Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1062) → Протоиерей Димитрий Предеин: О страхе и надежде. Бояться или надеяться на Бога?

Протоиерей Димитрий Предеин: О страхе и надежде. Бояться или надеяться на Бога?

№21 (1062) / 1 июня ‘20

Беседы с батюшкой

Христос Воскресе! Исторические события складываются так, что человек стоит перед выбором между страхом или надеждой: бояться или надеяться на Господа? Именно о страхе и надежде и пойдет речь. Страх – врожденное или приобретенное чувство?

– Есть страх врожденный, как выражение инстинкта самосохранения, а есть и приобретенный. Он бывает различных видов – когда мы говорим слово «страх», это только первое впечатление, что мы говорим о чем-то однородном. В действительности это очень многослойное понятие – в нем много разных оттенков смысла, в том числе и позитивных.

Какие есть виды страха?

– Начать нужно с того, что страх бывает реальным и воображаемым. Бывает, для страха есть причина, вызывающая у человека чувство опасности (и отсюда способы реагирования: убежать, спрятаться, предпринять какие-то действия, чтобы себя защитить), а бывает причина страха фантомная. Поэтому различают два вида страха – естественный и патологический. В последнем случае можно даже говорить о фобиях, когда человек чего-то боится (например, замкнутых пространств – есть люди, которые ходят только по лестницам и даже боятся зайти в лифт: у них клаустрофобия). Есть даже необъяснимые вещи – так, некоторые патологически боятся змей, ни разу в реальной жизни не встречав, но даже когда видят змей на экране телевизора, на фотографии, у них уже появляется панический страх. Страх – это по-своему очень интересное понятие, есть о чем поговорить и подумать. Но для большинства людей это прежде всего негативные эмоции.

Существует ли бесстрашие и хорошо ли это?

– Если мы говорим об условном бесстрашии (например, «какой бесстрашный воин – совершил такой великий подвиг!»), мы понимаем, что здесь бесстрашие – синоним отваги, мужества, храбрости, смелости, самообладания. У человека была сильная воля – он подавил страх, умел им управлять: знал, какая опасность, откуда она исходит и как ее избежать, чтобы совершить действие, которое в результате было признано подвигом. Это не бесстрашие в строгом смысле слова, а именно умение возвыситься над страхом, использовать его для мобилизации собственных сил и сделать то, что принесло какую-то пользу стороне, за которую ты борешься или воюешь.

Если же мы говорим о бесстрашии в строгом смысле слова, об отсутствии страха, – это ненормальное явление. Если мы представим себе человека, у которого вообще нет страха, который ничего не боится, – это больной, ненормальный человек: у него нет инстинкта самосохранения – он находится в постоянной опасности, ибо может в любой момент, например, упасть с балкона – он не боится высоты.

Есть вещи, которых мы должны бояться – например, взять рукой раскаленный предмет, горячий чайник: мы берем его за пластиковую ручку, чтобы не обжечься. Мы знаем, что есть вещи, которых обязательно нужно избегать, нельзя их делать – мы это усваиваем в раннем детстве, иногда даже путем проб и ошибок. Когда один раз обжегся, уже знаешь, что это горячо, трогать нельзя. Это говорит о том, что страх – благо для человека.

Господь так устроил, что мы боимся вещей, которые нам неполезны, для нас опасны. Я даже думаю, что Адам и Ева в раю боялись древа познания добра и зла до момента, когда сатана сумел путем хитрой беседы отвлечь внимание Евы от страха и предложить ей какую-то другую мотивацию, чтобы преодолеть этот страх. Жажда власти, жажда абсолютного знания, жажда опередить своего супруга и прочие мотивации вытеснили здоровый, спасительный для нее страх.

Почему человек часто боится будущего? Потому, что оно неизвестно? Или есть еще какие-то мотивы?

– Есть много причин боязни будущего: будущее нам неизвестно и в себе таит многое, что может быть для нас опасным, вредным, трагичным по последствиям – мы не знаем, есть это в будущем или нет. Человека страшит именно неопределенность.

Бывает даже так: если человек знает, что с ним произойдет, даже если это что-то плохое, у него страха уже нет – он готов (как говорят, предупрежден – значит вооружен). А если не знаешь, что произойдет (может, ничего плохого и не будет), страшна уже сама неизвестность.

Неизвестность является для нас испытанием нашей веры, крепости нашей души и наших жизненных установок: на кого мы надеемся, в кого верим и насколько вера руководит течением нашей жизни. Она может быть формальной, а может нас поддержать в трудный момент, даже если нам реально что-то угрожает. Страх перед будущим – это страх, который во многом сразу определяет человека верующего и неверующего.

Бояться будущего и думать о будущем – это разные вещи?

– Конечно, разные! Мы все думаем о будущем – любой нормальный человек как-то пытается планировать свои действия, прогнозирует, что с ним может произойти, если он поступит так или наоборот. А вот бояться будущего – это совсем другое.

Мне думается, христианину вообще не нужно бояться будущего. По существу, чего вообще должны бояться христиане? Только Бога – мы все ходим под Богом: вся наша жизнь находится в Божиих руках.

Когда мы говорим, что должны бояться Бога, эту боязнь тоже нужно понимать правильно. Есть страх, который человека унижает – мы говорим: «Какой трус», и это что-то унизительное, но есть страх, возвышающий человека.

Если мы говорим о страхе Божием в высоком смысле этого слова, то он чист, как говорится в Священном Писании: мы должны бояться Господа в том значении, что должны Его любить, как ни странно это звучит – мы должны бояться обидеть Бога как своего любящего Отца, бояться Его огорчить. Мы не делаем ничего плохого из боязни нанести тем самым Богу оскорбление – сделать что-то неприятное для Бога: как мы своего родного отца не хотим ничем обидеть, боимся его обидеть, так боимся обидеть нашего Господа.

Христианин бояться будущего не должен – оно прекрасно известно Богу, на Которого мы надеемся, Которому полностью доверяем. А если мы Ему доверяем, нам нечего бояться будущего: мы должны мужественно принимать любое решение Божие о нашем будущем – даже если для нас оно в чем-то будет неблагоприятным, оно все равно будет для нас в конечном счете полезным. В этом мы можем быть уверены.

Вернемся к причинам страха будущего. Почему возникает этот страх: маловерие, сомнение? Над чем нужно работать?

– Страх перед будущим очень тесно связан с маловерием, с недостатком веры. Мы можем вспомнить евангельский текст – апостолы Христовы, ближайшие Его ученики, обратились к Нему с просьбой: умножь в нас веру. Они чувствовали, что веры им не хватает, и это вызывало у них беспокойство. Почему они просили об этом Господа? Они ощущали, что без Него им страшно: пока Он был рядом с ними, они не боялись, знали, что Он – Мессия, Сын Божий, Который всегда их защитит. Но они боялись остаться без Него.

Когда они оставались без Него, у них случались панические настроения. Когда Господь уснул в лодке на Генисаретском озере (то есть Он телесно был с ними, но отсутствовал с ними духовно – Он спал), мы видим, что поднявшаяся буря повергла их в панику, в шок: они начали Его будить, чтобы Он опять с ними присутствовал, чтобы спас их (хотя они точно не знали, что Он сделает: Он утишает бурю, но они не знали, что Он сможет так сделать). Но они Его будили, так как знали, что Он что-то сделать сможет: если Он, по крайней мере, не будет спать, будет с ними вместе в этой ситуации, им уже не будет страшно. О чем это говорит? Когда мы с Господом, нам не страшно. Отсюда и вывод: мы должны всегда быть с Господом, и нам никогда не будет страшно.

Куда ведет боязнь будущего? Если мы не будем работать над собой, над страхом, где мы окажемся?

– Это может привести к очень неприятным последствиям для человека, даже фатальным. Если человек начинает постоянно чего-то бояться, это вызывает в нем порой необратимые процессы, болезни, неврозы. Если человек постоянно находится в страхе, то в конце концов он находится в греховном состоянии: если он постоянно боится будущего, в котором для него, может, ничего плохого и не будет, значит проявляет маловерие – находится в состоянии греха, а любой грех привлекает демоническое влияние.

Святой Игнатий (Брянчанинов) пишет об этом прямо: нет ни одного греха в мире, когда либо зачинщиками, либо участниками не были бы демоны, нечистые духи. Если человек боится будущего, то бесы это замечают сразу. Они обязательно будут находить для него новые поводы бояться будущего, причем в геометрической прогрессии; он будет бояться больше и больше, если не будет с этим бороться. Поэтому обязательно нужно осознать эту ситуацию.

С этого начинается преодоление любого греха, любой фобии. Надо понять, что это – явление ненормальное, оно от лукавого и так делать не нужно.

Подобный страх лишает нас поиска спасения – самой главной цели нашей жизни? Мы становимся на ложную дорогу?

– Да, когда человек постоянно живет в страхе, ясно, что сам он соглашается жить в страхе, он выбрал для себя этот путь ради каких-то своих собственных целей.

Мне сразу вспоминается пример из жизни отца Серафима (Роуза). Когда он был молодым человеком, он был выдающимся студентом, прекрасно учился – проявлял феноменальные способности к языкам, впереди у него была блестящая профессорская карьера. Его буквально направляли к этому, подталкивали, ожидали, что он станет будущим научным светилом. Но он отказался от этого пути.

Что его оттолкнуло? Как раз в это время он принял Православие, интересы у него были духовные, но его жизнеописатель говорит прямо, что было главной, движущей причиной. Отец Дамаскин (Христенсен) пишет в своей книге «Не от мира сего», что отец Серафим чувствовал в этих людях, членах профессорской корпорации университета, где он учился, страх: все они были в страхе – они боялись за свое место, за свою должность, за свою карьеру. И вроде бы внешне они улыбались, но при этом он понимал, что это маска, что в глубине души у них страх и это все неискренне. Атмосфера на самом деле лицемерная – друг друга никто не любит, зависть, прочие склоки... Но в первую очередь, как человек чувствительный, он ощутил страх и решил, что ему это не подходит.

Он полностью все оставляет и уходит в лес, в монастырь, чтобы подвизаться ради Господа, он ушел от страха – выбрал веру в Бога и обрел вечную жизнь: действительно стал настоящим христианским подвижником в духе древних святых отцов.

Как перейти от страха к надежде, выйти из бытийного тупика к свету жизни?

– Любой человек должен для этого предпринять духовные усилия.

Есть определенные механизмы?

– Ясно, что такие механизмы есть. Если человек привык бояться, если в нем присутствует страх перед будущим, прежде всего он должен осознать, что так быть не должно.

Если он христианин, то вера должна полностью исключить страх: в конце концов, весь вопрос сводится к тому, чтобы стать настоящим, деятельным, реальным христианином – не просто крещеным человеком, а живущим жизнью Церкви.

Я думаю, любой из нас в какой-то момент своей жизни испытал переход к реальной вере, к настоящему, реальному христианству. У меня случались диалоги с людьми, которые рассказывали, как они пришли к вере, – у них было общение с Богом: когда человек начинает общаться с Господом лично, обращаться к Нему с молитвой, даже не зная догматических особенностей веры, но принимая таинство Крещения, страх полностью уходит из жизни – человек вверяет себя Божественному попечению; как поется в ирмосах Великого канона: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение» – мы уже находимся под Покровом Божиим, и бояться нам нечего.

В духовной жизни есть волны: то больше веришь, на высоте, а бываешь и на Голгофе – не всегда удается быть на Фаворе. Периодически страх может возвращаться. Как быть?

– Любая страсть может возвращаться: пока жив человек, он находится в уязвимом положении.

Святые отцы об этом говорят: никого не ублажай прежде смерти (Сир. 11, 28) – пока живет человек, даже если другим он кажется праведным, святым, у него есть возможность падения. Но зато есть и обратная возможность: даже у самого закоренелого грешника есть возможность обращения и спасения.

Да, есть определенная динамика, в том числе и по отношению к страху. Вроде бы нам кажется, что мы утвердились в вере, уверены, что Господь нам помогает, что мы православные, воцерковленные люди (тем более, если в священном сане), – и вдруг случается ситуация, когда мы чувствуем, как из-под ног уходит почва, и мы не знаем, что будет дальше, у нас возникает неуверенность, какие-то чувства, которые мы давным-давно забыли, опять воскресли: Господь порой попускает нам такие состояния, чтобы мы почувствовали, что сами по себе, без Бога, мы ничего не представляем, у нас нет сил сопротивляться трудностям жизни по-настоящему. И когда мы это переживем (хотя бы на какие-то считанные часы, минуты), это помогает нам еще больше утвердиться в своей вере.

Главное успокоение для души человека – в Господе. Но можно ли дать еще какие-то житейские советы, которые помогали бы бороться со страхом и были помощниками в надежде?

– Такие ситуации случаются. Слава Богу, что их немного. Но бывает такая ситуация, когда думаешь: а что дальше? Этот вопрос уже таит в себе страх перед будущим.

У нас есть слово Божие, Священное Писание, таинства Церкви – много средств утвердить в себе веру. Но есть и простое прагматичное житейское соображение: просто надо вспомнить опыт своей предыдущей жизни. Сколько было таких ситуаций? Казалось, что было хуже и опаснее, но Господь укреплял, Господь помогал выруливать ситуацию – казалось, уже полный провал и некуда деваться, а все получалось совершенно по-другому.

Я думаю, здесь есть такой момент: враг рода человеческого специально нагнетает страх, пытается максимально сгустить атмосферу.

Что говорит Священное Писание о будущем?

– В Священном Писании есть прекрасные строки: судьбы Божии – бездна многа. И есть другие слова: от Господа пути человеку исправляются. Это говорит о том, что вся наша жизнь находится в Господних руках и нам неизвестно будущее – Господь благоволил скрыть его от нас ради нашего собственного блага. Любые попытки проникнуть в наше будущее пресекались Господом довольно жестко. Мы видим, что апостолы спрашивали у Христа не раз: «Не в это ли время уготовляешь ты Царствие?».

– «Не ваше дело!».

– Да, Господь отвечал прямо: не ваше дело знать времена или сроки – это говорит о том, что мы должны положиться на волю Божию.

Мы должны верить, что Господь предусмотрел для нас самое лучшее, что может произойти с нами. Эта точка зрения всегда себя оправдает: когда человек настроен на позитив – произойдет позитив. В жизни так устроено: человек позитивный притягивает к себе что-то положительное. А если в человеке неуверенность, злость, недоброжелательность к другим, то это отталкивает от него людей и притягивает неприятные события.

Самое главное – любить Бога и ближнего своего, как написано в Евангелии. Вот условие изменений к лучшему, которые могут и должны произойти в нашей жизни.

Что бы Вы посоветовали людям, у которых навязчивый страх перед будущим?

– Если страх именно навязчивый, то есть подозрение, что в этом какая-то патология, что это фобия и вообще болезненная реакция человеческого сознания. И нет ничего зазорного, чтобы человек обратился к врачам и выяснил, нет ли медицинских предпосылок для такого явления. Если врачи скажут, что все нормально, человек будет уверен, что это чисто духовная проблема – происки лукавого, демонические внушения. В таком случае нужно подробнее поговорить с духовником (значит, раньше этому не уделялось должного внимания), объяснить ему, что именно в таких-то ситуациях есть такой-то страх. Я думаю, если духовник опытный, он обязательно посоветует человеку то, что наиболее подходит к его жизненной ситуации.

Если говорить об универсальных рекомендациях, я думаю, что надо вести православный, церковный образ жизни – регулярно участвовать в церковных таинствах Церкви: исповедоваться, приобщаться Святых Даров, ежедневно читать Священное Писание, читать утренние, вечерние молитвы, соблюдать заповеди, не допускать проявления в своей жизни греховных страстей.

Все это привлекает к человеку Божественную благодать, Сам Господь станет присутствовать в нашем сердце, любовь Божия будет ощущаться нами непосредственно. А она изгоняет страх, поэтому и бояться нам будет нечего.

Записали:
Таисия Зыкова и
Екатерина Береснёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс