Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№16 (1057), 2020
В прошлой беседе мы говорили о важности Крещения младенцев. Перед крещением всегда встает вопрос: какое имя дать младенцу? Имя – это нечто сакральное, оно отражает внутреннее состояние младенца, его качества, стремления, желание подражать тому или иному человеку, в честь которого он будет носить имя.
В Церкви принята традиция называть младенцев в честь святых. Мы подбираем их имена по нашему желанию – в честь близких родственников, носивших такие имена, или о святого, которого почитаем или который покровительствует нашей семье, или в честь бесплотных Сил Небесных (ангелов, Архангелов).
Почему существует такая традиция в Церкви? Ведь именем может быть любое слово. Мы знаем, что в советское время, да и сегодня, детей называли и называют различными именами. Как бы ни было странно, мы уже привыкли к этому явлению в наше время и принимаем ребенка с любым именем.
Именами нас нарекают родители. Нельзя называть ребенка в честь какого-то предмета или бессмысленного события, которое совершилось в тот или иной исторический период. Имена могут быть самые разные, но они должны нести смысл, а он обязательно должен быть духовным, ведь события сменяются, предметы изменяются: предмет, который высоко ценился 10 лет назад, сегодня уже не вспоминают, и событие, которое было очень важным в определенный исторический момент для идеологической системы данного государства, в новое время, когда на него смотрят с другой стороны, оказывается не положительным – более того, несет негатив в историческом контексте.
Поэтому нужно называть детей в честь святых угодников Божиих. Мы даем имена в честь тех, кто засвидетельствовал веру положительными моментами своей жизни. Они стремились к Небу и стали небожителями не потому, что они хорошие с внешней стороны, а потому, что вели определенную работу над собой, подвизались: преподобные жили бесстрастно, ничего не стяжали, мученики показали героический подвиг – до конца своей жизни свидетельствовали о Христе, святители показали высоту духовной жизни, отстаивая каноны, догматы Церкви, уча и приводя многих ко спасению, праведные показали высоту чистоты, целомудренности в светском мире, в семейной жизни – они были славными и чудными и показали замечательный пример для подражания.
Когда смотришь на жизнь своего небесного покровителя, хочется быть таким, как он: жить с таким горением, любовью ко Господу. Эта духовная связь всегда тебя укрепляет – она не только направляет: ты чувствуешь, что этот святой человек тебя никогда не оставит, всегда будет тебе помогать, будет рядом с тобой.
Святитель Николай помогал своим тезоименитым Николаям. Георгий Победоносец в день своей памяти спас отрока, крещенного в его честь, из плена и привез к дому в утешение родителям, которые отдали на попечение святого своего сына. Известно очень много случаев, когда святые угодники Божии вымаливают своих тезоименитых, то есть тезок.
Имя несет нечто таинственное, сакральное. Мы не можем наблюдать за людьми, которые живут в этом мире, а в монастыре каждый виден. У нас преподавал архимандрит Матфей (Мормыль), он рассказывал очень интересные вещи. Был один Петр – приходит другой Петр, был один Сергий – приходит другой, но все они похожи друг на друга: какие-то внутренние качества даются от тех святых, которые молятся за них, но и они подражают святым в том или ином служении Господу, близким, в добрых делах.
Наша традиция – не называть в честь Владимира Ленина Владленом или еще какими-то именами, которые не очень-то ложатся на наше сердце (не будем их называть, многие из них были странные), а называть именами в честь святых угодников Божиих, чтобы наши дети и сродники имели тезоименитых святых покровителей в Царствии Небесном – такой подход будет самым правильным.
Надо помнить и об обетах, которые даются в таинстве Крещения. Мы должны их соблюдать, невзирая на то, крестные родители дали их за нас или мы сами. Они очень важны: это некие действия, которые мы должны совершить в течение своей христианской жизни.
«Первый обет, произнесенный за нас перед купелию крещения нашими восприемниками, был обет отречения от диавола и всех дел его». Творяй грех от диавола есть, говорит Священное Писание: вы отца [вашего] диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити. «Следовательно, мы обещались перед своим крещением никогда не грешить, не следовать внушениям диавола, не противиться воле Божией, но всегда и во всем исполнять ее».
Наше стремление – не совершать поступки, приносящие зло на землю, не быть учениками диавола.
Чьими учениками мы обе-щали быть в таинстве Крещения? «Вслед за отречением от диавола мы произнесли при купели крещения через своих восприемников другой обет – обет веровать во Христа и таким образом сочетаться Ему». Мы должны исполнять заповеди, которые нам оставил Господь. Как говорится в Священном Писании, сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение – мы должны быть во всем честными, стремиться исполнять заповеди Божии, творить добрые дела (дела милосердия и любви). Вот такой обет мы дали в таинстве Крещения.
Христианин – тот, кто постоянно сопротивляется злу, следует за добром. Почему мы должны совершать другие поступки, а не те, которые совершаются в этом мире? Потому, что мы всегда должны задаваться вопросом: кто я? Если я христианин, я должен буду совершить поступок (пусть даже это будет мне в ущерб) за Христа. Господь найдет возможность сделать этот поступок не только правильным в глазах других: он принесет мне огромную пользу.
Если мы видим, что поступок, который мы можем совершить в отношении близких, не принесет им никакой пользы, то должны отказаться от него: пусть это будет не на пользу мне, но на пользу моей совести. Тяжелая задача. Но такие обеты мы дали в таинстве Крещения.
Что нам дают обеты? «Все мы родились в прародительском грехе, и потому все с самого рождения были виновными перед Богом» – как говорится в Священном Писании, чадами гнева. «И вот в таинстве Крещения Дух Святой, сошедши на нас, возродил нас – потребил в нас все греховное, освятил наше естество, освободил нас от всякой виновности перед Богом, так что мы вышли из купели крещения совершенно чистыми от греха, невинными и святыми». Об этом говорится в Священном Писании: но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
Что еще мы получили в таинстве Крещения? Духа Святого. «Он вместе сочетал нас Христу по вере нашей, усвоив нам Его заслуги, и соделал нас чадами Божиими». Вси бо вы сынове Божии есте, говорится в Священном Писании, верою о Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Великое и спасительное таинство.
Об этом немало говорится в Священном Писании: Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии; А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми; Всяк рожденный от Бога греха не творит, яко семя Его в нем пребывает.
Велико и спасительно таинство Крещения, но в нем заложена и великая ответственность. Если мы приняли таинства Крещения или Миропомазания и исполнились благодати Божией, это не значит, что все у нас хорошо и замечательно – нет, дорогие мои, нужно потрудиться, поработать над своим духовным состоянием.
Сейчас мы будем говорить о таинстве Миропомазания – оно обязательно идет за таинством Крещения и, как правило, эти два таинства совершаются вместе.
В таинстве Миропомазания подается благодать Святого Духа. Человек, который принимает благодать Святого Духа, прикасается к Его плодам.
Все в Церкви совершается Святым Духом. Господь после Своего Воскресения говорил Своим ученикам о том, что Ему необходимо вознестись на небо, пойти к Отцу, чтобы ниспослать им Духа Святого. Он сказал им: И се, Аз послю обетование Отца Моего на вы: вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше.
Благодать передавалась через апостолов их ученикам, которых тогда называли «мужами апостольскими», а затем рукополагали во епископов. Епископы по сей день передают благодать, полученную от святых апостолов, которые в день Пятидесятницы получили благодать от Духа Святого, Который сошел на них с неба в виде огненных языков.
Без благодати Святого Духа человек не может возрасти в вечности, творить добрые дела: ему для жизни нужны вода, солнце и воздух, а рожденный в таинстве Крещения не может жить без благодати Святого Духа – он помогает сделать его совершенно «новой тварью» (см.: 2 Кор. 5, 17).
Когда благодать оскудевает в человеке, он теряет внутренний мир, покой, чувствует, что ему необходимо (даже если он не столь церковный) пойти в храм, исповедоваться, причаститься, то есть исполниться благодати Святого Духа: после Причастия человек выходит из храма совершенно обновленным, не чувствует порой тяжести своего тела – он наполняется благодатью, и она дает ему легкость, парение в этой жизни.
Благодать Святого Духа подается в таинстве Миропомазания. Почему? Раньше она подавалась через возложение рук, но епископ не всегда может находиться в том месте, где совершается таинство Крещения. Поэтому епископы варят миро, которое освящается в Великий Четверг (в нашей Церкви его варит Патриарх и раздает всем епископам и священникам). Мы сообщаем благодать Святого Духа через освященное миро (смесь, которая сварена из натуральных ароматических веществ и масел), совершая таинство Миропомазания.
Таинство Миропомазания тоже включает в себя определенные действия, слова и вещество. Вещество – миро. Человек помазывается им крестообразно с произнесением таких слов: «Печать дара Духа Святаго». Это тайносовершительные слова, которые необходимы. Их нужно произносить правильно.
Помазываются определенные части тела: чело, очи, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Чело помазывается для освящения ума и мыслей. Очи, ноздри, уста и уши – для освящения всех чувств. Перси (грудь) – для освящения сердца (или желания и чувствования). Руки и ноги – для освящения всех дел и поведения христианского.
Каждая часть тела за что-то отвечает – за наши чувства, разум, сердце, определенные дела, поступки. Ноги приводят человека либо к доброму, либо к тому, что он не должен совершать. Мы освящаем все тело, чтобы Господь соделал наши дела добрыми – и наши ноги не шли бы по пути нечестивых, и органы чувств осязали все самое лучшее в этой жизни, а в чтобы в сердце не входил никакой грех и в нашем уме не рождались ненужные мысли.
Почему человек помазывается? Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
Очень важный момент: Дух Божий необходим человеку для духовного возрождения, чтобы он творил добрые дела и противостоял греху. Постоянная брань, постоянный выбор – не случайно Ф.М. Достоевский сказал, что в мире борются добро со злом, а поле битвы – сердца человеческие.
В нашей жизни происходит постоянное противостояние, и выбор очень сложен. Пойти по правильному пути тоже сложно – нужны не только смелость, но и подвижничество, внутренняя сила, которая подается благодатью Святого Духа.
Об этом говорит святой Ефрем Сирин: «…запечатаны входы на главе твоей; печатью помазания запечатлены все члены твои. Царь написал на тебе как бы письмо Свое и приложил к нему огненные печати, чтобы не прочли его чужие и не повредили написанного».
Господь запечатлел нас печатью Духа Святого, утвердил нас в законном рождении: мы стали сынами Божиими. Через это Господь показывает врагу рода человеческого, который борется с Господом за наши души, что мы запечатлены благодатью Духа Святого и находимся под охраной Самого Господа. Бог не отдаст нас врагу, если у нас не будет такого желания – если у нас будет противостояние ему, Бог всегда будет нам помогать.
У нас есть паспорта, где стоят печати, подтверждающие, что мы – граждане Российской Федерации. Где бы ни был гражданин Российской Федерации, если он попадает в трудное положение, наши посольства и консульства всегда борются за него: они создаются не только чтобы решать вопросы дипломатической жизни государства, но и чтобы помогать гражданам Российской Федерации.
Так же и Господь запечатлел нас печатью Духа Святого. Он везде и всюду будет свидетельствовать, что мы Его чада, наследники и будет до конца бороться за нас. Если у нас будет желание идти за Господом, то Он никогда никого не оставит, всегда поможет: Он запечатлел нас благодатью Духа Святого, и она всегда живет в нас – даже когда она будет оскудевать, она будет постоянно восполняться у нас в теле, сердце, душе через таинства Церкви.
Мы не один раз едим, пьем, всегда дышим, чтобы жить. Благодать Святого Духа истощается, уходит от нас, потому что мы исполняемся неправдой. Поэтому мы должны приступать к таинствам Церкви (к исповеди, чтобы очищать себя, и к таинству Причастия, о котором будем говорить в следующий раз). Таинства полностью восполняют в нас утерянную благодать Святого Духа, после чего мы можем противостоять всем испытаниям в нашей жизни. По мере того как в нас оскудевает благодать, мы должны обязательно наполняться ею. Тогда в нас будет жить и действовать Дух Святой, Который будет преображать, изменять каждого из нас.
Какие дары получает человек в таинстве Миропомазания? Об этом нам говорят многие святые отцы и Священное Писание. «И вы помазание имате от Святаго, и весте вся, – писал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. – И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем».
Кирилл Иерусалимский пишет: «(Сие помазание) сохраните непорочно, ибо оно само учит вы о всем».
Восточные патриархи писали в своем послании: «Дух Святой… через помазание чела – освящает ум наш и мысли, чтобы мы думали только о том, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала; чрез помазание груди – освящает наши чувствования и желания, чтобы мы любили не мир и еже в мире, а Бога и Божие; чрез помазание органов чувств – освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали одно только доброе; чрез помазание рук и ног – освящает все дела, все поведение человека; одним словом, чрез помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия, из коих три преимущественно относятся к просвещению разу-ма, а последние к наставлению и утверждению воли в добре».
Очень хорошо сказано: чтобы и ум наш просвещался, и воля направлялась ко всему доброму. Этим мы, христиане, и отличаемся. Мы дали обет Богу, что будем во всем подражать Господу нашему Иисусу Христу и совершенствоваться в добре.
В этом и есть суть христианства: чтобы все доброе приживалось в нас и мы становились уже здесь, на земле, наследниками Царствия Небесного. Таинства даны нам, чтобы каждый из нас родился для духовной жизни и укрепился в благочестии. Я хочу напомнить, что это не дается автоматически: к этому нужно стремиться, за это нужно бороться и к этому надо идти, а искушений и испытаний в нашей жизни будет встречаться очень и очень много.
Но чтобы мы постоянно укреплялись в благодати Святого Духа, даются таинства. Благодать Святого Духа будет давать свои плоды, и через них мы будем потихонечку идти и достигать того, ради чего принимаем крещение. Далее поговорим о таинстве Евхаристии, о Причастии, – без него человеку невозможно войти в Царствие Небесное. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Светлана Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.