Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1061) → Протоиерей Михаил Потокин: Очень сложно понять волю Божию – если бы мы ее поняли, стали бы самыми счастливыми людьми на свете

Протоиерей Михаил Потокин: Очень сложно понять волю Божию – если бы мы ее поняли, стали бы самыми счастливыми людьми на свете

№20 (1061) / 19 мая ‘20

Беседы с батюшкой

Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе!

Очень рад видеть Вас в нашей студии. Сейчас нелегкое время, священника не так просто увидеть.

– Разве что по телевизору.

У нас есть уникальная возможность пообщаться с нашими телезрителями. Когда еще можно задать вопросы священнику в прямом эфире, как не сейчас? Тем более все вынуждены сидеть дома, а к батюшке не так просто попасть. Вопрос телезрителя: «Почему Иисуса Христа называют Женихом?» – действительно, мы часто упоминаем это в песнословиях.

– Это образ из Священного Писания: душа – невеста, Христос – Жених, а брак – соединение невесты с Женихом, то есть соединение души со Христом. Если вы вспомните во время Крещения хождение вокруг купели, то можно заметить, что оно подобно хождению новобрачных вокруг Евангелия, то есть эти обряды перекликаются: Крещение – обручение Христу.

Душа уже обручена Христу и должна сохранять чистоту в течение жизни, чтобы потом вступить в полноценный брак. Помните и притчу о 10-ти девах, из которых 5 мудрых, а 5 юродивых? Это часто встречающийся образ, который очень понятно объясняет наши отношения со Христом.

Владимир спрашивает: «Если человек потеряет память и разум, какова его загробная участь? Может ли его душа быть с Богом?».

– Для Бога нет ничего невозможного. Поэтому оценивать, может душа быть с Богом или нет, дело неблагодарное: здесь важны не наши домыслы, а знания. Знания обычно дает нам Священное Предание. Если были такие случаи, значит, душа может быть с Богом.

Какой случай я могу привести? Вифлеемские младенцы: мы почитаем их как святых – мы обращаемся к ним, они нас видят, слышат наши молитвы. А ведь это младенцы 2-х лет и младше – они люди, которые еще не могли говорить свободно, были ограничены в человеческом общении. А оказывается, что духовно они ни в чем не ограничены.

Если мы обращаемся с молитвой к мученикам Вифлеемским младенцам, значит воспринимаем их загробную жизнь не просто как полноценную, но в том числе и как святую. Есть и определенный день памяти этих младенцев.

Вопрос телезрителя: «В Евангелии Христос предсказывает Свое Второе Пришествие, есть такие Его слова: Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет. Уже прошло 20 веков, а ничего еще пока не сбылось. О каком роде Он говорит?».

– Век или род – это все-таки понятия, не соответствующие нашим столетиям: мы знаем, что у человечества менялось летоисчисление, а также представление о времени. С моей точки зрения, род – это род человеческий, к которому и мы принадлежим. Ведь мы с вами знаем, что были люди, которые жили по 800 и 900 лет, – это был один род, одно состояние человечества. Потом стали жить 100 лет – это, как правило, максимум, а Давид говорит, что человеческая жизнь – 70 или 80 лет. То есть род сей – это нынешнее духовное и физиологическое состояние человечества. Второе Пришествие Христа – это не во времена древних патриархов Адама или Ноя, которые жили другое количество лет, а при жизни нашего рода, то есть наш род, наш век. Имеется в виду период жизни того человеческого сообщества, которое мы видим сейчас. И род – это наше родство. Евангелие тоже начинается с родословной Христа.

Вопросы телезрителя: «Могу ли я в домашней молитве молиться коленопреклоненно – читать „Отче наш“ и Символ веры? Могу ли я перекреститься и поклониться перед экраном телевизора, когда там показывают лики Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы, святых?».

– Начну с конца. Если показывают лики Спасителя, Богородицы или святых, можно креститься. Что касается коленопреклоненных молитв – по Уставу, в Пасхальный период до Троицы обычно мы не делаем земных поклонов на общественном богослужении. На вечерне праздника Пятидесятницы мы совершаем первые коленопреклоненные молитвы. Но этот запрет не носит абсолютного характера – если человек хочет помолиться и встать на колени, то может так сделать; большого нарушения здесь не будет.

Просят высказать мнение Церкви по поводу равенства мужчины и женщины: «Ведь женщина дарует жизнь, данную Богом. Неужели женщина хуже мужчины?».

– Это обычный вопрос, его многие сейчас задают. Все люди в своем достоинстве равны. Что значит равное достоинство? Вот у царя есть дети, они все в равном достоинстве – царевичи, царевны, то есть имеют равное отношение к отцу. Но в то же время есть разное служение: один занимается одним делом, другой – другим. Это не значит, что кто-то из них свое достоинство теряет, просто имеет место распределение обязанностей.

Достоинство женщины, матери утверждается Церковью в почитании Матери Божией, поэтому никаких вопросов здесь быть не может: мы почитаем Матерь Божию, Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим. Но почитаем мы Матерь Божию в Ее служении, которое Она совершила ради Своего Сына, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, ради Своего смирения. Достоинство Ее настолько высоко, что Церковь Ее прославляет выше ангельского чина.

В нас заложена возможность, но кем мы станем зависит от нашей жизни. Получив царское достоинство, я могу остаться пастухом, а могу получить место царя – так же и здесь: получив царское достоинство при рождении и Божественный дар души живой, мы можем душу загубить и жить просто как тело.

Речь идет не о разнице между мужчиной и женщиной, а о разнице между жизнью духовной и жизнью бездуховной, в которой человек теряет свое человеческое достоинство. А изначально, конечно, все люди имеют одинаковое достоинство.

Вопрос телезрителя: «Апостолы и вообще ученики в древности ждали Второго Пришествия Христа, и мы, конечно, ждем. Но почему-то святые молятся, чтобы род человеческий продолжал существовать, и мы им благодарны за это. Почему такое противоречие: „...настоящаго жития нощь прейти“ – и тут же продление жизни рода человеческого, страх перед кончиной мира?».

– Это вполне естественно. Жизнь земная разумеется для человека как путь, когда он закладывает некий фундамент – в первую очередь покаянием, то есть очищением и стремлением к духовной жизни. Конечно, апостолы и другие святые ждали встречи со Христом. Павел говорил, что хочет разрешиться, закончить земной путь и встретиться со Христом, Которого любит. Но мало кто так живет, как Павел. В основном человек из-за грехов своих боится смерти – это очевидно. Мы чаем Пришествия Христова, но, будучи немощными, слабыми, в то же время и боимся воздаяния, которое можем получить от Праведного Судии.

Следующий вопрос: «Мой папа не верит в Бога. Как ему сказать, что Бог есть?».

– Это очень сложно сделать. Народ говорит: яйца курицу не учат. Здесь нужно уметь ждать момента, когда человек сам об этом спросит. Приведу пример из житий святых. Великомученик и целитель Пантелеимон, будучи уже крещеным, имея дар исцелять больных и воскрешать умерших, жил с отцом. Отец его был врач и язычник – врачи тогда чаще всего были язычниками, использовали гороскопы и тому подобное – такова была медицина в те времена. К ним пришел один слепец, про которого отец сказал, что исцелить его нельзя. Но по молитвам Пантелеимона слепой был исцелен, и тогда его отец уверовал. А какое-то время, уже будучи крещеным, Пантелеимон жил с отцом, у которого в доме стояли идолы. То есть он терпел, ждал...

Все-таки это больше зависит не от нас, а от того, каким образом Бог пошлет какие-то обстоятельства. Поэтому здесь нужно иметь очень большой такт, внимание, уважение. Почитание родителей – это заповедь Божия.

Следующий вопрос от Ирины из Самары: «Господь – Создатель наш. Мы Его дети, Он нас любит. Почему в молитвах используется слово “раб”?».

– Под словом «раб» мы обычно подразумеваем нечто плохое: Раб – это человек, лишенный воли, который подвергается насилию, страдает из-за того, что оказался в рабстве.

А на самом деле рабство Христу – это предание своей воли Христу, но с благой целью: мы хотим, чтобы Он руководил нашей жизнью – мы говорим: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Это выражение нашей любви и в то же время понимание, что воля Божия, когда она совершается, есть великое благо для нас.

Наша воля, к сожалению, часто приводит нас к тяжелым результатам. А если мы последуем воле Божией, тогда приобретаем некое благо, особенно внутреннее. Каково рабство Христу? Господь Сам говорит: …иго Мое благо, и бремя Мое легко. Он называет игом и бременем то, что предлагает человеку понести, но говорит, что это благо и легко для человека – поэтому здесь человек имеет высокую плату за труд свой, за то, что отдает свою волю Евангелию, слову Божию, хотя мы часто понимаем это как наказания, страхи и так далее.

Но нет, Господь ищет только свободную волю человека, который сам свободно последует за Ним, не из страха и не из желания что-то приобрести. Раб из страха делает, наемник – за плату, а Господь назвал учеников Своими друзьями. Это такое рабство, которое мы хотим взять на себя добровольно.

Очень интересно, как молимся мы и как молятся те же грузины. У нас молитва как бы более просительная, умилительная, мы просим достаточно трепетно, а некоторые мои друзья-грузины могут прийти к иконе и сказать «Дай денег сыну на свадьбу». Все-таки они как-то по-другому молятся. Мы можем так сказать: «Господи, дай»?

– Все зависит от веры человека. Мы не должны копировать чужую веру. Если человек так верит, вот так попросит – может, ему и дадут.

Есть история из жития Николая Чудотворца. Когда вандалы захватили место, где была его икона, один человек взял ее, а узнав, что на ней изображен великий чудотворец, поручил святителю стеречь дом. На дом напали разбойники, разграбили. Человек приходит домой, видит, что икона стоит, но все разграблено... Тогда он начал сечь эту икону, хлестать по ней, кричать: «Ты оставил мой дом без всего, я тебе поручил охранять, а ты не выполнил!». И по молитвам святителя Николая воры вернули этому вандалу все, что было у него украдено.

В чем соль этой истории? В том, что, видимо, сильна была вера. Вандал был уверен, что святитель Николай его, язычника, имущество сохранит, хотя вера его и оказалась тщетна – он не в Христа верил, а именно в волшебную силу святителя. И святитель Николай показал ему: да, он может это сохранить.

Очень интересная история. Вопрос телезрителя: «Святые говорят: Бог поругаем не бывает. А что будет человеку, если он обвиняет Христа в немилосердии за неоказание помощи?».

– Бог пришел не судить, а миловать. И Господь Сам говорит: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему – Он говорит, что не простится то, что человек сказал против Духа Святого. Как мы знаем из Священной истории, люди поначалу, по незнанию, были настроены против Христа, могли и оскорбительное слово против Него произнести. Потом раскаялись – и Господь принял их покаяние.

Здесь все зависит от состояния человека. Господь видит, что происходит с человеком: или вера его искренняя, только он в таком состоянии находится, или человек – лицемер. Лицемеру вряд ли простится – у него и повода для покаяния нет, раз он лицемерно все делает. А человека искреннего Господь направит, если он даже что-то и скажет против Христа.

Батюшка, когда идет молитва в семье, нужно ли настаивать, чтобы дети стояли «по стойке смирно»? (Я из многодетной семьи и знаю много примеров моих родственников и друзей.)

– Мне кажется, это решается индивидуально в каждой семье, в зависимости от возраста и энергии детей, воцерковления родителей. Мне как-то задавали вопрос: почему в католических церквах люди молятся сидя, а у нас надо стоять, ведь для многих это тяжело? Согласен, иногда трудно стоять, но я встречал людей, которые именно молились, и когда человек молится, то рядом с ним не сядешь. Это чувствуется.

Если бы мы действительно молились, то наши дети не бегали бы и не шумели. Тут вопрос, наверно, не в том, как дети должны молиться, а в том, как должны молиться взрослые, чтобы дети в этом увидели что-то настоящее: это идет не от дисциплины.

Следующий вопрос: «Что такое воля Божия, как ее принять, понять?».

– Очень сложно понять волю Божию – если бы мы ее поняли, стали бы самыми счастливыми людьми на свете. Но пока не понимаем, живем своей волей. Здесь можно, наверно, так для себя понять: то, что нам не хочется или очень трудно делать, и есть воля Божия о нас.

Следующий вопрос: «Если для Господа нашего Иисуса Христа все равны, то почему Иоанн упоминается как Его любимый ученик?».

– Действительно, сложно разделить учеников Христовых. Мы знаем, что Павел вообще не был учеником, а был среди гонителей христиан. Но он сам о себе свидетельствует, что больше других апостолов потрудился в проповеди слова Божия – мы видим, что половина Нового Завета написана Павлом. Мы также видим, что Христос имеет все, что имеет обычный человек – чувственное, дружеское расположение тоже Ему свойственно.

Это проявляется не только с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом – вспомните воскрешение Лазаря: Христос плачет, когда стоит у гроба Лазаря. Иудеи говорят: «Смотри, Он плачет. Неужели Он не мог воскресить его, когда тот умер?». Евангелисты пишут, что Он любил Лазаря. Он плачет о нем, ибо Лазарю пришлось пройти через смертные врата: Он не лишен чувств, но это не значит, что чувственное составляет в Нем содержание жизни.

Следующий вопрос: «Грусть, печаль и уныние – это одно и то же? Грусть и печаль считаются грехом?».

– Да, и грусть, и печаль, и уныние считаются грехом: возникает недовольство жизнью, а жизнь нам дана от Бога. Здесь есть некое сопротивление жизни. Корень его – гордость: человек считает, что жизнь должна быть другой. Неприятие жизни, неудовлетворенность желаний – у нас есть желания, мы понимаем, что они уже не исполнятся, начинаем унывать (желание само мы не оценили: насколько оно полезно, нужно для нас?). Здесь такое разногласие. Невозможность исполнить желание рождает в человеке уныние, отчаяние, часто доводит даже до депрессии – эта болезнь связана с обилием желаний: и того хочу, и сего, а не получаю, и от этого вешаю нос.

Вопрос телезрительницы: «Есть такое место в мире, любимая родина, к которой испытываешь ностальгию. Я страдаю: знаю, что никогда не смогу вернуться в это место. Догадываюсь, что это чувство греховно: оно угнетает меня. Так ли это?».

– Наверное, такой сильной ностальгии не нужно поддаваться. Когда мы поддаемся чувству, оно в нас усиливается. Мы разумом должны сопротивляться. Не знаю, что вызывает ностальгию, поэтому не могу сказать точно. Знаю точно, что Антоний Великий своих монахов учил: «Никогда не возвращайся в те места, где ты грешил». Если возвращаешься, возникает подобие тех ощущений, которые ты когда-то испытывал: место может напомнить нам о нашем внутреннем состоянии.

Но здесь может быть и другое. Мы часто углубляемся в свои чувства и потом никак не можем выплыть из этого океана – он нас все время поглощает. У нас какой-то чувственный мираж – страна, которая уже не существует, время ушло, мы стали другими, все изменилось, а мы все вспоминаем то, что было в прошлом. «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом», – говорит Екклесиаст.

Может быть, лечение простое: приезжать туда?

– Приезжать можно. Я говорю просто, что не надо сильно доверяться чувствам: они нас очень далеко заводят – чувственный человек себя не контролирует. Все-таки у нас есть разум, который подсказывает, когда нам нужно ограничить чувства. Это духовное знание.

Святые отцы учили, что разум бесстрастный, а сердце страстное, чувственное. Разум бесстрастный, он умеет рассуждать, он может остановить сердце и направить его.

Всякое место должно тебе приносить радость. В каком бы месте ни жил, ты должен радость в себе найти – если находишь ее только в прошлом, значит, где-то в настоящем не прав.

Записал:
Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс