Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1059) → Протоиерей Андрей Канев: Простая пища, приготовленная с молитвой, – это вкусно

Протоиерей Андрей Канев: Простая пища, приготовленная с молитвой, – это вкусно

№18 (1059) / 4 мая ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №17 (1058) 2020

Мы продолжаем наши беседы «Страсти и борьба с ними» – у нас идет небольшой цикл о посте, мы разбираем статью святителя Игнатия, которая так и называется, «О посте».

Перед началом разговора хочу продолжить нашу традицию и предложить вам для чтения очередную книгу о.Рафаила (Карелина) – «Наша вера – православная».

Книга интересная, небольшого объема, но очень важная для современных христиан – в ней отец Рафаил раскрывает, что такое Православие (в глубоком понимании). Я многократно говорил: в приходской жизни мы встречаем среди людей, вновь приходящих в церковь, тех, в чьих сердцах и головах настоящий религиозный винегрет – человек из интернета, каких-то блогов берет информацию (или люди друг другу передают), которая совершенно далека от действительности. Поэтому нам нужно изучать вероучение и нравственное учение Православной Церкви.

Получается, отец Рафаил в своих статьях раскрывает важные понятия духовной жизни и во второй части этой книги показывает болезни современного общества – их, приходя в церковь, приносят с собой. Вторая часть книги называется «Об искажениях в православии». Мы много сейчас слышим о такой теме, как модернизм, например. Что это такое? Автор все это видит, проживает, через сердце пропускает, может нам это рассказать (например, одна из статей – «Православие и модернизм»).

Важная тема и «Без Церкви нет спасения». Мы много лет боремся с проблемой, когда человек говорит, что «Церковь – это что-то не особо нужное, « в душе, я сам разберусь».

«О лжи “всеспасения”» – тоже одна из болячек наших современных православных людей, когда в вероучение человека вкрадывается ложная идея, отвергнутая отцами Вселенских Соборов, о том, что все спасутся. Что необязательно принадлежать к Православной Церкви, не важно, как ты веришь. Эта тема тоже разбирается, и это очень важно. Хочу, чтобы вы, братья и сестры, прочитали книгу. Она очень важная и актуальная.

А сейчас давайте приступим к разбору статьи святителя Игнатия. У нас с вами 5-я беседа о посте, и в предыдущей мы разбирали, как святитель Игнатий сравнивает сердце человека с землей – огородом, полем. Он говорит, что если не обрабатывать землю, то, естественно, на ней вырастут разные терния, и приводит такой пример: если человек постится, но не молится, не обращается молитвенно к Господу, не занимается этим важным трудом, то очень легко в сердце его рождаются разные страсти. Пост без молитвы – это просто диета.

«Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною, то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевелов – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, превозношения».

Давайте будем дальше по тексту смотреть. Очень важно, чтобы вы тоже смотрели по тексту.

«Что такое – страсть объядения и пьянства?»... Святитель Игнатий говорит о чревоугодии: «Потерявшее правильность, естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, нежели сколько нужно для поддержания жизни и сил телесных, на которые излишнее питание действует противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их».

Казалось бы, вещи многим знакомые: если человек будет объедаться, лакомиться, питаться только вкусняшками, он придет не только в физическое расстройство, а еще и в душевное.

Святитель Игнатий говорит, в чем сущность этой страсти чревоугодия. У нас есть потребность вкушать пищу – это установлено Богом в раю, и в этом ничего отрицательного и негативного нет: это естественный закон жизни. Мы нуждаемся в воде, человек состоит из большого процента воды, и человек должен пить чистую воду, а не газировку. Это естественно: вкушать пищу и пить чистую воду.

Чревоугодие – интересная страсть. Она настраивает человека потерять эту правильность естественного желания пищи и пития, как «...требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их...».

Если мы исторически посмотрим, чем питались наши предки, мы удивимся: они питались гораздо скромнее нас. Наша современная цивилизация предлагает огромное разнообразие пищи, причем все это выглядит вкусно, прекрасно пахнет, приятно услаждает наш вкус, но это ли нужно, чтобы поддерживать жизнь человека? Наоборот, сейчас появляются исследования, и ответственные врачи бьют тревогу: то, что нам предлагает пищевая индустрия, – это работа на чьи-то карманы, а не чтобы накормить человека, сделать его здоровым и сильным.

А почему возникает такая потребность? Это игра на страсти чревоугодия: нам приятнее питаться сладким, рафинированным, чем обратиться к естественной, простой пище. Зато такие и будут результаты: выращиваем страсть, потом не можем остановиться.

Я пытаюсь на приходе нашим дорогим прихожанам говорить, что тот же самый пост должен состоять не из сладких пряников, которые мы запиваем сладким кофе – надо попытаться удержать себя, побороться с чревоугодием. И это рождает возмущение – человек подходит и говорит: «У меня пищевые привычки. Мы же не можем их так быстро ломать».

Конечно, не можем, ведь мы – пленники страсти чревоугодия. Если мы понимаем, в чем суть проблемы, то надо ее ломать. (Это все равно что алкоголик скажет: «У меня пищевые привычки. Я привык бутылку водки выпивать раз в сутки. Извините, я буду отвыкать постепенно». Как постепенно?) Надо рвать – по-другому невозможно: если ты попал в окружение, ты будешь медленными шагами выходить из окружения? Надо выходить быстро, с боем – только так.

Так вот, страсть чревоугодия на том и построена, что мы неправильно любим себя – начинаем себя подпитывать, по большому счету травить.

Как важно было бы, братья и сестры, посмотреть на наш пост, нашу кухню, ведь речь идет о пище: хотя пост состоит из духовной части, молитвы, милостыни, походов на богослужение, мы сейчас берем то, что очень многих интересует, – что есть и что пить, к сожалению.

Это не означает, что надо на одной гречке поститься. Нет. Понятно, что надо готовить разные блюда, только брать простую основу: овощи, простые наши традиционные рецепты, а не бегать за какими-то хоть и постными, но дорогими или вредными продуктами.

Количество тоже важно. Действительно, если мы посмотрим, человеку нужно для жизни небольшое количество пищи. Но когда мы едим много и привыкли к этому, желудок растягивается – он же не металлическая коробка, он состоит из мышц, а мышцы имеют свойство растягиваться. Чувство сытости приходит, когда достигнуто определенное растяжение желудка.

Если мы привыкли вмещать в себя больше, чем нужно, желудок растянут. А если человек привыкает жить воздержанно, следит за тем, что и как ест (спеша, он быстрее набьет свой желудок, который позже отреагирует на чувство сытости), не спешит, тщательно пережевывает пищу, делает это с молитвой, внимательно, с благодарностью Богу, то даже небольшое количество пищи принесет большую пользу.

В пост можно применить такое упражнение: если вы привыкли к какому-то объему пищи, можно взять тарелку и посмотреть, сколько пищи вы принимаете – положить все рядом, но не в одну тарелку, и не смешивать. И посмотреть: если у вас есть чувство сытости, но еще хочется что-то положить, то на этом надо останавливаться. Это важный принцип – попробуйте так делать. Пройдет буквально несколько дней, неделя – и желудок сократится до объема, который вы себе назначили, и это будет ваша норма – больше вам не потребуется.

В пост можно сделать еще такое упражнение: чего-то положить меньше. Взять на один кусочек хлеба меньше, лишнюю ложку не положить – это тоже будет очень хорошее средство побороться с чревоугодием. Большое количество пищи не означает, что она идет на пользу: излишнее питание действует противоположно.

Нам нужна пища, чтобы поддерживать наши силы, чтобы мы трудились, были бодрыми, боеспособными во всех смыслах этого слова. Если человек переел, еле пыхтит, пошел спать, на него давит уныние, то о чем речь? Разве это боеспособное, бодрое состояние? Нет, конечно. Значит, что-то с человеком не так, он должен внимательно на это посмотреть.

«Желание пищи выправляется простою трапезою и воздержанием от пресыщения и наслаждения пищею» – конкретный совет святителя Игнатия: он советует выправляться простой трапезой. Это элементарно – только включить фантазию, поискать… (Наши приходские разговоры меня отчасти умиляют тем, что человек говорит: «А что делать теперь? Я привык к этому… Мир закрылся». Почему?) Давайте просто проявим творчество. Вот простая, здоровая пища: овощи, которых у нас в достатке. Салатик с тем, этим – замечательно. Просто это не удовлетворяет нашим вкусовым предпочтениям, когда мы привыкли питаться сладким.

Мы должны понимать: когда мы питаемся печеньем и постимся кусочком батона, намазанным медом, это не пост, а тонкое угождение чревоугодию. Формально мы выполнили пост, а с точки зрения страсти подпитываем ее, ибо это вкусненько.

Если мы отрезвимся, то поймем, что так нас лукавый травит.

Перейдем на простую трапезу, воздержание от пресыщения и наслаждения пищей! Но даже простой пищей можно неправильно наслаждаться.

Я говорил о молитве, благодарении, внимании к себе, чтобы процесс пищи не превращался в тонкое чревоугодие. Есть такой термин «гортанобесие» – когда человек принимает пищу, чтобы насладиться ее вкусом.

Но простая пища, приготовленная с молитвой, благодарением, – это вкусно. Если мы будем внимательны к себе, будем посвящать время молитве, благодарить Господа за то, что Он любит нас, питает ни за что, то тогда и не будет наслаждения. Важно обращать на это внимание.

«Сперва должно оставить пресыщение и наслаждение...» – святитель Игнатий показывает нам поэтапность: переходим на простую пищу и боремся с тем, чтобы не переедать, сохраняем внимание, чтобы употребление пищи не перешло в наслаждение – «...этим и изощряется желание пищи, и получает правильность». (Перевожу на наш простой язык. Когда человек борется с объемом приема пищи, когда он внимателен и не дает себе наслаждаться пищей, обращает внимание на молитву, благодарение Господа, то этим и исправляется эта страсть. Изощряется – то есть исправляется.)

Желание приема пищи получает правильность – «когда же желание сделается правильным, тогда оно удовлетворяется простою пищею». Если человек не привык сразу применять простую кухню (хотя, мне кажется, это надо делать сразу – мы питаемся гораздо разнообразнее, чем люди в XIX веке), то надо соблюдать объем…

«Напротив того, желание пищи, удовлетворяемое пресыщением и наслаждением, притупляется». Когда человек не терпит чувства голода, пресыщается и постоянно стремится наслаждаться, то естественное желание получить от пищи силы для духовных, физических трудов, для жизни притупляется. Страсть не удовлетворяется, надо больше... И так можно дойти до безумия.

«Для возбуждения его мы прибегаем к разнообразным вкусным яствам и напиткам», чтобы усилить наслаждение пищей... Если человек не следит за собой, не борется с чревоугодием, наступает граница, когда даже разнообразные блюда не удовлетворяют, человек начинает дальше искать чего-то – и прибегает «к разнообразным вкусным яствам и напиткам»: «Желание сперва представляется удовлетворенным; потом делается прихотливее, и, наконец, обращается в болезненную страсть, ищущую непрестанного наслаждения и пресыщения, постоянно пребывающую неудовлетворенною».

Очень важно, братья и сестры, обратить на себя внимание – двайте не будем говорить про богачей. Как они живут, я вообще без понятия, и какая у них кухня сейчас неинтересно. Давайте про нас поговорим.

Я часто слышу такие жалобы: «Я не могу без мяса. Мне надоели овощи». Тут надо в себе разбираться. В чем дело? Или ты не умеешь их готовить, или так избаловал себя страстью, что она обращается в болезненную, как говорит святитель Игнатий.

Человеку нужно непременно что-то разнообразное – то, что он приготовил утром (например, овощное рагу), вечером уже есть не может. А почему? Оно испортилось? Что с ним стало?..

«Намереваясь посвятить себя на служение Богу, положим в основание подвига нашего пост» – видите, как важно!

Есть такая фраза: «Постимся постом приятным». Как мы, современные люди, воспринимаем это слово «приятно»? Понятно, что в русском языке слово «приятно» означает что-то доставляющее удовольствие. В церковнославянском языке оно имеет другое значение.

Если мы с вами отнесемся к посту как ко времени, когда должны принимать в пищу что-то вкусное, сладкое, удовлетворяющее наши вкусовые рецепторы, то мы тут заблудимся. Ведь церковнославянское значение слова «приятно» означает «добровольно принятое». Давайте сразу переведем: «Постимся постом, добровольно принятым» – и там есть продолжение: «благоугодным Господеви». А если мы оторвем эту фразу и будем чипсами с газировкой поститься, то это совсем не пост.

«Постимся постом, добровольно принятым» – каждый должен взять на себя посильный пост, и особенно хорошо, если мы настроимся читать святителя Игнатия и не станем удовлетворять своим вкусам и капризам, а перейдем на простую пищу, будем смотреть за объемом. Еще очень важен режим – дальше святитель Игнатий об этом говорит.

С этой точки зрения очень и очень важно посмотреть на тот телесный пост, который мы берем: чтобы мы не травились, получали не вред от того, что мы якобы постимся, а духовную пользу. Для этого нужно посмотреть, чтобы пост у нас был добровольно принятый.

Если ты думаешь, что Церковь живет (условно) в Средневековье, заставляет тебя поститься, а ты жертва такого произвола, то зачем и кому такой пост нужен? Он никому не нужен; и вам не приносит никакого добра и плодов, а Господу и тем более: как говорится, невольник – не богомольник.

Изучая святителя Игнатия, мы должны понимать, что пост нужен, но он нужен посильный и должен быть взят чтобы трудиться, а не плыть по течению: тебя заставили, а ты такой страдалец – вот сейчас закончится пост, ты наешься... Пост не для этого – это духовный труд с тем смыслом, о котором мы говорили: когда ты подвигаешь себя, заставляешь...

Подытожим. Простая пища, не переедаем и стараемся не наслаждаться во время приема пищи, а обращать внимание на молитву и благодарение Господа.

Я надеюсь, что эти советы вам пригодятся, братья и сестры.

Если что-то непонятно или кто-то не согласен, хочет поделиться своими впечатлениями, приглашаю написать письмо на электронный адрес нашей передачи: kanev@tv-soyuz.ru . Я получаю письма, рассматриваю их. И поскольку вопросы часто повторяются, будем, изучая святоотеческие тексты, так или иначе их разбирать.

Спасибо вам, братья и сестры. Желаю вам, чтобы ваш пост был основан на правильной духовной основе, чтобы вы преследовали правильную цель, чтобы пост у вас был действительно приятный – добровольно принятый: как солдат берет добровольно обязательство защищать Родину. Наша земля – это земля нашего сердца, наша душа, поэтому давайте будем за нее бороться. Помоги вам всем Господь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс