Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1059) → Архимандрит Александр (Глоба): Основная радость, которой мы живем, – это радость о Воскресшем Господе Иисусе Христе

Архимандрит Александр (Глоба): Основная радость, которой мы живем, – это радость о Воскресшем Господе Иисусе Христе

№18 (1059) / 4 мая ‘20

Беседы с батюшкой

Пасхальные дни, но я вынужден начать эфир с очень горькой новости, которая всех нас ошарашила: скончался настоятель Богоявленского кафедрального собора протоиерей Александр Агейкин, на 49-м году жизни. Он был добрым другом нашего телеканала, участником многих наших программ и, конечно же, достаточно известным человеком для нашей аудитории и всей Церкви. Я знаю, что Вы были с ним хорошо знакомы, часто сослужили ему в соборе. Давайте эту программу начнем с памяти о нем.

– Действительно, я с большой скорбью, болью в сердце узнал эту новость и расплакался как мальчишка: этот человек был для меня как старший брат, он меня называл младшим Александром. И наш жизненный путь действительно складывался очень похоже, параллельно – какое-то время мы несли послушание в одном месте, в п. Переделкино, он был там помощником старосты, комендантом, потом стал диаконом, потом пришел я, занимался теми же делами. И он всегда говорил, что я иду его путями.

Это были 1990 годы?

– Да, потом 2000 годы, когда при Патриархе Алексии он стал диаконом в д. Федосьино, потом – в Храме Христа Спасителя, а потом я пришел, тоже занимался реставрационными, строительными работами в п. Переделкино. Он часто приглашал меня в Храм Христа Спасителя, когда был протодиаконом, приглашал на трапезу, всегда были добрые беседы. Но когда стал настоятелем Богоявленского кафедрального собора, то всегда с любовью приглашал меня послужить вместе с ним. На протяжении 2016 года я был очень частый гость на его службах – всегда любил служить вместе с ним, отмечать торжественные события, он всегда благодарил за помощь, поддержку, которую я в силу своих возможностей мог ему оказывать. Самые теплые, самые сердечные воспоминания остались у меня.

Я анализирую его уход, его безвременную кончину и уверен, что этот человек был святой жизни. Как бы кто ни копался в его жизни, к чему бы ни старался придраться, но я знал его богослужебную жизнь, его отношение к службе, к людям, своим обязанностям, к Святейшему Патриарху Кириллу (он очень был предан ему), Священноначалию. И, конечно, это тепло, этот пример жизни останутся в нашей памяти, в наших сердцах. Царство ему Небесное! Он ушел на Светлой Седмице – я верю, что он обязательно попадет в рай.

Сейчас очень трудное время. Вы, как медик, на многие вопросы сможете ответить. Какова роль священников сейчас? Ведь, получается, они остались без нашей физической поддержки. Многие ропщут, что в храм нельзя ходить, много разных ситуаций возникает, болеют священники – к сожалению, уже есть умершие. Давайте проясним ситуацию по этому вопросу.

– Дело в том, что мы сейчас столкнулись с таким явлением, как коронавирус. Очень часто нам приходилось слышать о нем, особенно в зимнее время, когда в Китае этот процесс начинал разгораться, достигал апогея. Мы очень несерьезно относились к этому явлению: думали, что это до нас не дойдет, Китай далеко... Но самолеты летают быстро, и люди начинают привозить эту заразу. И столкнулись мы прежде всего с таким явлением, что эта вирусная частица обладает очень сильными заразительными качествами.

Это очень маленькая частица: она в тысячу раз меньше, чем человеческий эритроцит. Это все равно что человек стоит рядом с высотками «Москва-Сити» – примерно такое же соотношение с эритроцитом. И эта частица связывается с определенными белками, рецепторами в организме и обладает определенной тропностью к легочной ткани. Это пневмотропный вирус.

Мы знаем другие коронавирусы, другие инфекции ОРЗ, когда вирус попадает на слизистую носа, ротоглотки, происходит воспалительный процесс, поплевались, посморкались – и все прошло. Коварство же этого вируса заключается в том, что он реализует свою дикую программу: попадает в организм человека, связывается с рецепторами и начинает дико размножаться. Клетка поражается одна, потом в этой клетке вырастают миллионы вирусных частиц, все это раскрывается на поверхность легочной ткани – и начинают заражаться другие нормальные эпителиальные клетки, которые выстилают легкие изнутри. Там происходит газообмен, и когда происходит заражение, человек просто-напросто теряет способность нормально дышать: легкие не выполняют свою функцию газообмена – кислород, который попадает в легкие, не передается по определенным механизмам в кровь, человек задыхается. Так вирус, когда попадает в организм, творит это беззаконие (если сказать нашим церковным языком) и приносит очень большое зло.

И люди должны понимать это. Поэтому очень хорошо, что у нас в стране введена сейчас самоизоляция. Это как способ разрешения проблемы, но не полностью. Этим можно отсрочить инфицированность населения: клиники, больницы, которые у нас есть, не справятся с нагрузкой. Если поступит сто человек, еще как-то система здравоохранения может работать, а когда тысячи – захлебнется. Поэтому люди должны понимать: не правительство у нас плохое...

…а что, сидя сейчас дома, спасешь жизнь другому.

– Сам себя спасешь. Здесь надо, наверное, уже и к эгоизму взывать: человек сам погибнуть может. Говорят: «Ах, ничего не будет», – и в метро ездят. Проехались, заразились, латентный период прошел – и началась температура, встречай болезнь. Мы должны относиться к этому очень серьезно.

Святейший Патриарх очень правильно сказал, что мы должны воздержаться от посещения храма, он отметил, что с болью в сердце это говорит, ведь он больше 50-ти лет говорил, что, наоборот, надо идти в церковь. А здесь говорил обратное: побудьте дома. Ему доложили об этой ситуации, все разъяснили, он в шоке был, что такое может быть. Мы должны слушаться своего Предстоятеля Церкви, слушаться своей совести и санитарного врача.

У нас нет такой позиции, чтобы людей разогнать из церкви. Но мы должны принять и осознать тот факт, что кварцевание, дезинфекция, глубокая дезинфекция – это мероприятия, которые эффективны только раз. Придет человек, который является носителем инфекции, оставит там запас вируса – и вся работа по дезинфекции насмарку... Поэтому вводятся такие ограничительные мероприятия, помогающие приостановить этот рост. И так в России каждый день 5 000 человек только выявляется... А тем, кто попадает в реанимацию, страдает от этого недуга, – помоги Господи, потому что не дай Бог столкнуться с этой ситуацией, «помочь» этому вирусу распространяться. Многое зависит от нас.

Сейчас мы все дома, особое внимание – домашней молитве (мы неоднократно об этом говорили), и вместо утренних и вечерних молитв у нас Пасхальные часы. Как правильно сотворить молитву дома?

– Для людей, которые привыкли мало молиться или по правилу Серафима Саровского, это хорошее время: здесь «Христос Воскресе» читается трижды, потом пропеваются часы (кто пропевает, кто прочитывает), потом стихиры Пасхи, а если люди хотят еще помолиться, побыть с Богом, прочитывают канон Пасхи (это, например, монашествующие). До субботы мы молимся по этому Пасхальному чину и таким образом соблюдаем Пасхальную Седмицу. Потом совершается особенное богослужение, праздников Праздник повторяется, и уже далее вместо «Царю Небесный» читают «Христос Воскресе из мертвых», в конце – «Ангел вопияше» вместо «Достойно есть». И молитвенное правило уже будет входить в привычную колею.

А как быть в нынешней ситуации, когда младенцам необходимо Крещение? Может быть, кто-то на смертном одре, кому-то нужно причаститься? Сейчас невозможны привычные для нас правила, когда можно было просто позвать священника. Как быть сейчас, когда действительно нужно участие в таинствах?

– Страха ради смертного, если происходит какое-то событие, обратиться можно. У нас в Москве создана комиссия, есть священники, которые обучены правилам поведения и нахождения в тех домах, где есть риск заражения этой опасной инфекцией. Поэтому люди обращаются по телефону в храм, где уже знают, куда обратиться в случае острой необходимости. И таким образом можно реализовать духовную потребность, можно соборовать, причастить либо крестить. А если вызывают не ради страха смертного, значит – ожидаем лучших времен, изучаем Закон Божий, читаем Священное Писание и готовимся к принятию таинств.

Вопрос телезрительницы: «Могу ли я при жизни заказать себе “вечную память”?».

– Конечно, можете. Допустим, живет человек рядом с храмом Божиим, приходит и видит, что иконостас незолоченый, и говорит: «Батюшка, хочу оставить о себе вечную память: позолотить иконостас или купить для храма определенную утварь или полный комплект облачений, чтобы за меня молились». И священник, думаю, обязательно найдет определенный объем «памяти», который необходим для храма. И когда «заполните этот объем памяти», обязательно будет вечное поминовение.

Так все просто?

– Очень.

Есть вопрос по нынешней ситуации, когда в храмы не рекомендовано ходить, и многие люди обеспокоены: не сейчас ли наступают последние времена?

– «Последние времена» всегда наступают с такими событиями, когда что-то меняется в обществе, в политическом, экономическом курсе, когда с природой происходят какие-то катаклизмы – конечно, люди хотят найти объяснение происходящему. Самое простое – сказать, что подходят последние времена. Может быть, и так, но, судя по Священному Писанию, еще не произошло того, что должно произойти. Антихрист еще не пришел. А там есть определенные параметры, условия для прихода антихриста, для его правления.

Конечно, есть люди, которые знают: если запах пороха, то где-то что-то горит. Но нельзя льстить самому себе, своей гордыне: под запахом пороха мы можем учуять какие-то другие, обманывающие нас запахи. Настраивать себя на апокалиптический лад не стоит. Мы, конечно, должны помнить, что обязательно встретимся с Господом на частном Суде, поэтому должны думать прежде всего о себе, а в апокалиптическую панику, я думаю, впадать не стоит.

Как отличить настоящую веру от ложной, основанной на мнительности и запуганности?

– Запуганность, мнительность – это признаки неврозов, психологических отклонений, которые человек пытается компенсировать поиском чего-то, что могло бы ему помочь, когда он запутался в духовной ситуации, в духовной обстановке.

Ложная вера всегда будет ложной, если она не основана на истинности веры. Если там нет Иисуса Христа, нет Царства Небесного, понятия жизни вечной, нет стремления попасть в Царство Христа, быть со Христом, то эта вера ложная. Если есть признаки того, что я верю в Иисуса Христа по Символу веры (нет ничего проще, чем посмотреть Символ веры и протестировать себя: верю ли я в то, что написано в нем?), если принимаю это, хочу следовать за этим учением, то моя вера истинная. Если я начинаю придумывать какие-то объяснения, приплюсовывать что-то или отмежевывать от Символа веры, значит, это не вера и надо работать над собой духовно, богословски, читать литературу, изучать Закон Божий.

Следующий вопрос: «Куда попадают души тех людей, которые имеют другую веру? Ведь они считают, что они правильные, а мы считаем, что наша вера правильная».

– В Православной Церкви этим вопросом занимается догматическое богословие, которое это объясняет, растолковывает на основе учения святых отцов и Священного Писания. Здесь мы можем констатировать: когда человек умирает, он обязательно встречается с Богом на частном Суде.

Нам не дано знать, что там происходит – это будет открыто при Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Если человек совсем неверующий, но жил по закону совести, то, по словам апостола Павла, такой человек и судиться будет по закону совести. Это высшая правда Божия, которую нашим человеческим скудоумием не понять, а вот Господь по Своему человеколюбию и усмотрению разрешает этот вопрос очень быстро.

Следующий вопрос: «Я читала, что только Бог знает наши мысли, ведает нашими помыслами и видит наше сердце. Больше никто. Когда я молюсь про себя, получается, Бог меня слышит, а святые угодники не слышат?».

– Молитва – это не нечто физическое, это духовное состояние, и оно подчиняется духовным законам. Если человек находится даже в свинцовом саркофаге либо в подводной лодке, Бог его слышит, когда он молится, и святые его слышат – все, к кому направлена молитва, его слышат. Не нужно болтать, когда молишься… Святые отцы говорят: «Положи, Господи, хранение устам моим». Чтобы уста были в сомкнутом состоянии, а молилась душа, сердце, дух человеческий.

Следующий вопрос: «Батюшка, как быть, если молишься и чувствуешь, что в тебе нет искренности? Отвлекаешься, думаешь о чем-то другом».

– Объясню очень просто. Когда человек собирается серьезно заниматься спортом, он начинает с неумелых подходов к гантелям, штанге, турнику. Если он хочет заниматься атлетикой, сразу же никакие пируэты на перекладине не сделает? Никаким образом не покажет высоту спортивного мастерства, если сразу будет сдавать какие-то нормативы…

Надо потихонечку приучать свою душу к молитве. Если думаешь, что накупил книжек, молитвословов, открыл – и молитва полилась, то нет… Искушения начнутся. Надо делать все постепенно, планомерно: если взялся за плуг, то, как Христос говорит, назад не смотри, а иди вперед.

Вопрос телезрительницы: «Я верую в Господа нашего Иисуса Христа, но вера без дел мертва. Я читала, что многие надеются только на милость Божию – и я тоже надеюсь, а Он говорит, что надо что-то делать. Но у меня не получается... Я взвешиваю свою жизнь: ничего не сделала, но все равно надеюсь на Божию любовь. Как быть?».

– Когда человек боится поскользнуться, он держится за перила. Перила в нашей жизни – это Церковь, церковное учение. Держитесь за эти перила, за эти стены. Без Бога спастись невозможно. Апостол спросил у Господа: «А кому возможно спастись, если даже богатому невозможно войти в Царство Небесное?». И Господь ответил: «Человеку это невозможно, но возможно Богу».

Мы должны уповать на эту милость. Мы должны помнить, что Господь – Милосердный. Если душа появилась на свет, если она пришла ко Христу осознанно, Господь никогда не оставит такого человека: как бы мы ни боялись, какие бы страхования ни испытывали, все равно Господь нас знает и далеко не отпустит.

Житейское море – сложное пространство, где можно без Бога утонуть. Но если ты с Богом, если находишься на церковном корабле, то Господь выведет – главное, не отходите от Русской Православной Церкви Христовой, приобщайтесь Святых Христовых Таин, выполняйте благословения духовника, слушайте нашего Патриарха, наше Священноначалие, тогда и Господь вас встретит в свое время с превеликой радостью.

Следующий вопрос: «Почему на Страстной и Светлой неделях происходит много искушений? А когда начинаются самые главные праздники, начинаются скорби?».

– Какие, например?

Сейчас понятно, какая скорбь. Но бывает так: большой праздник, готовишься к Причастию – и обязательно что-то произойдет, идешь уже с другим настроением. Как здесь быть?

– Когда маленькому ребенку конфетку показываешь, он обо всем забывает – бежит, под ноги не смотрит, лишь бы конфетку схватить... Господь дает нам голову, ум, сообразительность. Мы должны ориентироваться в пространстве – не забывать, что живем на этом свете, мы не ангелы, не летаем. Следовательно, если хотим получить духовную сладкую конфету, не должны забывать, что когда идем к ней, можем споткнуться. Когда человек помнит об этом, он просит у Бога духовной помощи, поддержки. Если не находится в духовной прелести: когда человек готовится к Причастию, он как будто находится в духовной прелести.

Ты причастишься, конечно, но все остальные законы химии, биологии работают – это тоже Божие попущение, благословение. Человек должен помнить об этом. Тогда он будет не в состоянии прелести, а в таком, что сможет дать отпор: такие люди воспринимают нападки лукавого более естественно.

Батюшка, давайте подытожим. Очень много скорбных и важных тем про коронавирус, все уже устали от этой информационной повестки...

– И устали от вранья. Непонятно, кто составляет эти новости. Если вы запугиваете народ, напишите: «Мы вас запугиваем». Я, как врач, знаю, что такое медицинская статистика, патологическая анатомия, почему человек может умереть, почему не может. Напряжение у людей очень большое.

Дорогие друзья, я хотел бы в эти светлые Пасхальные дни пожелать вам крепости, душевных и духовных сил, чтобы вы помнили, что основная радость, которая сейчас существует, которой мы живем, – это радость о Воскресшем Господе Иисусе Христе. Мы должны надеяться на Него, верить Ему и знать, что Христос нас никогда не оставит. Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Записали:
Елена Кузоро
и Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс