Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1058) → Протоиерей Андрей Канев: Если ты не борешься с грехами, то в них погружаешься. Другого варианта нет – или одно, или другое

Протоиерей Андрей Канев: Если ты не борешься с грехами, то в них погружаешься. Другого варианта нет – или одно, или другое

№17 (1058) / 1 мая ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №16 (1057) 2020

Мы продолжаем небольшой цикл в рамках нашей передачи, которая складывается достаточно живо в зависимости от ваших писем, просьб – сейчас мы вместе с вами создаем цикл «О посте»: мы разбираем статью святителя Игнатия, которая так и называется – «О посте» (это «Аскетические опыты», том 1-й).

Перед началом передачи хочу порекомендовать очередную книгу для чтения, ведь читать нужно. Это книга архимандрита Рафаила (Карелина) – замечательного писателя, духовного человека, нашего современника, который сейчас здравствует, трудится, чтобы мы с вами были духовно бодрыми. Книга называется так: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Это слова, которыми заканчивается Апокалипсис.

Темы конца света, наступления царства антихриста во все времена интересовали христиан и сейчас, я думаю, тоже интересуют – главное, чтобы мы правильно понимали эти обстоятельства, правильно к ним готовились, относились. Я хочу порекомендовать вам эту книгу. В ней отец Рафаил рассматривает следующие вещи.

Прежде чем говорить о наступлении царства антихриста, всех этих подробностях, мы должны знать свою веру.

Бывает, в приходской жизни встречается человек, который про всех знает: про масонов, мировое правительство, антихриста, за все переживает, – а Евангелие не читал (я регулярно таких встречаю.) Так вот, эта тема должна начинаться с того, что христианин изучает свою веру. 1-я часть этой книги называется «О спасении», где отец Рафаил рассматривает важные вопросы духовной жизни.

С чего начать духовную жизнь? Вам интересна эта тема? Я думаю, интересна. Вот, здесь есть – в том числе о посте, покаянии, молитве, Кресте Христовом – темы, актуальные всегда. Я часто слышу, как говорят: «Читаю святителя Игнатия – не понимаю, тяжело». Это говорит о том, что ум человека еще не настроился на духовное чтение. Это придет позже.

Если не работаешь, то не придет ничего. Святых отцов не понимаешь – бери церковных писателей. Можно взять отца Рафаила, любые его произведения, любое издание: это важная подготовительная ступенька к пониманию святоотеческой литературы.

Здесь рассматриваются не только те же вопросы, что и у святителя Игнатия, но и современные: например, угроза модернизации.

2-я часть книги о последних временах – отец Рафаил рассматривает признаки наступления царства антихриста. Из отдельных частей состоит размышление над Апокалипсисом: Священное Писание – не простое чтение, а Апокалипсис – это пророчество, поэтому еще более сложное, поэтому надо обязательно читать с толкованием. Книга отца Рафаила (Карелина) «Ей, гряди, Господи Иисусе!» – замечательное, очень полезное чтение.

Итак, мы продолжаем с вами наш цикл «О посте». Мы закончили прошлую беседу на том, как святитель Игнатий говорит, что не надо здесь пресыщаться земной пищей, придавать ей много значения, посвящать ей всю жизнь, а надо обратить внимание и стремление к другому насыщению: изучению Евангелия, исполнению заповедей, участию в Евхаристии.

«С чего начать нам, говорит святой Макарий Великий, никогда не занимавшимся исследованием сердец наших?». Про нас? Про нас.

«Стоя вне, будем стучаться молитвою и постом, как и Господь повелел: Толцыте, и отверзется вам (Мф.7, 7)» – смотрите, как важно. Можно много и красиво говорить о духовной жизни, но если ты не начал практику, то это все пустое. Особенно в светском мире: сходил на балет – это вроде как духовная жизнь? Но это все, конечно, подделки. Все, что связано с Духом, Господом, – это духовная жизнь, а посещение выставок, спектаклей, балетов относится к жизни душевной: послушал, посмотрел, получил какие-то впечатления.

Поэтому не путайтесь, мы говорим здесь о правильном понимании духовной жизни. Поэтому что нам нужно? Хотим понять себя, исследовать наши сердца. Очень трудно понять и исследовать себя. Оказывается, нужно «... стучаться молитвою и постом».

Заповедь Господня «стучитесь – и отворят вам» – не о том, что нужно настырно относиться к своим потребностям («не дают нам что-то, а мы будет стучать, пока не добьемся своего») – здесь вообще не об этом. Оказывается, эта заповедь применима к внутренней жизни человека: себя не понимаю, сердце свое не понимаю – оттуда все лезет, что делать? Два средства: пост и молитва.

Пост – умеренный. Братья и сестры, святитель Игнатий ни словом не обмолвился, что вы должны уморить себя голодом или нанести непоправимый вред здоровью – не об этом идет речь. Для нас с вами в этом нет ни цели, ни смысла.

«Этот подвиг, который предлагает нам один из величайших наставников монашества, был подвигом святых апостолов. Из среды его они сподоблялись слышать вещания Духа» – о чем здесь идет речь?

Давайте немного поговорим о терминах. Что такое подвиг? Мы с вами, в большинстве своем, по происхождению советские люди. Что для нас подвиг? Юрий Алексеевич Гагарин первый полетел в космос – подвиг? Да, конечно, подвиг. Александр Матросов во время боя, чтобы спасти товарищей, заслонил собой пулеметную точку – подвиг? Однозначно. И таких подвигов очень много в русской, советской, военной истории.

Мы правильно понимаем слово «подвиг».

Но я обычный человек, я не накрыл собой гранату, живу обычной жизнью, делаю одно и то же каждый день – ничего особенного. Христианская глубина слова «подвиг» в том, что человек себя подвиг, то есть заставил: и Александр Матросов заставил себя (боялся перед этим, естественно), и Юрий Алексеевич наверняка испытывал не восторги, а боролся со своим страхом – в этом есть подвиг: ты боишься, но делаешь. С этой точки зрения обычный солдат, который поднимается в атаку, тоже боится – и его командир боится. Но, преодолевая этот страх, тягу к жизни, идешь и делаешь.

В духовном плане подвиги – это то, что ты не хочешь, но заставляешь себя делать.

Питаться вкусненьким гораздо приятнее, чем себя ограничивать. Не молиться гораздо приятнее, чем заставлять себя молиться. Не читать духовную литературу, святых отцов, церковных писателей, а смотреть в Интернете какие-то глупые новости гораздо приятнее. Посылают друг другу какие-то улыбающиеся мордашки, получают от этого удовольствие, а тут надо все ограничить, читать, думать, страдать, мучиться… Конечно, это неприятно.

Но подвиг в том, что мы, простые люди, немощные, неумелые, начинаем с собой работать – начинаем себя двигать. Это очень важно не из-за того, что получишь за это звание Героя Российской Федерации и соответствующую звезду на грудь, а потому, что просто себя заставляешь. То есть с такой точки зрения подвиг – просто процесс: не оценка, не заслуга, не достижение, а процесс.

Поэтому подвиг, когда мы немощно молимся, постимся, что-то пытаемся, карабкаемся, скребемся, тоже важен, это первые шаги, которые тоже нужно делать.

«Этот подвиг , который предлагает нам один из величайших наставников монашества, был подвигом святых апостолов» (когда мы заставляем себя): и апостолы и молились, и постились. Что это означает? Что это дело касается всех христиан. И даже самые святые люди (апостолы, подвижники, учители монашества) постились… Это пожизненная история, и нет у нас перерывов (если ты не болеешь, конечно), когда можно сказать: «Все, я достиг определенного духовного уровня и дальше поститься уже не буду». Это нужно делать всегда.

«Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13, 2–3) – речь идет об избрании апостолов Варнавы и Савла на проповедь, и в этих кратких словах дважды упоминается, что апостолы постились. А ведь они были не только что избранными на дело апостольства – Пятидесятница уже прошла, они обладали полнотой Святого Духа для проповеди, но тем не менее продолжали поститься и молиться. Это очень важно. Это дело, которое мы должны делать всегда.

«Из среды подвига, в котором совокуплены были пост и молитва, услышалось повеление Духа о призвании язычников в христианство» (понимаем слово «подвиг» как подвигание себя на духовную работу). Это относится к апостолам: постились, молились – и были способны принять повеление от Господа, что нужно идти к язычникам и проповедовать (у апостолов были вопросы по этому поводу: может, только среди евреев проповедовать? Оказывается, нужно идти вообще по всему миру).

«Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва», – говорит святитель о соединении поста с молитвой.

Вот смотрите: легко отличить, где диета, а где пост. Если христианин постится, но не молится, это просто диета, которая в духовном плане бесплодна. Поэтому два крыла христианина: пост и молитва – одно без другого не должно быть.

Почему молитва связана с постом? Если человек начинает поститься, у него происходят внутренние изменения. Во-первых, начинает оживать душа, по-другому работает ум, меняется качество молитвы. Во-вторых, из человека начинают ползти страсти.

Что делать? Как бороться? Мы говорим: «Бороться, исправляться». Как бороться? Ты что-то заметил в себе, начинаешь в этом каяться, помнить о том, что ты такой. Очень сильно это связано с молитвой. Поэтому у нас это должно быть в связке.

Далее святитель Игнатий пишет: «Пост отрешает человека от плотских страстей...» (отрешает – отрывает, освобождает), «...а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога».

Давайте поговорим о терминах. Что такое «словесный храм»? Мы с вами, братья и сестры, призваны быть храмом Духа Святого – как говорит апостол, вы храм Духа Святого. Поэтому мы должны следить за собой во всех смыслах, чтобы соответствовать великому призванию христианина быть храмом Духа Святого.

Не просто «мы покрестились – и в нас эта благодать находится»: тут речь о том, что человек обязан храм содержать в порядке; если за зданием храма не следить, не ухаживать, не чистить утварь, не совершать богослужения, храм превратится в некий запущенный «объект религиозного значения». А мы следим за храмом: приходим – там чисто и хорошо.

У Бога все должно быть таким: все, что Богу посвящено, должно быть самым лучшим. Мы тоже посвящены Богу – в крещении, в вере нашей, – поэтому тоже должны следить за собой.

И тут нам открывается тайна, которую в своей статье раскрывает святитель Игнатий: «Пост отрешает человека от плотских страстей...»

Мы можем сказать: «Нет, на практике это не так. Мы начинаем поститься, и из нас все начинает лезть – как пена, когда газировку открыли и встряхнули»? Правильно, это один из процессов – чего испугались? Так должно быть: если мы этой пены не увидим, так и будем думать, что в нас все спокойно. А когда все полезло, человек это увидел, раскаялся – не запечалился, как это часто бывает, а понял свои ошибки и начал над ними работать.

Пройдет время (понятно, что не от одного поста это произойдет, а со временем: процесс долгий), и человек начнет освобождаться от плена. Это не означает, что у него не будет чего-то проявляться, но он не будет настолько зависим от желаний и страстей (это долгая тема – мы касались ее в рамках наших бесед).

«...а молитва борется с душевными страстями...» Мы скажем: «Мы читаем каждую ночь акафисты, мы не понимаем, как все это «борется»»? Ночью надо спать. Новоначальные должны ночью спать – не надо экспериментировать со своей духовной жизнью.

О чем здесь идет речь? Даже не о чтении, а о том, что человек всегда бодр и внутренне настроен. Пришла греховная мысль или греховное чувство (он чувствует это в себе – он не рассматривает, кто как живет, кто что делает) – и начинает тут же каяться, обращаться к Богу: «Господи, опять пришли эти хулиганы, опять мучают меня, опять начинают с моего сердца собирать дань» – человек начинает так молиться, и это может быть на день множество раз.

Чем более христианин внимателен к себе, тем чаще он отбивается от этих помыслов молитвой, ибо другого способа нет.

И что происходит дальше? У святителя Игнатия речь идет не о нас, новоначальных, а об опытных христианах. Смотрите, что дальше – мы же тоже должны знать, что дальше: это некий план развития молитвы.

«...молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека...» – начинаются какие-то глубокие духовные процессы: «...очищает его...». Мы же доверяем святителю Игнатию. Это есть, это будет: ты борись, а дальше это будет. Не человек это делает, не он сам себя очищает, приводит в порядок – он отбивается от страстей, и, оказывается, Господь посылает ему такую благодать, что молитва начинает его очищать. Это очень важно.

«...в очищенный словесный храм она вводит Бога».

Что это? Братья и сестры, в рамках нашей передачи я даже говорить об этом не буду, ибо святитель Игнатий в трех строках нам с вами объяснил святоотеческое учение об Иисусовой молитве, о внутреннем делании. Просто мы должны поверить ему, что так есть.

Когда сердце человека очищено от страстей, происходит такое внутреннее мистическое изменение человека, о котором Господь в Евангелии говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» – человек реально становится носителем благодати.

Что это? Знаю только теоретически.

Казалось бы, зачем нам это? Нам это обязательно нужно. В общении с людьми часто вижу, что понимание христианства очень плоское, даже у наших прихожан – что-то прочитал, молитвенное правило выполнил, молитвослов закрыл: «До свидания, Господи. До вечера». Не так должно быть... Это все говорит, что мы не знаем глубины христианства: оно не плоское, как кажется, – оно очень глубокое. И эти степени возрастания в молитве – очень разные: возьмите книги об Иисусовой молитве, статьи святителя Игнатия, других писателей – это тема не только монашеская, но и вообще христиан, тут же не сказано «Для служебного пользования в монастырях». Это написано для всех.

Поэтому эти строки – очень глубокие, чтобы мы понимали: мы в начале пути, и не гордились тем, что прочитали три акафиста (и ничего не поняли). Это говорится, чтобы мы понимали, где настоящая молитва – знаем ли об Иисусовой молитве, пытаемся ли этим заниматься? Это о том, что ступеней очень много.

«Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние». Что такое терние – понятно: это сорняки. Это пример из жизни: ты пришел к себе на дачу, грядки не вспахал, картошку накидал – и удивляешься, что у тебя выросла одна крапива.

«Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех» – какие важные слова... «Истончение плоти» не означает, что человек стал похожим на скелет. Речь о том, что если человек борется с плотскими страстями, они уже не так его зацепляют, не так побеждают. Если человек молится, но не постится, то вместо правильных плодов принесет грех: «Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды».

Если мы молимся и молитва наша рассеянная – приходят разные помыслы, что с этим делать? Надо начать пост, который предписывает Церковь своим Уставом, сделать его посильным и ограничить развлечения, пресыщение, сладострастие – и трудиться над своим сердцем. Без этого молитва будет не только бесплодной, но может даже принести грех: когда человек не стремится, не борется за нее, а просто вычитывает, не старается внимательно это делать, ее саму можно отнести к греху.

Глубокие вещи мы сегодня с вами прочитали. Я очень наде-юсь, что вы следите за мной по тексту, это очень важно, потому что не все тексты хорошо вопринимаются на слух, особенно когда мы прерываемся для объяснений. Очень хочется, чтобы вы следили по книге.

Отмечу, что в некоторых изданиях почему-то эти статьи «О посте» и «О покаянии» перенесены во 2-й том – может быть, чтобы мы с вами ее усерднее поискали (я так надеюсь). Поэтому давайте будем эту статью читать, изучать.

Благодарю всех, братья и сестры, кто присылает свои отзывы, письма на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru Я их обязательно смотрю, анализирую и пытаюсь на них ответить в рамках нашей передачи. Для меня важно иметь с вами контакт, понимать, нужна эта тема или нет, чего касаться и к чему идти. Желаю вам Божией помощи, желаю, чтобы у вас были стремление и силы подвигать себя ко спасению. Храни вас Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс