Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1057) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Надо явить Богу свое смирение, терпение, усердие и свое желание достичь Царства Небесного

Протоиерей Димитрий Смирнов: Надо явить Богу свое смирение, терпение, усердие и свое желание достичь Царства Небесного

№16 (1057) / 20 апреля ‘20

Беседы с батюшкой

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Слова Патриарха, сказанные в проповеди в прошлое воскресенье, с призывом молиться дома, построены на заботе о людях. В то же время просьба не посещать храмы лишает нас возможности исповедоваться и причащаться в такой сложный период. Я хорошо помню Ваши слова (когда власти Италии закрыли храмы), что причащаться нужно обязательно, в этом спасение. Теперь я в замешательстве: как быть нам, мирянам, которые хотят посещать храм в этот период?

– То, что я процитировал «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», – это относится не к Италии, а к тому, что у нас нет никакой власти таким образом воздействовать на итальянское правительство. Но мы должны об этом знать: «Основы…» – это символическая книга Русской Православной Церкви. Но там еще сказано, что такое решение должен принять сам Патриарх. Ситуация меняется. Тогда было только начало эпидемии, Россию она практически не затронула – это одна ситуация. А другая ситуация, когда православный храм находится в какой-то стране, где наша Церковь храм просто арендует; в любой момент его могут отобрать навсегда, тогда прихожане вообще лишатся всякого храма. Поэтому всегда лучше все взвесить, подумать, не действовать по схеме.

Я давеча сказал, что голова должна работать, поэтому тут нет противоречия. Патриарх призвал к этому, ибо ситуация назрела и графическая экспонента по заболеваниям у нас пошла вверх. Стали заболевать священники (мой хороший друг-священник сейчас лежит в больнице на вентиляции легких, и мой старинный многолетний друг сейчас лежит в коме, в реанимации, в очень тяжелом состоянии, которое отягчено еще диабетом). Такого месяц назад не было. То есть я про то, как развивается эта инфекция, вообще ничего не знал. Сейчас я вижу по графику – нарастает. И еще будет нарастать.

Ситуация, что у нас сейчас в стране возникла, требует очень большого внимания. Поэтому я даже отдал распоряжение, чтобы все священники исповедовали в масках людей. Их очень небольшое количество приходит, но риск существует, ибо самое лучшее средство – сидеть дома. Лучше карантина нет никакой защиты.

Я в церковь хожу 50 лет, и для меня привычен как пост, так и постоянное Причащение на Страстной седмице, но я тоже пересмотрел эту привычку. Мне помогло, что я полежал в больнице, немного ослаб, легче идти не на подвиг, а, наоборот, на отдых. Так что приспособлюсь к этой ситуации. Поэтому нужно обязательно взвешивать ситуацию, не брать с собой деточек. И то, что человек может высказать о Святых Христовых Таинах, я это знаю смолоду. Все, что говорили о Евхаристии святые отцы, я прочел еще тогда. А память была хорошая, я помню это до сих пор. Как сказал Иоанн Златоуст, Трапеза Господня – это пища орлов, а не галок. Как здорово сказано!

Надо относиться к этому со всей серьезностью и понимать, взвешивать, как в этом участвует наша семья, все оценивать: на самом деле все равно решение принимаем мы сами. И мы должны нести всю полноту ответственности, чтобы не говорили: «А нам не сказали, а мы не знали...». Всем все сказали, и уже все все знают. Пока я был в больнице, у меня был включен телевизор, я специально смотрел, о чем бурлит общество. Наелся всякой информации.

Пока беда в стороне от семьи, от дома, человек считает, что обойдется...

– Может, и обойдется. Но наш национальный лидер говорит: надеяться на русское «авось», конечно, не очень солидно.

Вопрос телезрителя: «У моего брата будет 40 дней на Страстную пятницу. Могу ли я пригласить батюшку или чтеца на 40 дней, как полагается?».

– Конечно. 40 дней – важный день. Если выпадает на 9-й день, мы его пропускаем, а 40 дней – обязательно можно и батюшку пригласить. А почему бы вам самому не почитать? Вы что – не разумеете по-славянски? А когда же вы разберетесь с нашей древней грамотой? Как-то это странно.

Почему тексты из Апокалипсиса не читаются в храмах во время служб?

– Апостол сказал, что всякое пророчество должно иметь толкователя, а у нас не так-то много толкователей. Еще с глубокой древности Апокалипсис перестал читаться в храмах.

Из-за его непонятности для людей?

– Церковь увидела, что всякие толкования доходят чуть ли не до кощунственных вещей. Я знаю одну женщину, которая так толкует Апокалипсис, что у меня от этого волосы начинают выпадать (и без того редкие). Она уверена, что вот это и это написано прямо про нее, и ничего тут не сделаешь – это превращается в заболевание. Чтобы уметь толковать, нужно иметь духовное рассуждение. А духовное рассуждение могут иметь только такие люди (особенно из женщин), как Мария Египетская. А кто такого подвига не прошел, тот не стяжал такую меру Духа Святого.

Не случайно Апокалипсис венчает Книги Библии.

– Конечно, не случайно.

Чтобы к нему подойти и его уразуметь, нужно изучить всю Библию до него.

– Да, нужно это глубоко усвоить, а не отрывочно и только на основании слов, которые отражаются у человека в уме, и он начинает всякие свои представления озвучивать.

Это все равно что прочитать эпилог книги и по нему сделать выводы о самой книге.

– Да, совершенно верно, очень хороший образ.

Следующий вопрос: «Поясните, пожалуйста, что такое борьба с грехом и как в этой борьбе не потерпеть поражение?».

– Борьба с грехом заключается в двух вещах. Это борьба с существами, которые были низвергнуты Архангелом Михаилом с Небес: это враг рода человеческого дьявол и те, кто ему служит, бывшие ангелы Небесные, а сейчас те, которые нас атакуют в воздушном пространстве. Род сей, как сказал Господь, изгоняется молитвой и постом. Каждый человек, желающий избавиться от греха, изо всех сил своей воли старается не поддаться на искушения, которые предлагают ему эти существа. Это первая часть. А вторая часть – он непрестанно молится Богу, чтобы Бог ему в этом помог. Из этих двух составляющих происходит борьба.

Мы видим, что отдельные люди в этой борьбе вышли победителями, как Мария Египетская, а большинство из нас падает.

– Большинство из нас просто об этом не знают. Я заметил (почти каждому об этом говорю), что человек как бы не слышит: по своей гордыне он погружен в себя и просто не слышит. А если услышал – начинается процесс очищения. Это же не я придумал, а Сам Господь в Евангелии сказал.

Но все-таки большинство людей, ходящих в храм, Евангелие читали хотя бы раз и многие вещи знают.

– Многие вещи знают, но это то, что отразилось в уме как наиболее яркое. А это как бы сказано вскользь. Ученики подошли и говорят: «Почему мы не смогли?..». Господь отвечает: «Род сей изгоняется молитвой и постом».

И еще. В древних списках Евангелия слово «пост» отсутствует по какой-то причине. Так бывает: в древних рукописных текстах что-то отсутствует. Поэтому, может быть, и было мнение, что нужно вообще просто молиться Богу об избавлении – и этого достаточно, если не хватает сил самому человеку противодействовать силой своей воли против дьявола. Это вообще упрощает дело.

Если человек себе позволяет грех, то как Бог может его в этом остановить? Это будет уже тогда насилие.

– По молитве. Насилие есть насилие, и не надо его делить на домашнее, трамвайное, ресторанное. Всегда милиция должна принимать меры. И не надо выделять домашнее насилие, разрушая семью. Иначе обязательно будут злоупотребления, какие есть во всех странах Европы и Америки.

Тогда возникает такой вопрос: «Почему Бог меня не избавит от греха? Я Ему молюсь, прошу, плачу, мне плохо...».

– Чтобы сварить щи, нужно какое-то время. А духовная жизнь – это не щи варить. Надо явить Богу свое смирение, терпение, усердие и свое желание достичь Царства Небесного: Бог все видит, все оттенки движения души человека. И не надо Его подгонять.

Как раз следующий наш вопрошающий спрашивает: «Почему человек не сразу освобождается от грехов, в которых кается, а порой на это уходит вся жизнь?».

– Да. А почему человек не сразу отбрасывает от себя грех, а кувыркается в нем десятилетиями?

Он больше возлюбил тьму, чем свет.

– Вот, совершенно правильно. Бог же видит, как возлюбил, насколько сердце заполнено. Желание – это все разговоры, а нужны действия.

Вопрос телезрителя: «Как можно встречать Пасху дома во время карантина?».

– Многие мои знакомые во время Пасхи сидели в концентрационном лагере, их отпустили после смерти вождя народов и корифея всех наук. И они Пасху встречали. Не всегда в группе заключенных оказывался священник. Встречали с открытым сердцем, молились Богу, пели Пасхальный тропарь. Вот так. По-всякому можно.

А сейчас через телевизор или интернет можно побыть на богослужении, принять участие в нем.

– Конечно. А можно взять Пасхальное последование и всю Пасху пропеть. Разные существуют варианты.

Вопрос: «Как поступить, если я обидела человека, сказав ему правду? Просила прощения, но так и не поняла, простил он меня или нет».

– Сделать какие-то усилия, чтобы это понять.

Зачастую человек себя оправдывает: «Но я же правду сказал», – а эта правда вызвала такую обидную реакцию.

– Бывает.

«За что я буду просить у него прощения? Я же не лгу».

– За то, что не подобрал к нему определенного ключика. Прежде чем сказать человеку что-то в лицо, всегда сперва нужно представить: если я скажу ему это, какая будет реакция? Если отрицательная, то сказанное не возымеет никакого действия.

Вопрос: «Господь даровал мне веру. Подскажите алгоритм действий, чтобы и вся моя семья обратилась ко Христу».

– Если обращение к вере будет таково, что поведение, слова, чувства и мысли преобразятся (по-христиански), то, конечно, не может стоять город наверху горы и укрыться: обязательно заметят. Если все домашние это увидят и оценят как положительные изменения, это будет служить для них стимулом тоже стать такими.

Но люди чаще свидетельствуют, что обращение одного человека из семьи ко Христу вызывает сначала недоумение, потом недовольство, а иногда и ненависть.

– И такое бывает.

И тут мы сталкиваемся с тем, что враги человеку – домашние его.

– Да.

Начинается противостояние, и чем смиреннее ведет себя человек, тем агрессивнее его домашние.

– И так бывает. Эта ситуация называется антиномией.

Здесь уже никакими увещеваниями не поможешь.

– «Терпение и труд все перетрут» – гениально сказал русский народ.

Когда святитель Николай Японский, будучи еще молодым священником, приехал в Японию, один самурай поклялся его убить. Но святитель так его принял, что впоследствии этот самурай стал первым японским священником. Меня это потрясло. Любовь святителя к человеку превратила самурая из врага святого в одного из вернейших его последователей.

– Такие случаи бывали. С Макарием Великим, например.

Такое ощущение, что это удел великих людей.

– Великих в своей благодатной святости.

Если вера будет такова, что Дух Святой поселится в человеке…

– «Вокруг спасутся тысячи», по слову преподобного Серафима Саровского. И вокруг святителя Николая Японского тысячи спаслись и спасаются до сих пор.

Батюшка, хочется достичь такого состояния души: чистоты, веры…

– «Хочется достичь» – это просто мечтательность. Этого, плывя на лодочке по течению и любуясь берегами, не достигнешь. Нужно грести против течения, против ветра, несмотря на плавающие коряги, рифы.

На какое-то время тебя хватает, а потом руки начинают опускаться.

– Отдохнуть можно. Сам Господь Своим ученикам говорил, что они должны малость отдохнуть – это есть в Евангелии.

Но тут начинает колебаться вера.

– Когда ты спишь, у тебя вера колеблется?

О нет, батюшка! Ничего не колеблется. (Смеется.)

– Вот. А это и имеется в виду: устал – поспи.

Те, кто нападает, не просто ругают. Они приводят всякие аргументы, стараются разрушить веру.

– Эти аргументы смешные. Это равносильно тому, что какой-то человек будет доказывать музыканту, будто классическая музыка – скучнейший из шумов. Две совершенно разные области!

Вопрос: «Какой вред душе может принести откладывание денег?».

– Симеон Новый Богослов однажды сказал: «…имеющий отложенные деньги не может надеяться на Бога». Сребролюбие – это идолопоклонство.

Сейчас многие люди столкнулись с тем, что отсутствие накоплений ставит их в ситуацию «как выжить?» Работа потеряна, сбережений нет...

– Это все мечты, им кажется – бесы страшные картинки рисуют.

Чтобы ввести их в уныние. И вот люди начинают рассуждать: «Хорошо бы был запасец. Мы бы пережили этот месяц».

– Хорошо бы. А можно и милостыньку попросить. Попросить не 800 долларов до следующего месяца, а горсточку крупы. Человек сжалится и скажет: «Сейчас я тебе вынесу».

Особенно если в семье есть дети, можно даже и не просить: люди сами понесут. Мы сейчас это видим.

Вопрос телезрительницы: «Известно, что гордыня – грех. Недавно я услышала, что гордость – это грех. Мне раньше казалось, что гордыня – смесь высокомерия и упрямства, а гордость может быть за армию, наших поэтов, архитекторов... Есть даже выражение: национальная гордость. Может быть, я ошибаюсь? Или действительно гордость и гордыня – одно и то же?».

– Мне кажется, гордость – начало роста гордыни в человеке, а гордыня – это венец гордости. В советское время в русском языке возникло новое значение слова «гордость»: как вы сказали, гордость за армию, страну, ее историю и так далее. Это совсем другое чувство: мы испытываем очень сильную эмоциональную радость по поводу того, что родилось в нашей стране. Вот я, например, испытываю гордость за то, что вертолет изобрел русский человек или что Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос. Очень симпатичный парень!

В контексте мы видим, о чем речь. Не то чтобы я нос задираю – я хоть и освящал космические корабли, но в космос боюсь летать: аже если бы мне предложили, я бы отказался. А моя жена вообще бы это не пережила.

Но за людей, создавших своим умом и руками такие аппараты, которые летают незнамо куда и еще и возвращаются, тому, что к этому причастны мои соплеменники, – я очень рад. Но это совсем другое чувство: у него другая окраска, хотя слова звучат одинаково.

Батюшка, а гордость за своих детей – греховное чувство?

– Здесь надо быть осторожнее: если дети хорошие, родители начинают приписывать себе то, в чем дети себя проявили. Этого все равно недостаточно.

Каждый родитель считает, что это его воспитание, забота.

– А тут еще другие факторы: Сам Господь Бог, наши предки и так далее. От воспитания зависит не все. Недаром очень часто можно услышать в семье такую фразу: «Ну вылитый дед!». Значит, это уже не твое, а дедово.

Да, порой в детях проявляется такое.

– Конечно. Поэтому в отношении детей нужно быть скромнее. Вообще, чем скромнее, тем лучше.

А собственные достижения в жизни? Человек хотел бы, чтобы это заметили другие…

– Для этого медали есть: повесь – и ходи.

Вряд ли это будет полезно для души.

– Да, не очень. Я пару раз надевал (начальство велело) – как-то неловко себя чувствовал.

Вопрос: «Апостол призывает все делать во славу Божию. Как это? Например, я мою полы, готовлю, убираю все-таки для себя, детей, семьи. А почему “во славу Божию”?».

– Моешь полы – оторвал от тряпки голову, поднял глаза: «Господи! Для Тебя тружусь, чтобы Ты посмотрел, как я усердно работаю». Я уже как-то говорил, что есть несколько степеней качества: для дяди, для отца родного, для себя любимого и для Господа Бога.

Качество разное.

– Если качество приобретает силу «как для Господа Бога» – это то, что надо.

Вопрос телезрительницы: «У моего мужа сороковины в Страстную Субботу. Я, конечно, помолюсь и прочитаю канон за единоумершего. Но на какое время мне перенести трапезу?».

– О, это самое простое! Трапезу можно перенести на какое угодно время: она не входит в поминовение. Помянули усопшего. Все уже давно не были дома, а некоторые даже проголодались – можно их угостить, чтобы они – не объевшись и не обпившись, а в полной форме – вернулись домой. Вот и все. Трапеза – это дело не десятое, а одиннадцатое.

Но так как люди забыли, что такое поминовение, трапеза оказалась в центре этого события.

– Да. Для человека «поесть» всегда играло очень большую роль, а на самом деле ровно никакой роли это не играет.

За трапезой обычно собираются родственники, все, кто знал усопшего.

– Для этого делают коливо. Взял горсточку, съел – и пошел... А не то чтобы в этом было что-то сакральное.

Записали:
Елена Кузоро
и Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс