Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1059) → Нужно не просто чаще читать Евангелие, а задаваться вопросом: какое место оно занимает в твоей жизни?

Нужно не просто чаще читать Евангелие, а задаваться вопросом: какое место оно занимает в твоей жизни?

№18 (1059) / 4 мая ‘20

Размышление

Там, в Евангелии, в каком мы положении: со Христом? Противимся Ему? Или идем навстречу? И что ответит нам наше сердце? Евангелие учит нас искать в себе и других иное, невидимое в бесконечности прекрасное измерение нашей жизни, верить в Него, желать, искать узкие врата и в своей жизни опытно постигать чудо, как в эти врата могут войти самые, казалось бы, по размеру неподходящие.

Евангелие и жизнь

Открываешь Facebook, а в ленте бесконечное осуждение и какие-то дележки. Одним эти плохие, другим – те, одним либералы не нравятся, другим, наоборот, консерваторы. Одни за белых, другие за красных, кто-то с жаром критикует власть, кто-то, наоборот, – готов за нее стоять горой. Кому-то не нравится мясо, а кому-то вегетарианцы, кто-то с утра до вечера пишет про кошек, а кто-то резко против и всей душой за собак. Все против всех, и каждый думает, что он прав. Как контрастны наши сегодняшние отношения с Евангелием! Там вот – Иисус из Назарета; если мы посмотрим, кто рядом с Ним, то увидим, что просто все – весь народ. Не какие-то особые высокодуховные, благочестивые от рождения люди, а прямо все. Рядом с Ним ортодоксы еврейской веры и язычники, ревностные националисты и те, кто за Священную Римскую империю. Вот фарисей, а вот мытарь, вот чистый юный Иоанн, а вот не раз оступившаяся блудница. И каждого из этих людей Христос принял как родного. В каждом Господь нашел что-то настоящее и хорошее, то, что заставило человека забыть о своих бесконечных падших правдах и проблемах и начать искать Царство, о котором Он говорил, Царство не от мира сего.

Один священник, помню, как-то говорил мне, что нужно не просто чаще читать Евангелие, а задаваться вопросом: какое место оно занимает в твоей жизни? Вот так: что оно для тебя? И другой не менее важный вопрос: какое место Евангелия занимаешь ты? Где ты: с Закхеем на одной смоковнице, с Нафанаилом под другой, в лодке, повторяешь за Петром: «Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный»? Или с теми, кто кричал: «Распни Его! Распни!»? Или опять снова с Петром: «Господи, куда нам идти? Ты один имеешь глаголы жизни вечной». Там, в Евангелии, в каком мы положении: со Христом? Противимся Ему? Или идем навстречу? И что ответит нам наше сердце?

Евангелие учит нас искать в себе и других иное, невидимое в бесконечности прекрасное измерение нашей жизни, верить в Него, желать, искать узкие врата и в своей жизни опытно постигать чудо, как в эти врата могут войти самые, казалось бы, по размеру неподходящие.

О внутреннем человеке

Расскажу вам притчу. Было это в старину, на улице сидел слепой мальчик и рисовал портреты прохожих. Люди были удивлены необычным сходством лиц на портрете с оригиналом. «Чудо, – говорили они и качали головами. – Как этот слепой может передать характер человека, его не видя?» В это время по улице шел знатный барин. «А ну-ка, – сказал он, гордо поглядывая кругом, – напиши и мне мой портрет». Когда работа была окончена, боярин заметил, что толпа, взглянув на рисунок, в страхе притихла. «Я так и думал, – самолюбиво сказал он, – разве может какой-то слепец передать мою удаль и красоту?!» Люди молча расступились, стараясь не смотреть боярину в глаза. И вдруг он увидел страшную, отвратительного вида свинью с ослиными ушами, лошадиным хвостом на картине. Разгневанный боярин приказал слугам схватить и пороть мальчика.

На счастье, рядом проходил нищий странник, юродивый с большим крестом на груди. «Остановись, боярин, – сказал он, – мальчик ни в чем не виноват. Ты не понял: он не видит лиц тех, кто перед ним, он рисует портрет души». Обескураженный боярин отпустил слепого художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а наутро пошел по городу искать этого нищего, а когда нашел, тот сказал ему: «Твой портрет изменится, если сумеешь измениться и ты сам».

С того времени боярина было не узнать: он стал милостивым к людям, не наказывал слуг, принимал калек и странников, помогал вдовам и сиротам, а через год снова нашел слепого мальчика и обратился к нему с той же просьбой – нарисовать его портрет. Но, увы, портрет не изменился. С листа на него, как и раньше, смотрела страшно ухмыляющаяся свиная рожа. Боярин снова нашел странника и спросил: «Почему так? Ведь я стал совсем другим человеком». – «Да, ты изменился, но это только внешне; ты смотришь, как и прежде, на людей свысока и считаешь себя лучше других». Шли годы, нищий умер, а боярин продолжал жить праведной жизнью. Однажды на улице, когда он шел, его окликнул какой-то взрослый мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый слепой художник, который вырос и возмужал. «Добрый человек, – сказал он, – позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты». Барин низко поклонился ему и ответил: «Этим я обязан тебе».

«Пей воду поругания»

Прочитал у одного хорошего, благочестивого человека историю из Древнего патерика, которая поразила до глубины души. История про одного злого нравом старца и его ученика юношу Акакия. Этого юношу старец каждый день не просто ругал, а избивал по малейшему поводу. Описатель его жития спрашивал у него: «Что, брат Акакий, как сегодня?» А в ответ тот показывал то синяк под глазом, то свежие ссадины или разбитую голову. Прожив у жестокого старца девять лет, Акакий умер и был погребен в усыпальнице с отцами той обители. Спустя пять дней этот злой старец, который свел его в могилу, пришел к другому высокой жизни отцу из этого монастыря и рассказал, что его ученик умер. А тот в ответ сказал: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом, пойди и посмотри». Злой старец пришел в усыпальницу и у гроба своего ученика позвал его как живого: «Брат Акакий, умер ли ты?» Тот же, оказывая послушание после смерти, отвечал: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Увидев такое чудо, пораженный страхом, злой старец пал со слезами на землю и потом провел возле гроба замученного им ученика остаток жизни в молитве и покаянии.

В этой истории есть все любимое современному подвижнику: послушание за гранью разумного, побеждающее даже смерть. Послушника ежедневно били до полусмерти ни за что ни про что – просто у его старца было плохое настроение, а он смиренно терпел и не роптал, а потом от такой жизни через девять лет переселился в Царство Небесное. Но и за гробом остался послушен своему старцу уже мертвым на земле телом. Злой старец, который его сжил со света бесчеловечным обращением, тоже не остался без награды – покаялся, провел свои дни в покаянии и молитве.

Я читал эту историю, но думал не о духовных перспективах быстро попасть в рай, а почему-то вспомнил одну свою знакомую, которую, слава Богу, муж не бил, но в лучших традициях домашнего тирана придирался к ней по малейшему поводу, унижал и чуть что ругал последними словами. Эта женщина терпела такое отношение годами. Если посмотреть на ее жизнь со стороны истории из патерика, то для святости самое то. Как говорится: «Пей воду поругания с утра до вечера и знай себе духовно возрастай». Только вот она вовсе почему-то не радовалась возможности духовно обогатиться, а выглядела глубоко несчастной. Хоть была христианкой, особо в церковь не ходила, и мужа, который на диване сутками лежал, нужно было кормить, обстирывать – не до святых молитв и духовных подвигов.

Помню, когда я только пришел в церковь и смотрел на все счастливыми, радостными глазами неофита, довелось пообщаться мне в одном монастыре с пожилым опытным в духовных вопросах монахом, пережившим и претерпевшим много скорбей. Когда речь зашла про «Лествицу», которой я тогда зачитывался, конспектировал ее, таскал везде с собой, он вздохнул и сказал показавшуюся мне странной тогда фразу. «Упаси тебя Бог, – сказал он мне, – примерять на себя одежды святых из патериков». А потом покачал головой и добавил: «Если бы Иоанн Лествичник жил в наше время, он написал бы совсем другую “Лествицу”». Тогда я его не понял и просто пожал плечами, а сейчас прекрасно понимаю. Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-evangelie-i-zhizn;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-o-vnutrennem-cheloveke;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pey-vodu-poruganiya

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс