Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1060) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Конец этой жизни – это жизнь с Богом в жизни будущего века

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Конец этой жизни – это жизнь с Богом в жизни будущего века

№19 (1060) / 11 мая ‘20

Беседы с батюшкой

– Я всех сердечно поздравляю с днем Светлого Христова Воскресения, с днем Святой Пасхи! «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.»

Однажды апостол Павел сказал: «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так послушанием и праведностью одного будут живы все... Первенец Христос, а потом Христовы, в Пришествие Его». Это непреложная истина. Истина воскресения – в нашем сердце, в нашем сознании, это фундамент нашей веры. Каждый день, читая в утренних молитвах Символ веры, мы завершаем его такими словами: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Что значит «чаю»? «Жду с нетерпением.» Дай Бог, чтобы наше упование было именно таким.

«Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному» – действительно, это фундамент, в этом глубокое упование: «Смерть есть к жизни приближенье; к жизни той, где смерти нет». Для нас, православных христиан, в этом глубочайший смысл: если бы все заканчивалось двумя метрами на кладбище, жизнь была бы бессмысленной.

Я вырос в неверующей, нерелигиозной семье и еще с юных лет задавался вот каким вопросом. Вот сейчас школа. А что потом? Потом институт. Потом женитьба. Потом хорошая работа. Потом старость. Потом опять старость. А что потом? А потом два метра на кладбище. Тогда я подумал: «Ничего себе! На какой бы пик человек ни поднимался, финал будет один» – будучи подростком 16–17 лет, я уже тогда проиграл свою жизнь немножко вперед.

Милостью Божией на своем пути я встретился с верующими людьми, с Евангелием, которое показало: ничего подобного! Смерть – не тупик, и наша жизнь после смерти продолжается, и она будет зависеть от жизни души.

Однажды я рассказывал историю. В Альпах было испытание канатной дороги. Инженер, проектировщик и главный строитель канатной дороги первыми проходили испытание, поднимались в люльке на вершину – так ответственно относились к своему труду. С ними был журналист, который спросил: «А что если трос, по которому мы поднимаемся, вдруг оборвется?». Главный инженер сказал: «Есть запасной». – «А если запасной оборвется?». – «Тогда все будет зависеть от того, как вы до этого момента прожили свою жизнь». Будущая жизнь будет зависеть от того, как мы живем жизнь настоящую.

Милость Божия, что мы, православные христиане, и живем упованием и верой в Воскресение Христа и в воскресение из мертвых. Мы все были свидетелями всерадостного Светлого Христова Воскресения – которое, наверное, впервые в нашей жизни – мы встречали дома, смотря трансляцию из православных храмов Русской Православной Церкви. Ситуация, конечно, необычная, но и эту ситуацию мы переживем.

Я вспоминаю – когда я служил в армии, не было возможности таких трансляций, церковные молитвы вспоминались по памяти, что-то из службы помнилось наизусть. Но и тогда, в тех условиях, была Пасха... Иногда люди оказываются в командировках, на военной или государственной службе, что не предполагает быть в храме, но это вовсе не означает, что нет ощущения праздника: если Христос в уме и сердце, тогда Он и в нашей повседневной жизни. А если Христос только в телевизоре, тогда Его нет ни в уме, ни в сердце. Будем же молиться, чтобы радость Светлого Христова Воскресения коснулась нашего сердца.

На передачу пришло много вопросов – все ищут ответы на ту ситуацию, в которую мы все совершенно неожиданно, непонятно и с большими переживаниями вошли.

Хочу вспомнить старца Паисия Афонского. В его келью на Горе Афон в день приходило по 20–30 посетителей, которые приезжали из Греции, с материка. Естественно, люди приезжали к старцу не с радостью – редко приходят к священнику с радостными событиями или с просьбой поблагодарить Господа, чаще всего к авторитетным священникам приходят с проблемами, маленькими или большими. Кстати, я старца Паисия навещал в келье, имел с ним краткий разговор за год до его блаженной кончины, в августе 1993 года (он почил в июле 1994 года). Тогда старец Паисий сказал: «Люди рассказывают о проблемах, испытаниях, катаклизмах, войнах, военных событиях и прочих переживаниях. И от того, что я слышу, вижу, наблюдаю, я давным-давно сошел бы с ума, если бы не верил и не знал, что последнее слово за Богом».

Бог маленькой бедой избавляет нас от большей. Святитель Иоанн Златоуст сказал, что у Бога польза больше, чем наказание, – и нам надо искать в этой ситуации именно пользу. Что же хочет от нас Господь в этой ситуации? Как мы должны измениться? Мы должны умудриться принять и горькое, и сладкое.

Великим постом мы читали повествование о праведном Иове. Он говорит такие слова: Нагим я вышел из чрева матери моей, нагим и возвращусь. Господь дал, Господь и взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно во веки. Писание говорит, что Иов никогда не дал безумие Богу. Что это значит? Он никогда не похулил Бога – отчаяние было, и ропот был, но с верой в Промысл Божий Иов принимает свою судьбу: как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно во веки.

Господь научает нас жить не только в комфортных условиях, когда открыты храмы в шаговой доступности, монастыри и у человека есть выбор пойти в храм с длинными службами или не очень, с женским хором или мужским... У нас был выбор и возможности. А сейчас – домашняя молитва, но она тоже с Церковью. И мы должны научиться и в этих условиях жить христианской жизнью. Святые отцы учат: «Знай Бога да себя, да довольно с тебя».

Наверное, происходящие события празднованием Пасхи не завершатся, и еще какое-то время мы будем жить в непростых, сложных условиях. Их начало, длительность и конец знает только Господь. Но мы должны жить упованием на Бога: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

На Страстной неделе вспомнилось пророчество отца Иоанна (Крестьянкина), которое записано в книге «Божий инок» – на это пророчество обратил внимание митрополит Псковский Тихон. Отцу Иоанну в 2003 году было некое видение, он услышал голос (видение и голос были дважды). Отец Иоанн по болезни тогда находился в духовном затворе. Эти слова, обращенные к отцу Иоанну, может быть, прольют свет на ту ситуацию, в которой мы все сейчас находимся, сидя дома. Слова были такие: «Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищите, виновных не ищите! Молитесь! Будьте в жизни всегда и во всем осторожны».

Слова, которые слышал отец Иоанн, повторялись дважды, два дня. Он все это записал – в книге «Божий инок» есть фотография с почерком отца Иоанна, который записал эти слова, время и дату, когда он их слышал.

Пророчества понимаются только тогда, когда они сбываются. И Тебе Самой оружие пройдет душу – такое пророчество было Матери Божией, и оно было непонятно до тех пор, пока не исполнилось. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил – как можно было заранее понять это пророчество? Оно стало понятным только в момент Рождества Христова, когда от Пречистой Девы родился Спаситель мира. Вот такие интересные мысли. «...Я допустил все это для вашего вразумления без внезапной кончины людей».

На самом деле вирус, который мы сейчас наблюдаем во всем мире, – не внезапный. Кому-то повезло с лечением, кому-то нет, но для всех людей по всему миру это звонок: какой бы ни была техника и какими бы ни были достижения в медицине, человеческая жизнь очень хрупка, и в таких условиях человек начинает понимать, что его жизнь – в руках Божиих. Кто-то ходил в маске, кто-то без маски, кто-то мыл руки, кто-то не мыл – все это мы продолжаем делать, но все равно все – в руках Божиих.

Может быть, Господь через эту вселенскую напасть напоминает, что пора бы подумать не только о том, что есть, что пить и во что одеться, но и о том, что будет дальше, если жизнь вдруг оборвется: Господь возвращает нас внутрь себя, чтобы мы задумались о самом главном – о смысле жизни, о жизни и смерти, о жизни после жизни.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) еще в XIX веке писал (но это можно отнести к нашему XXI веку), что люди живут так, как будто им никогда не придется умирать, а умирают так, как будто им не пришлось жить. Это люди не религиозные, не имеющие представления о Создателе, о Господе, о Христе, о вечной жизни, о воскресении из мертвых, но мы с вами это знаем. На Пасху мы поем: «Воскресение Христово видевше»... Парадоксальное заключение: кто из нас с вами видел Воскресение Христово? Никто. А как же мы говорим: «Воскресение Христово видевше»?

Мы знаем это очами нашей веры, что действительно было Воскресение Христово, а значит – будет и наше воскресение. Эта непреложная истина держит нас на плаву и придает осмысленность не только нашей жизни, но даже нашей смерти. Ибо «жизнь земная – отраженье, полузвук и полусвет; смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет»: после Воскресения Христова смерть – это не тупик, наша жизнь – не бессмысленное путешествие с бессмысленным концом, а «к жизни приближенье».

Интересны слова Господа, которые слышал отец Иоанн: «Виновных не ищите» – фраза эта была повторена дважды. Нам бывает легко отнести все к заговору, мировому правительству, антихристу, к кому угодно, только бы не задумываться о самих себе. А каждый из нас своим неверием, равнодушием и прочими грехами свою каплю в эту общую проблему внес – Федор Михайлович Достоевский однажды сказал: все в ответе за всех.

Святые отцы говорили: грех одного человека распространяется на всех, добродетель и святость одного человека распространяются на всех. Вспомним из Священного Писания разговор Авраама с Господом. Авраам говорит: «А если десять праведников будет в этом городе, не погубишь город?». Господь ответил: «Не истреблю ради десяти» – но в городе не нашлось и десяти праведников...

Значит, есть прямая взаимосвязь. Если живем в святой вере – бываем Богом хранимы. Если вдруг отступаем от веры, тогда через испытания возвращаемся к Творцу.

Старец Амвросий Оптинский говорил, что когда человек уклоняется с правого пути, тогда получает пинки слева и справа, чтобы опять встать на правую стезю.

Мы все должны верить и уповать, что миром правит не только правительство, но миром правит Бог: что бы ни делали люди, последнее слово будет за Богом – все мы с вами находимся под великим Промыслом Божиим. Святитель Филарет, митрополит Московский, мощи которого почивают в Храме Христа Спасителя, говорил: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляешь их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям». Вот что такое Промысл Божий.

Так Господь и эту ситуацию обратит для спасения многих и многих людей. Мы верим, что у Бога ничего в жизни не происходит бессмысленно: «У Бога польза больше, чем наказание» (наказание не в смысле мщения, а в смысле научения, наказа).

Пусть эта ситуация всех нас научит жить самым главным – верой и упованием на Бога, чтобы Евангелие стало «главной конституцией» в нашей повседневной жизни. Знает Бог, как избавлять избранных Своих: Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? «Я не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба», – говорит псалмопевец Давид. Если Господь саму смерть попрал, «сущим во гробех живот даровав», неужели не поможет и нам в нашей жизни и не избавит нас (но не от временной смерти – мы через эти врата рождения в вечность все равно пройдем)? Но Христос избавляет каждого из нас от смерти душевной – дает нам возможность быть святыми, праведными, любящими Бога, Церковь, своих родных и близких: быть христианами не только на словах, но и на деле. Если мы будем таковыми, то жизнь будет жительствовать в нас. А если Христос с нами, то кто против нас?

Всех, дорогие братья и сестры, поздравляю с великим праздником Светлого Христова Воскресения, до которого остались считанные часы. Пусть Христос, Воскресший из мертвых, дарует всем нам жизнь будущего века и укрепит нас в нашей повседневной жизни, помогая нам идти по светлому пути христианской православной жизни. Конец этой жизни – это жизнь с Богом в жизни будущего века.

Пасха – особое время духовной радости, ликования и упования на Господа: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Первые слова (ирмос) Пасхального канона: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия» – от земли к небесам привел нас Христос и даровал нам жизнь будущего века.

Господь Своей жизнью дает возможность, чтобы наша с вами земля стала Небом, наши квартиры стали храмами, и наше сердце – Престолом Божиим: это реальность – такая возможность у всех нас есть.

Мне вспомнилась одна история. Это было в XIV веке, когда халиф, взявший Иерусалим, закрыл все христианские православные храмы в Святом граде Иерусалиме, которых было больше сотни. Однажды со своими сатрапами он объезжал на белом коне Иерусалим и вдруг слышит: почти из каждого окна раздается песнопение, слышны молитвы и обоняется запах ладана. Обернулся он к своим спутникам и говорит: «Чего я добился? Я закрыл сотни храмов, а открылись тысячи – христиане свои жилища превратили в храмы».

У нас сейчас есть такая возможность: прежде всего свое сердце превратить в храм Божий, а затем – свои квартиры, дома, чтобы они поистине стали домами молитвы.

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и играюще поем Виновного, единого благословенного отцев Бога и препрославленного» – такие слова мы слышим в Пасхальном каноне.

У святых отцов и апостола Павла есть определенное мнение, какой будет жизнь будущего века. Мы говорим: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Да, будет жизнь будущего века, но какая она будет, от нас сокровенно. Апостол Павел в Послании к Филиппийцам сказал: ожидаем Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. Из этого святые отцы сделали предположение, что все мы – маленькие и большие, с вирусом и без вируса, с зубами и без зубов, с разными немощами – воскреснем в возрасте Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его: мы будем носить образ Христа не только в своей душе, но и в своем теле.

Жизнь будущего века обязательно будет, но начинается она сейчас, в нашей христианской жизни – Пасхальный канон нам говорит: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждается».

Иногда я бываю в общеобразовательных школах и спрашиваю ребят, какой у них самый любимый день в неделе. Они говорят, что, наверное, воскресенье. Почему воскресенье? Выходной, в школу не надо идти (хотя, наверное, сейчас, наоборот, все захотели бы пойти в школу, уже соскучились, насидевшись на карантине столь долгое время). Спрашиваю: что означает слово «воскресенье»? Они начинают думать и потом вспоминают, что это Воскресение Иисуса Христа.

Смотрите, как интересно: в нашу повседневную мирскую жизнь существенно вошло это величайшее событие – день в неделе назван событием Воскресения Христа (но мало кто об этом задумывается): вот так прочно мысль о бессмертии вошла в человеческую душу.

Федор Михайлович Достоевский однажды сказал, что невозможно, чтобы любовь, однажды возгоревшаяся в моем сердце, и вера в Творца были когда-нибудь прекращены. Вот такая мысль есть у Достоевского.

Пасхальная неделя обращает наши мысли, наше сердце к самому главному – к бессмертию не только души, но и тела. Все Господь расставит на свои места. Господь ответил на самый страшный вопрос – что такое смерть? Христос и эту проблему решил за нас. Чем? Своим Воскресением. Что такое смерть? Временное расставание души с телом. А что потом? А потом вновь наша душа соединится с нашим телом, и будет жизнь будущего века. Правда, она будет разная. Сейчас мы все вместе на одной планете: добрые и злые, праведные и неправедные, верующие и неверующие – все мы вместе на огромном земном шаре. А потом будет разделение: одни окажутся с Богом, другие – вне жизни с Богом, и все зависит от нас самих. Одни окажутся в раю, другие – в аду.

Кто-то из мудрых людей сказал, что ад – это место, где Бог сказал человеку: да будет воля твоя. А рай – место, где человек сказал Богу: да будет воля Твоя. Все в жизни зависит от нас самих, от нашего выбора. И дай Бог, чтобы мы свой выбор сделали в сторону жизни. В Книге Второзаконие есть такие слова: «... жизнь и смерть предложил Я тебе... Избери жизнь».

Наша беседа передача подошла к концу. Еще раз поздравляю всех со Светлым Христовым Воскресением! Давайте будем чаще Богу благодарны за величайший дар жизни, который Он даровал нам. Думаю, и в этой жизни Господь нас не оставит, ведь мы «ныне смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и играюще поем Виновного, единого благословенного отцев Бога и препрославленного». Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Мир вам, и Божие благословение пусть пребывает со всеми вами на всех путях вашей жизни. Воскресший Христос пусть помогает всем нам преодолевать все трудности – Он Сам преодолел самую главную трудность, «смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Аминь.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi166;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi167

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс