Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1057) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Самое важное – не отчаиваться в надежде: нет такого греха, который не был бы покрыт милосердием Божиим

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Самое важное – не отчаиваться в надежде: нет такого греха, который не был бы покрыт милосердием Божиим

№16 (1057) / 20 апреля ‘20

Беседы с батюшкой

Предлагаю обсудить вопросы, которые касаются коронавируса, и успокоить наших телезрителей. Я прочитала, что Роспотребнадзор уже проводит испытание лекарства от коронавируса. Наши русские ученые, медики расшифровали геном коронавируса, нашли его слабые места.

– А я хочу сказать, чтобы на это не надеялись. Почему? Мы вошли в эту историю примерно 2 недели назад. Если посмотреть историю развития эпидемии, то она началась в Китае в декабре прошлого года. С декабря по март прошло 4 месяца. Поэтому нам надо запасаться спокойствием и терпением не менее чем на 4 месяца. Чтобы не было таких сетований: мол, обещали вот тогда-то снять карантин. Ситуация беспрецедентная. Отец наместник учил так: будь готов ко всякой скорби – и избежишь всякой скорби.

Например, школьников сейчас распустили на 3 недели. Но где гарантия, что это не продлится дольше 3-х недель? «Высшую школу экономики», я слышал, распустили вообще до лета – они, наверное, больше информированы. Что зря играть в прятки? Надо настроиться серьезно и не думать, что все быстренько закончится. Мало того, у нас нет даже строгого карантина, у нас нет комендантского часа, как в Европе. У нас не закрыто метро, общественный транспорт, не закрыты храмы. Думаю, это милость Божия и колоссальный труд Святейшего Патриарха и Синода, что смогли уговорить не закрывать храмы. Храмы – не те места, где на сегодняшний момент собирается единовременно всех больше людей, в торговых центрах и магазинах народу больше. Вот если вдруг всё закроют и люди будут на домашнем карантине, тогда это будет другая история, но пока мы до этого еще не дожили. И дай Бог, чтобы нас это не коснулось.

Поэтому надо набираться терпения, думать о том, как работать и подрабатывать в этих условиях, как-то перестраиваться: быстро это не кончится. И мне кажется, в первую очередь надо перестраивать мозги.

Почему я сказала о медиках? Я хотела попросить всех помолиться за них, ведь они работают. Медики – божественная профессия. Давайте от всей души помолимся, что русские врачи работают. Эти люди остались верны своей профессии и в таких условиях стараются нам помочь.

– Кстати, сейчас как-то совсем по-другому зазвучала молитва на мирной ектении: «О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных». Братья и сестры, когда вы на мирной ектении перед началом всенощного бдения, перед началом Литургии услышите эти слова, вкладывайте в них всю силу своего внимания, своей души. О благорастворении воздухов – чтобы воздух был благорастворенным благодатью Божией. Это как раз на сегодня молитва против эпидемии.

Буквально сегодня мы всем храмом соборовались. Сейчас время тревожное, время осмысления того, что делать дальше. И самый главный вопрос – как к этому всему внутренне относиться. В таинстве Соборования есть такой момент. В конце службы священнослужители на головы молящихся людей кладут открытое Евангелие. Священники кладут руки на Евангелие, а Евангелие в открытом виде лежит на головах соборовавшихся людей. Я много раз убеждался, что случайно открытое Евангелие что-то говорит людям, которые в этот момент здесь присутствуют. Говорят, что случай – псевдоним Бога.

Я сегодня тоже соборовался и тоже переживал, думал: где духовный ответ на происходящие события? Какое же Евангелие было сегодня? 3-я глава Евангелия от Луки. Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния... Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

О чем идет речь? В любых жизненных обстоятельствах, тем более в чрезвычайных, мы должны думать о самом главном – о добром плоде души. К Господу подходили и спрашивали: что нам делать? (Такой вопрос и сейчас люди задают, и будут задавать еще не одну неделю и не один месяц.) Он сказал в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Подходили и мытари и спрашивали: что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали Его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем. Поступайте так – и спасены будете.

Вот вам откровение. Это для нас алгоритм. Дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Эпидемия – это тоже меч Божий, и она посекает довольно многих людей. Что будет, мы пока не знаем, но что-то серьезное.

А жизнь продолжается. Как однажды сказал отец Иоанн (Крестьянкин), мы же не можем живыми в гроб лечь. Жить надо. Мало того, именно в этих условиях и надо показать человеческое лицо. Берегите в себе человека. Чтобы не было драки за гречку...

Мы сейчас определили группу помощи: если пенсионеры не могут выйти за едой, решили оказать им поддержку, помочь. Иногда старому человеку с 5-го этажа трудно спуститься – в пятиэтажках лифта нет. Вот о чем сейчас надо подумать. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Премудрый Сократ говорил, что истинная жизнь – не только для себя. Вот вам и ответ. Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

Вот о чем в этот момент надо думать. В этой ситуации Господь ждет плода. У вас была вера? Была. А вера без дел мертва. Какая у вас вера была? Лучше не называться и быть, чем называться и не быть. Тебе плохо, а другим, может быть, еще хуже, – облегчи им жизнь.

Бог нам не обещал безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. Сейчас как раз штормит, и очень сильно. И в этой ситуации надо посмотреть вокруг: ты не один – есть родные, близкие, братья, сестры, единые по вере. В этот момент все мы должны собраться.

Вопрос, который касается непосредственно посещения храма: «Как относиться к тому, что нельзя целовать Чашу после Причастия?». Сейчас вышла такая инструкция.

– Дело в том, что мы до конца еще не представляем себе всей серьезности происходящего. Я попросил своих подписчиков в социальных сетях, которые находятся по всему миру, чтобы они прислали краткие описания, что делается в их стране. Все пишут, что мы в России просто еще недооцениваем того, что происходит. В Испании, Италии уже развернуты временные морги. Военные машины вывозят гробы, мест на кладбище не хватает. Они пишут, что раньше тоже думали, что это не так серьезно... Просто до нас еще эта волна не докатилась, и многие еще легкомысленно к этому относятся. Им кажется, что принятые меры (например, Чашу протирать спиртом и так далее) – какие-то сверхмеры. Но это мы сейчас рассуждаем в относительно спокойной обстановке – мы пока ничего страшного не видим. Дай Бог, чтобы нас это миновало, но вдруг это начнется?

Я считаю, что все инструкции написаны на предупреждение. Пожар не тушится, он предотвращается. Все инструкции написаны кровью... Например, к нам приходят пожарные и говорят, что везде, практически в каждом углу, надо поставить по огнетушителю. Когда нет пожара, нам это кажется сверхнеобходимой мерой, но когда начнется пожар? Поверьте, я несколько пожаров пережил...

Так вот, относительно Чаши. Посмотрите, сейчас во многих странах мира храмы закрыты вообще. Если сейчас спросить греков или православных людей Европы, готовы ли они со спиртом, с салфетками подойти к Причастию, при этом не поцеловав Чашу, многие скажут, что даже на коленях готовы дойти до храма, чтобы причаститься. Мы сейчас говорим в спокойной обстановке, когда ничего не видим. Когда начнется что-то серьезное – будет уже поздно. Поэтому помните: все инструкции по безопасности написаны кровью. У нас сейчас чрезвычайная ситуация.

Государство, кстати, может закрыть храмы.

– Совершенно верно. Все это делается не ради нашей веры или нашего неверия, а для внешних людей, чтобы дать возможность православным христианам посещать храмы, не дожидаясь их закрытия. В Эстонии, Казахстане, Германии, Франции, Италии, Испании не стали писать никаких инструкций, не стали спорить – храмы просто закрыли для богослужений и преподания Причастия. Можно зайти только поставить свечу и помолиться в храме, но чтобы было не более 10-ти человек. У нас пока такого нет.

Вспоминается история, когда на Соловках Причастие передали в буханке хлеба... Мы живем в традиции, и Причастие для нас чрезвычайно важно, нужно, необходимо. Когда возникают чрезвычайные ситуации, человек рад любой возможности причаститься. А хлеб со святым Причастием вез мирянин.

Надо просто понять, что сейчас чрезвычайная ситуация, а в чрезвычайных ситуациях действуют чрезвычайные меры, которые могут казаться запредельными в спокойной обстановке. Сейчас греки, например, согласились бы на любых условиях причаститься, лишь бы быть со Христом, а у них нет такой возможности. У нас построены грамотные отношения, и государство понимает, что храмы – не самые посещаемые места: больше людей в супермаркетах, в метро.

Надо понимать, мы находимся в чрезвычайной ситуации, когда нельзя полагаться на авось. Ты можешь на авось поступать, если это касается лично тебя. Например, у моего отца был рак простаты и прямой кишки (это было в 2003 году), и у него было два варианта: делать операцию или не делать. Врач сказал: если не делать операцию, года 2 проживет. Отец сделал выбор – не стал делать операцию. Он прожил 2 года с упованием на Бога. Не поверите, он просто высох, но даже не принимал обезболивающих средств – не было сильной боли. Это был его личный выбор.

Но когда у тебя заразная болезнь, это уже не твой выбор, но твоя обязанность и святой долг – не заразить других, родных и близких, не говоря уже о людях прихода, которые ни в чем не виноваты. И это не область веры. Ты веришь, что никого не заразишь, но твоя вера в этом плане будет бестолковой: как бы ты ни верил, ты заразишь, если болезнь твоя заразная. Поэтому в данном случае это не выбор, а долг.

Вот так, с верой и трезво, надо относиться к сегодняшней ситуации и благодарить Бога за открытые храмы. Они открыты до тех пор, пока мы соблюдаем внешние условия и инструкции. А внутренне надо менять свою жизнь и чистить больше свою душу, нежели руки.

Краткий вопрос: «На работе говорят: не ходи в церковь – заразишься и нас всех заразишь». Что отвечать?

– В магазинах гораздо больше людей. Пока открыты храмы и открыты магазины, мы в равных условиях.

Да, торговые центры не опустели.

– Относительно жизни в Церкви есть такая мысль: сначала своеволие, потом своеумие, а потом – безумие. Давайте придерживаться всех советов и благословений, которые существуют: все это неспроста, это все продумано Священноначалием, которое молится, переживает и знает гораздо больше, чем мы, простые люди. Этому есть обоснования.

Эта ситуация милостью Божией через покаяние минует народы. Не будет покаяния – значит, вразумление будет еще больше. Мы знаем, трагедия Ниневии была остановлена покаянием народа. Это нам путь. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, посекается и в огонь вметается.

Братья и сестры, от всей души желаю, чтобы плод любви, доброжелательности, взаимной помощи, сердечности, молитвы в нас умножался в эти непростые дни. Сейчас мы призваны делом явить свой христианский дух и свою христианскую жизнь. Как сказал апостол, будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиной.

Первый вопрос от подростка, он пишет: «Мне 14 лет, меня тянет в христианство. Возможно ли это, если мои родители иной веры? И как это сделать?». Он не уточняет, какой веры родители, но, собственно, это и не важно.

– Этот вопрос всколыхнул в памяти историю моей жизни. Я до 17 лет жил и воспитывался в обыкновенной неверующей семье. Хотя, вспоминаю бабушку, маму – в воскресенье они не работали. Хозяйственный день у нас был суббота, мы занимались стиркой, готовкой. За мной было закреплено собирать белье со всех кроватей, протирать пыль и ходить в магазин – тяжелые сумки с картошкой, капустой (необходимо было запастись на неделю) были на мне. Этим мы занимались только в субботу. Где-то в серванте стояла икона Спасителя (и она до сих пор сохранилась). Были яйца и куличи на Пасху. И было гостеприимство. Мама моя из Муромского района, и люди из деревни в советские времена периодически приезжали к нам, останавливались в нашей 2-комнатной квартире (хрущевке) – они приезжали, чтобы закупить продукты, а у нас был перевалочный пункт: на полу стелили постель. Вот такое я помню.

Длинная история, как я пришел к вере в неверующей семье. Родители, родной брат, все восстали, были против, но мне было не так важно, какого они мнения обо мне. Меня называли сектантом, баптистом, но у меня была определенная твердость, целеустремленность. Я им сказал: это мой выбор, мой путь. Во время Рождественского поста я сам себе что-то готовил – скоромную пищу не ел. Потом бабушка, видя, что я вообще ничего не ем, начала что-то готовить, чтобы я не был голодным, начала привыкать к моему режиму. Постепенно и мама, и бабушка, и брат пришли к вере.

Получается, Вы привели их к вере?

– Я считаю, что закладка христианская была от них: жили, как говорится, по совести, гостеприимно, старались иметь стержень.

С родителями спорить не надо, но своей линии твердо держаться. В 14 лет делать это сложно – все будут думать, что ты еще маленький, что все еще поменяется. Спорить с ними не надо, но свое дело делать. Вспоминаю совет отца Иоанна (Крестьянкина) одной христианке – муж у нее был неверующим, и отец Иоанн советовал: резко ничего не меняйте во внешнем, все внимание обратите на внутреннего человека, исполнившись кротости, смирения, доброты и молитвенного духа (обычно все меняются внешне – длинная юбка, немытые волосы, черный платок, посты, в том числе это касается и супружеской жизни). Как пишет отец Иоанн, ведь муж женился не на монахине, поэтому не нужно заставлять его поститься против его воли.

Это очень тонкие моменты, и надо быть чрезвычайно внимательными к этому. Особенно это касается женщин, которым милостью Божией была открыта радость христианской жизни. Отец Иоанн (Крестьянкин) советовал резко не менять ничего во внешнем. Это очень важно. Муж и жена как две лошади в одной упряжке: одна не может рвануть в сторону, иначе развалится экипаж. Если поворачивать, то вместе, потихонечку. Здесь нужны определенная мудрость, терпение, такт. Поэтому юноше не советую меняться резко во внешнем, а жить христианской жизнью изнутри.

Вопрос: «Как православный христианин должен молиться за мусульманина? Поясню: у меня есть родственник, которого во время боевых действий спас мусульманин, казах по национальности. Мой родственник очень благодарен Богу и этому человеку. Но каждый раз, когда он пишет в Церкви записку о здравии, печалится, что не может и его записать. Как быть?».

– Опять совпадение с моей жизнью. У меня всю жизнь с детского сада был друг – татарин Олег Башмаков. Мы вместе учились в 362-й школе. По паспорту он был Али. Замечательный друг. Я к вере пришел сразу после 10-го класса, его пытался привести, но с ним все было очень сложно. Когда я был в храме, мысленно молился так: «Спаси, Господи, и помилуй создание Твое». И называл его имя. Естественно, записок не писал – церковного поминовения не было, но во время молитвы в Церкви друг мысленно был в душе, в сердце. Мы с детского сада дружили, были вместе.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил так: «Господи, любовь Твоя безгранична, сделай с этой душой то, что я жажду сделать, но не могу». Вот простые слова. Они могут быть и иными. Слава Богу, что христианство – это не некая мистическая формула, когда правильно произнесенные в той или иной последовательности слова дают результат.

«Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» – вот такой была молитва покаявшегося разбойника. Она была от души и дошла до Небес: не Псалтирь, не канон, не акафист... Слава Богу, Господь принимает любое движение души. Но какая-то форма для ориентира все-таки есть, можно начинать с нее, а своими словами продолжать.

Кстати, епископ Феофан Затворник говорит, что чтение по молитвослову – это еще не совсем молитва. Молитва – личное обращение к Богу. Сможешь сделать так, чтобы слова из молитвослова стали твоими личными, – слава Богу. Но все-таки иногда, закрыв молитвослов, нужно своими словами сказать что-то Господу: поблагодарить, исповедоваться, попросить… Василий Великий предлагает такой алгоритм личной молитвы: благодарение, Исповедь и прошение от сердца.

Молитва – возношение ума к Богу. За рулем, в самолете, в метро, в автобусе, на больничной койке – везде можно молиться: «Господи, благослови! Господи, благодарю! Господи, вразуми!». Секундное дело – возношение ума к Богу, для этого не надо никаких дополнительных условий, нужно только одно – памятование о Боге и любовь к Нему.

Спасибо, батюшка. Вопросы еще есть, они касаются и семейных проблем, и Исповеди, и Крещения – мы еще продолжим отвечать на них.

– Мир всем, братья и сестры. Молимся о себе, о родных и близких. И избави нас, Господи, от всякого злого поветрия, чтобы не было паники, безверия – это тоже злое поветрие. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает; не даст в век молвы праведнику.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi164;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi165

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Если через преодоление скорби мы станем ближе к Богу, то, несомненно, победим и саму скорбь

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим, и Церковь вспоминает события, связанные с земной славой Господа и Спасителя нашего. Потрясенные воскрешением Лазаря, люди встретили Господа у стен Иерусалима и сопровождали Его торжественной процессией, полагая пред Его ногами ветви пальм, постилая свои одежды, чтобы Он, великий чудотворец, ступил на эти одежды. Люди были действительно потрясены и надеялись хотя бы через это соприкосновение стать причастными Его великой силе.

 
Беседы с батюшкой

Священник Михаил Кудрявцев: О любви ко Христу

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс