Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№15 (1056), 2020
Продолжаем огласительные беседы. Сегодня начинаем говорить о 7-ми таинствах Церкви. С их помощью человеку дается благодать Божия, которая возвращает его к Небесным обителям, возрождает для жизни духовной и для жизни в Царствии Небесном.
У некоторых людей может быть какое-то смущение: кто совершает таинство? Видимая сторона совершения таинства – священнослужитель, а невидимо Сам Бог действует Своей благодатью. Поэтому таинства – великие и необходимые. Они не должны подвергаться никакому нашему рассуждению, недоверию: каждый из нас должен помнить о той великой благодати, которая подается в таинстве, и приступать к нему.
С какого таинства начинается жизнь человека в Церкви? Жизнь начинается только тогда, когда человек рождается и приходит в этот мир. Ему необходимо родиться и для духовной жизни. Этот момент является точкой отсчета его жизни, которая может привести к Царствию Небесному.
С какого же момента начинается жизнь? Об этом нам говорит Священное Писание. Любое таинство, с которым мы соприкасаемся в церковной жизни, имеет своим основанием Священное Писание: Сам Господь дал указание, чтобы было таинство, помогающее человеку родиться и расти в духовной жизни для обретения жизни вечной.
В беседе с Никодимом Господь говорит: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие. Это Евангельское повеление.
В другом месте Евангелия Господь скажет: Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет. То есть спасение человека зависит от того, насколько он имеет внутреннее желание принять веру в Господа нашего Иисуса Христа и приступить к таинству Крещения.
Таинство Крещения – определенные действия (видимая сторона) и, кроме этого, слова, которые необходимо произнести. Таинства Церкви обязательно должны совершаться истинным духовенством, имеющим апостольское посвящение. Таинство должно совершаться правильно, то есть должны звучать слова Священного Писания. Они являются основными (или, как мы их называем, тайносовершительными) в таинстве. Если формула совершается правильно, значит, и таинство истинное, потому что две истины соединяются в единую: истинные слова, которые надо произнести, и истинное духовенство, которое имеет правильное посвящение.
В наше время надо особо обращать на это внимание, потому что очень много самозванцев, еретиков, раскольников, совершающих таинства, а им не позволено их совершать. Позволение мы получаем только от нашего Божественного Спасителя, Который оставил здесь истинное духовенство, принявшее во время Пятидесятницы благодать Святого Духа, сошедшую на апостолов в виде огненных языков. Это и дало им право совершать таинства.
Итак, таинство Крещения. Оно предполагает совершение каких-то о действий, произнесение определенных слов. Немаловажно здесь и присутствие вещества: в таинстве это чистая вода, которая освящается. В нее погружается человек, потому что Крещение – момент рождения от воды и Духа.
Обязательно должны быть совершены действия: троекратное погружение человека в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Слова, которые произносятся во время таинства Крещения: «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». Эти слова необходимы, чтобы таинство истинно совершилось, потому что человек трижды погружается в воду во имя Святой Троицы и крестится также во имя Святой Живоначальной и Нераздельной Троицы.
Веществом является вода. На это есть указание в Священном Писании. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие, – говорит Господь.
Церковь живет не только по Писанию, но и по Преданию. Это истинные слова (а истина исполняется во все времена), их восприняли первые христиане, жившие в древние времена и знавшие тех, кто видел Самого Божественного Спасителя. Для нас очень важна связь с Преданием, святыми отцами, передавшими знания о жизни Церкви тех времен.
Это была иная жизнь, не такая, как наша современная светская жизнь, наполненная различными вещами, отвлекающими человека от Неба, Царствия Небесного, забивающими его мысли различными суждениями (от философских, фантастических до мистических). Мы исполнены всем и вся. Мы уже не имеем той великой чистоты, которую имели в своем сознании, разуме святые отцы, поэтому для нас очень важны их изречения. В разговоре о таинствах Церкви мы будем очень часто цитировать Священное Писание и зачитывать высказывания святых отцов.
Итак, погружение в воду. Что говорят нам святые отцы? Григорий Богослов учит: «Поелику же мы состоим из двух естеств, то есть из души и тела, из естества видимого и невидимого, то и очищение двоякое, именно водой и Духом; и одно приемлется видимо и телесно, а другое в то же время совершается нетелесно и невидимо; одно есть образное, а другое – истинное и очищающее самые глубины».
Василий Великий вторит святителю Григорию Богослову: «Поскольку в Крещении предложены две цели – истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, ожить же Духом и иметь плод во святыне, то вода изображает собой смерть, принимая тело как бы в гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь».
Об этом очень четко говорят и другие святые отцы. Иоанн Дамаскин благовествует о Святом Крещении: «И Он дал нам заповеди: возрождаться водою и Духом, когда Святой Дух, через молитву и призывание, приходит на воду. Ибо так как человек – двойной: из души и из тела, то Он дал нам двоякое и очищение: с одной стороны, водой, с другой – Духом. Духом, восстановляющим в нас бывшее по образу и по подобию, водой же, с помощью благодати Духа очищающей тело от греха и освобождающей от тления, также водой, выражающей образ смерти, а Духом, доставляющим залог жизни».
Видите, вещество очень важно для нас – и омывающее грех, и очищающее. Все говорит о возрождении человека во всей его полноте. Это одно из условий совершения таинства.
Как мы уже сказали, здесь у нас и вещество, и действие, и слова. Какие действия? Это троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа в честь Живоначальной и Нераздельной Троицы, но в то же время и в честь воспоминания смерти, погребения и воскресения нашего Божественного Спасителя.
Почему на этом ставится акцент? И так все понятно о крестящих во имя Отца и Сына и Святого Духа у Чаши: им нужно исполнять все заповеданное. Но появляются различные еретики. Еретическое учение сопровождает христиан от первых времен до сегодняшнего дня. Всегда было вольнодумие, которое шло на разные ухищрения, упрощение действий, совершаемых в Церкви.
Появились еретики, которые говорили: «Достаточно однократного погружения». Церковь всегда отстаивает истину и непреложность слов Божественного Спасителя, поэтому она сразу же выступила против, уточнила: действие должно быть троекратным.
Крестят в честь Отца, и Сына, и Святого Духа. Произносится формула: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». То есть подчеркивается, что мы крестим в честь Живоначальной Троицы. Если кто-то совершает крещение по-другому, то оно не будет действительным. Оно может быть каким угодно, но не Христовым, потому что есть Божественное указание.
Об этом очень четко говорят различные правила и святые отцы. Например, апостольские правила: «Аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа… да будет извержен». Очень строго. Такой священнослужитель сразу подпадает под прещение, потому что должно быть правильное совершение этого таинства.
Святитель Киприан: «Сам Христос повелел крестить во имя всей Троицы вместе».
Святитель Афанасий Великий говорит: «Кто отделяет что-либо от Троицы, и крещается в единое имя Отца, или в единое имя Сына, или во Отца и Сына без Духа, – тот ничего не получает… ибо достижение в Троице». Это очень серьезное повеление, потому что таинство дает человеку совершенно новую жизнь: он становится членом Церкви, сыном Отца Небесного. Поэтому к крещению подходят очень строго. Указывается на благодать, которую получает крещаемый.
Что происходит в таинстве Крещения? Церковь нам отвечает: возрождает его (человека), или воссозидает, как засвидетельствовал Сам Христос Спаситель… И св. Павел называет Крещение банею пакибытия, то есть баней, которая омывает человека и делает его совершенно иным, или, по-другому, «очищает от всякого греха». Об этом говорится в ряде Посланий святых апостолов, в том числе Деяниях апостольских. «Соделывает чадом Божиим и членом тела Христова – Церкви» – то есть он уже становится не странным и чужим, но единым с нашим Божественным Господом. «Спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни» – это результат крещения: человек становится совершенно иным. Для него открывается перспектива вечной жизни.
К нам приходят и говорят: «Что имеет некрещеный человек в Церкви?». Ничего. Он не рожден для Церкви. Только крещеный человек рожден для Церкви, Господа, становится сыном и наследником (или дщерью и наследницей) Отца Небесного. Для такого человека открываются все таинства Церкви, вся благодать Святого Духа, лишь бы было у него желание воспринять ее. Для него открывается перспектива вечности. Что дает Господь в наследство? Вечность. Он – обладатель вечной жизни. Если сын достоин, исполняет волю своего Отца Небесного, то получает в наследство то богатство, которое Господь ему обещает.
Как мы уже говорили, во время наших бесед мы будем очень часто обращаться к Священным Писанию и Преданию (апостольским преданиям, преданиям учителей Церкви, которые утверждали истинность слов Священного Писания, того, что они восприняли: эти слова из их опыта жизни соделываются спасительными, если их исполнить правильно).
«Великая вещь – предлежащее Крещение! Оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское; царствия ходатайство, дар усыновления» – так очень глубоко и красиво сказал святитель Кирилл. Действительно, крещение – это все! Это начало, возможность приблизиться к Царствию Небесному, то необходимое, что делает тебя гражданином вечности.
Мы все боремся за жизнь, испытываем необходимость продолжения нашей жизни. Крещение открывает эту огромную перспективу.
Григорий Богослов учит: «Благодать и сила Крещения не потопляет мира, как древле, но очищает грех в каждом человеке и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением. …купель дает отпущение грехов совершенных, а не совершаемых». Это очень важное утверждение. В таинстве Крещения прощаются все бывшие доселе (до момента таинства Крещения) грехи, но не те грехи, которые человек по немощи или слабости будет совершать. За них мы уже должны приносить достойный плод покаяния.
«Крещение, изглаждая грехи, не уничтожает заслуг. …Итак, будем креститься, чтобы победить; приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают паче законной крови, которые священнее, нежели пепел юнчий, кропящий оскверненныя, имеющий силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех». Очень глубокие слова!
Об этом говорят и святитель Иоанн Златоуст, и другие святые отцы. К сожалению, в рамках того времени, которое нам отводится, мы не можем зачитать все, но из этих слов понятно, что все начинается с таинства Крещения. Не будет его – не будет начала духовной жизни.
Поэтому Господь говорит: Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие. Он не существует для Неба. Но тот, кто рождается, спасается.
Есть разные суждения еретиков и тех, кто рассуждает безумно, потому что врывается в сферу духовной жизни без должной на то подготовки: «Мне это в Церкви не нравится, мне то в Церкви не нравится». Он рассуждает от ветра своей головы, а не потому, что так написано в Священном Писании. Каждый может рассуждать как угодно, но самое главное, чтобы его рассуждения сочетались со Священным Писанием, потому что источник, начало заложено в нем.
Некоторые говорят о том, что нельзя крестить младенцев. Но где это написано? Есть ли на это указания в Священном Писании? Если бы их нельзя было крестить, Господь бы четко сказал, что детей крестить не будем. Начинают рассуждать: «Зачем дети в церкви?». Сегодня многие не хотят видеть детей в церкви, потому что они нарушают порядок, серьезность общения во взрослой среде. Ребенок непосредственный: если он захотел кусочек хлеба – потянется за ним, не будет взирать на определенные моменты нашего воспитания или каких-то интеллектуальных подходов. Ребенок все делает в простоте своего сердца.
Когда Христос проповедовал, к нему приводили детей, а ученики хотели их от Него отогнать: «Учитель говорит серьезные вещи, которые ведут человека к спасению, а тут какие-то дети мешаются под ногами». Господь очень четко сказал: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. То есть Господь настаивает на том, чтобы дети были около Него. Нельзя им препятствовать. Они должны с самого момента рождения быть рядом с Господом. На это Господь обратил внимание.
Некоторые говорят, что крещение – это акт добровольного решения человека: дети должны вырасти и решить сами. Нет, воспитание закладывает в детей духовный потенциал. Господь исцелял конкретного человека не только по его вере, но и по вере его близких. Например, Он исцелил расслабленного по вере друзей, которые принесли его; бесноватого отрока – по вере его отца; дочь хананеянки – по вере матери.
Господь по вере других давал исцеление. Так же по вере крестных родителей, которые ручаются за ребенка, Он дает ему истинное рождение от воды и Духа. Благодать Святого Духа преображает ребенка: тот, кто живет в Церкви, видит, как человек возрождается и становится совершенно иным. Это великое чудо! Ребенок чувствует себя в церкви как дома. Если он постоянно в храме, мы видим, что для него там все дорого и ценно.
Дети, которые не приняли крещение, ведут себя в храме неестественно. Для них все в нем чужое, незнакомое. В храме они ведут себя порой безумно.
Если человек растет в этой среде, то для него там все дорого, близко, это дает ему великое утешение. Поэтому Господь говорит нам, что младенцы обязательно должны принимать крещение. Об этом говорят и святые отцы. Например, мученик Иустин, живший во II веке: «Младенцы удостаиваются благ, даруемых через Крещение, по вере тех, которые приносят их ко Крещению».
Блаженный Августин пишет: «Есть предание Апостольское, что младенцы спасаются крещением. …Церковь дает младенцам ноги других, дабы они ходили, сердца, дабы веровали, язык, дабы исповедовали».
Об этом говорит Киприан Карфагенский и многие другие. Карфагенский Собор постановил в 418 году: «Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема».
Святые отцы очень четко указали, что никто не должен препятствовать младенцам принимать святое таинство Крещения. Они должны приступать к этому великому таинству и возрастать в Церкви до совершенно зрелых людей по вере своих крестных родителей, или восприемников, как мы говорим в Церкви.
Во время следующей нашей беседы мы закончим говорить о таинстве Крещения, наречении имен младенцам, которые принимают крещение, и будем говорить о таинстве Миропомазания. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Светлана Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.