Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1064) → Протоиерей Феодор Бородин: «Молитесь за обижающих вас»

Протоиерей Феодор Бородин: «Молитесь за обижающих вас»

№23 (1064) / 8 июня ‘20

Беседы с батюшкой

Сегодня мы ответим на вопросы телезрителей.

Вопрос: «Когда можно крестить новорожденного ребенка и можно ли протирать ребенка некрещеного святой водой? Какую молитву читать над кроваткой, если ребенок еще некрещеный? Можно ли на него надеть крестик?».

Этот вопрос очень актуальный, потому что сейчас невозможно принести ребенка в храм крестить.

– Крест все-таки надевают в определенный момент на совершении таинства Крещения, поэтому надевать его до этого рановато. Молиться о ребенке, благословлять его, кропить его святой водой, помазывать, конечно, можно. Но надо сказать, что если есть «страх смертный» (что-то с ребенком, есть угроза жизни), то крестить ребенка может любой мирянин. Это таинство вхождения в Церковь может преподать любой из членов Церкви. Самый известный случай – когда Робинзон Крузо крестил Пятницу.

Любой может взять святую крещенскую воду, правильно произнести формулу: крещается раб Божий такой-то во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь. Сейчас и священника не пускают в больницу, за редким исключением, и в храм принести ребенка нельзя. Я думаю, если «страха смертного» нет, надо подождать. Это кончится (надеемся, рано, а не поздно).

Вопрос: «Человек меня считает своим врагом, а я его врагом не считаю. Если я молюсь за него, что это дает ему и что дает мне?».

– Надо сначала разобраться, почему человек считает вас врагом. Помните из детской песенки: «Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист»? Мы кому-то причинили зло, сами на человека не обижаемся, а замечать, что мы не правы перед ним, не хотим. Может быть, в ваших поступках было что-то недолжное по отношению к кому-либо? В этом надо раскаяться, попросить прощения. Бывает, что человек не хочет примиряться. Тогда остается молиться (автор вопроса прав). Что это дает? Очень хороший вопрос. Господь сказал: любите врагов ваших. Силуан Афонский говорит, что это совершенный показатель того, что ты настоящий христианин. Но рядом сказано: молитесь за обижающих вас. Потому что, если человек злится на меня, я обычно злюсь в ответ. Эта злоба – уже мой грех, он разъедает меня изнутри, он меня от Бога отсекает. А если я за человека начинаю молиться, то приходит благодать Божия, она меня освобождает от злобы. Я перестаю злиться, не грешу.

Апостол говорит: не будь побежден злом, побеждай зло добром. Молитва есть добро. Надо сказать, не всегда, гарантий в этом вопросе нет, но почти всегда, если молишься за человека, который негативно к тебе относится, рано или поздно его отношение к тебе тоже меняется. Его сердце начинает чувствовать благодать Божию. Допустим, зять молится за тещу. У них тяжелые отношения. Не получается договориться, есть и его вина, и ее, есть ревность (одна любит дочку, другой – жену, делить не хотят). Кто-то из них начинает молиться – и постепенно, как бы сама собой (а просто Господь приходит) ситуация исцеляется. На самом деле нельзя любить жену и не любить ее маму. Это неправильно, такого не может быть. Только по греху нашему такое может быть. Молитва дает то, что Божия помощь исцеляет неприязнь, ненависть, вражду. Исцеляет, сжигает ее.

Вопрос: «Я очень часто кричу на своих домочадцев. Сначала вырывается гнев, потом осуждение самой себя. Много статей прочитала, как с этим бороться, каждый день пытаюсь сдерживаться, молюсь, прошу терпения у Бога, но все продолжается день за днем. Как быть?».

– Раздражение происходит, как и уныние, от гордости. Я иду по доскам пола, и вдруг торчит сучок. Он не должен торчать, я беру молоток и начинаю по нему бить. В конце концов в остервенении делаю в доске дыру, та ломается, проблем становится больше, но мне кажется, что я удовлетворил свою страсть. Ни одна страсть не уменьшается от того, что вы ее удовлетворяете. Это аскетическая аксиома. Не уменьшается страсть чревоугодия от того, что вы наедитесь досыта и даже больше. Страсть гнева, которая проявляется в раздражении, не исцеляется и не утоляется тем, что вы дали себе возможность ее реализовать. Она только увеличивается, она жиреет от этого.

Здесь я себе напоминаю слова апостола Павла: любовь не раздражается. Если я раздражаюсь на самых близких, дорогих и любимых, это потому, что я их плохо люблю, неправильно люблю. Я считаю, что они должны быть такими-то. Сейчас они должны оставить меня в покое, прекратить вякать. А если я их люблю ради них, то сейчас мне надо не в планшете статьи читать и лайки ставить, а пойти и поговорить с ними. Я не хочу этого делать, я эгоист. Раздражается эгоизм, себялюбие.

У меня был такой случай в жизни. Была очень большая нагрузка помимо храма, и я очень сильно уставал. Это было больше той меры, которую я мог выдержать, хотя был тогда достаточно молод. Приезжая домой, давал себе разрешение в раздражении детям указать, почему здесь беспорядок, почему там не так. «Обувь уберите, со стола вытрите. Мама беременная, она не может этим заниматься». Не то чтобы я кричал, просто было раздражение. Однажды я открыл дверь ключом (не стал звонить) и вдруг слышу разговор моих уже выросших сейчас старших сыновей: «Папа пришел, ругаться будет». Мне стало так стыдно: вот он запомнит на всю жизнь, что папа приходил из храма (!) и сразу ругался. Вот память детства. Детство быстрое, оно пройдет, а на памяти человек будет, как на фундаменте, строить всю свою жизнь.

Дальше я стал стараться, перед тем как звонить или открыть дверь, сделать паузу, успокоиться. Я объяснял себе, что, если сейчас сорвусь, легче мне от этого не станет, будет только хуже всем, в том числе и мне. Успокоившись, заходил. Любовь не раздражается. Сначала нужно успокоиться. Если надо отругать или наказать ребенка (иногда надо) – делай это не в раздражении. Отойди, прочитай «Отче наш» спокойно, а потом разбери ситуацию с ребенком. Польза будет и тебе, и ему. А если наорешь на ребенка, пользы не будет ни тебе, ни ему.

Вопрос: «Сейчас в психологии часто пишут о токсичных отношениях. Необходимо прерывать их. Это по-православному? Мы с подругой расстались после многолетней дружбы. Обе православные, но я не могу терпеть, когда меня подкалывают, срывают на мне зло; все время плохое настроение. Как быть? Я молюсь о ней и всегда прощаю, но у меня больше нет желания так общаться».

– Достаточно большой комплекс вопросов. Если вы обращаетесь к светскому психологу, вы обращаетесь к человеку, у которого не наша, другая картина мира. В этой картине нет Бога. Этот человек не знает, что грех разрушает душу, а добродетель ее исцеляет. Он подходит ко всему с другими мерками, другими задачами. Главная задача – ваше внутреннее спокойствие (совсем упрощая – комфорт), чтобы все было нормально. Если кто-то мешает вам в этом, вам посоветуют разорвать с таким человеком отношения. Это не голословные утверждения. Одна женщина пришла ко мне в слезах и описала ситуацию, что ее дочь, живущая отдельно, внесла ее в черный список, не отвечает на звонки, не общается. Мама увидела в соцсети, как дочка пишет, что пришла к психологу, который сказал ей: если вы, когда посещаете маму, испытываете чувство вины (одна из характеристик токсичных отношений у некоторых современных психологов), разорвите отношения. А есть заповедь Божия: чти отца твоего и матерь твою. Конечно, человек совершил тяжкий грех, а психолог, который соблазнил человека, за это тоже ответит.

Следующий круг – наши близкие, как подруга девушки, которая задает вопрос. Бывают люди, с которыми (прибегнем к церковному термину) неполезно общаться. Допустим, они выливают на вас много негатива, встречаются с вами для того, чтобы начать всех осуждать. А вы не хотите осуждать, но остановить их не получается. Мне одна прихожанка рассказывала, у нее есть подруга юности, которая звонит ей и полтора часа матерится... Она не работает, пенсионерка, ей скучно, а моя прихожанка работает, у нее внуки, каждая минута на счету. Но если с той полтора часа не общаться каждый день, то она жутко обижается. При этом идет сплошной мат и сплошное осуждение. То есть бывают отношения, которые надо остановить, они вредны для души.

Дальше начинаются вопросы, точно ли эти отношения вредны для души больше, чем нужно общение с вами этому человеку. Может, он одинок. Может, только вы имеете доступ к его душе, чтобы помочь ему с чем-то справиться. Может быть, вам по плечу эта задача через молитву и с Божией помощью. А, может, и нет. Посоветуйтесь с духовником. Нет одного ответа. Все это очень сложно.

Тридцать лет назад у меня умер отец. Недавно его последняя жена опубликовала отрывок из его дневников, который я не читал. Папа был очень «дружбообильным» человеком, прекрасным собеседником, помогающим людям раскрыть душу, разобраться в себе. Очень много людей имели нужду в разговоре с ним. И вдруг он пишет, что потратил очень много времени на бессмысленную сердечную дружбу. Он понял, что те ресурсы сердца он тратил! Он был тогда некрещеный человек, благодать Божия, которая помогает христианину (если он рассматривает это как служение), ему, наверное, тогда не помогала. Но он понял, что люди этим утешались, укреплялись. А ему это было слишком тяжело. Бывает так. А бывает так, что вы откажете человеку в разговоре, а он впадет в отчаяние. Иоанн Златоуст говорит очень интересно, комментируя заповедь «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Он говорит, что милостыня – не только деньги, это и разговор с человеком, это слово. Бывает, человек в отчаянном положении, в крайнем унынии. С ним нужно просто поговорить, утешить его, выслушать. Вы скажете: это токсично, неполезно, я не буду этим заниматься. Может быть, иногда так надо сказать. А иногда надо все оставить и выслушать человека, и это будет выполнением заповеди Божией: сильные, носите немощи немощных.

Вопрос телезрительницы: «Моя подруга больна, у нее онкология. Она об этом знает и хочет, чтобы ее кремировали. По-православному ли это?».

– Православная Церковь не приветствует кремацию. Это связано с двумя вопросами. Господь сказал Адаму: ты земля и в землю отойдешь. Все-таки это повеление Божие, чтобы человека хоронить в землю. Если есть такая возможность, лучше хоронить в землю. Второй источник негативного отношения к кремации – то, что в первые десятилетия советской власти, еще до Великой Отечественной войны, кремация противопоставлялась церковному отпеванию. Умиранию, проводам противопоставлялось сжигание тела как возвращение к форме языческого обряда. Как мавзолей Ленина – это возвращение к шумерским культовым зданиям. Конечно, Церковь это отторгает. Но у нас есть великое множество святых, тела которых сожжены мучителями после смерти, чтобы их мощи не достались христианам. Они от этого потерпели какой-то урон? Никакого. Бог, Который каждого из нас создал из двух клеток, а вселенную из ничего, восстановит тело каждого человека в воскресении из мертвых, соединит снова душу с телом – и не будет никакого ущерба.

Мне кажется, если эта девушка так больна, что нет надежды на исцеление, лучше поговорить с ней об Исповеди, о Причастии, посвятить ей время, почитать с ней Евангелие, дать ей надежду вечной жизни. Если будет возможность, то поговорить о возможности захоронить ее в землю, чтобы было куда прийти помолиться.

Вопрос: «Мои родственники православные, регулярно посещают церковь и участвуют в религиозных таинствах. При этом они увлекаются астрологией, эзотерикой и другими оккультными учениями. Слушают лекции и уроки псевдофилософов, псевдопсихологов, пропагандирующих вегетарианство, медитацию и прочие восточные практики; применяют их советы в своих жизненных ситуациях, навязывают это близким. Как с ними общаться?».

– Надо достаточно строго сказать: «Это все для меня не существует; пожалуйста, со всей этой галиматьей не ко мне. Если вы будете это навязывать, я вынужден буду уйти». Для христианина участие в любых таких вещах – предательство. По канонам человек на два или три года отлучался от Причастия, если он обращался к ворожее. Это апостольское правило. Под ворожеей мы сейчас можем подразумевать любого экстрасенса, колдуна, мага.

Об этом надо четко и ясно этим людям сказать. Они не согласятся, будут спорить. Скажут: Церковь отстала. Но если они искренние люди, через какое-то время от всего откажутся и останутся с Церковью. Много русских интеллигентных людей пришли к вере, особенно в девяностые, из абсолютного атеизма через эзотерику, через Восток. Но потом, прикоснувшись к истине, узнали в ней настоящую глубину. Все-таки у людей, живущих в потоке христианской культуры, даже у атеистов, представления о вере все равно православные. Вот человеку в детстве рассказывали, каков океан. Он бескрайний, бездонный, пятиметровые волны. Проходит какое-то время, его подводят к бассейну и говорят, что это океан. Да, купаться интересно, вода теплая, дно красиво плиточкой выложено, но я-то знаю, каков должен быть океан. Когда он мне будет нужен, я буду его искать.

Расскажу историю из жизни нашей семьи. Моя крестная воцерковляла нас с сестрой, а мама пришла к вере через восточную эзотерику. Как-то это все параллельно происходило, когда я учился в школе. Как человек действия, она стала распространять ксерокопии, самиздатовскую литературу по «духовности». У нас дома даже были собрания, приходил какой-то учитель, что-то мерил, кармы, чакры. Все это было. И однажды (я был в классе седьмом) я утром должен был идти в школу. Звонок в дверь, открываю – стоят компетентные люди, поджарые, мне в нос суют красную книжечку КГБ и говорят: «Мальчик, бери сестренку, быстро в школу, а Вы, Наталья Андреевна, останьтесь». Был обыск. Этого «учителя» арестовали и посадили (не она его сдала, правда). А ее, поскольку отец жил в другом месте, а она с тремя несовершеннолетними детьми угрозы не представляла, отпустили. Но пока она была там, в доме происходил обыск. Изъяли десятки коробок всей этой чуши, оставили единственную духовную литературу – Библию, изданную к готовящемуся 1000-летию Крещения Руси Издательским отделом, митрополитом Питиримом, Царствие ему Небесное.

Наверное, это был 1982 или 1983 год, Библия уже была издана даже для иностранцев (для проформы). У нас она дома была. Мама вечером вернулась с Лубянки, мы вернулись из школы, и моя мама как-то поняла... Она сказала: ну, значит, истина только здесь. И больше у нас никаких эзотерических книг дома не было никогда. Была только Православная Церковь. Мама в этом увидела (и это и был) знак Божий, стала воцерковляться и потом с тем же рвением по благословению отца Кирилла распространяла православную литературу. Огромное количество нынешних архиереев, митрополитов, архимандритов, протоиереев приходило к нам домой (может, кто-то из слушателей даже помнит – Черняховского, 15), с великим счастьем брали эти книги, переплетенные «ксеры».

И потом, когда я в армии служил, это было счастье. Помню, привез четыре тома еще не прославленного тогда святителя Игнатия (Брянчанинова) и подарил человеку, который сейчас один из игуменов в Соловецкой системе. Он их берет – и чуть не плачет. Не достать святителя Игнатия, невозможно, и вдруг ему дарят четыре тома! Такое счастье. Это сейчас полно литературы, зашел в интернет – все нашел. А тогда ничего не было.

Я думаю, если люди, о которых задан вопрос, искренние, если они действительно причащаются, Господь их уведет от всей этой мишуры в настоящую глубину православия.

Вопрос: «Как Православная Церковь относится к людским проклятиям в адрес других людей (например, родительское проклятие детям). Насколько это истина?».

– В Священном Писании есть такие слова, что неправедное проклятие, как птица, в небо улетит. Мы не боимся проклятий, потому что у нас отношения с Богом не магические. Нельзя заставить Бога поменять судьбу человека потому, что ты на него злишься. К проклятиям разных людей мы относимся спокойно. А вот родительское проклятие – это серьезно. Даже если родитель неверующий, отсутствие его благословения, его благого пожелания своему сыну или дочери в жизненном пути имеет огромное влияние на их жизнь. Одно дело, если ваша пожилая мать в полном маразме это говорит. Это старческая деменция, это несущественно. А так – что у вас за отношения с матерью, если она вас проклинает? Может быть, вы в очень многом не правы перед ней? Надо себя в этом вопросе судить очень строго. Чти отца твоего и матерь твою, благо тебе будет, долголетен будешь на земле. Крайняя противоположная форма родительского благословения – это как раз родительское проклятие. Благословение родителей утверждает основания домов, говорит священник в таинстве Венчания. Дом основан на благословении родителей. А если в основе жизни твоей семьи, твоей судьбы родительское проклятие – посмотри, в чем ты не прав. Приползи на коленях, попроси прощения, потому что это страшно. Страшно даже не потому, что слово сказано, хотя оно тоже страшное, а потому, что тебе сейчас желает этого родитель, и это свидетельствует о том, что в твоей жизни все неправильно.

Вопрос телезрителя: «Какие выводы можно сделать нам из преждевременной смерти близких или каких-то известных людей?».

– Прежде всего те, что все мы под Богом ходим, и никто не знает, когда Господь его заберет. Вспоминаю армию. У нас парень прыгал с парашютом, парашют не раскрылся. Он летел 800 метров с кукурузника, упал в сугроб, сломал лодыжку, выбил два зуба и остался жив. Его взяли на склад парашютов как живую реликвию, все ходили на него смотреть. А через пять дней на аэродроме кандидат в мастера спорта по парашютному спорту, у которого было порядка 150 прыжков, вышел на крыльцо, поскользнулся, перевернулся через парапет, упал с высоты одного метра и насмерть ударился головой. Восемьсот метров – и метр. Тот – доходяга-курсант, этот – богатырь. Я тогда понял, что все в руках Божиих. Мы должны жить каждый день как последний. Каждую Литургию служить как последнюю, особенно сейчас. Священник служит Литургию, а, может быть, через три дня его заберут в больницу, а через пять позвонят родственникам и скажут: забирайте.

А знаменитые люди… Если приобретет человек весь мир, а душе своей повредит, какой выкуп даст человек за душу свою? Эти слова Христа здесь особенно вспоминаются. Можно быть очень славным, очень великим в земном, но при этом оказаться совершенно не готовым к Царству Небесному. Несут ордена, подушки, стреляет почетный караул, говорят речи…

А душа-то к встрече с Богом готова или нет? Вот Петербург XVIII века. Цари, великие князья, адмиралы и генералы, поэты, писатели, дипломаты, художники. А живет в Петербурге женщина без дома, без одежды, без родственников и документов – блаженная Ксения. Для Господа она самая близкая. То есть в вопросе о том, каков Бог и как перед Его очами строить жизнь, она главный специалист. В земном – полный лузер, полная потеря всего. Ни детей, ничего. А в главном она преуспела больше всех. Господь смотрит на Петербург: там много хороших людей, есть и праведники, много их. Но эта сейчас ближе всех к Нему. Земную славу мы с собой не возьмем.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс