Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема передачи – «Справедливость и зло». Эту тему мы взяли по просьбам наших зрителей.
Когда думаешь о том, что такое справедливость, кажется, на эту тему можно рассуждать целый сезон, в каждой передаче говоря только об аспектах справедливости в нашей жизни. Еще один год можно было бы посвятить разговору только о зле...
– Может, и больше.
Тут очень много аспектов. С одной стороны, мы очень хотим справедливости. С другой – боимся ее: если бы все было по справедливости, может быть, было бы совсем иначе. Зло тоже имеет очень много аспектов. Ведь и зло бывает во благо, и справедливость – в наказание. Каким образом в нашей жизни сочетаются два этих понятия – справедливость и зло?
– Я обозначу еще один аспект. Сейчас Крестопоклонная седмица. Не будем забывать, что на сегодняшнюю тему мы должны смотреть через призму Креста Христова. Казалось бы, зло победило – Христос распят на Кресте. Вопрос справедливости: где же Бог? И Сам Иисус Христос с Креста произносит страшные слова: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? Кульминация богооставленности. Мы постараемся в беседе не потерять вот эту красную нить.
С другой стороны, давайте попытаемся сформулировать общепринятые в нашем мире аспекты зла. В первую очередь это, наверное, смерть. Люди вопрошают: «Где же справедливость? Где же Бог? Почему зло торжествует?» – чаще всего тогда, когда это связано со смертью. Болезни, несправедливые наказания, насилие, бедность, нищета, социальная несправедливость – в том или ином виде это страдания. Вот то, что чаще всего заносится в категорию зла.
В категорию добра обычно заносится нечто противоположное: справедливость, социальное благополучие, равенство, здоровье, богатство. Но мы с вами носим имя Христово, мы называемся христианами и на эти общепринятые категории обязаны смотреть как христиане – в первую очередь через призму Священного Писания, через призму Святого Евангелия. Если мы посмотрим на эти категории через призму Евангелия, то все становится несколько иначе.
Болезни с точки зрения евангельской – это лекарство. Святые отцы болели, других исцеляли, а сами болели. Апостол Павел просит Господа, чтобы Он избавил его от некоего жала в плоти его. Мы не знаем, что это было, но знаем, что чем-то апостол Павел страдал. Господь ему отвечает: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Божия в немощи совершается».
Смерть. Апостол Павел снова говорит: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. В христианском понимании смерти нет. Христос победил смерть – Христос Воскрес, и смерти больше нет. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Смерти нет, смерть – это дверной проем. Но в этот дверной проем человек не пролезает целиком: душа пролезает, тело остается.
Бедность. Христос говорит: трудно богатому войти в Царствие Божие. В одном Евангелии фраза звучит так, в другом Евангелии: трудно уповающему на свое богатство войти в Царствие Божие. То, что нам представлялось злом, через восприятие благодати становится добродетелью – нестяжательностью.
Хочется привести образный пример. Давайте представим себе медаль зла. У этой медали две стороны: на одной стороне написано «справедливость», на другой – «равенство». Эта медаль на ленте. Как думаете, как называется лента?
Не знаю.
– Гордыня. Стоит перерезать гордыню, любое зло теряет свою силу. Почему на одной стороне этой медали «справедливость», а на другой – «равенство»? Потому что справедливость во Христе невозможна. Если бы Бог был справедлив, Он не стал бы Человеком. Если бы Бог был справедлив, то все мы должны были бы оказаться в аду. Бог не справедлив, а милосерден и нас призывает к милосердию. Нагорная проповедь нам говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Он милосерден и милостив ко всем: и к добрым, и к злым. О какой справедливости здесь идет речь? Ни о какой. Справедливости нет. Во Христе мы должны забыть о справедливости.
Почему на другой стороне медали – «равенство»? Что лежит в основе идеи равенства? Если мы начнем искать корни где-то в природе, то не найдем там никакого равенства: нет ни одного одинакового цветка, нет одинаковых людей – у всех разные гены, разные таланты, разные способности. Равенства нет, это миф, иллюзия. Но идея равенства есть, и она паразитирует на гордыни и зависти. Именно зависть толкает людей говорить: «А где же равенство?». Когда у человека есть здоровье, финансовое благополучие, он о равенстве обычно не кричит, его и так все устраивает. Крики о равенстве всегда раздаются, когда человека где-то в чем-то ущемили. И он говорит: «А где же равенство? Где же справедливость?». И начинаются все эти толки...
Желание все поделить.
– Да. Если мы посмотрим на историю революций, войн, все они начинались с идеи справедливости и равенства. И, как обычно бывает, справедливость и равенство – тоже не для всех. Возьмем историю нацизма: в основе идея справедливости. Немецкий народ был унижен после Первой мировой войны, немецкий народ чувствовал себя ущемленным. Еврейский народ, казалось, их угнетает. «Где же равенство? Где же справедливость?». И маятник качнулся...
Невозможно жить духовной жизнью с мыслью о справедливости. Потому что мы все время молимся о милости Божией. Мы говорим: «Боже, милостив буди мне, грешному. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Найдите мне безумца, который будет молиться: «Господи, будь справедлив ко мне».
Телезритель из Москвы просит объяснить тему справедливости. Если Бог несправедлив, возникает очень много соблазнительных вопросов, связанных с нашим существованием. Но Вы уже все хорошо и понятно объяснили.
Наше понимание справедливости очень отличается от нашего способа жизни, от наших поступков. Если мы требуем справедливости, то тоже должны поступать справедливо. Как же научиться справедливости?
– А нужно ли учиться справедливости – вот в чем вопрос. Тут важно понять, что справедливость – это весы. Если мы весы уравновешиваем, то считаем, что это справедливо. Гиря весом 1 кг и 1 кг бананов – мы считаем, что вот это справедливо, и это можно оплатить. Но все это вопрос торговли. В человеческих отношениях это где-то уместно, но, скажем честно, все мы радуемся тому, когда даже в человеческом обществе получаем что-то не по справедливости, а в дар. Например, вдруг приняли какую-то социальную реформу – и можно взять материнский капитал. Это же здорово! В Китае, кажется, выдается какая-то норма бензина бесплатно. И так далее.
Хочу затронуть еще один аспект – временной. То, что нам казалось справедливым в детстве, сейчас кажется ерундой. Справедливость сейчас отличается от закона справедливости, который был во времена того же становления Израиля. И так далее. То же самое и со злом. То, что нам сейчас кажется злом, для миллионов людей сто лет назад казалось истиной и добром. Есть здесь общее мерило? Наверное, в христианском понимании тоже меняются понятия зла, добра, справедливости?
– В том-то и дело, что размышлять о справедливости – это стоять на пороге: то ли войду, то ли не войду, качаться из зла в добро. Но мы-то с вами призваны идти к добру. Если мы идем к свету, если перешли эту границу, переступили этот порог и идем ко Христу, то берем с Него пример. А Он Благ, Он – абсолютное благо. Мы к Нему идем и учимся от Него. Я говорю сейчас о христианах. Если бы мы взяли светскую юридическую тему и разговаривали о светском праве, то было бы уместно говорить больше о воздаянии, преступлении, наказании. Но мы – во Христе, мы идем ко Христу, мы уподобляемся Ему в той мере, в какой можем. А Он говорит: «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую». Он говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». А, может, ближний – последний негодяй? И, если по справедливости, может, за него и не надо душу-то свою полагать? Да нет же. Вопрос не в оценке. Когда мы говорим о справедливости, мы сразу начинаем что-то оценивать. А в христианстве этого не нужно. Увидел – сделай добро. Сможешь пожертвовать собой – пожертвуй.
Телезритель из Белгорода задает вопрос: как же будут судиться люди на Страшном Суде, если Бог несправедлив?
– Тут главное – не путать понятия. Справедливость в нашем понимании и Божественная справедливость – разные вещи. В общем-то, об этом мы сегодня и говорим. Наше классическое бытовое понимание справедливости к Богу совершенно неприменимо. Бог абсолютно Благ и с высоты Своей благости совершенно несправедлив, потому что злодеи живут, потому что зло в мире не получает моментального воздаяния. Бог долготерпелив и многомилостив, Он всем дает возможность покаяния. Казалось бы, это совершенно несправедливо: зачем на этого человека надеяться? Но Бог на каждого (и на последнего негодяя и преступника) надеется и ждет, что в последний момент, как разбойник на кресте, он скажет: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».
Помните? «Не монах, не молитвенник, не книжник, а бандит вошел в Царствие Небесное. Как же так? Где же справедливость?».
– Да. А если говорить про Страшный Суд, то нужно понимать, что Бог хочет из нас сделать людей другого сорта. И на Страшном Суде станет понятно, кто есть кто. Ведь Господь говорит: в чем застану, в том и сужу. Будет нечто иное, не меркантильное сравнивание дел. Это не средневековая казуистика и не представления о неких заслугах, которые можно накопить: вот я добрых дел накопил, значит, могу немножко погрешить. Это как из одной банки взял, а в другую переложил. Накопил, погрешил: «Ну ничего, у меня еще осталось...». Западное заблуждение об индульгенциях из этого и произошло. Святые накопили добрых дел, а мы можем ими и поторговать: у кого не хватает добрых дел – пожалуйста, мы продаем. Вот к чему это приводит.
Бог будет судить нас по-другому. Он просто будет смотреть на нас, какие мы есть, изменилось ли наше качество. Мы уголь черный или алмаз, сделанный из одного и того же углерода? Вдруг что-то произошло – и уголь стал бриллиантом? Это качественное изменение. И там все будет справедливо, потому что будет исполнено блага и любви.
Но по нашей человеческой справедливости будут судиться те, кто не был милостив. Слова апостола: суд без милости не оказавшему милости. Господь дает нам удивительную возможность – выбрать тот суд, которым мы будем судиться. Господь говорит: каким судом судите, таким будете судимы. Поэтому прощайте всем, живите без всякой справедливости; всем злым, всем негодным делайте добро...
Вот та справедливость, которой необходимо учиться.
– Это то, что потом к вам будет применено. «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». А те, что помешаны на равенстве, справедливости, в итоге могут услышать грозный суд.
Есть известный девиз: «Свобода, равенство, братство». Но если вспомнить, какие реки крови текли под этим лозунгом, то каждый раз задумываешься...
Телезрительница из Воронежа задает вопрос по притче о талантах. Господь каждому дал определенную долю талантов. Где же справедливость?
– Так нет никакой справедливости. И равенства нет. Всем дано разное количество талантов. В общем-то, Бог поступает совершенно несправедливо с теми, кто умножил таланты, – Он им города раздает. Это несопоставимо. Я даже не знаю, с чем это сравнить. Дали вам, например, котенка и сказали: «Поухаживай за котенком». Человек поухаживал, хозяин посмотрел: «Хорошо. Вот тебе дом за это (к примеру)». Но все это в сравнении мелочи...
Если говорить про Евангелие, мне больше всего нравится с точки зрения несправедливости притча о благоразумном домоправителе. Помните? Безумная совершенно притча, где господин призывает своего домоправителя и говорит ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. И этот домоправитель, пока его не уволили, делает еще хуже: и, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Он просто грабит своего хозяина с мыслью о том, что, когда его выгонят, будет к кому прийти – всем известная в нашем обществе система отката сработает. И этот господин его хвалит: какой ты благоразумный. Парадокс: за что тут хвалить?
Тут действует логика Божия дара. Бог дает нам дары, которых мы не заслуживаем, и часто бывает: человеку грозит смертельная опасность – и до него наконец-то доходит, сколько он имеет. Он начинает это вдруг раздавать, начинает делать добрые дела, посвящает себя служению, потому что вдруг понял, что горячо стало, жареным запахло... И ведь мы ничего своего не имеем. Нужно заметить, что эту притчу в Евангелии Господь говорит именно Своим ученикам, обращаясь, можно сказать, к священникам, потому что апостолы, епископы, священники имеют одно преемство и главный дар: Тело Христово раздавать. Если говорить о священниках, то к нам эта притча тоже относится: у нас есть этот талант, но если мы его закопаем, никого причащать не будем, нам будет вынесен приговор (как тому, который закопал талант). Пусть даже отдадим разбойникам и негодяям с надеждой на их покаяние, на то, что они изменятся с принятием Святых Даров... Но мы, священники, надеемся, что Господь и нас помилует, что и эти люди, которые получили Святые Таины, тоже за нас, священников, помолятся. Вот еще один пример колоссальной благой несправедливости.
Получается, что притча эта в очередной раз о несправедливости великого дара. И то, как мы принимаем этот дар, уже зависит от нас?
– Это еще о кресте в том числе, потому что любой талант, который нам дает Господь, – это крест. И мы можем его либо бросить (то есть закопать), либо нести (то есть умножать).
Я вдруг вспомнил, сколько по весу талант: 54 кг золота. То есть сколько нам талантов дает Господь! Это огромный дар, настолько огромный, что, зная об этом, по-другому даже относишься к самой притче о талантах, потому что здесь и духовный смысл огромный. И я никогда не предполагал, что здесь может быть аспект креста. Что это тоже тот же самый талант, который дается нам, и это золото не измерить ничем. И насколько мы сами тот дар Господень, который нам дается, можем принять и не принять. Мы ходим в церковь, бывает, раз в году на Пасху – и я вдруг представил себе, что же может быть, если мы будем это делать хотя бы раз в неделю.
– Если вернуться к разговору о зле, мы считаем очень часто злом наши болезни…
Как относиться к этому?
– Лучше всего смотреть на святых. Если мы будем смотреть на себя, то за своей греховностью не увидим талантов, а если будем смотреть на святых, то нам становится это понятно. Преподобный Серафим Вырицкий и преподобный Амвросий Оптинский были прикованы к постели на протяжении многих лет – это талант. Потому что таким образом они стали гаванью, к которой притекали без конца люди и получали утешение. Преподобный Порфирий Кавсокаливит молился о том, чтобы Господь ему даровал онкологию. Господь дает ему рак мозга, и преподобный Порфирий слепнет, последний год своей жизни проводит слепым. Преподобный Серафим Саровский избит разбойниками…
Но мы же их любим в том числе и за то, что они такие убогие. Вот парадокс! Мы их любим потому, что они пострадали, что они не инопланетяне какие-то, не боги с Олимпа. Они тоже терпели, благодарили Бога, научились от этих скорбей, извлекли из них этот талант, умножили его. А нищета? Ведь погибают и люди богатые, на Западе мы сейчас всё это видим – к чему приводит эпоха потребления. Если нет денег, иногда – слава Богу, потому что иметь деньги куда опаснее, чем их не иметь. Когда мы начинаем через Евангелие смотреть на все наши беды и напасти, понимаем, что это – дар Божий, а дар Божий – это талант.
Не могу не вспомнить один эпизод, когда профессор Осипов в советское время был в командировке за границей, вместе с ним были православные паломницы. Они говорят: смотрите, сколько тут всего хорошего, как у них все устроено, как много колбасы, всяких вещей, посмотрите, как они улыбаются, какие радостные… На что Алексей Ильич сказал замечательно: зато у нас спасаться легче. И это удивительная правда. И слава Богу, что мы не миллионеры. Спасаться действительно получается легче.
– Это безумие – с точки зрения мира. Любому человеку светскому покажи эту передачу, скажет: они ненормальные – о чем говорят? Что тут восхваляют? Восхваляют смерть, болезни, нищету… Но мы восхваляем это только в том случае, когда человек принял этот талант и его использует. Потому что человек, который в нищете заболел, который изъеден своими идеями справедливости и равенства, попутно проклинающий Бога, закопал все, что ему дано. А другой человек, который начал Бога за это все благодарить, начал извлекать из этого духовную пользу, стал святым и разбогател в Царствии Божием. Мы верующие? Мы верим или не верим в то, что в Евангелии написано?
Конечно, нельзя говорить, что социальная несправедливость – это хорошо. Мы не должны называть черное белым, а белое – черным, и войны, болезни как явления – это плохо. Но субъективно это совсем по-другому… Разбивается самолет, мы понимаем, что это трагедия, и мы молимся обо всех, кто погиб. Мы признаем, что это катастрофа, это зло, но когда смотрим на судьбы отдельных людей, которые в этом самолете оказались и не оказались (всегда находятся те, кто чудом по каким-то обстоятельствам не попал туда), то нам очень многое становится понятным. Как пример, образец – Елизавета Петровна Глинка (Доктор Лиза). Она погибла в авиакатастрофе, но сбылось на ней слово Евангелия: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Сколько сейчас в ее память открывается хосписов, да и сама она, будучи верующим человеком, исполненным Святого Духа, чувствовала, что это произойдет, потому что в своем блоге в одном из последних сообщений пишет о своей покойной напарнице, мол, скоро увидимся.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.