Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1059) → Протоиерей Димитрий Предеин: О бессмертии души и воскресении из мертвых

Протоиерей Димитрий Предеин: О бессмертии души и воскресении из мертвых

№18 (1059) / 4 мая ‘20

Беседы с батюшкой

Христос Воскресе! В эти светлые святые дни и хочется, и просто необходимо говорить о бессмертии. Мы поговорим сегодня о бессмертии души и воскресении в Православии и о других религиях. Что такое смерть и откуда она? Ведь Бог смерти не сотворил.

– Мы читаем об этом во второй главе Книги Бытие: Господь в раю предупредил людей, что в день, в который они вкусят от древа познания добра и зла, умрут смертью. Господь их предостерег и запретил вкушать этот плод под страхом смерти, но они, к сожалению, все равно нарушили запрет, и смерть постигла не только их, но и всех их потомков, по закону единства человеческой природы. Так смерть появилась в человеческом роде, и, наверное, из всех бедствий, которые постигли человека в результате грехопадения, смерть – самое большое зло.

Почему так притягательна идея бессмертия?

– Об этом рассуждали многие мыслители и в древности, и в наше время. Можно признать несомненным тот факт, что человеческий дух не может смириться с идеей уничтожения самого себя, с прекращением своего бытия. Целостность, непрекращаемость жизни человеческого духа – это аксиома, которая является для нас врожденной. Само наше самоощущение такое: мы чувствуем, что не можем перестать быть. Мы всегда есть. Даже во сне наша жизнь продолжается. Наше сознание переходит в другой режим, но оно все равно действует. Поэтому представить, что вдруг все полностью погаснет, потухнет свет и исчезнет наше бытие, мы просто даже не в состоянии.

Человек даже живет так, будто бы смерти нет.

– Да, об этом писал святой Игнатий (Брянчанинов). Мы точно знаем, что умрем, но при этом живем так, как будто бессмертны – хотя как раз память смертная была бы для нас очень хорошим ограничителем на пути совершения тех или иных проступков, ибо это нас отрезвляет: вспоминая, что сразу после смерти мы будем отвечать перед Богом, мы можем остановиться, чтобы не совершить какие-то грехи.

Вопросы жизни и смерти в духовной жизни весьма тонки, интересны, многозначительны, но факт остается: гораздо труднее верить в то, что после смерти душа не существует, чем в то, что она продолжит существование.

Что значит бессмертие души и чем оно отличается от общего бессмертия?

– Есть очень важный момент, который нужно отметить для себя: человеческое существо двухприродно. Человек состоит из двух естеств: из духовного (душа) и физического (тело). Тело после смерти разлагается, а душа продолжает существование в загробном мире. Вот эти две природы фактически составляют целого человека. Дух сам по себе не есть человек, это только его половина, поэтому когда мы говорим о бессмертии души, то говорим о некоем все-таки ущербном бессмертии: это не полное бессмертие – это даже не окончательное и не настоящее бессмертие.

Душа продолжает свое бытие просто потому, что она не может не существовать, так как такова ее природа, но при этом статус ее бытия уже другой – это не полное бытие. Христианство никогда не концентрировало внимание на бессмертии человеческой души. Если мы посмотрим Священное Писание, увидим, что идея бессмертия души там выражена очень фрагментарно: она там, несомненно, присутствует, но акцент на нее не делается. Все наше упование – на воскресение мертвых, то есть на воскресение тела, а не на бессмертие души. Поэтому, как ни странно, именно христианство в этом плане оказывается религией даже в какой-то степени материалистичной – оно настаивает на ценности нашего материального, физического тела: именно в совокупности тела с душой, воссоединении тела с душой после воскресения нам дается надежда на поистине вечную и полную жизнь.

Учение о бессмертии души принимается всеми мировыми религиями или только христианством?

– Все мировые религии признают, что душа бессмертна, хотя определенные отличия присутствуют, и они довольно-таки существенные. Я скажу больше: и в мифологии всех древнейших народов присутствует идея бессмертия человеческой души – отец Александр Мень пишет, что даже в раскопках захоронений первобытных охотников еще из бронзового или каменного века мы уже можем усмотреть следы веры в бессмертие души, ибо с ними в могилу складывали оружие, чтобы они там, в загробной жизни, как бы могли продолжить свое ремесло.

Как звучит православное учение о бессмертии души? Есть определение догмата?

– Как такового догмата о бессмертии души в христианстве нет вообще.

Есть догмат о воскресении?

– Да, догмат о воскресении есть, а догмата о бессмертии души нет: его даже и не может быть, ведь фактически бессмертие души – это додогматическая истина, аксиома религиозного опыта. Не было ни одного еретика, который бы сомневался в бессмертии души: если бы он в этом сомневался, он был бы вообще не христианином, а неверующим человеком, атеистом – те, что не верят в Бога, не верят и в бессмертие души. Таких людей среди еретиков не было: по определению, еретик – это неправильно верующий человек, который настаивает на своих догматических заблуждениях, но они все-таки верующие люди, все они были по-своему верующими. Поэтому ни один Вселенский Собор даже не пытался утверждать истину бессмертия души, так как это было для всех аксиомой.

Если мы зададимся вопросом, где написано, что душа бессмертна, то такие указания, безусловно, есть: во аде же кто исповестся Тебе? (Пс. 6, 6) – то, что душа сходит в ад, было понятно для Псалмопевца. Другое дело, что там не будет полноценного бытия и исповедания Господа. А самое сильное, самое ясное и отчетливое указание содержится в Новом Завете – например, в притчах Господа о богаче и Лазаре, о неразумном богаче: в сию нощь душу твою истяжут от тебе. Кроме того, когда Господь отвечает саддукеям, Он говорит: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых – перед Ним все живы. Это говорит о том, что душа человека продолжает бытие после смерти тела, и по контексту, в котором Христос излагает это учение, совершенно ясно, что, кроме саддукеев, в этой истине никто больше не сомневался (а саддукеев в израильском народе было совершенно незначительное количество).

В чем отличие учения о бессмертии души в Православии и в других мировых религиях?

– Это интересный вопрос. Такие исследования проводились. Мы видим, что восточные религии признают бессмертие души, но при этом у них бессмертие рассматривается в совершенно иной перспективе. Например, в индуизме есть учение о переселении душ, согласно которому по закону кармы душа человека переселяется после смерти тела в другое тело – в зависимости от того, какая жизнь была прожита, она переселяется либо в тело другого человека, либо даже в тело животного. Если было больше добрых дел, следующее воплощение будет более светлым, радостным, успешным, счастливым, чем предыдущее. Так колесо Сансары постоянно крутится, действует закон перевоплощения, но если постепенно с каждым новым воплощением душа улучшается (совершенствуется жизнь – больше добра, меньше зла), то наконец достигается мокша – состояние освобождения от закона перевоплощения: это состояние блаженства, как оно понимается в индуизме.

Нечто подобное мы находим и в буддизме. Там только терминология другая. И в индуизме, и в буддизме мы наблюдаем, что личность человека не сохраняется после смерти – душа как субстанция продолжает существовать, а личные характеристики она не наследует: память о предыдущем воплощении стирается полностью.

Тогда возникает вопрос: какой в этом смысл? Какой смысл наказывать худшим воплощением, если душа все равно не вспомнит, за что именно она была наказана, или за что награждать, если она не помнит предыдущие воплощения? Тут имеется противоречие в самом принципе. Ясно, что этот принцип ложный.

Учение о перевоплощении и реинкарнации с христианством несовместимо. Христианство всегда настаивало на личном бессмертии души: душа человека принадлежит только одному телу, с ним соединяется, это навечно ее союзник, и именно то тело, в котором она прожила жизнь, воскреснет в воскресение мертвых. Это единственно правильное и логичное учение.

Православие учит не только о бессмертии души, как Вы уже отметили, а и о воскресении мертвых. Это догмат, учение Церкви. В чем и как он выражается?

– Мы каждый день читаем Символ веры, в котором говорится: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» – этим завершается наш Символ веры, наше исповедание Православия. Этот догмат исповедовался с самого начала бытия Церкви. Даже когда не было Никео-Цареградского символа, когда были апостольские символы веры, символы веры отдельных Поместных Церквей, учение о воскресении мертвых входило в любой крещальный символ.

Поэтому апостол Павел и пишет про крещение мертвых ради (иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?). Что это значит? Это значит – Крещение именно ради веры в воскресение мертвых, ради того, чтобы воскреснуть для вечной жизни. Мы и исповедуем веру в это перед принятием таинства Крещения.

Безусловно, для христианства догмат о воскресении мертвых один из главных. Если убрать его из христианства, это будет уже вообще не христианство. Тут дело не только в том, что это основа нашей сотериологии, учения о нашем спасении, но это и основа христологии – учения о нашем Господе: если Он – Бог, то Он имел силу и власть воскреснуть из мертвых, а если Он – не Бог, тогда Он не мог воскреснуть из мертвых. Но есть и обратная связь: если Он не Воскрес из мертвых, получается, Он – не Бог; тогда уже нет смысла в Него верить, и все здание христианской религии рушится.

Так что догмат о воскресении мертвых – тот краеугольный камень, на котором строится весь фундамент нашего вероучения. Поэтому и праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения, – это праздников Праздник, Торжество из торжеств.

Почему мы считаем, что религии, которые не учат о воскресении мертвых, заблуждаются?

– Дело в том, что если религия признает естественное бессмертие человеческой души, но при этом отрицает воскресение мертвых, получается, что это учение о развоплощенном духе: получается, дух уходит куда-то, и дальше он либо воплощается в другое тело, что, как мы уже сказали, есть ложь, либо он где-то в непонятном месте существует, но это есть неполноценное бытие.

Тогда с чем связано почти полное отсутствие учения о воскресении из мертвых в Ветхом Завете?

– На то были веские причины. Главная из них та, что еще не состоялось Искупление человеческого рода. И в силу подверженности всего рода человеческого влиянию первородного греха и того, что Искупление не состоялось, души всех людей сходили в шеол (в преисподнюю земли) и находились там в довольно мрачном, тягостном, тоскливом состоянии. Только вера в грядущего Мессию могла давать луч надежды, что поддерживал души праведников в шеоле.

Ясно, что подробно об этом говорить не было никакого смысла: это не давало людям абсолютно никакой надежды и утешения. Господь Сам еще не пришел, не воплотился, не открыл полноты истины людям, истина давалась только фрагментарно – давалось только знание, необходимое на той ступени развития религиозного сознания богоизбранного народа; говорить подробно о воскресении мертвых было еще преждевременно. Тем не менее, отдельные указания все-таки были – Книги Иезекииля, пророка Даниила об этом свидетельствуют.

Чем отличается учение о воскресении из мертвых в Православии и исламе, иудаизме?

– Думаю, начать надо все-таки с иудаизма – его происхождение более раннее, чем христианства; мы связаны с иудейством самыми тесными узами, и у них есть утверждение, что учение о воскресении из мертвых прямо вытекает из Торы: тот, кто этого не признает, исключается из будущей жизни. Это признается у них как догмат.

Но остается очень много неясного: прозрачности, отчетливости, законченности учения о воскресении мертвых, которое есть у нас, христиан, у иудеев нет. Более того, у них есть определенные противоречия: не совсем понятно, как они соединяют учение о воскресении мертвых с учением о пришествии мессии, которого до сих пор ждут – у нас понятно, что Христос уже пришел, совершил наше спасение, уже Воскрес и придет как Судия, и все становится на свои места. А по их учению он еще не приходил, поэтому эти вещи трудно состыковать.

Что касается ислама – там тоже есть учение. Я лично общался с мусульманскими теологами, богословами и не нашел ни одного пункта отличия (более-менее заметного) в учении о Втором Пришествии Христовом, Страшном Суде, воскресении мертвых между Православием и исламом: они тоже признают, что будет Второе Христово Пришествие, что Он будет судить человечество, что будет всеобщее воскресение и посмертное воздаяние. Какую роль будет играть пророк Мухаммед, честно говоря, я так и не понял – будет именно Второе Пришествие Христа, они это признают: будет Страшный Суд – и судить будет именно Христос. Как это соединяется с верой в пророка Магомета, для меня тоже довольно любопытный вопрос.

Я бы сказал так: учение о воскресении мертвых есть во всех авраамических религиях. Но только в христианстве (и, в частности, в Православии) оно законченное и абсолютно непротиворечивое: в нем все части связаны друг с другом.

Как будет происходить воскресение мертвых?

– Об этом есть указание в Священном Писании и у апостола Павла, и Сам Господь тоже об этом говорит. Это будет глас Архангела, труба Божия с Небес – и мертвые воскреснут. Ангелы соберут всех людей, которые когда-либо жили на земле, для Суда Божия.

Есть предание в Иерусалимской Церкви о том, что это будет в долине Иосафатовой, которая возле Иерусалима – оттуда начнется воскресение и там, в Святой Земле, соберутся все земные племена для последнего Суда.

Мне, конечно, трудно судить, поместится ли все человечество на территории Израиля, ведь это все-таки многие миллиарды людей. Но это сейчас не самое принципиальное – Господь найдет пространство, чтобы всех разместить. Важен сам принцип, а он таков: воскресение мертвых согласно догматике Православной Церкви будет всеобщим и одновременным. Все человечество воскреснет мгновенно – не поэтапно, не постепенно, а именно все люди сразу перед Богом предстанут на Суд.

Суд будет справедливым, безапелляционным. Это будет последнее решение. Навсегда. И на этом Суде предстанут абсолютно все люди, когда-либо жившие на земле. Даже независимо от того, какой смертью они умерли.

Некоторые говорят: а если человека сожгли в крематории? Или в некоторых религиозных традициях принято человека сжигать, кремировать, а пепел развеять над морем или священной рекой Ганг. Бывало и такое, что тело оставляли на съедение диким зверям – получается, не осталось вообще ничего. Но Господь знает, каким был этот человек, и даже может молекулы, из которых состояло тело, собрать из других мест, чтобы воссоздать это тело. Для Господа нет ничего невозможного.

При тех чудесах, которые мы уже знаем от Господа, абсолютно поразительных, чудо воскресения мыслится вполне реальным.

Вы сказали, воскреснут все. Но какая разница в воскресении праведников и грешников?

– Уже в Книге пророка Даниила (12-я глава, 2-й стих) есть прекрасное высказывание: и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда.

Уже сразу в момент воскресения по человеку будет понятно, что именно его ждет. Если человек был праведным, сам облик его будет просветленным, его тело будет сиять Божественным светом – благодать Божия будет пребывать в нем. А если это был нераскаянный грешник, служитель дьявола, то это будет мрак, нечто бесоподобное, даже в том теле, в котором он воскреснет. Поэтому ангелам будет очень легко отделить грешников от праведников, как об этом говорится в притче о пшенице и плевелах.

Что будет после, когда все оживут?

– Откроется абсолютно новая реальность. Это будет открытие Царства Славы – блаженное бытие: предел мечтаний всякого человека, верующего в Бога. Я хотел бы подчеркнуть, что главным содержанием этого нового, блаженного эона бытия будет непосредственное, тесное богообщение. Это будет то богообщение, которое сейчас отдаленно мы можем ощутить, когда достойно причащаемся Святых Христовых Таин: когда мы приобщились Святых Даров, мы порой чувствуем, как Господь буквально проникает во все наше естество, как Он освящает нас – как смягчается наше сердце, наполняется благодатными чувствами, любовью к Богу, ближнему, духовной радостью.

Все это в превосходной степени станет содержанием жизни людей, которых Господь удостоит вечного блаженства рядом с Собой. Дай, Господи, нам всем этого достигнуть и радость воскресения ощутить уже в эти светлые дни...

Записала:
Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс