Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Христос Воскресе! Пошло 7 дней после начала праздника Пасхи, и Евангельский текст, который был прочитан во всех храмах Православной Церкви, поднимает важнейший вопрос, касающийся миросозерцания человека: вопрос религиозной веры и неверия.
«Уверение Фомы» – так называет церковная традиция этот рассказ, сообщаемый в 20-й главе Евангелия от Иоанна. После Своего Воскресения из мертвых Спаситель явился ученикам, причем в тот момент, когда апостола Фомы вместе с ними не было. Фома проявил неверие и произнес свои знаменитые слова: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
Неверие – особое чувство. Оно может быть сильным или слабым. Фома не верит, и неверие достаточно глубоко проникает в его сердце. Вдумаемся: апостолы составляли тесную и дружную общину. Они не были идеальными людьми, им были свойственны человеческие слабости, несовершенства. Особенно часто эти слабости проявлялись в период земной жизни Спасителя – мы помним, как некоторые из апостолов стремились первенствовать, ссорились. Но все-таки ученики Христа, кроме, конечно, отпадшего Иуды – это лучшие люди Израиля: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, – так свидетельствовал о них Сам Христос Спаситель.
Ученики составляют единую дружную общину, а в общине принято друг другу доверять – без доверия невозможна никакая совместная работа, никакие общие большие и малые дела. И вдруг такое недоверие, такое внезапное диссидентство апостола Фомы! Все единогласно свидетельствуют, что видели Учителя Воскресшим, а Фома говорит: «Я вам не верю и не поверю, пока Учитель здесь передо мной не явится Воскресшим и не даст мне ощутить Его Воскресшую Плоть». Такое сильное неверие Фомы свидетельствует даже не столько о недоверии и расколе в общине апостолов, а о необычности самого факта Воскресения: Фома не верит не потому, что считает апостолов лжецами, – воскресение представлялось ему невероятным.
Для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие… – так напишет о вере христиан в распятого и Воскресшего Богочеловека апостол Павел: поруганный и распятый Мессия – это не укладывалось в представления иудеев о религии: соблазнительно так учить о Мессии, Великом Царе избранного народа. Бог, пришедший на землю, воплотившийся в грязном человеческом теле, – помыслить такое было безумием для грека-философа.
Мир – иудеи и греки – не хочет принимать религию христианство. Даже близкий ученик Христа апостол Фома упорно сопротивляется факту Воскресения. Кроме того, не будем забывать, что Христа законная римская власть в лице Понтия Пилата осудила и казнила как государственного преступника. В условиях тоталитарного режима империи это худшая рекомендация для христиан: получается, что они поклонялись государственному преступнику, тем самым подрывая могущество Рима. Все против христиан!
Как же получилось, что за несколько десятилетий христиане появились повсюду – в самых отдаленных уголках империи, в больших городах, таких, как Рим и Антиохия, появились в Египте, на Балканах? Какой силой было преодолено сопротивление привязанного к земле человеческого ума, противившегося распространению христианства?
Христианство во враждебной империи – это как движение нагруженного плота против течения полноводной и могучей реки: оно нарушает естественный порядок вещей, законы природы. Это обстоятельство всегда удивляло исследователей. И что бы исследователи ни писали, найти рациональное объяснение историческому феномену распространения новой веры невозможно. Но подчеркнем, что новая вера затронула какие-то особые струны души – она отвечала некоему врожденному стремлению человека к чистоте и святости, чего, безусловно, не мог дать изверившийся и погрязший в пороках языческий мир. Но самая главная причина распространения веры в том, что Воскресение Христа из мертвых действительно произошло.
И вера распространялась не потому, что существовали какие-то серьезные субъективные психологические предпосылки, а просто потому, что замолчать этот факт, у которого было много свидетелей, оказалось невозможным – как невозможно было римским стражам удержать гроб с Телом Иисуса закрытым камнем в ту светоносную ночь Воскресения.
Благодать Воскресшего Христа касалась сердец новообращенных в веру. И прежде всего она коснулась сердца апостола Фомы. Русский архиерей, замечательный духовный писатель XVIII века святитель Димитрий Ростовский называет неверие Фомы добрым неверием. Каким бы глубоким оно ни было, но это образец честного неверия, которое не осуждается Богом: Фома не верит, но не сопротивляется вере – он не торопится поверить свидетельству других учеников, но искренне всей душой ищет истину.
Священное Евангелие продолжает рассказ о Фоме: После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Попутно заметим, что перед нами один из текстов Священного Писания, где Иисус совершенно ясно, недвусмысленно назван Богом. Эти слова выражают готовность Фомы отныне служить Христу и Его Церкви. Из сомневающегося, меланхолического, замкнутого, недоверчивого человека он становится адамантом веры, скалой, на которой в скором времени будут утверждены новые общины христианской Церкви.
Предание говорит, что Фома с проповедью отправится на Восток и достигнет побережья Индийского океана. Цельность характера, искренность его исканий привлекли к нему благоволение и любовь Христа. Спаситель счел возможным явиться Фоме и даже с точностью исполнить его пожелание: …подай руку твою и вложи в ребра Мои. Фома убедился в реальности Воскресения.
Именно вера в Воскресение Христа делает человека христианином. Сами дни Пасхального праздника, когда мы слышим Евангелие об уверении Фомы, несут особое свидетельство достоверности этого события, и сердце человека проникается убеждением в этой достоверности.
Человек может противиться религиозной истине хотя бы в силу своей внутренней свободы. Нельзя привести к Богу насильно. Если человек остается атеистом – что ж, это его право. Хотя, если вдуматься, доказательств нужно совсем немного, чтобы убедить человека в реальности духовного мира и бессмертия души.
Дни праздника Пасхи – это даже не огонек, а поток пламени, который изливается из Небесных сфер на землю. К нему можно припасть, его можно ощутить душой, особенно, если в Пасхальные дни зайти в Божий храм, который буквально переполнен благодатной радостью.
Евангельский рассказ об уверении Фомы заканчивается словами, которые произносит Сам Спаситель, обратившись к Фоме и другим ученикам: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Явления во Плоти Спасителя ученикам через некоторое время после Воскресения окончились, но благодать Божия продолжает действовать в сердцах и приносить людям ощущения настоящей радости, блаженства, приобщенности к вечному Небесному Царству – тем, кто слышит и принимает весть о Воскресении Иисуса Христа. Христос Воскресе!
Записал:
Игорь Лунёв
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Дорогие братья и сестры!Христос Воскресе!Милостью Божией мы с вами достигли уже 3-й Недели Пасхального торжества, которую Церковь премудрым образом посвятила воспоминанию подвига жен-мироносиц.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.