродни хуле на Духа Святого, а она не простится ни в этом веке, ни в будущем. То есть человек знает, что есть Бог, есть Христос, есть добро, и отказывается делать добро, – не только Христа не признает, но любовь и добро не признает, сознательно выбирает зло.
Своим прихожанам я говорю, что надо молиться, но за сознательных колдунов, экстрасенсов (к сожалению, они есть) я бы молиться опасался – могут быть искушения. Ведь эти люди находятся под сугубым влиянием бесов, более того, в некоем союзе с бесами – бесы через них действуют эффективно, действительно могут сделать что-то, о чем такой человек просит, но только это не в направлении любви. И если ты за такого человека будешь молиться, то встретишься с бесовской силой.
Расскажу маленький сюжет из моей жизни. Мне дали посмотреть фильм католический, про экзорцистов – тех, кто изгоняет бесов, и попросили прокомментировать. Фильм сделан хорошо, чувствуется даже, что на реальном материале. Некий католический семинарист теряет веру – не совсем атеистом становится, но чувствует, что не может стать священником. Его отправляют к экзорцисту, говорят, что это опытный священник. И вот там происходит изгнание бесов.
Я фильм посмотрел, мне он не очень понравился, конец там вообще ужасный с точки зрения Православия. Смотрел я поздно вечером, один, все дети спали, матушка занималась хозяйством и даже не заглядывала – она не любит такие вещи. Я смотрел из чувства долга, так как меня попросили. После просмотра диск сломал (тогда еще диски были) и выбросил на помойку, чтобы кто-то еще, не дай Бог, не посмотрел.
В фильме был момент, когда мальчика во сне кусал красный бык – мальчик просыпался, и у него были следы укусов. И к нему вызвали экзорциста изгонять беса. Вот я посмотрел. А утром моя дочь просыпается – ей тогда было лет 10 – и говорит: «Мама, меня всю ночь кусали красные драконы». И показывает руку, синяки. Вот как это объяснить? Фильм она не смотрела – спала. Но вот так было – я свидетель. Поэтому с такими вещами лучше не иметь дела. Видите, это был только фильм, не какой-то реальный человек, и то это вызвало такое явление в моей семье.
Однажды я молился за одного психически больного – ему было страшно, меня попросила об этом прихожанка. Я прочитал акафист, звонит прихожанка, благодарит, закрываю молитвослов, исполненный чувства, что сделал доброе дело. Заходит моя дочка – другая – и говорит: «Папа, мне страшно». Потом она месяц спала с иконами и с включенным светом. Искушение, – но не просто искушение, а связанное с конкретной ситуацией. Бесовская сила все-таки существует – не зря Оптинские старцы говорили, что люди, которые в бесов не верят, не спасутся.
Батюшка, у нас осталось не много времени, прошу Вас коротко закончить нашу программу какими-то добрыми словами в адрес наших телезрителей.
– Сейчас мы, священники, читаем одну ектенью, чтобы развеялась эта зараза, а вторую – о том, чтобы не бояться (так я воспринимаю это прошение). Не бойтесь: волос не упадет с головы человека без воли Божьей. Если есть Христос и Он Воскрес, не должно быть никакого страха. Со Христом Воскресшим мы сильнее даже смерти. Нам надо вдуматься в то, что Христос воскрес, и вздохнуть свободно, без страха – соблюдая карантин, масочный режим, все, что нужно. Но внутренне нужно быть свободным человеком, потому что Христос Воскрес.
Записали:
Елена Кузоро
и Игорь Лунёв
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.