Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1061) → Игумен Филарет (Пряшников): Человек познается в радости

Игумен Филарет (Пряшников): Человек познается в радости

№20 (1061) / 19 мая ‘20

Беседы с батюшкой

Когда мы говорим «познается», ассоциируем это слово с поговоркой: друг познается в беде; говоря о познании, мы не имеем в виду духовные, сакральные познания – обычно с познанием мы связываем научное, школьное знание, которое можно почерпнуть из книг. Знание Бога из книжек не почерпнуть, хотя сейчас существует много духовной литературы, которая нам в этом помогает.

Но слова «человек познается в радости» требуют пояснения. Мы привыкли слышать (наверное, справедливо), что сейчас живется нелегко – настолько нелегко, что мы забываем о радости, а если ассоциируем свою жизнь с радостью, то это радость общения с людьми, созерцания, хорошей погоды, здоровья. Куда реже мы говорим об удивительных свойствах человека – радости познания Бога и радости в Боге...

– Читая учение Церкви о человеке, мы видим, что основная его мысль такова: человек – двусоставное существо. Это духовный мир и мир телесный. Так и окружающий нас мир вроде бы состоит из материи, но есть вещи, которые невозможно пощупать, потрогать, дать им эмпирическую оценку – допустим, любовь, преданность, ряд других. Священное Писание и христианство всегда научают нас следовать правилам: «Когда Бог будет на первом месте, все остальное будет на своих местах» – так и здесь. Мы слышим слова апостола Павла: с радующимися будьте радостны, с плачущими плачьте. Понятно, что естественные вещи, которые вызывают в нас умиление, радость, утешение, конечно же, связаны с нашей земной жизнью. Без этого никуда. Мы знаем, что в деле спасения участвует не только душа, но и тело. Но я хочу предупредить, что эта радость скоро проходит.

Человек имеет объект радости – здоровье, близких людей. Но в нашу жизнь часто приходит то, что заставляет нас скорбеть или тосковать. Мы меняем чувства к тому объекту, к которому приковано наше внимание. Но самое главное – и это мы встречаем в апостольских посланиях: радуйтесь о Господе.

Что значит радоваться о Боге, Спасе своем? Это значит чувствовать удовлетворение от того, что делаешь все так, как Он просит. А если мы посмотрим заповеди Божии – неужели не радуется наше сердце, когда мы не завидуем, не злимся? Радуется сердце: мы чувствуем, что мы такие, какими нас хочет видеть наш Господь. Это двоякая радость – от радостей нашей земной жизни никуда не уйдешь. Но я хочу отметить, что должна быть золотая середина: если Бог будет на своем месте, все остальное будет на своем.

Очень опасно, когда человек делает идолом объект радости. Когда придет лишение радости, земного благополучия, самое главное – не споткнуться, не потерять веру, не впасть в уныние, отчаяние.

Когда мы обращаемся к Богу с просьбой и Он слышит нас, конечно, мы радуемся. Мы приходим к Нему и приносим покаяние о своих грехах, и я уверен, я знаю, что человек, который покаялся, уходит не только облегченный, раз этот груз снят Божией благодатью, но он радуется, что Господь опять его принял назад, обновил в нем внутренние силы. Конечно же, нужно уметь и каяться, и радоваться. Все должно быть в меру.

Я согласен с этим. Даже во время богослужения мы испытываем невероятную радость. Но сколько мы видим угрюмых лиц; даже существует такое выражение – «угрюмое православие». Разве может быть Православие угрюмым?

– Когда заканчивается богослужение и духовенство выходит в народ, дает крест, я вижу много улыбок и благодарности. Говорят: «Батюшка, спасибо вам за службу, за хорошие слова». Когда желаешь человеку Божия благословения на предстоящую неделю, видишь улыбку. Люди чувствуют твое небезразличие к их жизни.

Почему так заведено, что на богослужениях людей просят не фотографировать (даже на входе в храм всегда есть табличка: зачеркнутый фотоаппарат)? Это вторжение чужого человека в тайну общения того, кто стоит рядом, с Всевышним. Конечно, наши богослужения устроены по определенным правилам. Есть радостные моменты. Например, когда начинается всенощное бдение, мы прославляем Творца и поражаемся красоте Вселенной. А есть Евхаристический канон, когда вспоминаем страдания Господа. Эти моменты переплетаются, поэтому постоянно плакать на богослужении и бить себя в грудь – насколько это уместно? Но и выказывать чрезмерную радость – тоже. Человек сосредоточен. Если попадаются какие-то снимки, нужно обратить внимание, что за момент богослужения идет…

Вопрос телезрителя: «Когда человеку плохо, когда у него беда, он может побежать к другу и попросить помощи. Жалеть человека в беде легко, но как научиться радоваться успехам других? Как люди познаются в радости?».

– В человеке есть все – и позитивное, и негативное. Негативное мы называем греховными мыслями, греховными желаниями, поступками. Наверное, есть люди, которые мир видят черно-белым. Даже когда ты радуешься, они будут завидовать твоей радости. Для человека, живущего с завистью ко всему, нарушающего 10-ю заповедь («не пожелай того, что есть у ближнего твоего, – не завидуй»), ваша радость будет болью. Такие люди есть. Они будут спрашивать: «Почему у кого-то вот это есть, а у меня нет?».

Что касается помощи – конечно, друзья тоже познаются в радости. Они приходят к вам в дом, когда родился ребенок, и радуются вместе с вами, радуются успехам ваших детей или успеху вашей жизни. Они говорят: «Здорово, слава Богу, что Господь тебя так любит и тебе помогает!».

А иногда проскользнет зависть: мы часто, имея малодушие, впадаем в такой грех, пусть незаметный. Он тихонько вкрадывается в человека: «Почему у меня такая жизнь, а у него другая? Почему у него сейчас все хорошо, а я испытываю трудности?». Надо всегда благодарить Господа Бога за свою жизнь. А друзей, приятелей Господь всегда пошлет хороших… Конечно, мы должны внимательно относиться к своим духовным друзьям. Если посмотрим святых отцов, подвижников благочестия, у них же не было много друзей: они встречались с единицами, когда проводили ночи в духовной беседе, в молитве, поверяя другому тайны своей души, радовались о каких-то своих победах над помыслами, над греховными моментами… Любая жизненная ситуация индивидуальна, как и человек.

За каждой Божественной литургией мы поем. Но до этого мы вспоминаем, кто милостив, кто наследует Царство Небесное. Наверное, путь к радости очень сложный и долгий – в молитве мы постоянно просим помощи и в Литургии практически все молитвы просительные. Наша сложная жизнь нам помогает в спасении или ведет к унынию?

– Святитель Феофан Затворник пишет: «Хочешь радоваться? – понеси прежде крест. Радость – цель; крест – средство».

Почему мы всегда говорим, что святоотеческие писания – это ориентиры? Священное Писание – это что-то целостное, что требует понимания в целом. А святые отцы детально могут нам что-то подсказать.

Конечно, чтобы порадоваться какому-то успеху в своей жизни, мы должны приложить огромные усилия: нужно поработать, поучиться, осознать свои ошибки, услышать упреки, чтобы стать специалистом в той или иной области, и порадоваться, что прошел этот путь.

Мы всегда должны жить в поле зрения Бога – если прошел какой-то отрезок жизни, в конце его сказать: «Господи, спасибо Тебе, что Ты мне помог, благодарю Тебя, что ты мне дал перенести это все и стать взрослее». Поэтому Феофан Затворник и говорит: хочешь радоваться – понеси прежде крест.

И в земной жизни Спасителя мы это видели – Он сказал апостолам после Воскресения Своего: «Радуйтесь, Я победил мир». Но им вместе нужно было пройти Голгофу. Конечно, иногда люди воспринимают страдания как наказание за что-то. А правильно для нас, верующих, страдания воспринимать как некий урок жизни: Господь от чего-то нас избавляет, к чему-то большему готовит.

Вопрос телезрителя: «Есть высказывание: чтобы проверить человека, дай ему или богатство, или власть. Мало кто проходит это испытание. Один старец говорил: нам, русским, хлеба не надо – мы сыты тем, что съедаем друг друга…».

– Человек из доброго сердца выносит добро, а человек завистливый, злой сеет вокруг то, чем сам болен. Грех (зависть, ропот, ненависть, осуждение) есть болезнь. Нас сейчас приучают осуждать всех и вся, и это считается нормальным (а если еще в интернете, да еще анонимно, так никакой ответственности не будет). Но нужно понимать, что каждое слово имеет определенный вес – Господь спросит с нас, верующих в Него, как мы берегли слово. Тем более по отношению к близким. Конечно, праведник и говорит, что нам надо воздерживаться от того, чтобы осуждать человека. В святоотеческом предании есть такие слова: надо ненавидеть грех, но любить грешника. Так же и здесь. А мы что начинаем делать? Мы начинаем уничтожать человека, осуждать его, ругать.

Представьте себе такую картину. Монастырь, уединенный где-то в пустыне, в храме совершается монашеское богослужение. На скамеечке уснул один брат, а перед этим он поссорился с другим братом. Что сделал тот, кого обидели? Он подошел и положил голову своего обидчика себе на колени, чтобы тот лучше отдохнул. Это высота христианского понимания жертвы, когда я, даже несмотря на то, что получил удар (от человека, от ситуации), сохраняю в себе качества, чтобы не осуждать, не унижать, беречь человека: в каждом есть образ Божий. Это не только русских касается – грех осуждения вне национальности. Наоборот, иногда ко греху осуждения еще прикрепляют ложь, и тогда правильно говорится: наступит время великой лжи. Сейчас читаешь что-то, смотришь и думаешь: а правда ли? Хорошо, когда человек сомневается, потому что можно запустить явно лживую новость и человек на это клюнет, а потом даже не извинится никто. Время на самом деле опасное. Апостол Павел говорит: Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры...

Конечно, надо стараться не есть людей ненавистью, завистью, а покрывать их грехи, как сказано в Священном Писании, терпением и любовью, и Господь тогда покроет наши грехи.

В молитве «Отче наш» мы говорим: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» – может быть, имеет смысл вслушаться, всмотреться в этом направлении? В жизни каждого наверняка было такое, когда ощущаешь момент счастья и даже боишься пошевелиться: чувствуешь такую благодать, что не хочется даже жестом, движением ее отогнать. Бывало такое в Вашей жизни?

– Конечно: это естественно для нас – в святоотеческом Предании это есть. Если ты сегодня радуешься, жди, что обязательно придет какое-то искушение: не бывает постоянно все хорошо, гладко.

Мы с вами до определенного момента имели радость выйти свободно на улицу, пойти в храм, а потом пришла беда, болезнь, и все закрылось. Мы, люди, почему-то такие существа, что не ценим того, что Господь нам дает: даже «мелочь» – открытые храмовые двери, а ведь это радость, когда ты можешь в них спокойно зайти, не боясь никаких вирусов... Хотя всегда нужно стараться не навредить другим людям, соблюдая определенные правила поведения, гигиены, жизни.

Есть радость большая, есть маленькая, но понимаешь, что нельзя останавливаться, надо идти дальше. Допустим, родился в семье ребенок – это радость, но родители не радуются постоянно: придут испытания, болезни, ребеночек будет расти. Маленький ребенок – маленькие проблемы, вырос – уже совсем иные. Так и во всем. Конечно, надо радоваться всегда, что Господь жив, что Он не покидает меня, какой бы я ни был.

Вопрос телезрителя: «Как правильно найти гармонию между радостью и утешением ближнего: говорится, что друг познается в беде, а ближний – наш друг, и наш первый Друг – Спаситель. Как нам в трудные времена понять, в чем суть радости и какой у православного христианина должен быть девиз? Всегда радуйтесь; непрестанно молитесь; за все благодарите?».

– В Священном Писании приводятся замечательные слова апостола Павла, это и есть девиз: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. А Господь – действительно настоящий Друг. Помните притчу о человеке, который нашел одну жемчужину, продал все и купил ее? Вот Господь – драгоценность, которую никто у нас не отнимет, если мы, как говорили святые отцы, будем крепко держаться за Него, быть преданными Ему.

Друг познается в беде, друг познается в радости. Но я думаю, что надо научаться свои мысли и жизнь сверять с Евангелием, со словами Христа.

Да, жизнь непростая – и все познается в сравнении. Вы спросили про радость в детстве и радость взрослого человека. Конечно, в детстве – это чистая радость от осознания окружающего мира, теплоты рук мамы, любви отца. А когда взрослеешь, сам даришь эту радость своим близким. Быть матерью, отцом, священником – это всегда радость, ибо живешь ради кого-то.

И для любого христианина бессмысленно жить, когда не отдаешь часть себя другу или недругу – сказал Господь: кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два – Господь говорит, что мы должны быть настолько внутренне жертвенны... А жертва заключается, может быть, не в чем-то материальном.

Помню, в советское время была одна монахиня. Она, конечно, не жила в монастыре, так как монастыри были закрыты. У нее близкие спрашивали: «Матушка, как нам спастись? Вроде надо добро творить – деньги кому-то давать, помогать…». Она отвечала: «Это не важно. Если разделишь боль с человеком, который рядом с тобой, если просто посидишь с кем-то и подержишь его за руку, ты уже с человеком разделишь боль, какой-то период испытаний». Вот это – тоже ответ об утешении ближних.

Апостол Павел говорил: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Он был всем для всех – и язычников, которые его гнали, он возрождал: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Его гнали, унижали – он пишет о том, сколько трудностей в свое время претерпел за свою деятельность… Так что если есть у вас друг, близкий человек, который радуется, – радуйтесь с ним; и он тоже разделит ваше счастье земной жизни, духовной жизни.

Еще раз хочу сказать: телесная и духовная составляющие неразрывны. Порежешь палец – ничего, заживет; заболит зуб – болит и болит, но человек может ночь не спать. А когда тебя ранят в душу? Да не хочется ничего, ни есть, ни пить. Эти вещи, может быть, необъяснимы до конца, но они реально присутствуют в жизни каждого человека.

Сейчас я задам вопрос, наверное, сложный для меня самого...

– Если не отвечу, не обижайтесь.

Иногда мы боимся проявить свою любовь или радость, чтобы не показаться глупыми. Сейчас в нашем обществе (не скажу, что всегда) нередко пропагандируется культ наслаждения – это поиск радости, но зачастую она убивается, когда происходит попытка убить свою совесть: заглушить голос Бога в себе... Мы стараемся быть очень серьезными, хмурить брови, а когда мы с открытым взглядом, люди начинают думать о нас как о ...наивных, мягко говоря. Не встречали Вы подобные проявления?

– Сплошь и рядом. Даже когда стоишь в очереди и наблюдаешь, как покупатели общаются с тем, кто их обслуживает, с кассиром. Ведь можно поздороваться, улыбнуться, поблагодарить и отойти (понятно, что человек, может быть, не заметит этого): всегда надо начинать с себя, с себя надо начинать менять мир – когда ты лишний раз проявишь доброе отношение, внимание, сострадание.

Мир требует только земного, но ведь взамен он жизни не дает. Что слышат современные люди? «Человек, тебя ждет смерть, поэтому бери от этой жизни сколько унесешь. А потом – смерть: тебя закопают, о тебе никто и не вспомнит».

А Христос говорит так: «Человек, тебя ждет вечная жизнь. Но чтобы войти в эту жизнь, ты должен быть солью земли». Если же соль потеряет силу, если мы перестанем быть христианами, будем бояться шестерок, чипов и всего такого прочего, то буде мне солью, а песком (может быть, не бурым, а серым). Если мы со Христом, никого бояться не должны.

В нашей жизни много знаков, которые посылает Господь, и все мелкие радости складываются в одно большое ощущение радостного существования. Но существование без Господа обречено на постоянное уныние. Быть может, вся наша жизнь похожа на «праздник со слезами на глазах» – было бы хорошо, если бы это были слезы умиления и радости. Отец Филарет, благословите наших телезрителей.

– Дорогие наши телезрители, Господь хранит вас, а вы храните тех, кого Он вам дает. Самое главное, берегите себя и свою жизнь – это дар Божий. Все будет у нас хорошо, если с нами Господь.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс