Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1059) → Протоиерей Артемий Владимиров: Воскресение души, обретшей Христа

Протоиерей Артемий Владимиров: Воскресение души, обретшей Христа

№18 (1059) / 4 мая ‘20

Беседы с батюшкой

Я слышал много разных историй, как преображался внутренний человек, как расцветала его душа, когда он встречался с Богом, обретал Христа. Случалось ли такое в Вашей пастырской практике?

– Думаю, каждый из сегодняшних участников нашей Пасхальной беседы свидетель такой истории – своей истории. Ведь мы с вами верим в Живого Бога, и каждый из нас, как слепой цыпленок, в свое время обрел веру живую, зрячую и горячую. И свершилось чудо прозрения не только нашим собственным усилием, желанием, но, несомненно, действием Духа Святого.

Я вспоминаю собственную юность, когда первый раз 17-летним юношей ступил на солею (возвышение перед иконостасом) и стал рассказывать священнику, краснея и бледнея, о себе все. И он, терпеливо выслушав меня, возложил на мою главу епитрахиль, а я интуитивно опустился на колени при прочтении им разрешительной молитвы: «Господь и Бог наш Иисус Христос да простит тебе, чадо, вольные и невольные согрешения. И я, недостойный священник, властью, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов». Тогда я пережил то, что пережил, наверное, каждый из нас в свое время и в разных обстоятельствах: душа моя наполнилась светом.

Насколько она томилась и мучилась в часы, предшествующие первой Исповеди, настолько я ощущал себя птицей, готовой взмыть в небеса после полнокровной Исповеди, которая опалила мою стыдливость, замкнутость и раскрыла тайники сердца. Я помню, что, выйдя с Исповеди, я несколько дней смотрел на мир совершенно иными глазами: изменились люди, небо, восприятие всего – такую радость Воскресший Христос вложил в мое немощное, слабое, себялюбивое, грешное сердце! И Церковь, которая, как мать, согревает нас своим дыханием и собирает вместе, исполнена этих свидетельств, как древних, так и новых.

Кто из вас не слышал о святом мученике Аврааме Болгарском? Он, родившись в мусульманской семье, слушал голос своей совести, не прельщался мыслью иметь одну, вторую, третью жену, молился Всевышнему, и ему явился Воскресший Христос (читайте житие святого мученика Авраамия Болгарского) – при отсутствии проповедников христианской веры Он показал ему язвы на запястьях, на стопах, благовествовал Своему мужественному избраннику истинную веру в Отца и Сына и Святого Духа. Святой Авраамий был жестоко замучен соплеменниками, но не отрекся от Христа. Его мощи почивают во многих храмах. И такие истории повторяются вплоть до наших дней.

А мне, в связи с нашим разговором, вспоминаются слова Господа Иисуса Христа. «Верующий в Меня не увидит смерти, но Я явлюсь ему Сам», – говорит Господь на Тайной Вечере. Действительно, не зря же мы на Пасху поем воскресную песнь: «Воскресение Христово видевше…» – и каждый из нас призван ходить пред невидимым Лицом Господа.

Пасхальные дни настолько значительны и насыщенны, что мы переживаем каждое мгновение – секунду – как вечность, время как будто останавливается: Господня благодать, озаряя и Небо, и землю, и преисподнюю, делает наши сердца зрячими. Мы, не видя Христа плотскими очами, ощущаем, осознаем Его присутствие. И в этом, наверное, тайна Пасхальной радости, которую у нас никто не может отнять.

На Исповеди юности, о которой Вы начали рассказывать, Вы ощутили присутствие Христа?

– Я как раз и говорю, что, будучи студентом знакомого вам Московского университета (ваш факультет исторический, мой – филологический), я умственно уже пришел к признанию бытия Божия; это было непросто в советские годы. Но одно дело – думать о Боге, знать о Нем что-то, а другое дело, объясняет преподобный Силуан Афонский, знать Бога и обращаться к Нему. Вот так моя душа и раскрылась – как весенний цветок в лучах Божественной благодати.

Мы призваны соединить и ум, и чувства, и волю, и душу, и тело в устремленности ко Христу – подобная устремленность и называется молитвенным предстоянием Господу Богу.

Конечно, я не могу сказать, что впоследствии все время летал как на крыльях такой пасхальный веры, но забыть это невозможно. И повторяю, настаиваю, что у каждого из наших сегодняшних собеседников такое откровение присутствует в памяти, ведь наш Бог живой и мы утверждаем нашу веру не на песке отвлеченных философских или этических построений, но на Откровении Создателя живому, трепетному человеческому сердцу.

Скажите, Вы как-то готовились к этой встрече или она произошла неожиданно?

– Чтобы дойти до Исповеди, от меня потребовалось многое. Прочитав как-то о человеческих грехах и страстях, я, наверное, около месяца колебался, ведь мы все привыкли что-то скрывать, скрываться даже от взгляда друг друга – казаться, но не жить. И мне даже пришлось описать это в книге (я ее назвал «Мой университет»): борение, захватывающее сердце молодого человека, идущего на генеральную Исповедь. Но совесть, этот голос Божий, подсказывала, влекла меня, несмотря на внутренние препятствия – самолюбие, гордость, скрытность. Поэтому, наверное, Исповедь и была столь ошеломляющей, точнее – плодом этой Исповеди, ее результатом было живое ощущение Бога, познание Его и умом, и сердцем.

Есть в истории такие люди, которые вживую видели Христа – апостолы и очевидцы Его земной жизни, они тоже пережили в буквальном смысле встречу со Христом, встречу с Богочеловеком, с Его Человеческой природой. И после этой встречи те, кто вообще были участниками, свидетелями тех событий, оказались очень сильно замотивированы на проповедь о Воскресении Христа, и в Евангельских воскресных Пасхальных чтениях мы много слышим, как Христос посылает Своих учеников на проповедь... Что ими двигало, как они настолько прониклись ощущением близости Христа, что всю свою жизнь положили на служение проповедничества?

– Конечно, это было не просто эмоциональное впечатление и не просто человеческое побуждение проповедовать Христа в совершенно враждебном мире, где язычники совершали плотские оргии, а начетники-иудеи насмехались над самой мыслью вочеловечивания Бога Слова.

Проповедовать Христа в мире, погруженном во зло, было невозможно руководствуясь каким-либо человеческим мотивом, воспоминанием, даже личной убежденностью.

Что ими двигало? Кто ими двигал? Их побуждал Дух Святой, Который соделал и соделывает поныне человеческие сердца храмами Живого Бога, Который вселился в апостолов – и они стали разумными, одушевленными, свободными орудиями Божественной воли, так что их ум был раскрыт для разумения Писания, Божественная премудрость осолила каждое их слово (от слова «соль») – оно дышало не искусством человеческой риторики, а внутренней силой, источником которой была жизнь апостолов во Христе.

И, безусловно, иначе мы не можем объяснить, как ограниченное число простых людей, вчерашних рыбаков, за несколько десятилетий всю вселенную покорило Евангельской проповеди. Это воистину Божественная сила, вышеестественная для нас, но обитающая в наших сердцах. Тому мы и радуемся, ликуем и торжествуем, что для нас словосочетание «Христос Воскресе» не просто философская формула и не дань старине, но вечно живое свидетельство, что Господь и вчера, и сегодня Тот же, Он обещает нам быть всегда рядом с нами: «Я с вами во все дни до скончания века».

Поэтому, дорогие мои друзья, невзирая на постигшую нас скорбь в связи с карантином и прочими обстоятельствами, я верю и знаю, что и в наших домах, в жилищах христиан оби-тает Божественная благодать. Совсем не далек тот день, когда мы вновь встретимся с вами, как и Святейший Патриарх нам обещал, в Евхаристических собраниях и будем, подобно апостолам и их современникам, в простоте и веселии сердца преломлять Евхаристический хлеб, вкушать Божественную Святыню – Тело и Кровь Спасителя. Полнота бытия Церкви есть то сокровище, которое не встретишь более нигде, которое будет прилагать к Церкви спасаемых до последнего часа бытия мира.

Но ведь после апостолов остались их преемники, святители, потом были и мученики, и многочисленные монахи, преподобные отцы – Церковь существует уже 2 000 лет. Если апостолы видели Христа и после этого на них сошла благодать Святого Духа и двигала ими в их проповеди, что же двигало потом всеми остальными поколениями членов Церкви – и мучениками, и святителями, и пастырями, и учителями?

– Помните слова апостола Павла, который, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!»? Все мы с вами, здесь находящиеся, имеем в себе искру Святого Духа, в таинстве Крещения нам сообщенную, а это значит, что Господь в потенции находится в нас и с нами – нам только должно очистить свое сердце, свой ум от худых помыслов, от дурных желаний, победить и отринуть злые привычки, очиститься от всякой скверны плоти и духа, чтобы Спаситель явил в нас Свое невидимое, но очевидное и осязательное присутствие.

Вспомним уже упомянутого мною старца Силуана Афонского, который в первых трех десятилетиях ХХ столетия жил себе тихонечко в Русском Пантелеимоновом монастыре, работал на мельнице и непрестанно молился: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»: раскройте замечательную книгу, написанную его учеником, архимандритом Софронием, и в первой, житийной части вы прочтете, как старец Силуан, происходивший из простых русских крестьян, тянувший лямку солдата до революции, однажды увидел Спасителя телесными очами (впрочем, очами Духа). И явление ему Воскресшего Спасителя уже на Афоне совершенно преобразило внутренний строй мысли этого молодого инока: он больше не захотел видеть ничего на земле – ни красоту неба, ни роскошь растительности. Но Христос, прекраснейший из всех сынов человеческих, стал достоянием его сердца.

И, повторяю, речь идет не о телесном облике Христа, но о таинственном явлении Господа в глубинах нашей собственной души. И настаиваю уже в третий раз, что и малые дети, и, может быть, пожилые участники нашей беседы, входя в воскресный или в будничный день в Божий храм, могут встать иногда перед иконой и задуматься о чем-то глубоком в преддверии Исповеди или подходя к Святой Чаше приобщиться Святых Даров, но Господь в ведомый Ему час дает нам такое откровение о Себе, что мы забываем все земное и постигаем нравственную цель и смысл нашего бытия в том, чтобы продолжить очищение сердца и дать Господу почить в нашей душе, преобразив и освятив нас.

Таковыми были апостолы, таковы и мы, недостойные и грешные, слабые и немощные. Но то, что каждый из нас выносил, выстрадал свою веру, верит в Живого Бога, несомненно – почему мы и любим паче всего Мать нашу – Церковь, Христову невесту, и очень надеемся, что в ближайшее время наши храмы, по миновании скорбных дней, вновь наполнятся прихожанами. Именно пребывая в лоне Матери Церкви (а дома ли ты один, в лесу, в пустыне ли находишься, ты пребываешь в лоне Матери Церкви), в Евхаристическом собрании, мы познаем особенную полноту веры, Господь особенно удостоверительно являет нам Свое присутствие. И пусть этот день настанет для всех нас поскорее.

Чтобы вот так же открыть для себя Христа и стать таким же, может быть, ярким проповедником, какими были в истории апостолы, святители и другие, нужно молиться и участвовать в церковных таинствах. Но сейчас у нас есть опыт пребывания без церковных таинств, и нам остается только молиться... Когда кажется, что весь мир против тебя, как продолжать молиться и верить, что Бог рядом? И рядом ли Он?

– Мы не можем при всем нашем усилии подражать апостолом: это были избранные сосуды Духа Святого. Но каждый из нас действительно благодатью Божией призывается к возможной для него полноте единения со Христом. Каждый из нас призван очищать свое сердце, предоставив Спасителю пребывать на нерукотворенном престоле нашей души. И нам остается в удел не только молитва (молитва – составная часть благочестия). А глубокое внутреннее покаяние? А внимание ума к сердцу, чтобы следить за помыслами, отгонять дурные, нечистые мысли? А заповедь о любви – служение ближним и дальним в духе кротости, бескорыстия, смирения и радости? А чтение Священного Писания и постижение слова Божия? Жизнь христианская очень широка и объемна.

Вы правы: конечно, все мы чувствуем давление мира, лежащего во зле. Большинство СМИ (я сейчас, слава Богу, нахожусь в студии телеканала «Союз», где душа чувствует себя спокойно и радостно, и надеюсь, что Пасхальная атмосфера нашей беседы передается и нашим собеседникам), большинство светских каналов, порталов несут с собой мирской дух тревоги, страха, ожесточения, мелькания кадров: человек не может ни сосредоточиться, ни вздохнуть, он, по простоте погружаясь в эти информационные потоки, вредит своей душе.

Что сказать о мире рекламы, о людях, совершенно лишенных духа веры, – несчастных, ставших пленниками этого мира? И мы ими были когда-то: пленниками гнева, гордости, нечистоты. Однако нам, ученикам Своим, Спаситель говорит: мужайтесь, ибо Я победил мир.

Святой Иоанн Богослов, любимый ученик Господа, свидетельствует, что Христос Воскресший больше того, что в мире. А в мире лукавый дух заквашивает собой политические события, пленяет умы и сердца людей.

От последователей Христа всегда требовались и требуются рассудительность и мужество, жертвенность и верность Христу. Мы должны быть готовы всегда наступать на хвост и голову нашего собственного эгоизма, себялюбия – вот главный враг, который пытается выкрасть у нас жемчужину нашей веры.

И поэтому наш девиз, дорогие братья и сестры: с молитвой Богу, с любовью к людям, «всем смертям назло» сохранять ясность ума и мирное сердце, умиротворение души. И, блюдя себя от зол и скверны этого мира, мы, хотя почитаем себя ниже всех, слабее всех, силой Божественной благодати будем свидетелями Господа и Его Воскресения, Он сделает нас свечечками в этом темном мире…

Умей смирять себя пред каждым человеком, видеть его преимущества: нам подобает зреть лишь собственное несовершенство и слабости. Мы сумеем, сами того не желая, передать огонек веры тем, кто нас окружает. Прорвемся: как прекрасно сказал президент Великим постом, били печенегов, гоняли половцев – одолеем и коронавирусную заразу, и тех, кто выпустил ее, как джина из бутылки. Но не будем о грустном в нашей Пасхальной передаче.

Вопрос телезрителя: «В трудные минуты мне кажется, что Бога нет рядом. Как правильно поступать тогда и что думать?».

– Когда кажется, нужно креститься – во имя Отца и Сына и Святого Духа – и в ответ на все бесовские проделки (помыслы, которые они внушают: бесы пытаются внедрить в наше сознание, как фугасы, мысли неверия, уныния, печали) воспоминать Священное Писание – особенно Новый Завет. Хорошо ежедневно к нему прикасаться: главу Евангелия, главу из апостольских посланий читать (прямо с закладочками).

А что говорит нам Господь? Не бойтесь! Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Вспоминайте 90-й псалом: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое…

Ну и, конечно, я посоветую всем вам, дорогие друзья, всегда в уме и сердце содержать всесвятое имя Господа Иисуса Христа: это краеугольный многоценный камень – держа его за пазухой, мы никогда не станем пленниками лукавого духа.

Смущает тебя мысль неверия – произнеси только: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»,– тотчас отойдет эта слабость. Нападает помысел нечистоты, какая-то блудная мечтательность? «Иисусе Христе, очисти меня, грешного». Вот уже твое сердце, если ты молишься всей душой, всем разумением, будет светлое и чистое! Гнетет тебя уныние, печаль, кажется, что зло господствует в этом мире? Ату его! Помните, как А.В. Суворов говорил? «Пуля – дура, штык – молодец!» – коли, режь, бей: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного!». И полчище демонов (а вместе с ними и экстрасенсов, поклонников всякого сатанизма) обращается в бегство.

Наше оружие, – это молитва, которую мы должны всегда иметь в устах и сердце: молитва Иисусова. Кто ее не запомнил, послушайте еще раз: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного. Аминь».

Что почувствует душа, если она вдруг снова встретит Христа? Поймет ли, что встреча состоялась?

– Я глубоко верю, что не раз и не два (на заре жизни, во младенчестве или в час кончины), но каждый день мы, совершая молитвы Отцу и Сыну и Святому Духу, становимся способными созерцать Воскресшего Христа – как Лука и Клеопа, которые шли из Иерусалима в Эммаус. И когда Христос, до поры до времени неузнанный, преломил пред ними хлеб, в сиянии они узнали Воскресшего Учителя.

Слава Господу, что мы не протестанты (я их жалею), не католики (я с ними не ссорюсь), но люди православные: мы, соединенные вместе, действительно чувствуем, знаем, ощущаем на себе исполнение слов Господа: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Впрочем, сегодня Воскресение Христово распространяет свой свет на всех жителей Земли. И дай Бог, чтобы и католики, и протестанты возвратились в лоно Матери Церкви, и полтора миллиарда китайцев, миллиард индусов, восчувствовав силу Воскресшего, оставили свои родовые поверья и склонили главу пред Святой Троицей.

Очень хочется, чтобы человечество, придя к закату своего бытия, восприняло лучи Христова Воскресения и желающие быть людьми в самом высоком смысле этого слова обрели человечность вместе со Христом Спасителем в таинстве Крещения, жизни по заповедям, служении ближним в духе веры и любви.

Батюшка, я хотел бы попросить Вас поздравить еще раз наших телезрителей с праздником Пасхи, обратиться к ним, кратко подвести итог нашей программы, пожелать что-то.

– И, конечно, это будет: «Христос Воскресе!». Когда мы произносим эти слова, к нам слетаются ангелы, а слыша «Христос Воскресе!», искушающие нас демоны, сверкая пятками, бегут наутек.

Слова «Христос Воскресе!» растапливают самые жесткие, эгоистические сердца.

Когда мы говорим друг другу «Христос Воскресе!», возрождается любовь между мужем и женой, у детей возвращается послушание родителям.

«Христос Воскресе!» радует даже домашние цветы, рыбок в аквариумах, всю живность. И небо и земля, и солнце и луна – вся Вселенная отзывается на наше искреннее «Христос Воскресе!» победоносным «Воистину Воскресе!». Аминь.

Батюшка, очень теплые слова. В заключение я также хотел бы Вас поприветствовать ими – этими Пасхальными словами: «Христос Воскресе!».

– Воистину Воскресе! Очень скоро мы встретимся с вами в наших любимых православных храмах.

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс