Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1052) → Игумен Филарет (Пряшников): Земной путь и наша вечная участь

Игумен Филарет (Пряшников): Земной путь и наша вечная участь

№11 (1052) / 16 марта ‘20

Беседы с батюшкой

Отец Филарет, сегодня тема сложная, многогранная – я бы, наверное, разложил ее на две составляющих. Наш земной путь, который мы проходим в этой жизни, вызывает много вопросов: мы спрашиваем и себя, и священников, как правильно наладить свою жизнь, которую мы обычно разделяем на духовную и обычную плотскую, чтобы она была в связи с нашим размышлением о нашей вечной участи. Давайте начнем с вопроса: наш земной путь – это что?

– Вы говорите о разобщенности внутреннего человека, ибо грех разрушает изнутри. В молитве Ефрема Сирина, которую мы слышим на протяжении всей первой недели Великого поста, есть замечательные слова, когда мы просим у Бога духа целомудрия. Он ведь относится не только к сохранению телесной чистоты, но это прежде всего дух целостности, который даруется человеку Богом, как некий дар за правильный образ жизни.

Господь Иисус Христос в Священном Писании показал, какими путями ходить можно, а какими нельзя, и оставил нам духовные заветы – заповеди, ставшие некими дорожными знаками, помогающими нам идти. Кстати говоря, древне-христианская письменность содержит много указаний на два пути: один путь широк и ведет в погибель, – это путь греха, вседозволенности, злобы, ненависти; второй путь – узкий, благодатный, который устлан не розами, а, наверное, шипами от роз. Господь говорит, что многие идут широким путем и попадают в погибель. Но есть все-таки избранные, которые, исполняя заповеди, идут по узкому пути и совершают свою жизнь со смиренномудрием, которого мы тоже просим у Бога в удивительной молитве Ефрема Сирина.

Духовная жизнь и телесная жизнь всегда должны соприкасаться; в нас живет душа, и мы не относимся с презрением к своему телу, потому что тело – это оружие. Если тело будет больное, мы не сможем сделать доброе дело, не сможем помочь кому-то. Поэтому, конечно, мы должны следить за своим здоровьем. Если будет здоровой душа, тогда и телесная оболочка тоже будет выглядеть соответственно. Все должно быть гармонично в человеке. Господь есть гармония, и к Нему мы стремимся, исполняя все то, что Он нам говорит.

В Священном Писании говорится: Святы будьте, ибо Я свят, Господь Бог ваш. Как мы можем выполнить эту заповедь?

– Углубимся в познание, что такое святость Ветхого Завета и святость Нового Завета. Святость Ветхого Завета – это соблюдение Закона; это иметь истинного Бога, иметь истинное представление о Нем и хранить Закон, который Он дал Своему богоизбранному народу. Новозаветная святость совершенно иная – мы говорим об обожении: о приближении к Богу. И мы приближаемся к Нему не потому, что достойны этого света. Апостол Павел говорит: единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Этот Божественный свет только отчасти касается нас, когда мы ведем правильный образ жизни. Таинства Церкви тоже имеют некое освящающее действие в жизни человека. На первой неделе Великого поста мы совершали Литургию Преждеосвященных даров и приобщались Тела и Крови Христа – это залог вечности, который нас к вечности и готовит, и это удивительно!

Я вспомнил из Евангелия: Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Наше земное существование мы способны превратить в постоянный путь греха и мы можем даже уже и не видеть того, что совершаем; может случиться, что сумеем понять свое ничтожество. Насколько христианин в земной жизни должен ощущать свое недостоинство?

– Мы просим у Господа дух смиренномудрия, то есть осознания, кто я есть в этом мире. Я не господин, не властелин, хотя Господь и дал человеку при творении определенную власть обладать всем видимым тварным миром, беречь его и охранять. Что такое смиренномудрие? Повторюсь: осознание того, кто я есть, – не забитость, не слабость. Часто смирение воспринимают как некую слабость. Не думаю, что ученики преподобного Сергия, которых он дал Димитрию Донскому, были слабыми; они были настоящими воинами, которые сражались за Русь, и они были монахами, а у монаха смирение всегда должно быть на первом месте.

Смирение – это сила?

– Да, сила. Вспомним подвиг новомучеников и исповедников Российских: каким же надо быть мужественным, чтобы смотреть в глаза убийцы! Это смирение, это высота, это мужество. Господь Иисус Христос говорит: Царство Божие внутри вас есть – не где-то за горами, но внутри человека. Также и ад внутри человека. Хочу еще раз напомнить всем, что мы – разумные существа, и когда мы грешим, мы понимаем, что так нельзя. И когда мы, будучи христианами, выполняем то, что нужно, мы тоже понимаем, что не сделали одолжение Богу или людям, но, как говорит апостол Павел, исполнили то, что должны исполнять.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Мне хотелось бы конкретнее понять, в чем заключается наш земной путь, что конкретно нужно делать в этом пути? Ведь можно соблюдать все уставы, все посты, причащаться – и оказаться у разбитого корыта. Допустим, правый разбойник: какой у него был земной путь? Разве он причащался или делал что-то хорошее? Но он почему-то первым попал в рай».

– В духовной и христианской жизни у нас нет штампов – или, как говорят те, кто занимается швейным делом, нет лекал. Единственное лекало – Господь Бог. Иногда действительно важен один вздох, как сделал тот разбойник. Ведь почему Господь простил его? Тот разбойник пожалел страдающего – и эта капля перевесила все.

Что касается поста, молитвы – они всего лишь средства для достижения определенной цели. Вспомним историю Русской Церкви, реформы Патриарха Никона, когда появились люди, которые придерживались старых обрядов. Ведь в чем был вопрос? Что именно спасает форма, а не дух. А в Священном Писании Господь говорит, что дух животворит.

Когда человек совершает свой жизненный путь, надо исполнять волю Божию. Господь говорит, обращаясь к каждому из нас: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет» – значит, надо исполнять Его заповеди. Пост, молитва – это всего лишь средства, но и они нужны, чтобы мы шли в правильном направлении. Человек прекрасно понимает, что есть добро и зло.

Мы очень часто, как настоящие фарисеи, «соблюдение закона» ставим во главу угла – «свечку подавать левой рукой нельзя» и так далее: мы уже считаем это какими-то догмами, которые необходимо соблюдать. То есть человек заменяет Бога законом. И это было всегда. Как отличить в нашей жизни неживотворящий дух от настоящей веры?

– Апостол Иаков говорит: вера без дел мертва. Мы всегда должны просеивать свою жизнь, свои поступки, основываясь на вере. Хочется вспомнить притчу о Страшном Суде, которую мы читали перед Великим постом. В ней содержатся уникальные слова Спасителя о том, что ждет каждого из нас. Одни будут поставлены по правую сторону, другие по левую – все будут разделены на праведников и грешников. И мы видим, что Господь спрашивает, что мы сделали в этой жизни: накормили ли, напоили, были ли сострадательными. Ведь любой поступок строится на сострадании и милосердии.

Бог есть любовь, Бог есть Милосердие, Бог есть любящий Отец: «Яко благ и человеколюбец Бог, еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков»... Мы всегда прославляем Бога как Того, Кто любит нас и не пожелает нам ничего плохого. В Евангелии Господь говорит: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Поэтому нужно просить разума духовного и не скатываться на обрядоверие: обряд не спасает, спасает благодать Святого Духа. Обряд – это всего лишь форма, через которую нам передается спасительная Божественная благодать, которой мы освящаемся.

Вы правильно привели слова из Евангелия: будьте святы, как Отец ваш Небесный – светите своими добрыми делами, своим отношением, великодушием и прочими добродетелями. Трудно в наше время соблюсти все это – быть не раздражительным, трудно быть всепрощающим. Говорю это из личного опыта, но это мой опыт, и я, с одной стороны, рад этому и воспитываю себя на каких-то жизненных примерах. Например, когда супруги просят: «Господи, сохрани нашу любовь», Господь дает им ситуацию, где они могут эту любовь показать.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Учительница в школе нам говорила: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними – оказывается, это слова из Евангелия. Вопрос: так ли важно для человека, чтобы о нем помнили, как о хорошем человеке?»

– В истории немало хороших людей, о которых мы читаем в Священном Писании. Приведу такой пример: вот мы сейчас сидим на очень хороших креслах, они удобные, но в Царство Божие они не пойдут.

Можно быть хорошим человеком, но не будет соли, не будет истины, не будет сердцевины. Почему добро есть в человеке? Апостол Павел пишет замечательные слова, что когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их. Нас объединяет стремление к добру, стремление любить. Почему, например, в Декалоге не написано «люби отца твоего и матерь твою», а написано «почитай отца и мать»? Любить – это естественно, и мы любим своих родителей. Но что значит «почитай»? Здесь Божественная мудрость, глубина, которая передана людям.

Да, человек добрый, хороший, но в каких критериях? Какие критерии к жизни применяются? Возьмем пример с историей: как историки пишут историю? Можно написать историю великими свершениями, а можно – великими падениями, войнами, несправедливостью.

Конечно, в очах Божиих наша жизнь бесценна. Но не секрет, что человек уже здесь, на земле, определяет свою участь. Притча о Страшном Суде (это даже не притча, а предсказание – это то, что свершится) говорит нам, что там будет взвешена жизнь человека, хороший он или плохой. А тот факт, что люди, не признающие Бога, могут совершать хорошие поступки, – это нормально: это заложено в каждом человеке.

Известный богослов Клайв Льюис очень хорошо описывает ад. Он пишет, что в аду грешники заперлись изнутри. Много значит выбор человека: если он не хочет жить с Богом, он там с Ним точно не будет.

Вы сказали, что свою участь мы определяем уже здесь, в нашей земной жизни. Есть люди, которые живут, стараясь быть хорошими по определению, а есть люди, которые даже не пытаются. Всех нас определенно ждет смерть – есть замечательная поговорка: двух смертей не бывать, одной не миновать. Раньше люди старались креститься перед смертью. Возможно ли ближе к смерти вдруг стать верующим человеком, покаяться – и все будет хорошо?

– Расскажу такой случай. Пришла ко мне семья: муж, жена, ребеночек, и все в слезах. Спрашиваю, что случилось. Они рассказали, что Господь спас их в автокатастрофе – все погибли, а они втроем выжили. Я посмотрел на них и сказал: «Знаете, Господь дал вам шанс на покаяние. Редко кому дается такой шанс. Подумайте о своей жизни. Может, у вас есть вещи, которые сейчас нужно исправить, сделать? Сколько Господь вам отпустит – неизвестно».

Часто в храме выслушиваешь такое, что в жизни не придумаешь. Но случайностей не бывает. Покаяние возможно пока мы дышим: пока мы дышим, мы можем что-то изменить. А когда Господь примет Свое решение по нашему жизненному пути и закончит нашу жизнь, после этой точки ничего уже не исправить. Я всегда шучу: пока пишется книга моей жизни, я еще живу. А вот когда наступит смерть телесная, закроется последняя страница – все: книга написана.

Апостол Павел говорит, что человекам положено однажды умереть, а потом суд. Но мы не пугаем судом как чем-то страшным; мы говорим, что когда-то будет подведена черта, и человек, понимая это, выстраивает всю свою жизнь. Очень важно жить, понимая это.

Господь дает шанс на исправление любому. Часто люди удивляются, когда слышат, как какой-то актер, например, находясь в тяжелой болезни, исповедовался и накануне своей кончины причащался. Люди, особенно нецерковные, удивляются этому, а это нормально: иногда в нашей жизни случаются события, которые заставляют нас пересмотреть всю свою жизнь. Господь говорит в Евангелии, что на Небесах более радости об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Размышляя о смерти и о нашей вечной участи, мы задумываемся над словами, что будут вечные муки, и в нашем представлении вечное – это очень долгое время, века например: в нашем понимании она исчисляется временем. Скажите, вечность имеет отношение ко времени?

– Время же появилось тогда, когда появился свет. Когда Господь начал творить Вселенную, Он сказал: да будет свет. Так Моисей передал нам это на страницах Пятикнижия. И тогда появилось земное измерение времени: солнце восходит, заходит. А Бог есть вечность. Вечность – это всегда.

Один мой знакомый спрашивал: «Почему вы говорите: „Страшный Суд“? Господь страшный?» Этот вопрос для многих сложный – почему „Страшный“?

– На самом деле, все очень просто. Когда мы крадем что-то, мы хотим, чтобы об этом знали? Например, человека в магазине приводят в будочку, где сидит охранник перед монитором для видеонаблюдения, и говорят: «Вот, посмотрите».

А вы понимаете, в чем смысл и замысел того, что ждет нас? Вся наша жизнь будет представлена: то, что мы скрываем, не хотим, чтобы кто-то знал. Будут ли нас осуждать? Самое главное, будет понятно, какой я человек. Мало того, что есть такие слова: «Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются …» – это все метафоры, иносказания, но самое главное, первое, чем этот Суд будет страшным для человека – все узнают, кто ты на самом деле. Это страшно, когда правда будет открыта: здесь мы можем скрывать, говорить, какие мы хорошие, добрые. В Священном Писании сказано: «За каждое праздное слово человек ответит». Тому человечеству, которое сейчас живет, будет поставлена точка – настолько это будет событие из ряда вон выходящее. Мы верим в это, в Символе веры говорим о будущем воздаянии.

Я задумывался, почему у нас в церквах так много пожилых – пожилые люди в размышлениях о вечности понимают, что есть путь, по которому нужно идти. А когда мы молоды, нам кажется, что ничего не важно… Размышляя о смерти, мы обращаемся к литературе, пытаемся прочесть толкования на Апокалипсис. Но самая популярная книга, которую покупают (и в пост тоже), это «Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах». Насколько имеет смысл заглядывать в скрытое от нас Самим Господом?

– Выше своей головы не прыгнешь, и Господь все равно откроет человечеству, обществу столько, сколько необходимо. В нашем обществе бывает показательный суд – как пример: «Не делайте так, потому что за это есть наказуемое деяние». Вот так же и эти книги. Когда мы читаем, мы, наверное, внушаем сами себе, что так жить нельзя.

Эти книги могут быть помощью к спасению?

– Как предостережение, прежде всего.

Вопрос телезрительницы: «Я полностью согласна, что случайностей в нашей жизни не бывает. Ко мне сейчас пришла скорбь. Я понимаю, что мне Господь попустил в чем-то покаяться и разобраться. С чего начать? Прошу: „Господи, открой мне, с чего начать? Изъянов, грехов много. Я хочу понять, для чего она мне дана?“ Как понять, с чего начинать? Вроде хожу, исповедуюсь, но понимаю, что это не случайно – что-то надо переменить. Как понять, что переменить?».

– Когда вы подходите на Исповедь, вы подходите, уже подготовившись, а часто люди пишут на листочек свои грехи. Когда я разговариваю с теми, кто меня знает, всегда говорю: «Давайте в следующий раз вот от этого избавимся» (показываю на строчку в списке). Если список уменьшается, то человек над чем-то работает. Вы прекрасно знаете, где ваши слабые стороны. Как с этим бороться? Для этого есть все святоотеческое наследие. Не надо сразу, надо постепенно от чего-то.

Святые отцы говорили, что корень всех зол – это гордость. Все от гордости: ненависть, раздражительность, самомнение и иные грехи. Начинать надо просить у Бога духа смиренномудрия и больше внутри терпимости к людям, окружающим, животным: «Дай мне, Господи, видеть моя прегрешения» – видеть свои грехи, не осуждать власти мира сего (они сами ответят за свои деяния, поступки). Мы должны посмотреть на свою жизнь – не быть безучастными к тому, что происходит вокруг, но следить за своим внутренним миром: это самое важное, это основы, с чего начинать.

Последний вопрос о нашей участи в вечности. Бог есть любовь – только Любовь и ничего кроме Любви. Мы все надеемся на Царствие Небесное, на то, что Господь нас простит. Есть ли в нашей жизни то, что безоговорочно может нас погубить?

– В Священном Писании говорится, что всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам – то есть явное противление Божией правде. Это самое главное мы должны помнить: когда люди стоят на своем, утверждая, что нет Создателя, что все совершенно по-другому – это, да, безоговорочно не прощается. А когда человек меняет свое отношения, взгляды... Часто человек не придерживался ничего, а потом Господь коснулся его сердца, и через какую-то ситуацию жизнь человека изменилась, может быть, на пороге жизненного пути. Господь прощает все, кроме противления правде Божией.

Если подвести в одном предложении итог нашей сегодняшней беседы?

– Мы бессмертны: частичка вечности находится в каждом из нас – Господь при творении дал нам это. Мы – частичка Неба, вечности.

Мы образ и подобие Божие, и в этом наша надежда. Самое главное, чтобы в нашем земном пути мы постарались найти эту правду в себе.

– Хочу пожелать милости Божией, чтобы свет Божией правды всегда освещал нас на всех путях нашей жизни.

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс