Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос: «Часто слышу, что Господь всем даровал различные таланты. Я в себе ничего не нахожу достойного, ничего у меня нет. Мне 38 лет, я инвалид по слуху, имею проблемы с людьми. Как обнаружить в себе таланты и как можно послужить Господу в творении добрых дел?».
– Нужно внимательнее посмотреть и увидеть, что людей, которые несут крест, очень много. Много разных крестов – болезни, страдания, одиночество. Это не случайно, все это дается Богом. Если Господь вам дал такой крест, значит, для чего-то это нужно. Многие святые (да и мудрые люди) говорили, что в жизни нет ничего случайного. Вы не можете помочь кому-то так, как может помочь здоровый человек, но, во-первых, больной человек может со смирением и терпением принять свой крест. Нести крест болезни – подвиг не менее важный, чем служить Богу, молиться, соблюдать посты, делать добрые дела. То, что делает с человеком болезнь, когда она принимается с покорностью, – это великое благо. Она «переквашивает» внутреннюю человеческую гнилость. Апостол Петр сказал, что страдающий плотью перестает грешить.
Видите, какое важное средство в духовной жизни – болезнь. Не нужно переживать, что вы не можете активно помогать людям, не можете делать что-то видимое, что может себе позволить здоровый человек. Больной человек, помимо терпения болезни, может учиться молиться. За каждого человека можно возносить молитву, даже лежа на больничной койке. В Церкви было немало святых, которые болели, например, преподобный Амвросий Оптинский. В последние годы жизни он вообще не вставал. Святая блаженная Матрона Московская была инвалидом с детства, но ее молитва доходила до Небес и помогала людям. Я думаю, если вы отнесетесь к таким добродетелям с верой, вы скажете, что терпение тоже великий дар, который вам дает Бог, – терпеть свою немощь. В терпении человек может научиться смирению, а смиренного человека Бог слышит. Вот еще одно дарование. А третье – это молитва, которая может звучать от вас, когда вы не можете что-то делать.
Самое главное – не падать духом, не унывать. Бог рядом, легких путей на Небо нет. У каждого свой крест. Думаете, здоровые люди не страдают, не терпят обиды или жизненные проблемы? Еще больше, чем больные. Самое главное – примите крест с покорностью воле Божией и молитесь Богу, чтобы Он вам указал, каким путем вам двигаться к главной цели – к Царствию Небесному.
Вопрос: «Как не осуждать наших правителей? Я за них молюсь, но чувствую, что делать это мне тяжело».
– Не оставлять молитву. Потому что это прямая заповедь Божия. Апостол Павел об этом говорит в Послании к Римлянам, которое, кстати, было адресовано жителям столичного города Римской империи, они тоже по-разному относились к властям. Во времена апостолов власти были не просто безбожными, они были врагами христианства. Апостол Павел говорит прямо: нет власти не от Бога. Существующая власть установлена от Бога. Поэтому молиться за власти – наша прямая заповедь. А дальше мы должны понять очень важный момент. Власть, несмотря на то, что мы часто бываем ею недовольны, сохраняет мир от хаоса. Апостол Павел во Втором Послании к Фессалоникийцам, которое называется эсхатологическим (говорящим о последних временах), говорит о некотором «удерживающем». Антихрист не придет до тех пор, пока не будет взят удерживающий. А вот удерживающий, по толкованию многих святых отцов, – это как раз власть, которая сохраняет мир от полного беспорядка, от хаоса.
Не мне учить уже немолодого человека, но, мне кажется, мы живем не в самые плохие времена. Все-таки порядок в нашей жизни присутствует... Думаю, власть дана от Бога, за нее нужно молиться и быть благодарным Богу, что власть у нас пока стабильная и достаточно устойчивая, что тоже важно. Президент уже почти двадцать лет управляет страной. Это великое благо, когда управляют страной не временные правители, а, можно сказать, хозяева.
Вопрос телезрительницы: «Вопрос по Евангелию от Луки, притча о неверном управителе. „Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители“. Как это понять?».
– Да, эта притча – одна из самых сложных. Этот стих вызывает много вопросов. Люди не понимают его. Человек проявил смекалку, использовал так называемые «откаты», дал взятку своим помощникам и на этом вышел из трудной ситуации и даже заслужил похвалу хозяина. Дело в том, что Евангельские притчи нельзя воспринимать буквально. В каждой притче есть зерно, есть назидание, есть важная мысль, которая нам полезна. В этой притче основное внимание нужно обратить на то, что люди, живущие в миру, для достижения своих земных целей (корыстных, властолюбивых) преодолевают необыкновенное сопротивление со стороны мира. Многие, желающие раскрутить бизнес, работают без выходных, без отпусков, спят по три-четыре часа. Человек хочет достичь цели, и как он к ней движется! Как работают спортсмены, музыканты, политики, ученые, кто достигает вершин! Значит, для нас, православных христиан, которым обещана не земная награда, не земные цели, а вечная жизнь с Богом, нужно хотя бы подражать тем, кто предпринимает всевозможные способы, в том числе смекалку, сообразительность, чтобы достичь своей цели.
Конечно, нельзя говорить, что всякая цель оправдывает средства, но, если цель благородная, высокая, если она касается спасения души, именно в этом смысле средства оправданные. Об этом говорили древние мудрецы. Мы живем в спокойное для Церкви время, а когда в советское время священникам нужно было выживать, нужно было спасать храмы, какие только средства не предпринимали настоятели или старосты! Например, у нас около дома есть маленький кладбищенский храм, который сохранился чудом. Уже была подогнана техника, вокруг строили огромный микрорайон. Староста прямо перед входом сделал захоронение усопшего, и чтобы снести храм, трактор должен был проехать через эту могилу. Он не смог это сделать, и администрация отказалась от сноса храма. Вот так смекалка помогла сохранить церковь. До сих пор прямо у входа в храм находится могила, напоминающая о том, как храм был спасен.
Я служил в храме в Хамовниках. Около храма проспект делает большой поворот. А когда в советское время планировали городские магистрали, Комсомольский проспект должен был проходить прямо по центру нашего храма, мимо алтаря. Когда Хрущев проезжал по Комсомольскому проспекту, он видел этот храм, который был спасен усилиями одного архитектора. Архитектор встал на заседании правительства и сказал: «Нет, проспект нужно сместить на 50 метров в сторону и сделать поворот». За это, конечно, пришлось поплатиться и должностью, и уважением, но такой ценой человек защитил святыню Москвы. Думаю, этот храм знают очень многие – по чудотворной иконе «Споручница грешных» и по обилию древних икон в храме. Так что и простому православному человеку надо тоже быть смекалистым, сообразительным и ради сохранения своей веры идти на некоторые приемы, которые допустимы с точки зрения совести. Эта притча учит: свою веру надо разумно защищать, свою душу нужно спасать, прибегая к тем средствам, которые нам дает наш разум и наша смекалка.
Вопрос: «Зачем мы освящаем квартиры и можно ли повторно освятить квартиру?».
– Освящаем квартиры мы для того, чтобы жить по-христиански. Если мы после освящения не живем так, как положено, никакого смысла в освящении нет. Повторное освящение не требуется: освящайте квартиру своей молитвой, чтением Священного Писания, добрым и благочестивым семейным поведением, которое привлекает к этому месту благодать Божию. Порой в квартире люди позволяют себе всякие непотребства (просмотр грязных фильмов, матерщину, пьянство). Поднимаешься домой в подъезде, и иногда из лифта слышно, какие страшные слова люди произносят, как ругаются. Часто и полиция приезжает по вызову. Главные преступления совершаются на кухне. Основная часть заключенных в тюрьмах – как раз те, кто совершил бытовые преступления в своих квартирах. Нужно понять, что освящение от священника, который совершает его с помощью святой воды, молитвы, каждения, – это одно. А жизнь ваша, что может благодать или приумножить, или изгнать, – гораздо важнее, чем то, что делает священник. Приглашать батюшку каждый год потому, что мы не умеем жить мирно, думаю, не стоит.
Бывает, при покупке новой квартиры, даже если она раньше была освящена, все равно зовешь священника. По сути, обряд освящения квартиры происходит заново. Получается, ты освящаешь ее для себя?
– Думаю, строгих правил нет. Это же не храм освящать. Если он был изначально построен, его освятили на века, а потом он был закрыт и разрушен, его восстанавливают и освящают повторно. Что касается жилья, квартира или дом – это тоже как храм для семьи. Думаю, начинать свою жизнь в новом жилище с освящения – это правильно. У меня был интересный случай. Молодая семья долго искала квартиру. Как Бог им указал: среди продавцов оказался диакон, священнослужитель. Они сразу поняли: это наш вариант. «Тут жил батюшка, поэтому мы эту квартиру покупаем». Люди там жили правильно, молились.
Так что, когда вы покупаете жилье, наведите справки, кто продавец, кто в ней жил и чем занимался. Мне кажется, это один из факторов, который может помочь решить проблему.
Вопрос телезрителя: «Могут ли закрыться церкви из-за коронавируса?».
– Если вы следите за обстановкой в христианском мире, в Испании, Португалии, Латвии (может, уже больше стран и регионов) правительство пошло на эти санкции. Эти страны, конечно, не такие православные в масштабном понимании, но там есть наши приходы, в Испании, Латвии. Как будут решать на местах – наверное, это задача Правящего архиерея, который должен договориться с властями. Может быть, это будут ограниченные посещения храмов. Скажем, в Вене по пятьдесят человек за богослужением.
Сейчас, кстати, согласно указу мэра Москвы 50 человек максимум могут собираться в одном месте.
– Да. В Вене, в этом соборе, сделали сразу четыре воскресных Литургии. Молодцы. Двести человек «порционно» могут приходить на службу… Будем молиться, чтобы Евхаристия продолжалась, чтобы она нас всех укрепляла, поддерживала наши силы.
Интересно будет обратиться к дореволюционному опыту. Москва часто подвергалась страшным эпидемиям. Знаю, что святитель Филарет своим примером участия в крестных ходах так повлиял на императора Николая I, что тот сам стал посещать холерные бараки и оказывать помощь заболевшим. У нас в районе Арбата есть храм Успения Божией Матери в Могильцах. Рядом с ним был Мертвый переулок (сейчас его переименовали), Чистый переулок. Все эти названия говорят о том, что это место было связано с погребением, с дезинфекцией: на этом месте был источник воды, там омывались гробокопатели, извозчики, там хоронили усопших, молились за болящих. После того как совершали чин отпевания и погребения, выезжали на Пречистенку, в Чистый переулок. Там уже была новая станция очистки телег, карет, возничих. Так люди жили.
Сейчас нам всем нужно понять, что любая эпидемия – это какое-то предупреждение людей. Надо больше каяться, больше молиться и за себя, и за близких, и за людей, которые живут неправильно. Что-то происходит, что такими ударами Господь хочет до нас достучаться. Не надо паниковать, бояться, надо изучать опыт того времени, когда люди проходили эти испытания, что они делали.
Следующий вопрос. Классическая ситуация: в пост приходишь в гости, хозяин начинает тебя угощать. Из года в год одни и те же вопросы, но все-таки как не обидеть человека?
– Я думаю так: или мы в гости не ходим и храним пост…
Просят родственники. Всякое бывает.
– Все равно можно себя строже держать. Вообще, каноны про пост говорят очень строго. Мы об этом не любим говорить, но несоблюдение поста есть очень серьезное каноническое нарушение в духовной жизни, и за это полагаются прещения, сопоставимые с серьезными грехами…
Уместно ли сказать: «Прости, друг, я пощусь»?
– А есть ли смысл идти в гости, если вы будете отказываться, извиняться, ставить в неловкое положение хозяев дома? Что это за гости, когда нельзя ни рюмку выпить, ни пирожок съесть, ни тортиком полакомиться? И что там делать, сухарики с чаем пить?
Мне кажется, уж лучше не ходить. Немножко осталось до Пасхи, уже две недели прошло, третья неделя идет…
Вопрос телезрителя: «Во 2-й Книге Паралипоменон есть такие слова: „И сделался Аса болен ногами, и болезнь его поднялась до верхних частей тела, но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей“. Получается, что к врачам обращаться не надо в болезни, надо искать Господа? Как Вы относитесь к этим словам, как поступать человеку, особенно сейчас?».
– Не будем вырывать цитаты из Священного Писания. В данном случае: «взыщите Господа, и жива будет душа ваша». А в другом месте притчи говорится, что врач послан от Бога. Мы знаем святых, которые были врачами. Великий святитель Лука (Войно-Ясенецкий) один из святых, к которому люди идут с верой в исцеление. Он не только молитвой лечил, но был еще великим профессором медицины. Кстати, по его учебнику гнойной хирургии и сейчас обучаются студенты медицинских вузов.
Все нужно делать, не оставлять ни того, ни другого. И обращаться к врачам, которым Бог дает знания и необходимые средства, но не забывать о том, что нужно молиться. Обратите внимание, почему население планеты сейчас по сравнению с началом ХХ века выросло почти в три раза? Одна причина: открыли антибиотики. Мы научились побеждать тяжелые, страшные, гнойные заболевания. Скажем, Пушкин умер от перитонита. Простая причина: не было антибиотика. Второй момент – роды, которые тоже уносили очень много жизней матерей и детей.
Да, я очень редко слышу, чтобы священник запрещал ходить к врачам.
– Я 12 лет страдал одной болезнью, очень неприятной. Она мне очень мешала жить, служить, это постоянная боль, недомогание. Я решился на операцию, и уже четырнадцать лет чувствую себя просто прекрасно. Я благодарен врачу и молюсь за него, за раба Божия Леонида, который меня поставил на ноги.
Вопрос: «У меня есть внучка, ей 4 года, она некрещеная. Я напоминаю об этом снохе, но у нее всегда находятся причины, чтобы этого не произошло. Внучка сама хочет креститься, просит крестик, потому что ее брат его носит. Можно ли ей подарить крестик? Может, это поможет маме найти время, чтобы крестить девочку?».
– Да, можно подарить крестик, можно водички давать. Если ребенок хочет, все произойдет, все случится, со временем придет час.
Интересный момент. С одной стороны, получается вмешательство в жизнь семьи. Как быть? Ведь можно даже нарушить здесь спокойствие.
– Об этом мы многократно говорили. Если бабушка хочет воспитывать внучку, почему не воспитала своего сына или дочку? Время воспитывать уже ушло. Бабушки должны быть рядом и ждать, когда их позовут, попросят, пригласят. Когда попросят, может быть, сводить внучку в храм. Такое тоже бывает. Я согласен, что не нужно навязывать, читать лекции, привозить книги, раздражать молодую семью этим. Семья уже живет своим укладом, она сама определяет, как относиться к Церкви, к вере, к молитве, к Крещению, Венчанию. Если обстановка позволяет, сказать надо. Доброжелательно, по-доброму, спокойно. Если эти беседы вызывают разногласия, возникает неудобное, тяжелое молчание, какой смысл заниматься такими разговорами?
Есть молитва. Молиться надо за своих внуков, детей, родственников, за невестку и зятя. Молитва вообще великая сила. В данный момент надо почувствовать, что правильно. Если после отъезда бабушки сноха стала высказывать мужу, какая у него мама «замечательная», это никому не понравится.
Вопрос: «Священник не делает замечания, когда дети бегают по храму и шумят, аргументируя тем, что это дети, не надо их трогать. Дети мешают молиться. Правильно ли это?».
– Сейчас не знаешь, как поступать. Сейчас педагог попробует сделать замечания – телефон доверия, психологи, жалобы… Священник не настоятель. Наверное, надо решать вопрос с начальством, с руководством. Настоятель должен определить, как себя здесь правильно держать священнику. Если дети не могут стоять в храме, разумно им погулять на улице. Я слышал от старых священников, еще советского времени, как воспитывали детей в храме. Никогда не приводили детей на всю службу.
В советское время?
– Когда еще была плеяда того духовенства, которое было связано с традицией. Я знал такие семьи, где было много поколений священства, духовенства… Пусть ребенок придет на двадцать минут, скажем, к Евангелию и до «Отче наш», до Причастия и постоит как положено. Эти 25–30 минут – самая большая и самая важная часть. В нашей семье детей было много, и они все приезжали кучкой. Тоже все было, хотели кого-то ущипнуть, выйти, спрятаться, поиграть. Прошло время, подросли, и лет с 15 уже серьезный разговор. Уже и всенощное бдение посещают, и с нами в храм придут, когда надо, и на Покаянный канон... Тут надо понять. Не надо сейчас из них делать солдатиков.
Они потом вообще туда ходить не будут.
– В том-то и дело. Ребенок в воскресный день и вообще во всякий день, когда он в храме, должен чувствовать от этого праздник. Родители, добавляйте радости к богослужебным переживаниям ребенка. Сделайте какую-нибудь покупку, сходите в парк, после обеда можно и в цирк сходить, погулять где-то. Допустим, семья выезжает с окраины Москвы в центр. В центре сейчас много интересного. Москва украшена, красивые бульвары, переулки. Подготовьтесь к прогулке, посмотрите, какие есть мероприятия для воскресного дня.
Хотел бы попросить Вас обратиться к нашим телезрителям.
– Дорогие мои, Великий пост – удивительное время. Правильно проведя его, мы можем освятить наступающий год. Мне всегда нравится об этом напоминать. Правильно проведя пост, можно получить прощение всех грехов, которые мы совершили за год. И настрой на молитву, на покаяние, на серьезную жизнь, на добрые отношения с нашими близкими пусть продолжится после праздника Пасхи. На такой волне давайте сегодня попрощаемся.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.