Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Что такое истинный пост?
– По словам Серафима Саровского, истинный пост – когда ты хотел что-то съесть, но отдал это голодному: комплекс духовных упражнений, который должен нам помочь в деле духовной жизни. Это очень значительная помощь. Некоторые, к сожалению, воспринимают пост как тяжелую обязанность и даже расстраиваются: «Вот пост грядет, опять в чем-то придется себе отказывать». Нормальные христиане ждут пост, как жених ждет невесту – это особое время, когда мы можем заняться наконец своей духовной жизнью более плотно. Мы – люди достаточно инертные: нам нужен все время волшебный пинок – какие-то особые условия, когда мы сможем наконец более-менее реализовать себя. И Церковь, как заботливая мать, выделила 40 дней в память о посте Господа нашего Иисуса Христа. Мы 40 дней пытаемся побороть себя, в чем-то себе отказать, чтобы что-то приобрести. Истинный пост – отказ от чего-то для приобретения большего.
Что можно приобрести во время поста?
– Например, Марк Подвижник говорил, что пост и молитва – две подруги, которые друг без друга не ходят.
Если человек хочет научиться молиться, без поста это не получится: когда ты объелся, хорошо себя чувствуешь, хочется итальянской сиесты – лечь поспать, отдохнуть или включить телевизор. Монахи-подвижники давно заметили: когда вообще не ел или съел только пару фиников, молитва лучше идет – больше сил; когда делаешь земные поклоны, нет проблемы встать, нет тяжести, тяготения физического. Воздержание нам помогает в таком важном деле, как молитва – в общении с Богом. Немного в чем-то себя ущемил, где-то себя поприжал – и получил большую легкость, большую подвижность – в молитве, например.
У Иоанна Кронштадтского, замечательного пастыря конца XIX–начала XX века, есть очень интересные слова. Он сказал, что пост – это возможность в себе что-то увидеть. Он говорит: когда вода грязная, то не совсем понятно, что там. Часто бывает, человек наступил в грязную воду и поранился не потому, что он дурак – он не увидел разбитую бутылку на дне. Когда пруд грязный, это опасно – мало ли что там есть, а когда вода начинает очищаться, мы замечаем, что там есть стекло, консервные банки, какие-то змеи ползают, еще что-то, – и мы туда не пойдем.
То же происходит во время поста. Когда человек начинает себе в чем-то отказывать, он обнаруживает свои страсти: «Во мне столько всего, а я-то думал, что владею собой и мое тело подчинено моей душе и моей личности, что все-таки главный во мне – это я сам, а не мои животные порывы. А оказывается, я не могу отказаться даже от бутерброда с колбасой или не могу пройти мимо палатки с шаурмой…».
Некоторые христиане в пост стараются не употреблять алкоголь. Современный человек вообще очень редко готов признаться себе, что у него есть эта проблема. Люди пьют каждый день, не дожидаясь пятницы, и жены об этом знают, приходят мне каяться на Исповеди: «Тяжело переживаю, что муж пьет». А муж вообще этой проблемы не видит, он даже не говорит о ней на Исповеди: для него ничего особенного в этом нет, он же не все время пьет, а только вечером – или не целую бутылку, а только половину. Человек не осознает это как проблему.
В пост ты себе это «отрубил» – и тяжело, больно: оказывается, ты без этого жить не можешь. Иоанн Кронштадтский подметил замечательно: в пост обнаруживаются в нас наши страсти, о которых мы даже и не думали.
Наверное, не только гастрономические привязанности обнаруживаются в пост?
– Очень серьезные вещи вылезают. Иоанн Златоуст говорит о воздержании очей, рта, то есть всего в комплексе. Начинаешь отказываться, например, от телефона, чтобы бесконечно в него не смотреть, не прокручивать ленту новостей, отказываться от информационных потоков, от музыки, которую привык слушать (я уж не говорю об отказе от осуждения)…
У меня есть знакомый батюшка – монах, практикующий священник, к нему приходят женщины на Исповедь, и он говорит им: «У меня такая для вас епитимья: сегодня за день никого не осудить. Будете следить: если только осудите, придете заново каяться». И человек приходит, говорит: «Нет, батюшка, у меня не получилось один день не осуждать!».
Осуждение – тонкая вещь: можно ее в себе и не заметить. Кажется, что человеку даешь совет, но на самом деле это осуждение.
– Человек, который регулярно читает Евангелие и привык у Бога спрашивать мнение о себе, конечно же, будет прислушиваться к внутреннему голосу, совесть подскажет. Она скажет: «Подожди, здесь не идет речь о том, что ты кому-то совет хочешь дать, и твой совет не особо-то нужен – ты просто хочешь показать себя».
Наша гордыня вылезает – во время поста она лезет изо всех щелей, и человек, уже очнувшись, говорит: «Ах, вот оно что…». Человек приходит к врачу и говорит: «Что-то болит – не могу понять, что». И не видно – вроде здоровый, а начинают делать УЗИ, смотрят и говорят: «Да у тебя в кишечнике вот такой червяк!». Но этого не видно, пока тебя не просветили.
Пост и есть такое просвечивание: смотришь на себя уже другими глазами: «Оказывается, я и здесь повязан, и здесь не могу удержать свою руку, чтобы не шлепнуть сына. Это плохо, над этим нужно работать!». И, ужаснувшись, ты уже начинаешь говорить: «Вытащите из меня эту гадость» (врачу говоришь: «Я не хочу, чтобы у меня в животе червяк жил, давайте это как-то исправим»). То же – во время поста. Человек говорит: «Господи, Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия не даждь ми» – все, начинается работа. Молитва Ефрема Сирина говорит о работе.
Человек вытаскивает это из себя, говорит: «Господи, я сам не могу, Ты вытащи из меня это все. Ну как можно так жить?».
Какие есть части Великого поста, как правильно распланировать его и что можно успеть?
– Чтобы хорошо прочувствовать Великий пост, нужно поставить себе такой минимум: побывать на постовых богослужениях. Они совершаются только раз в год – это особые богослужения, в остальное время они для нас недоступны: не читается Великий канон Андрея Критского, нет Литургии Преждеосвященных Даров. По времени они дольше, но духовно очень содержательны.
Во время поста нужно сказать себе: «Если я раньше плохо посещал церковь Божию, мало упражнялся в молитве, сейчас самое время это сделать», – нужно проявить инициативу, как минимум, и в эти воскресные дни… Торжество Православия. «Вы православные?» – «Да». – «А почему не торжествуете? Что вы делаете дома или с друзьями? Идите в храм и там торжествуйте». Первая седмица Великого поста закончилась – нужно быть в храме. И потом все остальные седмицы – святителя Григория Паламы, Марии Египетской, Иоанна Лествичника – для нас должны быть некими флажками: прошел очередную седмицу.
Во время поста совершается таинство Соборования – человеку с душевными и телесными ранами обязательно надо на нем побывать, попросить у Бога исцеления.
Я всем советую обязательно, хотя бы раз за пост, побывать на Литургии Преждеосвященных Даров, а если есть возможность, бывать и чаще. Они совершаются каждую среду и пятницу всего поста (еще иногда дополнительно бывают), в некоторых храмах – вечером, как и положено: в древности Литургия Преждеосвященных Даров присовокуплялась к вечерне, поэтому она совершалась вечером.
И есть много другого, что во время Великого поста нужно успеть прочувствовать.
Пост дан человеку, чтобы он стал лучше. Зачем становиться лучше и где критерии этого, так сказать, улучшения?
– В том-то и дело: если мы не будем развиваться, будем деградировать. Человек – как мяч, который находится на склоне. Я детям всегда рисую в школе такой склон, на нем мячик: вариантов нет – либо он скатывается, либо тяжело, но движется вперед. Если человек не ищет Царствия Божия и правды его, если не стремится к развитию, он будет скатываться. Нельзя зафиксироваться: я чуть-чуть хороший, но и не совсем плохой, как бы середнячок.
У Иоанна Богослова есть в Апокалипсисе такие слова: «О, если бы вы были горячими или холодными! Но вы теплые», – ни туда, ни сюда. В этом, конечно, опасность – человек довольствуется тем, что есть. Вроде бы чуть-чуть попостился, но «какого-то там развития не хочу – я зафиксировался». И в семейных отношениях этого нельзя делать: всегда нужно идти вперед – искать, как бы мне заново влюбиться в свою супругу, заново понять своих детей, подружиться с ними, работать над этим. Нельзя это бросать, оставлять – это как костер: пока подкидываешь дрова – он горит, если нет – тухнет.
Пост нас развивает. Каждый год мы себе ставим какую-то задачу. В этот раз я хочу прищемить хвост своей гордыне, в этом году я хочу больше уделить внимания чтению духовной литературы или поехать в какой-нибудь детский дом.
Где критерии, что человек стал лучше?
– Это очень сложно. Если мы сами себя будем оценивать, то, конечно, 10 баллов поставим: сам себя человек не обидит – как говорит апостол Павел, человек никогда свою плоть не ненавидит, но питает и греет ее. К себе мы достаточно заботливо относимся, поэтому оценивать самим себя не стоит. А искать оценки у людей тоже неправильно: Христос говорит, что когда постишься, люди не должны об этом знать – наоборот, надень что-нибудь нарядное, не посыпай голову пеплом при всех, выгляди нормально и милостыню давай тайно, чтобы Господь, видя тайное, воздал явно. Не следует ни искать оценки у людей, ни самому ее ставить.
Наверное, тогда у Бога надо искать. А как нам понять, угоден ли пост Богу? Господь дает Духа Святого людям, просящим у Него: это ощущение благодати, духовной радости (для светских людей это пустые слова или абстрактные понятия, а для любого практикующего христианина вещи понятные). Господь на тебя подействовал – ты был никем, а стал вдруг кем-то; ты чувствовал себя униженным, а тут стал сыном Божиим по усыновлению: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись – Господь тебя возвел из ничего, из праха земного в достоинство. Это ощущение значит, что ты все правильно делаешь – ощущение радости, близости Бога к тебе, улыбки людей вокруг тебя: ты помогал, постился нормально – и больше счастливых глаз вокруг тебя стало. Вот критерии – счастливые глаза и ощущение благодати.
Что такое истинное самоукорение?
– Самоукорение и самокопание – разные вещи. Копаться в себе, заниматься психологическими изысканиями (интроверт я или экстраверт, что у меня болит, к чему я более склонен?) – это все-таки игры разума. Самоукорение – это когда мы себя можем пнуть и сказать: друг, ты не прав, что-то ты неправильно себя оценивал.
Есть такая добродетель – смиренномудрие: правильное понимание себя, Бога и окружающего мира – со смирением, с любовью, без прелести. Можно ведь себя по-разному воспринимать, говорить: «Я очень-очень плохой, я хуже всех, я самый грешный»… Но в этом ничего нет, это просто слова (либо, наоборот, человек считает себя абсолютно правым, так что может еще и указывать другим, как жить – это гордыня и тщеславие).
А если человек адекватный и ведет духовную жизнь, он может себя периодически ущипнуть, сказать: «Что же ты сделал?». В принципе, в нас это заложено. Ты что-то своему ближнему сказал – и внутри нехорошо стало: зачем ты это сказал? И вот оно – самоукорение, ты себе говоришь: «Слушай, ну что ты сделал? Попроси прощения» – это все происходит внутри, стыдно, неловко, не хочется.
Вот я, например, священник. Что я, прощения буду просить, что ли? Естественно, если ты адекватный человек, будешь просить прощения. Если у тебя головы вообще нет, будешь думать: «Я всегда прав, я всегда правильные вещи говорю!». Не важно, крест на человеке или у него седые волосы – он может сморозить глупость, может сказать что-то, что обидит ближнего. Нужно уметь извиняться. Самоукорение – это здорово.
Вы сказали, что человек иногда элементарно не находит времени заниматься своей душой. Как найти время, возможность почитать духовную литературу, больше помолиться, побыть в уединении, тишине, чтобы глубоко и плодотворно пройти поприще Великого поста?
– Надо понять, что это важно и нужно. Если мне это не нужно, я этому не буду уделять время.
Сейчас люди достаточно прагматичны: тайм-менеджмент и все остальное. Мы очень много времени экономим на переезде. Раньше пока на конях доскачешь до Ростова, пройдет несколько дней. Сейчас сел в самолет: 2 часа – и уже там. Сейчас мы очень сэкономили время на звонках – письма не надо писать, ждать, когда их голубь или почтальон принесет, а сейчас все в твоем телефоне.
Мы много времени себе сэкономили, а времени нет ни на что: ни на жену, ни на мужа, ни на детей, ни на Бога. Что-то неправильно делаем.
В современном мире люди уделяют время тому, что им нужно. Я недавно осознал, что занятия спортом – это очень важно (мне доктор об этом говорил раз 10): когда сталкиваешься с какими-то проблемами, тогда понимаешь, что «мне это надо, поэтому я буду этому уделять время!». То же самое и тут – нам важно общаться с Богом? Если ты христианин, для тебя это один из самых главных вопросов в жизни – найти Бога, понять Его волю о тебе, понять, кто ты такой в этой жизни.
Богу надо уделять время, духовному развитию, чтению Священного Писания: в Евангелии написаны слова Бога, обращенные ко мне… «Я хочу узнать, что Бог от меня хочет.» – «Пожалуйста, прочти Евангелие – у тебя 80 % вопросов вообще отпадет. Просто прочти Евангелие на русском языке», – сейчас с этим нет проблем: на любом языке, любым шрифтом, в телефоне есть специальное приложение. Толкования святых отцов? Пожалуйста.
Времени нет, раз желания нет. Будет желание – время найдется.
Почему возникла традиция собороваться Великим постом?
– Это была форма покаяния, через которую возвращали людей, отпавших от Церкви, еретиков или просто тяжко согрешивших; обычно 6 или 7 священников помазывали, а в конце помазывал епископ, и это было в основном на Страстной седмице, насколько я помню (надеюсь, что историки, изучающие историческую литургику, меня не осудят).
То есть Соборование – особенное покаяние с врачеванием тела и души. Оно не совершалось часто. Исторически оно было заложено в Великом посту, а потом уже стало совершаться часто. Сейчас оно имеет такое распространение потому, что логично во время покаяния в дни Великого поста, помимо Исповеди и Причастия, приступить еще к таинству Соборования для более полного покаяния.
В конце соборования читается разрешительная молитва, которая, возможно, использовалась и как исповедальная молитва. Это связано с покаянием – в конце люди каются в своих грехах, и священник читает им разрешительную молитву (как на Исповеди, чтобы Бог простил им грехи).
Как лучше организовать свои внешние дела во время Великого поста? Как они должны распределяться?
– Тут нужно расставить приоритеты. Что важно в Великий пост? В Послании апостола Иоанна Богослова говорится: если ты говоришь, что любишь Бога, а ближнего своего ненавидишь, ты лжец, лицемер. В пост нужно развернуть свое лицо от зеркала, телефона на ближних, посмотреть, кто с тобой рядом: накормить голодного, обогреть того, кто замерзает, посетить больного – сместить фокус. С другой стороны, нужно обязательно найти время для посещения богослужений. Это очень важно: если хотите нормальный, полноценный пост, то сначала дела милосердия, молитва, покаяние, а потом еда.
Еда должна быть на 5-м месте – это не самое сложное: не есть мясо – не самое сложное, есть неверующие люди, которые из других соображений не едят мясо.
Самое сложное – другое. Именно из тех, других пунктов пост должен и состоять. Время должно быть заточено под выполнение этих пунктов.
Я себе поставил некий план. Хочу раз в неделю обязательно быть на богослужении, хочу посетить Канон Андрея Критского (если получится – несколько раз, не получится – хотя бы один), хочу обязательно сходить на Литургию Преждеосвященных Даров, хочу обязательно съездить к своему больному дедушке, которого я тысячу лет не посещал, позвонить своей больной бабушке, каждый день перечислять какую-то сумму, которую я сэкономил на продуктах, в какой-то фонд, на дела милосердия – нужны конкретные дела.
У нас с разговорами все хорошо – разговоры мы любим (в том числе мы, батюшки). Нужны дела, конкретные поступки: начнется какая-то жизнь, когда мы научимся свою веру транслировать в свою жизнь.
Какую духовную литературу Вы посоветуете почитать именно Великим постом?
– Нужно обратить внимание прежде всего на богослужебные тексты: во время Великого поста они просто потрясающие. Я сегодня был на богослужении и слушал стихиры, которые пелись утром, потом на вечерне. Там очень глубокие мысли, очень важные тексты, на которые никто в большинстве случаев не обращает внимания: «Это просто некий фон – чтецы читают, хор поет, а я в своем анабиозе пребываю в храме и жду, когда наконец это закончится».
Как-то это не очень правильно, давайте вникать. Возьмите книжки. Сейчас вся Постная Триодь есть в интернете, есть перевод Постной Триоди на русский язык. Участие в богослужении может быть совершенно другим, на новом уровне. Давайте этим займемся.
Когда мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника, хорошо бы почитать «Лествицу». Когда вспоминаем Григория Паламу, потрясающего делателя умной молитвы, можно вспомнить его произведения – у него очень много замечательных произведений, в том числе об исихии, молитве Иисусовой.
Можно и нужно читать Игнатия (Брянчанинова), он очень близок нам. Это автор XIX века, и у него достаточно доступный язык. Человеку, который хочет научиться молиться и живет в России, святителя Игнатия нужно читать обязательно.
Есть современные книги: сейчас очень много проповедников, издается много православной литературы – с этим проблем нет. У нас проблема с желанием. Лежат книги, красивые, новоизданные, даже переизданные – мы на них смотрим, но не читаем. Давайте читать и, прочитав, пытаться это применить в жизни, стараться следовать тем ценным советам, указаниям, которые нам показывают святые отцы. Они были опытные, они были спринтеры, у них много что получалось (многое и не получалось – они об этом тоже написали). Поэтому давайте пользоваться их опытом. Может, у нас что-нибудь получится.
Спасибо Вам, отец Николай, за беседу. Прошу подвести итог.
– Дорогие мои, у нас есть большой промежуток времени, в который мы можем сделать что-то по-настоящему ценное. Не ставьте себе огромной задачи – поставьте минимальные задачи, которые сегодня мы озвучили в передаче. Постарайтесь их соблюдать – и сфокусироваться на делах милосердия: поверьте мне, когда человек начинает творить дела милосердия, у него самого сердце начинает радоваться и Господь посылает ему незабываемые ощущения. И, дай Бог, мы с вами пройдем Великий пост и придем к светлому празднику Пасхи Христовой.
Записали:
Елена Кузоро
и Наталья Культяева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.