Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Седьмой Вселенский Собор восстановил почитание икон, и это событие легло в основу праздника Торжества Православия. О почитании родителей говорят много, и это понятно. А почитание икон?
– С древности известно, что почитание икон есть почитание первообраза, изображенного на иконе. Поклоняясь и лобызая ее, мы оказываем честь тому, кто изображен на ней.
Протестанты отвергли иконы, у них в храмах их нет.
– Скука и мрак.
Они обвиняют нас в идолопоклонстве.
– Дело в том, что протестанты не любят читать книги. Почитали бы Иоанна Дамаскина.
Возможно, для них он не такой авторитет, как для нас?
– Нет. Например, Иоанна Златоуста они почитают (я где-то это встречал). Но их полемика с настоящей Церковью зиждется на некоторых опорных точках, и одна из них – почитание икон. Очень просто любому протестанту можно сказать: «Против чего ты протестуешь?». Можно сказать так: «Ты сейчас процитировал Евангелие. Откуда ты знаешь, что это Евангелие? Разве в I веке было издано „Слово Божие“ и там было написано: „Евангелие“? Там было изложено Четвероевангелие, послания апостолов (соборные послания, послания апостола Павла), Апокалипсис? Откуда ты это взял, где первоисточники?». И последнее, самое убийственное: «А кто тебе это на русский язык перевел? У тебя есть образование, чтобы перевести на русский? Значит, у кого ты это взял? Я тебе расскажу: у Русской Православной Церкви. А кто тебе дал право толковать тот кодекс, который не ты составил и не ты перевел?».
Люди очень любят толковать что-то на свой лад, особенно если выдернуть из контекста какую-то фразу. Протестанты часто оперируют какими-то выдержками – не целым текстом, а цитатой.
– Я как-то был (давно, конечно, не один десяток лет назад) у наших братьев-баптистов. И как-то перекрестился, а мне сосед по лавочке говорит: «Богу не нужно служение рук человеческих». – «Хорошо, сейчас пойдут у вас деньги сбирать, вы ногами будете опускать деньги в мешок? Если руками, то Богу не надо служение рук человеческих. Так что пропусти корзинку». А ему сказать нечего. Научили так: если человек осеняет себя крестным знамением, то это служение рук человеческих. А когда дело дойдет до корзинки, то руками можно: и левой, и правой…
Евангелие начинается с проповеди Иоанна Крестителя, который говорит: удалите злые деяния ваши, ибо без этого дальнейшее понимание остального невозможно.
– Современный человек на этих словах не задерживается: лукавство для него такая же стихия, как вода в аквариуме. Он ничего другого не знает. Жизнь современного человека ненатуральная. Человек скорее верит фейкам, чем конкретному событию, информации. Он лжив настолько, что верует только лжи.
Она сразу оказывается ему ближе.
– Все родное.
Как от этой лжи прийти к Христу?
– Через покаяние. Бывает, Господь помогает по каким-то, одному Ему ведомым причинам получить встряску.
Вопрос телезрителя: «Бытует мнение (не знаю, правильное или нет), что человеку отмерено определенное количество времени: от рождения до смерти, день в день, секунда в секунду. Так это или нет?».
– Нет, конечно. Человек может продлить свои дни, если будет молить об этом Бога. И если Бог сочтет, что это действительно важно – и для души человека, и для Самого Бога… Господь хочет для всех блага, и если Господь продлевает дни, то это либо для пользы окружающих этого человека людей, либо для него самого.
Покаяние человека может все изменить?
– Абсолютно. Не только может, но изменяет.
Этих примеров много в Ветхом Завете: Езекия и пророк Исаия. Пророк был послан к Езекии сказать: «Все, твои дни сочтены». А тот стал каяться. И Господь сказал Исаии: «Вернись, скажи ему: „Продлеваю ему жизнь“».
– Я в обычной жизни встречался с такими явлениями. Знаю одного человека, который очень любил свою мать. Она тяжело заболела, и он просил Бога, чтобы Бог продлил ее жизнь, сказал: «Я тогда буду священником, послужу Тебе». И Господь продлил ее дни, а он стал священником. Причем не сразу. Когда он спросил у своего духовника: «Как быть?» (в то время стать священником было не так просто, даже для меня это была целая эпопея – на несколько лет в своем развитии), духовник сказал: «Ты уже сделал первый шаг. Можешь считать, что ты уже священник. А там уже Господь тебя поведет». Я на всю жизнь запомнил этот рассказ.
Вопрос телезрителя: «Анафема, то есть отлучение от Церкви, – акт, бесповоротно закрывающий путь к возвращению в Церковь и спасению?».
– Нет, всегда можно принести покаяние перед Церковью, но оно должно быть адекватно отлучению, которое человек совершил. Тогда Церковь (в лице, может быть, церковного суда или Предстоятеля Церкви совместно с другими архиереями) согласится его простить (я говорю «простить», конечно, условно: принять в состав клира).
Если человек сотворил церковный раскол, то может через покаяние быть принят обратно в Церковь?
– Это считается самой большой мерзостью. Он должен выступить перед всей Церковью, перед теми, кого он соблазнил, сказать: «Я руководствовался тем и тем (например, финансовыми мотивами)». Или: «На меня оказывали давление такие-то люди, и я согрешил против вас и против Бога. Я глубоко в этом раскаиваюсь. Я достоин самой худшей участи, но хочу умереть в лоне Церкви. Примите меня хотя бы мирянином». Если человека отлучили от Церкви, то даже его крещение недействительно – я уже не говорю про Рукоположение.
Следующий вопрос: «Разъясните, пожалуйста, почему Бог принял жертву Авеля и отказался от жертвы Каина?».
– Жертва Каина была окрашена завистью и, как следствие этой зависти, ненавистью к родному брату.
Господь узрел нечистоту сердца Каина?
– Разумеется.
Хотя внешне все было одинаково. Каждый из них принес Богу от своих трудов?
– Да, но Бог видит все. Напрасно человек считает, что он сейчас что-то такое Богу принесет либо из ассигнаций, либо из кирпича, либо из металла – и что-то изменится. Должно измениться сердце: покаяние происходит в сердце. У покаяния могут быть плоды, как у Закхея были плоды – сначала произошло покаяние, потом уже плоды: «Если кого обидел, возвращу вчетверо» – он был готов и сделал это. Но если бы просто решил выплатить мзду, ничего бы не произошло.
Надо пытаться выкупить у Бога прощение?
– Это как-то очень наивно – это значит, что человек не представляет даже, Кто Такой Бог.
Как привык в земной жизни с людьми торговаться?
– Может, как-то и так. Мы не будем выносить никакого суждения – просто это наивно до глупости.
Но Вы сейчас привели пример такого договора человека с Богом?
– Он односторонний. Все, что нужно человеку для спасения, Господь и сказал, и показал в Евангелии, ничего другого не требуется. Конечно, каждая эпоха растолковывает народу, который живет на земном шаре, что это значит на том языке, который принят в народе: чтобы до него, как сейчас говорят, дошло…
Как-то тяжело с этим.
– Ну что ж, тяжело... А кто сказал, что миссионерский труд легок? Те же самые 100 лет назад людям приходилось на конях десятки тысяч верст шествовать. Сейчас сел на самолет, несколько часов – и ты уже на краю земли.
Нет, батюшка, восприимчивость людей к слову Божию изменилась.
– Восприимчивость хуже из-за газет, радио, телевидения, а теперь уже и интернета: человека уже просто оторвать от этого нельзя – кто постарше, им гораздо легче, но и то многие жены жалуются мне на своих 50-летних мужей, которые не могут оторваться от интернета реально. Ни о каком воспитании детей, походах в магазин речи быть не может. Просто такие больные люди.
И до такого человека должно, как Вы говорите, дойти слово Божие, как-то проникнуть сквозь эту оболочку?
– Это чрезвычайно сложная задача.
А интернет завладел умами, сердцами.
– Еще не всеми, но, конечно, это будет все развиваться дальше и дальше.
То, как там все преподается, конечно, завораживает человека: он становится просто зомбирован этим.
– Я по милости Божией не погружаюсь совершенно в это.
Чистота сердца. Как трудно стяжать эту чистоту…
– В нашем веке даже малые дети вынуждены натыкаться на такой контент, что после этого от детской чистоты и прямоты вообще ничего не остается.
Атакуют именно детей.
– Ну, естественно.
Они будущие потребители?
– Да, новое общество, которое делают для себя те люди, что устраивают новый порядок.
Вопрос телезрительницы: «Мне уже 37 лет. Не замужем. Священники в один голос говорят: выходи замуж. Я бы рада – это моя мечта, деток родить, воспитывать. Только вокруг посмотреть – ни уму, ни сердцу; даже как-то в отчаяние впадаю. Прошу у Господа указать на Его волю. Не знаю, что делать, даже плачу».
– Мы находимся в такой эпохе. Бывают такие периоды, но они короткие. Например, была у нас война, 75 лет окончания которой мы будем отмечать в этом году. Ну и что? Разве эпоха способствовала созданию семьи – и сразу после того как огромное множество мужчин просто поубивали? Конечно, нет. Война кончилась. Так что мы надеемся и молимся, чтобы и эта эпоха прошла. Верим и надеемся. Ну, нет – так нет, надо смириться. Земная жизнь очень коротка.
Человеку очень хочется в земной жизни найти счастье.
– Как его найти, изложено в Евангелии. И там нигде не написано, что счастье только в этом: счастье изложено в Нагорной проповеди – Господь именует его блаженством. Надо взять толкование на эти блаженства, посмотреть, что Тот, Кто создал и вселенную, и всех нас, думает о нашем счастье – и как по ступеням по этим призывам идти. Это именно призывы – это не какие-то категорические императивы. Он хочет, чтобы мы услышали Его и поняли.
Вопрос: «Можно ли мне стать священником, если моя супруга – во втором браке, а я в первом?».
– По канонам Церкви нельзя.
Человеку придется мириться с тем, что у него имеется каноническое препятствие?
– Да, это так называется.
Вопрос: «Почему апостол Иоанн не говорит о себе в Евангелии просто “я”, но “ученик, которого любил Иисус”?».
– «Якать» для христианина неприлично, но так как апостол Иоанн хочет свидетельствовать о том, что было, он изобрел такую формулу. Просвещенному все понятно.
Он говорит о себе в третьем лице?
– Да. И апостол Павел тоже использует этот прием.
Вопрос телезрителя: «Отец Димитрий, скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к общей Исповеди?».
– Абсолютно спокойно. Но довольствоваться одной только общей Исповедью недостаточно. То, что сейчас у нас происходит, – это же не Исповедь! Во время общей Исповеди каждый человек вслух (при всех!) называет все свои грехи и кается в них, как это было в Кронштадте, когда служил отец Иоанн Ильич Сергиев (Иоанн Кронштадтский).
Если человек исповедовался неделю назад, он может (в качестве напоминания о своих грехах) прослушать перечень грехов, который называет священник, и подойти под епитрахиль.
Но «исповедь» в переводе на русский язык значит «все достать изнутри до конца, до дна». А это уже много веков совершается только в частном порядке, чтобы не смущать других.
Батюшка, вот одни люди несколько раз в неделю приходят на Исповедь, а некоторые не находят в себе греха и исповедуются и причащаются редко, раз в месяц, а то и реже. А нужно часто или редко? Это имеет какое-то значение? От чего это зависит?
– Это зависит только от глубины покаяния. Иоанн Златоуст говорил, что праздник вообще не повод для Причастия, а повод – чистая совесть и покаяние.
Если человек стремится к очищению совести, это и есть движущая сила к Исповеди?
– Да, конечно.
Вопрос: «Мои родители, хотя сами и состоят в браке, учат, что штамп в паспорте сейчас уже никому не нужен: женщине нужно полагаться только на себя, строить свою карьеру, а мужчины ей не нужны, с ними можно просто встречаться, чтобы потом при разводе ничего не делить из имущества. Моей младшей сестре 28 лет, и она продолжает совершать ошибки, которые внушают ей родители. У меня закипает обида на родителей. Я ничего не могу объяснить сестре, она меня не слушает. Но как можно повлиять на родителей, как их вразумить? И надо ли?».
– Это, конечно, большое несчастье, но родители уже прониклись современным феминизмом, направленным на разрушение семьи. Ведь можно и дальше пойти. Двухкомнатная квартира – в одной комнате муж живет, а в другой жена, через год меняемся. На кухне два холодильника. Я после зарплаты один холодильник наполняю, а второй наполняет жена, потом меняемся холодильниками. И так во всем: два телефонных аппарата и так далее – и ничего уже не делим. Все уже поделено до того, как супружество осуществлено.
Непонятно только, где любовь и где совместная жизнь. В чем она? Можно и эту часть продлить, и у меня фантазии хватит, чтобы рассказать, к каким ужасам можно прийти в связи с этим. Такая роботизация семейной жизни, в которой для любви не остается даже щели, чтобы ножичек воткнуть.
Но сейчас хочется во всем подстраховаться, чтобы потом не быть в убытке.
– А потом у одного будет инфаркт, а у другого рак, и им понадобится что-то совсем другое.
Чтобы кто-то заботился?
– Апостол Павел говорит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду».
Созиданию чего? Рая на земле, а не концентрационного лагеря. Поэтому эти родители несут половину ответственности за то, во что превратится их другая дочь. И это все будет Богом спрошено с них: это намеренное воспитание, то, что они прививают, – это сатанинская ложь. Какая карьера? Разве карьера от этого спасет? Чтобы всю жизнь прожить без любви, в такой бухгалтерии. И всегда так. Даже Господь создал мужчину и выше ростом, и физически сильней, про ум молчу, потому что русские пословицы не в моде нынче… Вот для чего? Чтобы он свою невесту, а потом жену носил на руках, а не для того, чтобы она его носила на руках.
Вступают в брак, не доверяя друг другу.
– Тогда зачем брак? Чтобы быть как обычные млекопитающие, которым надо пройти определенный период, чтобы у них родился ребенок? Только для этого? Ну, вот родились две дочери. И во что они одну превратили? Она будет несчастнейшей из людей. Сначала – потому что будет хотеть семейной жизни, а потом она будет жить в уродливой семейной жизни или внутри ада, который устроит ей ее будущий супруг.
Но у нас ведь только половина браков в разводе. Другая половина надеется, ждет и даже считает, что счастье в семье. У нас 90% с крепкой верой, что там находится счастье. Только надо относиться к этому совершенно иначе. Это все труднее. Но что делать? Ничего не сделаешь. Но никто, кроме Церкви, им этого не скажет.
Ни певицы, ни художественные руководители театров, ни газетчики, ни владельцы глянцевых журналов, никто.
Спасибо, батюшка, за ответы.
– Всего вам доброго, дорогие братья и сестры, продолжаем пост Великий, веселое время поста. С Богом!
Записали:
Наталья Культяева
и Инна Корепанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.